Год из жизни фармрынка Украины

 IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014

ФРЕЙМ 1. 6–7 февраля в Киеве в отеле «Русь» состоялся IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014. В рамках эффективных понятий», организаторами которого выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма—Украина» и «УкрКомЭкспо», а генеральным спонсором — компания «STADA CIS». Мероприятие посетило 295 человек, среди которых топ-менеджеры украинских и зарубежных фармкомпаний, народные депутаты Украины, представители регуляторных органов, эксперты рынка, аналитики, юристы и другие специалисты, так или иначе связанные с фармацевтическим рынком. В ходе форума операторы ведущих украинских и зарубежных фармкомпаний и организаций подвели итоги деятельности минувшего года, поделившись прогнозами развития украинского и мирового фармрынка на 2014 г.

Традиционно со вступительным словом выступили модераторы форума — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Владимир Игнатов, глава представительства «Ипсен Фарма» в Украине, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Олег Фельдман, директор подразделения здравоохранения компании «Synovate Comcon», поприветствовав участников форума и с оптимизмом пожелав им успеха в турбулентных потоках фармрынка.

БЕГ ПО КРУГУ

Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор (Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины)Первый фрейм под названием «Что было. Итоги 2013» был призван сформировать у участников форума четкое понимание того, как фармрынок Украины развивался в 2013 г. и чего стоить ждать в 2014 г. с учетом нестабильной ситуации в стране. Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор (Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины), открыл форум докладом «Бег по кругу», в котором проанализировал макроэкономическую ситуацию в стране, продемонстрировав, как Украина выглядит на фоне ряда других европейских стран, а также России, Китая и США.

Докладчик представил топ главных, по мнению русской службы ВВС, экономических событий, произошедших в 2013 г., выделив те, которые прямо или косвенно касались Украины: рост ВВП в России рекордно «просел», Кремль решил распечатать Фонд национального благосостояния, разгорелся скандал с подписанием Украиной соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (European Union Association Agreement), экономический рост в России серьезно замедлился.

Министерство экономического развития (МЭР) России, прогнозируя динамику реального ВВП России на 2014 г., еще в декабре 2012 г. приводило показатель в размере 3,6%, однако уже в декабре 2013 г. эта цифра была уменьшена до 1,4%. В целом прогноз МЭР России, касающийся развития экономики до 2030 г., выглядит скорее пессимистичным, чем оптимистичным. И это неудивительно, ведь по итогам 2013 г. Федеральная служба государственной статистики России отчиталась о реальном ВВП в размере 1,3%.

Динамика реального ВВП в Китае по итогам 2013 г. составила 7,7%, однако на 2014 г. прогнозируется 7,4%. В связи с вложением значительных инвестиций в развитие инфраструктуры в стране появилась проблема с долгами цент­рального правительства и местных бюджетов.

После экспресс-обзора экономики зарубежных стран Л. Гуляницкий детально остановился на анализе экономики Украины. В соответствии с данными Государственной службы статистики Украины динамика реального ВВП по итогам 2013 г. составила 0%. Хотя большинство прогнозов известных аналитических компаний сводились к тому, что данный показатель будет ниже нуля.

Докладчик представил вниманию аудитории различные прогнозы макроэкономических показателей в Украине на 2014 г. По прогнозам международного рейтингового агентства «Standard & Poor’s», в наступившем году динамика реального ВВП составит 1%, а индекса потребительских цен (ИПЦ) — 5%, в то время как Всемирный банк прогнозирует, что оба показателя будут на уровне 2%.

Если говорить о соотношении доли граждан в зависимости от их финансового состояния и уплаченных ими налогов, то в разных странах этот показательно значительно отличается. Так, 50% состоятельных людей в США платят 97% налогов, в том числе богатые люди (10%) платят 70%, из них самые богатые (1%) — 36%. В то время как в Украине доля налогов, оплачиваемых 10% богатых людей, составляет 20%, а самыми богатыми — 4%.

Докладчик представил два варианта развития рынка лекарственных средств на 2014 г. При оптимистичном сценарии прирост рынка составит 6,1%. При умеренно пессимистичном варианте развития событий, в случае значительного изменения курса валют, возможна убыль в размере 2,5%.

Л. Гуляницкий завершил свое выступление известной фразой Рональда Рейгана: «Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать — регулируй, а если остановилось — субсидируй».

УКРАИНСКИЙ ФАРМРЫНОК 2013 г. В ДЕТАЛЯХ

Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research»Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», в докладе «Украинский фармрынок–2013 в деталях» осветил основные тенденции развития фармрынка Украины в 2013 г. и факторы, которые влияли на этот процесс, а также представил оптимистичный и пессимистичный прогнозы развития рынка на 2014 г.

Докладчик начал свое выступления с прогноза рынка глобальной Фармы. В соответствии с прогнозами компании «IMS Health» мировые расходы на лекарственные средства к 2017 г. достигнут 1,2 трлн дол. США, увеличившись на 235 млрд дол. по сравнению с 2012 г.

В ближайшие 5 лет развивающиеся рынки будут играть важнейшую роль в развитии мирового фармацевтического рынка. По данным компании «IMS Health», Украина относится к развивающимся рынкам, а именно — к их третьему ярусу. Для того чтобы отечественный фармрынок и дальше входил в перечень развивающихся, темпы его прироста должны находиться на уровне 7–10%.

Переходя к анализу украинского фармрынка, С. Ищенко отметил, что в 2013 г. он превысил оптимистичные ожидания операторов — прирост объема продаж достиг уровня 14% (суммарно розница + госпиталь) в денежном и 0,5%в натуральном выражении.

Докладчик напомнил, что с прошлого года компания «Proxima Research» при мониторинге рынка в валютном выражении перешла с курса НБУ на курс компании «Reuters», которая отображает курсы межбанковских котировок на каждый день.

Динамика и объем рынка в валютном выражении напрямую зависят от курса валют, используемого при расчетах. Так, в долларах по курсу НБУ темпы роста фармацевтического рынка (розница + госпиталь) в 2013 г. составляют 14%, по курсу Reuters — 13%, а в евро — 9%.

Что касается рынка розничной реализации лекарственных средств, то в 2013 г. темпы его прироста составили 12,6% в гривневом выражении и 11,6% в долларовом эквиваленте по курсу Reuters, а по курсу НБУ — 12,6%. При значимой разнице между курсом НБУ и межбанковским валютным курсом в Украине развитие рынка в валюте корректно оценивать по курсу Reuters.

Если говорить об уже начавшемся 2014 г., то резкое изменение курса доллара США повлечет за собой значимое снижение темпов прироста рынка лекарственных средств до 6% в долларовом выражении.

К критическим факторам, влияющим на рост фармрынка, относятся номинальные доходы населения. Среди значимых событий 2013 г., повлиявших на дальнейшее развитие фармацевтического сектора, докладчик выделил регуляторные и портфельные ограничения, вследствие которых с рынка ушли препараты и даже компании, а также Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на препараты для лечения лиц с гипертонической болезнью, вследствие реализации которого количество потребляемых доз препаратов, включенных в него, увеличилось на 54%. При этом объем средств, потраченных населением и государством на закупки этих лекарственных средств, увеличился на 22%.

Комментируя топ-лист маркетирующих организаций по объему розничных продаж лекарственных средств, докладчик отметил, что структура темпов роста каждой компании различна, однако у всех присутствует инфляционная составляющая.

Ни для кого не секрет, что двигателем рынка является реклама, а в случае с лекарственными средствами — еще и промоция. Так, по итогам 2013 г. вложения в ТВ-рекламу увеличились на 45%, в то время как инвестиции в рекламу в неспециализированной прессе и на радио уменьшились. Промоционная активность, направленная на специалистов здравоохранения, остается на прежнем уровне. Среди всех типов промоции воспоминания о визитах медицинских представителей (МП), как и раньше, занимают лидирующие позиции. Практически не изменилось число воспоминаний специалистов здравоохранения о визитах МП зарубежных фармкомпаний, в то время как количество воспоминаний об отечественных МП увеличилось на 15%. По итогам 2013 г. и зарубежные, и отечественные производители увеличили объем инвестиций в ТВ-рекламу, однако для отечественных прирост более значимый — на 71%.

Для эффективной работы в 2014 г. производителям необходимо очень быстро реагировать на резкие изменения курса валют, корректируя гривневую цену, и своевременно декларировать оптово-отпускные цены, чтобы не потерять свои позиции в сегменте госпитальных закупок.

Еще одна важная возможность для производителей в 2014 г. — превращение финансовых стимулов, используемых в работе с аптечными сетями, в реальные маркетинговые проекты.

В сегменте дистрибуции пятерка лидеров аккумулирует около 92% поставок лекарственных средств в аптечные сети. Безоговорочным лидером является компания «БаДМ», следом идут компании «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Вента» и «Фра-М». Увеличивает свой удельный вес и компания «Фармпланета». Накал конкурентной борьбы в сегменте дистрибуции не ослабевает.

В 2014 г. дистрибьюторы будут вынуждены хеджировать валютные риски и дифференцировать условия работы с товаром «за гривню». Для обеспечения рентабельности в условиях слабо растущего рынка необходимо оптимизировать внутреннюю логистику и управление издержками. Более глубокая интеграция в аптечные сети позволит обеспечить гарантированные и управляемые каналы сбыта. Благодаря развитию IT-технологий, позволяющих управлять товарными запасами аптечного учреждения, они будут перетягивать на себя функцию управления ассортиментом. Также дистрибьюторы продолжат расширять спектр дополнительных сервисов для производителей, борясь за эксклюзивность отношений.

В современных условиях аптечные сети становятся полем боя производителей за лояльность к собственной торговой марке. По состоянию на начало года в стране функционирует 21 439 торговых точек, их них 16 167 аптек и 5272 аптечных пункта. За последние 2 года с украинского фармацевтического рынка исчезли аптечные киоски, их место заняли аптеки. Изменение структуры аптечной розницы не привело к существенному сокращению количества аптечных учреждений.

В условиях снижающегося потребительского спроса аптечные учреждения не имеют возможности повышать розничные наценки. В 2013 г. средневзвешенная наценка по рынку снизилась до 21%, в то время как в 2009 г. этот показатель достигал 31%.

По итогам трех кварталов 2013 г. в первую пятерку рейтинга по объему аптечных продаж вошли «Аптека-Магнолия», «Мед-Сервис групп», «Титан», «Бажаемо здоровья Сириус-95» и «Фармастор». Консолидация аптечных сетей происходит медленно. Так, 60% общего объема товарооборота рынка аккумулируют 100 лидирующих аптечных предприятий. И за последние 3 года данный показатель увеличился почти на 3%.

По мнению С. Ищенко, в текущем году аптечным сетям стоит активнее применять категорийный менеджмент, рыночные подходы к ценообразованию и управлению номенклатурой. Кроме того, им необходимо развивать IT-технологии, формируя прозрачную открытую отчетность для производителя/дистрибьютора, повышая управляемость сетью. Эти операторы будут активно развивать сервисы, направленные на потребителя, завоевывая интернет-пространство, использовать мобильные платформы для коммуникации с покупателем, формируя лояльность к торговой марке, обеспечивая постоянство спроса.

В завершение С. Ищенко озвучил свой прогноз относительно развития рынка розничной реализации лекарственных средств на 2014 г. Так, при оптимистичном варианте развития рынка рост составит 6,1% в долларовом эквиваленте по курсу Reuters, а при пессимистичном — убыль 2,5%.

Докладчик акцентировал внимание аудитории на том, что для ведущих игроков фармрынка кризис — это не всегда проблема, кризис — это зачастую возможность увеличить свою рыночную долю за счет не столь активных операторов рынка. Результатом этого может стать консолидация рынка на всех уровнях. Инвестиции успешных производителей в активно растущие аптечные сети приносят свои плоды.

Год из жизни фармрынка Украины

УРОКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ: ЧЕМУ ОНИ НАС УЧАТ?

Региональный директор «Орион» (Финляндия) в СНГ, президент Ассоциации международных фармпроизводителей Украины (AIPM) Виктор ПушкаревРегиональный директор «Орион» (Финляндия) в СНГ, президент Ассоциации международных фармпроизводителей Украины (AIPM) Виктор Пушкарев остановился в своем докладе на уроках, извлеченных из развития фармацевтического рынка Украины, и влиянии ситуации на соседних рынках на будущее фармацевтического сектора страны.

Анализируя историю в общих показателях, таких как темпы роста рынка лекарственных средств за последние 10 лет, следует отметить, что революции, потрясения и турбулентности приводили только к увеличению потребления лекарственных средств в Украине. Поскольку каждая новая власть стремилась улучшить социальную сферу путем повышения социальных стандартов.

В начале 2000-х годов развитие фармрынка ассоциировалось преимущественно с развитием аптечного сегмента. Кризисным в истории фармрынка стал 2009 г., что обусловлено кризисом, начавшимся в IV кв. 2008 г. По мнению В. Пушкарева, снижение темпов роста в 2013 г. может быть связано с внедрение проекта реимбурсации. И эта тенденция неудивительна, так как реимбурсация давит вверх объем, опуская вниз цены. Таким образом, тренд, который отмечается в Украине, схож с трендами других стран, где реимбурсация более развита.

Историю украинского фармацевтического рынка писали и пишут не только силы, которые действуют в Украине, она также складывается и под влиянием внешних факторов. Их довольно много, но к наиболее важным стоит отнести политику в системе здравоохранения и фармацевтической сфере в соседних странах.

Российская стратегия «ФАРМА 2020» направлена на то, чтобы сделать Россию фармацевтическим центром в этой части мира. Одной из важных составляющих реализации данной стратегии является стимулирование притока инвестиций, в том числе международных.

Казахстан, который в СССР не занимал большой доли в фармацевтическом производстве, сейчас оказался большим игроком на рынке M&A. Политика властей этой страны призвана сделать фармотрасль конкурентоспособной.

В Беларуси государство также работает над повышением конкурентоспособности этой отрасли через мотивацию производителей диетических добавок и парафармацевтики (имеющей свободное обращение в других странах Таможенного союза), а также путем стимулирования лицензионных проектов.

Сравнительный анализ темпов роста свидетельствует, что в силу дисбаланса потребности и потребления, неудовлетворенных медицинских нужд украинский рынок лекарственных средств в последние годы развивался достаточно динамично, а темпы прироста украинского рынка на фоне российского выглядят вполне пристойно.

Резерв Украины в части потребления и удовлетворения медицинских нужд есть. В нашей стране, как и в России, слишком большую часть в потреблении занимают безрецептурные препараты. Но значительного прироста их потребления в ближайшие годы не предвидится, но имеется резерв в части обновления медицинских технологий и замены устаревших препаратов новыми.

Докладчик обратил внимание на то, что анализ структуры потребления по группам АТС-классификации показывает отсутствие баланса потребления с заболеваемостью в отдельных классах. При сравнении структуры потребления в Польше и Украине заметно отставание нашей страны в сегменте кардиологических и пульмонологических препаратов. Это является сигналом того, что у нас есть неудовлетворенная медицинская потребность именно в этой области, например в отношении статинов и ингаляционных продуктов для лечения обструктивных заболеваний легких. Это то, на что должны обратить внимание власти при дальнейшем развитии системы реимбурсации.

Изменения, произошедшие с рынком в последние годы, коснулись сегментов регулирования цен и наценок, допуска лекарственных средств на рынок и спроса на фармацевтическую продукцию.

Регулирование в области цен и наценок может привести к исчезновению дорогостоящих генериков, возникнет определенный риск, связанный с доступностью и предложением фармацевтической продукции, что может стать причиной снижения привлекательности для инновационных продуктов и привести к дисбалансу потребности и потребления. Все это указывает на то, что отечественный фармрынок идет по тренду небрэндированных генерических препаратов.

В части допуска лекарственных средств по-прежнему проблемой остается вся группа изменений, направленных на гармонизацию с таковыми в ЕС, так как эта гармонизация была частичной. В итоге отечественное регулирование похоже на европейское, но есть такие аспекты, как, например, негармоничная существующая система одобрения изменений (variations) и перерегистрации, которые дезорганизуют работу фармацевтических компаний.

Что касается спроса, то частичное ограничение рекламы ОТС-препаратов и промоции в Rx-сегменте, с одной стороны, должно привести к балансу между структурой заболеваемости и потреблением лекарственных средств, но, с другой — существует угроза затруднений при позиционировании продукции.

Подводя итоги, В. Пушкарев обратил внимание аудитории на то, что для развития рынка необходим баланс глобальных и локальных драйверов роста. К глобальным драйверам докладчик относит неудовлетворенные медицинские потребности, новые молекулы, использование старых молекул для новых показаний, заболевания, связанные со старением нации, и развивающиеся рынки. Украинскими драйверами, по мнению В. Пушкарева, являются оптимизация структуры потребления в соответствии со структурой заболеваемости через реформирование системы здравоохранения, обновление медицинских технологий путем стимулирования притока инноваций, повышение платежеспособного спроса, включая развитие системы медицинского страхования, субсидирование потребления лекарственных средств. Совокупность этих факторов позволит фармацевтическому рынку Украины двигаться только вперед.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПАУЗА–2013. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ–2014

 Игорь Хмилевский, руководитель проекта «Фармконсалтинг»Данная тема была освещена экспертами по инвестициям. Игорь Хмилевский, руководитель проекта «Фармконсалтинг», рассказал об инвестиционном климате во всех сегментах фармрынка и его динамике за последние годы, а также представил прогноз на 2014 г.

Оглянувшись почти на десятилетие назад, И. Хмилевский напомнил, что до 2008 г. топ-5 производителей и топ-10 дистрибьюторов вызывали у инвесторов больший интерес, чем прочие игроки рынка. При этом производители и дистрибьюторы неохотно шли на контакт с инвесторами, отказываясь от переговоров или запрашивая нереальную цену за бизнес. В сегменте аптечного ритейла в те годы началось зарождение аптечных сетей национального масштаба. Структура аптечного рынка была представлена коммунальными сетями и незначительным количеством крупных частных сетей. В целом данный сегмент не вызывал интереса у инвесторов, однако именно в то время возникла идея строить бизнес «на продажу».

После кризиса 2008 г. ситуация изменилась. Часть компаний, которые ранее отказывались от общения с инвесторами, теперь начали искать возможности для встреч с ними. На то время были заключены первые сделки, такие как покупка компаний «Витамины», «Биофарма», «Сперко Украина». В сегменте производителей на фоне лидирующих компаний появился так называемый средний класс, догоняющий своих крупных коллег.

Сегмент дистрибуции стал более консолидированным, так как выделилась пятерка лидеров. После 2008 г. инвестиции в данном сегменте преимущественно портфельные.

В розничном сегменте началась конкурентная война, обусловленная появлением большого количества крупных частных сетей. Структура данного сегмента изменилась незначительно, однако и здесь появилась широкая прослойка так называемого среднего класса. В аптечные сети инвестировали преимущественно отечественный капитал.

Докладчик отметил, что в 2013 г. в сегменте производителей повышенное внимание инвесторов сосредоточилось на среднем классе, так как он требует не таких значительных вложений, как Big Pharma, но является не менее перспективным. Сегмент дистрибьюторов не претерпел изменений, топовые компании продолжают удерживать свои позиции. В сегменте аптечных сетей в борьбе за долю рынка многие компании пошли на укрупнение. По итогам 2013 г., топ-100 аптечных сетей покрывают 60% рынка. И. Хмилевский отметил, что пока инвесторы и аптечные сети не могут найти компромисса в вопросе стоимости бизнеса, которая удовлетворит желания обоих сторон.

По словам докладчика, в связи с нестабильной ситуацией в стране довольно сложно прогнозировать инвестиционный климат на фармрынке. В 2014 г. ожидались две сделки в сегменте производителей, однако в сложившейся ситуации эти прогнозы могут не оправдаться.

Инвестиции в производство — это большие капиталовложения, а значит, и большие риски. Поэтому на данный момент ситуация в стране снижает инвестиционную привлекательность производителей. В 2014 г. самым активным сегментом с точки зрения инвестиционных процессов будет именно розничный, так как он не требует больших капиталовложений, а значит, не подвергает инвестора большим рискам.

Константин Магалецкий, партнер компании «Horizon Capital Advisors»Об инвестиционных перспективах фармацевтического рынка рассказал Константин Магалецкий, партнер компании «Horizon Capital Advisors». Докладчик отметил, что в 2013 г. экономическая ситуация в стране была непростой. Например, реальный ВВП только в IV кв. 2013 г. продемонстрировал положительную динамику впервые за последние 6 кварталов. По мнению К. Магалецкого, многие рис­ки, повлиявшие на экономику страны в 2013 г., сохранятся в 2014 г. Среди них он выделил протесты в Украине, вероятность досрочных выборов, неопределенность по подписанию соглашений с Россией/ассоциация с Европейским Союзом, а также то, что экономические проблемы по-прежнему не решаются, их рассмотрение откладывается «на потом».

По итогам 2012–2013 гг., иностранные инвесторы в России в большинстве своем покупали не производственные мощности, а портфели препаратов с целью минимизации своих рисков. Как считает докладчик, инвестиции именно в портфели препаратов будут популярными в ближайшие годы.

Касательно M&A-соглашений, то в целом их количество в Центральной и Западной Европе продолжает увеличиваться, однако в Украине оно по-прежнему незначительное, в 2013 г. их было осуществлено всего 2.

Непростая экономическая ситуация замедляет приток инвестиций в фармацевтический рынок Украины и, по мнению докладчика, 2014 г. не станет исключением. В то же время позитивная динамика рынка и значительный потенциал роста являются привлекательными для иностранных инвесторов. Усилить их интерес могут развитие отечественных брэндов, введение ограничений на импорт лекарственных средств и внедрение системы возмещения стоимости препаратов со стороны государства.

Докладчик закончил выступление фразой: «Глаза боятся, а руки делают!», призвав операторов рынка не опускать руки перед трудностями.

Тим Коган, директор департамента корпоративных финансов компании «Capital Times»Тим Коган, директор департамента корпоративных финансов компании «Capital Times», представил свою точку зрения на процесс слияний и поглощений в сегментах производителей, дистрибуции и производства, начиная с Private Label.

Маржинальность в сегменте дистрибуции довольно низкая, и в ближайшее время нет предпосылок для ее увеличения. Поэтому дистрибьюторам стоит обратить внимание на возможность вертикальной интеграции в сегмент ритейла. Ведь крупнейшие дистрибьюторы имеют инвестиционную поддержку и предпосылки для дальнейшего развития.

Т. Коган также порекомендовал производителям инвестировать в продуктовые портфели. По его словам, 2013 г. был годом атаки иностранных стратегических инвесторов на украинский рынок. И это были не мировые гиганты, а компании из экзотических, с точки зрения притока инвестиций, стран (Турция, Израиль, Иордания). Их всех интересовали не производственные мощности, а портфели и брэнды. Продуктовый портфель оценивался более высоко, чем целое предприятие как бизнес.

В розничном сегменте прогнозируется дальнейшая консолидация, прежде всего за счет украинского капитала. Частные аптечные сети должны стремиться увеличить свою долю на рынке.

Юрий Астахов, директор инвестиционно-банковского направления компании «Dragon Capital»Свое видение экономической ситуации в стране и ее влияния на тенденции в сфере M&A представил Юрий Астахов, директор инвестиционно-банковского направления компании «Dragon Capital».

Снижение темпов роста фармацевтического рынка коррелирует с общей экономической ситуацией в Украине, а точнее — с реальным ВВП и реальным потреблением. Докладчик обратил внимание на то, что, по оценке компании «Dragon Capital», реальный рост ВВП составил -0,7%, в то время как Государственный комитет статистики Украины предоставляет другие цифры.

Среди основных причин ухудшения экономической ситуации Ю. Астахов выделил низкие цены на основные экспортные сырьевые товары (в том числе зерновые и продукцию металлургической отрасли), торговые войны и высокую цену на российский газ для Украины.

Важен тот факт, что резервы НБУ находятся на низком уровне и составляют около 18,8 млрд дол. Негативным фактором является то, что на данный момент в стране нет предпосылок для стабилизации и увеличения резервов. Стоит учитывать также валютные обязательства Украины. Уже сегодня можно говорить о предстоящей девальвации гривни, но, с точки зрения фундаментального анализа, гривня не должна обесцениться более чем 9 грн. за доллар.

Поскольку фармацевтический сектор в значительной степени зависит от повышения реального потребления, докладчик не дал оптимистичного прогноза на 2014 г. В то же время рост экономики при отсутствии шоковых ситуаций может составлять 2,5%, а реального потребления — 7%. Позитивный прогноз основан на ожиданиях восстановления экономики стран ЕС и снижения стоимости газа. Но его реализация зависит от дальнейшего развития событий на политической арене и нормализации отношений с торговыми партнерами.

К основным драйверам M&A докладчик отнес экономическую ситуацию и привлекательность фармотрасли, потребность в долгосрочном капитале для развития, жизненный цикл продуктового портфеля, значимый эффект экономии в масштабе, географическую диверсификацию и важность локального присутствия компаний.

Сергей Лысов, директор по прямым инвестициям компании «Dragon Capital»Сергей Лысов, директор по прямым инвестициям компании «Dragon Capital», выделил основные факторы, которые делают украинский фармрынок привлекательным для инвесторов.

На взгляд финансового инвестора, привлекательность фармрынка состоит в том, что когда потребление и экономика в целом развиваются, фарма прирастает еще быстрее. А при экономическом спаде на фармрынке его темпы медленнее, чем в других отраслях. Не менее важно то, что большой сегмент фармрынка еще не консолидирован.

Докладчик отметил, что сегмент фармпроизводства отличается достаточно высоким уровнем рентабельности. У крупнейших производителей маржа EBITDA превышает 20%. Это достаточно весомый стимул для любого инвестора. По мнению С. Лысова, залог инвестиционной привлекательности — наличие в портфеле препаратов, которые являются лидерами в своих сегментах либо таких, которые в перспективе могут ими стать. В целом портфель должен быть сбалансирован и включать рецептурные и безрецептурные препараты. Для инвесторов интересны компании с высокими темпами прироста объема продаж. Важны также представленность компании на экспортных рынках, соответствие стандартам GMP и прозрачность бизнеса.

ИНТЕРВЬЮ С РЕГУЛЯТОРОМ

Михаил Бродский, председатель Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (далее — Гос­предпринимательства Украины)Первый фрейм завершило интервью с регулятором, которым выступил Михаил Бродский, председатель Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (далее — Гос­предпринимательства Украины).

И. Крячок, директор компании «МОРИОН», модератор интервью, отметил, что в настоящее время у операторов рынка имеется ряд острых вопросов, адресованных Госпредпринимательства. Первый вопрос заключается в необходимости разработки и принятия механизма, который позволит оперативно корректировать граничные уровни оптово-отпускных цен на препараты с учетом резкого изменения курса валюты. Ведь в стоимости большинства лекарственных средств, находящихся в обращении на украинском рынке, велика доля импортной составляющей. Этот сегмент препаратов зависит от соотношения грн./дол.

На протяжении предыдущих лет предпринимались попытки государственного регулирования цен на лекарственные средства. И пилотный проект по артериальной гипертензии, и готовящийся к реализации пилотный проект по регулированию цен на препараты инсулина предусматривают фиксацию граничной оптово-отпускной цены в гривне. Опыт Венгрии, России и ряда других стран показывает, что фиксация цены в национальной валюте во времена ее девальвации сопровождается проблемами с поставками лекарственных средств. Сегодня такой риск существует и для Украины.

Второй вопрос касается внедрения в Украине обязательной нормы по выписыванию рецептов по международным непатентованным наименованиям. Как отреагирует рынок на это нововведение? И. Крячок напомнил, что в связи с реализацией пилотного проекта по регулированию цен, которое распространяется всего лишь на несколько молекул по международным непатентованным наименованиям, на протяжении года врачи «вспоминали» правила выписывания рецептов на эти лекарственные средства.

М. Бродский, поприветствовав участников форума, выразил пожелание провести профессиональную дискуссию, основанную на фактах и цифрах, а не на личных ощущениях. Касательно расчета цен на препараты, включенные в пилотные проекты, он напомнил, что в его основу положен механизм внешнего референтного ценообразования. В качестве референтных стран выбраны ближайшие к Украине государства Европейского региона. Референтная цена определяется в валюте и затем по курсу НБУ пересчитывается в гривне. Поэтому с повышением курса иностранной валюты увеличивается и оптово-отпускная цена. «Я изучил европейские модели ценообразования. Они все разные, но справедливые, — отметил председатель Госпредпринимательства. — По моему глубокому убеждению, лекарственные средства — не товар. И государство обязано участвовать в регуляции процессов ценообразования на эту категорию продукции».

М. Бродский отметил, что благодаря работе Госпредпринимательства за последние 4 года украинский фармрынок стал более прозрачным, конкурентным. «Наверное, пришло время готовить место для следующего дерегулятора, — сообщил он. — И тому, кто придет после меня, я постараюсь рассказать все, что мне удалось понять, чтобы продолжала реализовываться политика, начатая нами. Единственное, что мне не удалось завершить, хотя соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины, — это введение налога на добавленную стоимость на операции по поставкам лекарственных средств на уровне 7%. Считаю, что это в первую очередь необходимо для пациентов, поскольку такая мера приведет к повышению прозрачности при таможенном оформлении лекарственных средств и даст дополнительные средства, которые должны быть направлены на развитие системы реимбурсации».

Также М. Бродский обратил внимание на проблему коррупции. По его мнению, в системе здравоохранения самым значимым источником коррупции является система тендерных закупок, справиться с которой можно путем внедрения механизм реимбурсации. Гос­предпринимательства принимала участие в расчете референтных цен на препараты инсулина и оказалось, что в Украине цены на импортные инсулины завышены по сравнению с уровнем цен на эти же препараты в референтных странах. Приведение цен на инсулины в Украине к таковым референтных стран позволит государству сэкономить около 20% бюджета, выделяемого на закупки этих препаратов. По словам председателя Госпредпринимательства, сэко­номленные средства можно будет направить на увеличение объема закупок инсулинов в упаковках или перенаправить их на финансирование закупок других групп препаратов.

Что касается пилотного проекта по регулированию цен на антигипертензивные препараты, М. Бродский сообщил о том, что он принимал активное участие в разработке механизма референтного ценообразования на эту группу препаратов. Пилотный проект продемонстрировал хорошие результаты. Поэтому правительство приняло решение о его продлении на 2014 г. М. Бродский отметил, что это постановление КМУ, среди прочего, предусматривает выделение бюджетных средств на возмещение стоимости препаратов, отпущенных аптечными учреждениями в декабре 2013 г. «Все, что мы делаем на этом рынке, в долгосрочной перспективе благоприятно отразится на показателях продолжительности жизни украинского народа и его инвалидизации», — подчеркнул докладчик.

Насчет инициативы по поводу внедрения обязательной нормы о выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям М. Бродский пояснил, что она направлена на борьбу с маркетинговой деятельностью врачей. По его мнению, со вступлением в силу данной нормы врачи не могут навязать пациенту дорогостоящий препарат. Ведь в рецепте указывается только международное непатентованное наименование, и пациент в аптеке может выбрать то лекарственное средство, которое ему по карману. Кроме того, теперь фармкомпании не могут вести учет рецептов, в которых ранее указывались торговые наименования, для бонусирования врачей.

В свою очередь, участники форума сообщили М. Бродскому о том, постановление КМУ о продлении пилотного проекта по артериальной гипертензии не опубликовано в открытых источниках. Поэтому оснований для возмещения стоимости препаратов, включенных в этот пилотный проект, нет. В результате в январе 2014 г. ни один пациент не смог приобрести антигипертензивные препараты по программе реимбурсации.

М. Бродский порекомендовал участникам форума официально обратиться в Госпредпринимательства и пообещал способствовать решению данной проблемы.

И. Крячок задал вопрос, касающийся выписывания рецептов по международным непатентованным наименованиям, отметив, что структура потребления препаратов в Украине драматически отличается от таковой в ЕС. Насколько своевременно сегодня, когда структура потребления и возмещения стоимости препаратов в Украине не соответствует таковой в странах ЕС, вводить норму об обязательном выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям?

Отвечая на этот вопрос, М. Бродский отметил: «Надеюсь, вы помните, какие возникали вопросы при введении GMP? Теперь их нет. И с выписыванием рецептов по международным непатентованным наименованиям вопросов не будет. Но референтные цены будут обязательно!».

Ответ инициировал вопросы участников форума. Во-первых, если теперь центр принятия решения о том, какое торговое наименование рекомендовать пациенту, переместился в аптеку, то зачем ей реализовывать дешевый, низкомаржинальный препарат? Аптечный бизнес, как любой другой, нацелен на получение прибыли. Поэтому аптечное учреждение будет стараться продавать препараты с высокой маржинальностью. А значит, норма о выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям не приведет к ожидаемым результатам.

Во-вторых, есть ли у первостольника право вмешиваться в процесс фармакотерапии, которую назначает врач? Эффективность фармакотерапии контролирует лечащий врач, поэтому право принять решение о том, какой именно препарат рекомендовать пациенту для достижения наилучшего лечебного эффекта, должно принадлежать именно ему. В противном случае ответственность за результаты лечения перекладывается на провизора.

В-третьих, поскольку норма об обязательном выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям действует лишь в 6 странах ЕС (Эстония, Литва, Греция, Португалия, Италия и Румыния) для сдерживания государственных расходов на закупки оригинальных препаратов, то с какой целью она внедрена в Украине? В этом контексте участники форума также обратили внимание на то, что в странах ЕС система здравоохранения базируется на медицинском страховании, и рецепт в этих странах является финансовым документом. В этом состоит существенная разница между системами здравоохранения Украины и стран ЕС. И данный аспект обязательно необходимо учитывать при внедрении таких инициатив, как выписывание рецептов по международным непатентованным наименованиям.

Комментируя эти вопросы, М. Бродский отметил, что внедрение данной нормы в Украине не лишает врача права рекомендовать пациенту тот или иной препарат. Он может даже написать его название на бумаге, но не в рецепте.

Завершая интервью, М. Бродский предложил участникам форума подготовить предложения по поводу тех сфер деятельности операторов рынка, которые необходимо дерегулировать, и направить их в Госпредпринимательства.

И. Крячок выразил надежду на то, что все мнения, которые озвучены в ходе форума, станут предметом для диалога Госпредпринимательства и, собственно, предпринимателей.

Продолжение обзора IX Ежегодного аналитического форума «Фармрынок Украины—2014. В рамках эффективных понятий» читайте в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА».

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах  http://www.apteka.ua  и  http://www.morion.ua .

Юлия Кордубайло,
Елена Приходько
фото Сергея Бек
Год из жизни фармрынка Украины
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті