«Стратегический» запас лекарств, или Сколько капель в нос необходимо в особый период

Распоряжением от 31.03.2015 г. № 300-р Правительство утвердило перечень и нормы накоп­ления в системе экстренной медицинской помощи лекарственных средств и медицинских изделий первой необходимости для организации медико-санитарного обеспечения гражданского населения во время особого периода (далее — перечень). В целом в документе отсутствует какая-либо конкретика, и вопросов он вызывает больше, чем дает ответов, ввиду ряда нюансов, которые возникают при анализе данного документа. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Стратегический запас лекарств, или Сколько капель в нос необходимо в особый периодКроме лекарств и медицинских изделий данный перечень содержит также медицинскую аппаратуру, наборы и инструментарий для хирургического вмешательства, медицинские принадлежности и много другое. Всего — 486 позиций.

Указанное накопление осуществляется за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения для обеспечения экстренной медицинской помощи.

В 2015 г. на данную субвенцию из госбюджета выделено около 138 млн грн. При этом, по нашим расчетам, на закупку только лекарственных средств в указанном количестве государству необходимо затратить 564,5 млн грн., что более чем в 4 раза превышает размер субвенций. А кроме лекарственных средств регионам необходимо закупить еще и изделия медицинского назначения и медтехнику (но это предмет отдельного анализа).

Также стоит отметить, что норма накопления измеряется в единицах. При этом напрашивается вопрос, что принимается за единицу расчета — упаковка, таблетка и т.д. Наши расчеты базировались на минималистическом принципе, то есть за единицу принималась 1 таблетка, капсула, флакон и т.д.

Мы составили рейтинг топ-10 препаратов по объему денежных средств, необходимых на их закупку в указанных объемах (таблица). Примечательно, что на закупку топ-10 препаратов необходимо израсходовать более половины бюджета.

Таблица Топ-10 препаратов по объему денежных средств, необходимых на их закупку
Наименование лекарственного средства Форма выпуска, дозировка Норма накопления, единиц Оптовая цена за единицу, грн. Итого, млн грн.
Аминостерил Н-ГЕПА раствор, 500 мл 60 560 1719,0 104,1
Авелокс раствор, 400 мл 60 560 862,5 52,2
Севофлуран раствор, 250 мл 15 140 3289,1 49,8
Меронем порошок, 1 г 60 560 586,2 35,5
Синуфорте порошок, 35 доз 75 700 303,4 23,0
Таргоцид лиофилизат, 400 мг, 3,2 мл 30 280 578,4 17,5
Протефлазид раствор, 30 мл 60 560 207,9 12,6
Лиотон 1000 гель гель 1000 МЕ/г, 100 г 75 700 162,7 12,3
Стабизол раствор, 6%, 500 мл 60 560 189,4 11,5
Фрагмин раствор, 10 000 МЕ, 1 мл 75 700 139,6 10,6

Обращаем внимание, что перечень содержит торговые названия лекарственных средств и, при наличии, их международные непатентованные наименования (МНН). При этом для некоторых препаратов в качестве торгового наименования указан МНН (пример: в перечне указан препарат СЕВОФЛУРАН, однако в реестре лекарственных средств отсутствует данный препарат, а зарегистрирован препарат СЕВОРАН с действующим веществом СЕВОФЛУРАН). Какими критерия­ми и обоснованиями руководствовались разработчики при включении того или иного препарата в перечень и на основании чего осуществлялся расчет нормы их накопления в системе экстренной медпомощи?

Наличие торговых наименований делает невозможной закупку более дешевых аналогов в рамках одного и того же МНН или фиксированной комбинации действующих веществ. Однако даже в случае замены на более дешевые аналоги государству понадобится 485,7 млн грн. на закупку необходимого количества препаратов. В нашем случае это существенно не изменяет картину, поскольку денег все равно не хватает. Также ряд препаратов, указанных в перечне, выпускается только одним производителем.

Кроме того, перечень содержит ряд казусов, например, торговое наименование препарата не соответствует указанному МНН (пример: для препарата ПРЕДНИЗОЛОН, раствор 30 мг/мл, 1 мл указано МНН МЕТИЛПРЕДНИЗОЛОН, в то время как препарат относится к МНН ПРЕДНИЗОЛОН); в рамках одного МНН или фиксированной комбинации действующих веществ указано несколько торговых наименований в одной и той же дозировке (пример: для комбинации действующих веществ метамизол натрий с питофеноном и фенпивериния бромидом в форме раствора по 5 мл указан целый ряд торговых наименований БАРАЛГЕТАС®, РЕНАЛГАН® и СПАЗМАЛГОН®); ряд препаратов на сегодня вообще не зарегистрированы в Украине (пример: мидазолам, метоксифлуран, астмопент и др.) и т.д.

Исходя из этого, возникает вопрос — утверждался ли данный перечень специалистами Министерства здравоохранения Украины перед его утверждением Правительством?

Вызывает сомнения целесообразность включения в перечень ряда препаратов, которые с трудом можно отнести к лекарственным средствам первой необходимости. Например, в перечень препаратов экстренной медицинской помощи включены средства для симптоматической терапии и даже косметические средства.

В распоряжении КМУ № 300-р отсутствует механизм распределения фармацевтической продукции между учреждениями здравоохранения и их структурными единицами, которые обеспечивают организацию и оказание экстренной медицинской помощи.

В документе не указаны сроки создания резерва. Очевидно, что из-за нехватки финансирования создать его в полной мере сразу не удастся, ведь при формировании Государственного бюджета–2015 дополнительные средства на это не закладывались.

По сути, каждая область должна обеспечить одинаковое количество включенной в перечень фармпродукции в рамках выделенной субвенции. При этом, к примеру, размер субвенции для Донецкой обл. составляет 14,9 млн грн., для Черновицкой обл. — 2,5 млн грн. Стоит учитывать и разницу в количестве населения, проживающего в том или ином регионе. Можно предположить, что при формировании норм накопления в системе экстренной медицинской помощи лекарств и медицинских изделий первой необходимости потребность регионов не определялась. Также неясно, все ли без исключения позиции из перечня должны быть закуплены для формирования резерва, или же часть из них можно использовать для обеспечения медицинских учреждений и их подразделений?

Как сообщается на правительственном портале, решение определить перечень и нормы накопления лекарств в системе экстренной медицинской помощи позволит обеспечить выполнение требований законодательства о предоставлении экстренной медицинской помощи лицам, находящимся в неотложном состоянии, должным образом.

Обращаем внимание на то, что распоряжение КМУ № 300-р подразумевает наличие резерва накопления в особый период. Согласно Закону Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» особый период наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой), или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации, или с момента введения военного положения в Украине, или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий. 14 января 2015 г. Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ № 15/2015 «О частичной мобилизации», которым постановил объявить и провести в 3 этапа на протяжении текущего года частичную мобилизацию.

В завершение отметим, что документ не содержит поручений ни в адрес Министерства здравоохранения, ни областных управлений здравоохранения относительно обеспечения наличия данного резерва в учреждениях здравоохранения и их структурных единицах. То есть, по сути, не определены ответственные лица за выполнение данного распоряжения.

Распоряжение КМУ № 300-р вызывает много вопросов, поэтому редакция нашего издания подготовила и направила в Министерство здравоохранения Украины запрос на получение более подробной информации.

Пресc-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті