Мировая фарминдустрия и украинский рынок: навстречу друг другу, или как в море корабли…

Тенденции, которые формируются на глобальном фармацевтическом рынке, находят свое отражение, в частности, на рынках различных стран. Интересно, входит ли отечественный фармрынок в их число? Или в силу того, что он является развивающимся, здесь существуют особенности? Как раз в ходе заключительной сессии 5-й ежегодной аналитической конференции «Фармацевтический рынок Украины 2009–2010 гг.» шла речь о тенденциях, точках пересечения, проблемах и влиянии опыта мировой Фармы на реалии украинской отрасли.

Мировая фарминдустрия и украинский рынок: навстречу друг другу, или как в море корабли…

Романа ГладкогоЗаглянуть в будущее глобального фармрынка в целом и украинского в частности помог доклад «Украинский Rx-рынок в контексте развития мировой фармацевтической индустрии, или «когда наступит послезавтра» Романа Гладкого, главы представительства компании «Ferring Pharmaceuticals» в Украине.

В целом в мире в 2009 г. рынок Rх-препаратов вошел в стадию стагнации. Прогнозируется, что уже с 2012 г. развитие этого сегмента будет характеризоваться убылью объема продаж. В структуре продаж мирового фармрынка начиная с 2010 г. уменьшится доля препаратов «мелких» молекул. Отметим, что отечественный рынок Rх-препаратов на 99% состоит именно из таковых.

Начиная с 2014 г. мировой фармацевтический рынок будет расти за счет биологических препаратов и компании-производители будут стараться выводить их на украинский рынок. Крупным международным корпорациям, у которых в продуктовом портфеле есть препараты «мелких» молекул, эксперты прогнозируют уменьшение объе­ма продаж, а имеющим биологические препараты, напротив, — рост этого показателя. Драйверами развития глобального рынка будут вакцины, моно­клональные антитела и так называемые терапевтические протеины. На отечественном фармрынке такие продукты не совсем доступны в связи с высокой стоимостью.

В целом на уровень продаж мировой фармацевтической отрасли влияет ряд внешних факторов, основные из которых — регуляторные, конкурентные, экономические и социально-демографические. Докладчик более подробно проанализировал и сравнил внешние факторы, влияющие на продажи, в Украине и в мире в целом.

Практически все компании большее внимание уделяют безопасности препаратов. Мировой опыт показывает, что препарат с улучшенным профилем безопасности имеет право на более высокую цену и уровень компенсаций (если речь идет о реимбурсации). Для Украины решение этого вопроса еще впереди (становление системы обязательного медицинского страхования; внедрение системы реимбурсации (компенсации амбулаторного потреб­ления лекарственных средств (ЛС)); отказ от системы тендерных закупок ЛС).

Глобальный фармацевтический рынок характеризуется высокой конкуренцией со стороны генери­ческих препаратов. Для рынка биологических препаратов, которым предстоит быть драйверами мирового рынка, конкуренцию в будущем могут составить биосимиляры. Мировой опыт регулирования этой ситуации базируется на разработке ЛС с улучшенным профилем без­опасности. В мире также существует баланс между провизией Болара (который позволяет разрабатывать генерические ЛС еще до истечения патентной защиты) и Data exclusivity (которая не позволяет генерическим ЛС ссылаться на клинические исследования оригинальных продуктов). В этом вопросе в Украине необходимо внедрение протоколов лечения и системы реимбурсации с учетом лекарственных форм препаратов.

Экономические факторы оказали негативное влияние на многие рынки во время финансового кризиса, и в сложившейся ситуации фармацевтические компании зачастую разделяют риски наравне с государством. В Украине этого нет, и ей предстоит перенять такой опыт.

Социально-демографическим фактором, влияющим на развитие фарминдустрии, является старение населения. Возникает потребность в удешевлении существующих ЛС и компенсации со стороны государства дорогостоящих ЛС. В развитых странах все чаще внедряются программы помощи пациентам, инициированные фармацевтическими компаниями. В Украине подобный опыт минимален.

Таким образом, в мировой и украинской фармацевтической отрасли тенденции разнятся и слабо пересекаются. Существуют прогнозы, что ледниковый период на фармрынке будет длиться до тех пор, пока наряду с производителями, дистрибьюторами, аптеками и врачами одним из его звеньев не станет государство. Роль государства заключается не только в регуляции фармацевтического рынка, но и в обеспечении обязательного медицинского страхования, создании прозрачной системы реимбурсации, обеспечении необходимого финансирования, внедрении стандартов оказания фармако­терапевтической помощи (формуляры лечения), обеспечении честной и прозрачной конкуренции на рынке ЛС.

Мировой фармрынок — это огромный механизм. Его составляющими являются развивающиеся, зрелые и развитые рынки. Сегодня украинский фармрынок эволюционирует, но пока находится в 1-й фазе развития и относится к числу развивающихся (Emerging markets). Следующая фаза на эволюционном поприще — это место среди зрелых рынков (Mature markets), а затем — развитых (Advanced markets). Ускорить эволюцию, совершить прорыв и занять место в числе зрелых рынков возможно. Вопрос только в том, как это сделать — постепенно идя по дороге эволюции или с помощью резкого скачка? И второй вопрос, который встает перед фармкомпаниями, а должны ли они сразу стремиться к переходу в 3-ю фазу развития? Кшиштоф Седлецки, глава представительства компании «Astellas Pharma» в Украине, полагает, что, возможно, еще рано совершать прорыв и лучше пройти все этапы и формы развития. Эволюционному развитию, с одной стороны, могла бы способствовать реимбурсация. Постоянно звучат слова о преимуществах ее внедрения в Украине. К. Седлецки выразил беспокойство по поводу внедрения реимбурсации, особенно если учитывать весьма неоднозначные регуляторные действия на фармрынке, с которыми приходится сталкиваться компаниям (принятие новых законов). Ведь вполне возможно, возникнет беспорядок в этом механизме и фармкомпании ждет убыль объема реализации их продукции на отечественном рынке.

Также докладчик поделился наблюдениями об искаженном образе фармкомпаний в глазах общественности в Украине, что негативно влия­ет на имидж производителей.

В целом Фарма выполняет на рынке ряд функций: производит ЛС, проводит обучение и образовательные программы. Фармкомпании являются двигательной силой инновационной продукции и выполняют благотворительную функцию.

К сожалению, общество видит работу Фармы совершенно иначе. Ее представляют неким пылесосом, который отбирает деньги у общества и государства, придумывает искусственные заболевания. Даже при выведении нового продукта на рынок существуют подозрения, что изменяется лишь упаковка препарата, а содержимое остается прежним. Благотворительные программы фармкомпаний трактуются общественностью как фальшивые выступления. В этой ситуации Фарме нелегко найти союзников. Для государства фармкомпании являются больше проблемой, учитывая в последнее время пристальное внимание со стороны регуляторных органов. Врачебная аудитория не всегда выступает союзником Фармы. Они также считают, что фармкомпании их используют. Вполне логично, что потребители должны быть друзьями фармкомпаний. Но потребители также порою выбирают народные методы лечения, а не применение ЛС. Таким образом, друзей/союзников у фармкомпаний нет. Остается открытым вопрос, как им быть хорошими и понятными в глазах потребителей, специалистов здраво­охранения и государства ..

Эволюционное развитие украинского фармрынка неизбежно. Посильный вклад в этот процесс обеспечивают зарубежные компании, количество которых на отечественном фармрынке постепенно увеличивается. К тому же Украина обладает региональными особенностями на постсоветском пространстве.

Более подробно об этом рассказала Ирина Каракай, глава представительства компании «Boehringer Ingelheim» в Украине. Географическое расположение Украины представляет собой удобное место обмена и передачи информации, технологий и наработок с Запада. В рыночном «пироге», условно названном «Россия и страны СНГ», Украина занимает долю в размере 12%. А если в нем не учесть Россию, то удельный вес Украины меняется и составляет около половины всего бизнеса в региональном масштабе стран СНГ.

Исторически так сложилось, что у головных офисов большинства фармкомпаний отсутствовала общая информация о рынках СНГ и они не знали, каков там потенциал развития бизнеса. И сегодня на некоторых рынках все еще этот сервис недоступен. Поэтому большинство бизнес-решений на рынках стран СНГ основывается на интуитивных предположениях и внимание фармкомпаний фокусируется на крупнейших рынках — России и Украине.

Зачастую получение всей необходимой специфической информации для принятия решений об уровне инвестиций и портфеле продуктов (базы данных, предпочтения в назначениях врачей, детальная информация о конкурентах и др.) на рынках СНГ проблематично. Тем не менее поиск этой информации должен происходить на постоянной основе и может проводиться не только в традиционных источниках.

В течение последних 15 лет фармкомпании использовали разные модели бизнеса на рынках стран СНГ. Ответственность за работу на этих рынках была распределена между головным офисом и представительством в Украине или России. Неоднократно чередовались и корректировались решения о вариантах координации работы на рынках СНГ.

Сегодня с привлечением украинских специалистов стажируется и обучается персонал многих фармкомпаний, работающих на рынках стран СНГ.

Кроме того, с территории Украины может быть оказана логистическая поддержка (а также локальная адаптация, включающая переупаковку ЛС) и распределение продукции по странам СНГ с помощью украинских логистических центров и таможенных лицензионных складов.

Таким образом, на определенном этапе развития компании координация деятельности в Украине и странах СНГ помогает ей самостоятельно выстраивать бизнес в этих регионах. Важным моментом также является обратный процесс. Это расширение экспорта ресурсов и видов сервиса из Украины (аналитика рынка, обучение персонала, логистика и др.) и, наоборот, применение опыта стран СНГ на рынке Украины.

Модератор заключительной сессии Владимир Игнатов предложил экспертам высказать свое мнение по поводу влияния глобальных тенденций Фармы на украинский фармрынок.

Виктор Пушкарев, региональный директор «Orion Corporation» в странах Восточной Европы, подчеркнул, что украинская фармотрасль старается ориентироваться на европейские стандарты. Драйверы для украинской и мировой фарминдуст­рии одинаковы. Это новые молекулы, старые молекулы для новых показаний, биотехнологии, заболевания, связанные с возрастом, а также возможность развиваться на тех рынках, где потребность зависит от специфики потребления в регионе. Однако в сегменте потребления на мировом и украинском рынках картина существенно отличается. И эти отличия, прежде всего, связаны с моделью финансирования потреб­ления.

В Европе функционирует система реимбурсации и потребление ЛС соответствует нуждам населения. Сегодня фармрынки Европы двигаются в нескольких направлениях. Первое — ограничение коммуникаций фарминдустрии со специалистами (например в Швеции запрещены визиты медпредставителей к врачам, подобная ситуация ожидается в Польше и Чехии). Второе направление — развитие генерического сегмента, когда страхованию подлежат дешевые генерические продукты. Третье направление — это существующий платежеспособный спрос на этих рынках. Украина, в свою очередь, находится в принципиально другой ситуации.

Как отметил Юрий Руденко, генеральный директор «Unipharm Inc.» в Украине, о близости украинского фармрынка к европейскому свидетельствует широкое использование многофакторного анализа, основанного на оценке уровня потреб­ления ЛС, промоционной активности и эффективности работы внешней службы. В корпорации «Unipharm Inc.» среди стран, где представлена продукция компании, Украина лидирует по объему продаж ЛС на душу населения. Именно украинское представительство «Unipharm Inc.» стало инициатором корпоративного применения синтеза различных аналитических инструментов для повышения результативности бизнеса. В дальнейшем компания планирует продолжать экспансию на близлежащих рынках, в том числе и в странах СНГ. Показатели рыночного развития компании за последние 3 года свидетельствуют о том, что страны постсоветского пространства характеризуются успешными результатами продаж ОТС-препаратов и витаминных комплексов.

Крупным фармкомпаниям под силу многое. И это не только завоевание развивающихся рынков, но и покупка локальных игроков, если того требуют стратегические цели. Однако сегодня этот вопрос звучит не так громко, как некоторое время назад.

Владимир Митин, региональный директор компании «Actavis» в Украине и СНГ, рассказал, что компания росла последние 10 лет путем слияний и поглощений. На сегодня компания не планирует приобретения на украинском фармрынке. Прежде всего, это связано с нестабильностью экономической ситуации. Но в среднесрочной перспективе Украина станет привлекательным полем для инвестиций. У многих фармкомпаний было желание приобрести украинского производителя. Не происходило это по причине чрезмерных ожиданий собственников украинских компаний и завуалированного нежелания продавать. Как только стабилизируется ситуация в экономике, восстановится фондовый рынок и т.д., вопросы приобретения украинского фармпроизводителя возобновятся.

А вот внедрение в ближайшей перспективе европейской практики, когда при включении механизма реимбурсации дорогой инновационный препарат сразу становится доступным для населения, в Украине пока невозможно. Виталий Кирик, директор «ратиофарм Украина», глава комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, отметил, что пока для нашей страны вопросом будущего является понимание экономического баланса между высокой стоимостью инновационного препарата и выгодами, получаемыми обществом в результате лечения пациентов этим препаратом.

Сегодня фармкомпании в Украине должны продолжать движение вперед, невзирая на различные препятствия, возникающие на их пути, а также стремиться донести до регуляторных органов глобальную стратегию развития Фармы.

Специальный гость

Бурный интерес и особое внимание участников привлек доклад «Система лекарственного обеспечения как инструмент реализации долгосрочных государственных стратегий» Юрия Крестинского, директора Института развития общественного здравоохранения.

Так исторически сложилось, что в эпоху распада СССР фармрынки стран развивались независимо от систем здравоохранения, неотъемлемой частью которых они являются. Системы здравоохранения стали изменяться намного позже, и во многих странах только сегодня правительства приступают к осознанному их реформированию.

Поэтому и говорить следует о перспективах фармотрасли как о работоспособном значимом инструменте, способном решать глобальные задачи, которые ставит перед собой государство. Безусловно, являясь основой системы здраво­охранения, рынок ЛС обладает собственной стоимостью и привлекательностью. Фармкомпании демонстрируют активное развитие, бурный рост и т.д. Однако не следует забывать, что система лекарственного обеспечения — это инструмент системы здравоохранения. В свою очередь, система здравоохранения является инструментом для реализации других, более глобальных, задач социально-демографической сферы и стратегии развития того или иного государства.

Далее докладчик предложил взглянуть на развитие 4 основных фармрынков бывшего СССР. Объем фармрынка России в 2009 г. уменьшился на 3% относительно 2008 г. и составил 17,5 млрд дол. США. Рынок России, как и других стран СНГ, находится в крайне привилегированном положении ввиду высокой приверженности потребителя к лечению. Государственное участие в закупках ЛС оценивается в 35%. В России реализуется ряд государственных программ лекарственного обеспечения. Но складывается впечатление, что к вопросам финансирования подходят как к чисто дотационной сфере, в которую выделяются средства по остаточному принципу. В России доля расходов на здравоохранение в ВВП составляет 5,4%; доля расходов государства на здравоохранение — менее 4%. Таким образом, расходы граждан составляют 1,6%.

В Украине доля расходов граждан на здраво­охранение составляет 3%, а государственные расходы — 3,2%. При этом за счет финансирования госпитального рынка и некоторых целевых программ государственное участие в рынке составляет 22%.

Республика Казахстан также характеризуется высокой долей государственного участия в рынке — около 35%. В стране реализуется 5 государственных программ: Диабет, Онкология, Туберкулез, Гемофилия и Вакцины. При этом экономический кризис был самым глубоким на фоне ряда стран СНГ.

Фармацевтический рынок Республики Беларусь демонстрирует активный рост при высокой степени зарегулированности. Государственное участие составляет 25% общего объема потребления. Доля государственных расходов на здравоохранение составляет 4,5% ВВП, а граждан — 0,6%.

Таким образом, доля расходов на здравоохранение от ВВП в ряде крупнейших стран пост­советского пространства невелика. В странах Восточной Европы этот показатель в среднем составляет около 10%, а в США — 16% ВВП. Однако и ВВП в ряде стран несопоставимы.

«Наверное, пришло время воспринимать фармрынок и систему обеспечения ЛС не как вещь в себе, а как одно из составляющих звеньев целостной концепции государственного развития», — подчеркнул Ю. Крестинский.

Система лекарственного обеспечения является неотъемлемой частью системы здравоохранения. Но ни в одной стране постсоветского пространства управление системой обращения ЛС не происходит по такому принципу. Система здравоохранения, в свою очередь, является неотъем­лемой частью реализации демографической и социально-экономической политики страны. Пожалуй, одним из ключевых показателей оценки демографической ситуации в государстве и политики в здравоохранении является средняя продолжительность жизни. На территории СНГ в 2007 г. этот показатель составлял 67 лет по сравнению с 77 годами в Европе. Отрыв более чем значительный. Когда речь идет о плановых показателях продолжительности жизни, подразумевается трудоспособное население, объем ВВП, бюджетных поступлений, развитие экономики и реинвестиции в собственную экономику. В этом смысле любая структура заболеваемости в какой-либо стране подлежит десегментации на диагнозы. И у каждого диагноза с экономической точки зрения существует стоимость. Так, в некоторых случаях эта стоимость компенсируется дотационными средствами, в других для решения данного вопроса нужны инвестиции.

Предполагаемая цель любой системы здравоохранения: устойчивый рост и сокращение разрыва между ожидаемой продолжительностью жизни и продолжительностью здоровой жизни населения. Они отличаются между собой и характеризуются годами, прожитыми без инвалидности в трудо­способном состоянии. И если продолжительность жизни — основной целевой ориентир для демографической политики государства, то продолжительность здоровой жизни является базовым аргументом для формирования любых целей в области здравоохранения. И пока этого не происходит, говорить о том, что здравоохранение целенаправленно развивается, нельзя.

Таким образом, используются разные подходы к финансированию здравоохранения. Дотационный подход определяет морально-этические обязательства государства перед социально незащищенными категориями граждан. Инвестиционный подход предусматривает экономический эффект от доступности системы здравоохранения. Докладчик призвал обратить внимание на ситуацию, происходящую на фармрынке, именно с такой точки зрения.

Фармрынки стран СНГ будут развиваться еще долго. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурного ЛС в странах СНГ значительно уступает этому показателю в Европе. Рынки будут расти исключительно за счет выравнивания этого показателя. Но это будет некачественный рост, обусловленный структурой спроса и инфляцией.

По словам Ю. Крестинского, в ближайшей перспективе для Фармы необходимы тактические действия: доработать и начать реализацию концепций развития национальных систем здравоохранения; сформулировать четкие принципы лекарственного обеспечения (страховые подходы; инструменты доб­ровольного медицинского страхования); внедрить стандарты лечения.

В заключение конференции представители крупных фармацевтических компаний рассказали, что может способствовать оздоровлению украинского фармрынка.

По мнению Александра Мельника, директора направления дерматологической, урологической и безрецептурной группы препаратов корпорации «Артериум», пришло время создавать объединенную фармацевтическую ассоциацию, в которую будут входить как зарубежные, так и отечественные производители. Основная цель такой организации — лоббирование интересов фармацевтической отрасли. Опыт последних лет должен был научить участников рынка тому, что если компании не будут объединяться, их ждет проигрыш.

В борьбе с постановлением № 955 объединились все ассоциации и, в конце концов, способом жесткого лоббирования и синергических усилий фармкомпании добились результата, вспомнил Евгений Заика, глава представительства компании Nycomed в Украине. Одним из драйверов украинского фармрынка, по мнению Е. Заики, будет разумная регуляторная политика. Фармрынок в 2006, 2007 и частично в 2008 г. был образцом успешного саморегулирования по сравнению с другими отраслями. Также драйверами оздоровления рынка станут наличные располагае­мые доходы населения и промоактивность участников.

Важным фактором роста для украинского фармрынка может служить введение страховой медицины, полагает Андрей Стогний, генеральный директор «GlaxoSmithKline Pharmaceuticals Ukraine», председатель правления Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРаД». Но пока нет государственной стратегии в этом вопросе, путь страховой медицины очень усложнен. Если бы индустриальные фармацевтические объединения не были проактивными, то ситуация была бы значительно хуже. В дальнейшем необходимо действовать так же активно. Для того чтобы налаживать процесс простых, прозрачных изменений, деятельности фарм­отрасли, эти изменения должны учитывать интересы государства, пациента, общественности и фармкомпаний. Компании-производители должны заниматься саморегуляцией отрасли в плане отношений с представителями системы здравоохранения и пациентами. Это предусматривает этическое ведение бизнеса, вопросы ценообразования и т.д. Также важна публичная работа с общественностью с целью создания позитивного имиджа фармкомпаний и индустрии в целом.

Оксана Сергиенко, фото Любови Столяр
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті