В ожидании революции в медицине. Взгляд из Америки

Бурное развитие новых технологий, в том числе и в медицине, происходящее одновременно со снижением инновационной активности в фармбизнесе на фоне нарастающей неудовлетворенности населения существующей системой оказания медицинской помощи, — вот основные предпосылки грядущих революционных изменений в американском здравоохранении. Об этом, а также о роли авторов медицинских разработок из постсоветских стран в развитии глобального технологического рынка, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» удалось побеседовать с управляющим партнером консалтинговой компании «BERING GROUP» (США) Ильей Мирошниченко.
Илья Мирошниченко

Илья Мирошниченко

— Илья, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания, какие услуги она оказывает?

— «Bering Group» — американская консалтинговая фирма, оказывающая услуги в области стратегического маркетинга. Мы оптимизируем бизнес-процессы, проводим исследования рынка, разрабатываем стратегию продвижения товаров на рынке, привлекаем инвестиции. Мои партнеры специализируются в области хай-тека и телекоммуникаций, а я курирую медицинские проекты. Недавно мы начали работать с украинскими и российскими компаниями. Наши клиенты — предприятия, которые уже добились серьезных успехов здесь, хотят выйти на американский рынок, но не знают как. Мы также работаем с учеными и предпринимателями на ранней стадии развития предприятия. Если к нам попадает проект, который нам интересен и у которого есть высокий коммерческий потенциал, то один из наших сотрудников становится частью команды, берет на себя функции бизнес-менеджера и подготавливает компанию для венчурного инвестирования.

Мы считаем, что технологический потенциал украинских и российских инновационных разработок очень высок. Я недавно был на венчурно-технологической конференции в Москве, где один весьма уважаемый американский венчурный капиталист во всеуслышание заявил, что он активно ищет возможность инвестировать в русский start-up. И это только начало. У меня нет никаких сомнений в том, что в ближайшие десять лет мы увидим целый ряд успешных компаний, работающих на глобальных рынках и основанных на технологиях из бывшего Советского Союза.

«Bering Group» ставит перед собой задачу помочь российским и украинским ученым стать частью мирового технологического и экономического сообщества. В Украине мы сотрудничаем с «Центром развития инноваций», который помогает нам в поиске проектов, ориентированных на мировые рынки. Они совместно с венчурным фондом «DFJ-TechInvest» проводят «Всеукраинский конкурс высоких технологий» (www.vc-ukraine.biz.) Речь идет не о выводе интеллектуальной собственности за рубеж и последующей перепродаже технологии, а о построении серьезного бизнеса, который нацелен на глобальные рынки и под который можно привлечь венчурные инвестиции. При этом все исследования и разработки остаются на родине, что обеспечивает рабочими местами очередное поколение талантливых украинских ученых, а также дает возможность предпринимателям заработать действительно серьезные деньги и вложить их в очередной проект. На Западе такая практика очень распространена. Предприниматели, которые добились серьезных успехов, часто становятся «бизнес-ангелами», то есть частными инвесторами, которые вкладывают деньги в инновационные проекты, руководствуясь не только экономическим расчетом, но и в силу эмоциональных мотивов. Интересно, что такая тенденция уже намечается и в России. К примеру, известный предприниматель Ратмир Тимашев, который недавно продал свою софтверную компанию за 115 млн. дол. США, основал свой собственный венчурный фонд и активно инвестирует в старт-апы. Такое перетекание денег из проекта в проект способствует дальнейшему развитию высокотехнологических секторов экономики. В конце концов — наука начинает работать на рост экономики страны.

— Вы упомянули, что курируете медицинские проекты. Какие разработки, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы на американском рынке здравоохранения и глобальном рынке в целом?

— Сначала попробую охарактеризовать основные тенденции в области здравоохранения США, ведь именно с ними связано дальнейшее развитие этого рынка. К сожалению, та система здравоохранения, которая существует в США на сегодняшний день, по свой сути (будем называть вещи своими именами) порочна. То есть врач зарабатывает только лишь в том случае, если его пациент болен. Если человек здоров, то на прием к врачу он уже не придет, и врач, соответственно, не заработает. Такая система не способствует укреплению здоровья нации, а в Америке здоровье превыше всего. Поэтому сейчас в США бурно развивается так называемая wellness industry, что на русский язык можно перевести как «область оздоровительной медицины».

В США существует такой термин — visionary, человек, смотрящий в будущее, провидец. Так называют людей, способных предугадать развитие той или иной отрасли и предложить людям новый товар еще до того, как они почувствуют в нем необходимость. К таковым, например, можно отнести предпринимателя Стива Кейса. Он очень известная фигура в мире бизнеса в США, знаменит как основатель компании «America Online Inc», известной как «AOL», которая занималась обеспечением доступа во всемирную паутину во время интернет-революции во второй половине 90-х годов в США, благодаря чему ему удалось заработать немалый капитал. Сегодня Стив Кейс создал венчурный фонд — «Revolution Health Group». Одна из портфельных компаний этого фонда — «Miraval Resorts», элитный курорт в Аризоне. Стоимость проживания там для одного человека составляет 500 дол. в сутки. Стоимость одной процедуры колеблется в пределах 150–200 дол. Вы удивитесь, но набор процедур на этом курорте весьма стандартен для хорошего советского санатория. Это и мануальная терапия, и массаж, и грязелечение, и бальнеотерапия, и многое другое. Хочется отметить, что на такого рода курортах уделяется особое внимание важности целостного воздействия на человеческий организм. Там не лечат какие-то определенные заболевания, там создают атмосферу, которая может способствовать исцелению организма как на физическом, так и на эмоциональном, и психологическом, и энергетическом уровнях. То есть в Америке все больше и больше людей осознают важность и преимущества оздоровительного лечения. Они уже не хотят зависеть от приема какого-то препарата каждый день, а предпочитают пройти восстанавливающий курс лечения, который позволит им вернуться к делам обновленными и готовыми работать. У них есть понимание того, что в долгосрочной перспективе нужно уделять внимание поддержанию здоровья, а не лечению болезней. На сегодняшний день эта тенденция пока еще только набирает силу. Но сам факт того, что такой человек, как Стив Кейс, создал венчурный фонд и вкладывает деньги в компании, которые работают в области оздоровительной медицины, уже говорит о многом.

— А как Вы оцениваете потенциал отечественных инновационных разработок в области медицины. Насколько они могут быть востребованы на американском рынке, с учетом упомянутых вами тенденций?

— Я считаю, что у предпринимателей на постсоветском пространстве появляется совершенно уникальный шанс. Понятно, что сравнивать советский санаторий с «Miraval Resorts» было бы некорректно во многих отношениях, но здесь важна суть подхода к решению медицинских проблем, а она очень схожа. То есть благодаря тому, что советская экономика была построена на совершенно других принципах, фарминдустрия здесь развивалась значительно менее интенсивно, чем в Америке, и советская медицина достигла больших успехов именно в оздоровительном и профилактическом лечении. Если правильно распорядиться накопленным опытом, то и Украина, и Россия смогут успешно конкурировать в набирающей силу области оздоровительной медицины. В России в настоящее время мне известны, по меньшей мере, три технологии, которые могли бы быть успешно применены в подобного рода клиниках-курортах.

Что касается будущего оздоровительной медицины в Америке, то здесь лучше обратиться к мнению известного американского экономиста Пола Зейн Пилзера (Paul Zane Pilzer), который недавно опубликовал книгу, недвусмысленно названную им «The Wellness Revolution: How to Make a Fortune in the Next Trillion Dollar Industry», посвященную грядущей революции в медицине. В ней он предсказывает изменение традиционной системы оказания медицинской помощи в сторону преобладания медицинских технологий оздоровительного и превентивного характера. Доходы, которые в обозримом будущем будет приносить эта индустрия, он сравнивает с автомобильной и индустрией персональных компьютеров, объемы рынка которых в настоящее время достигают 1 триллиона дол. США.

Иногда революции происходят незаметно. В 1995 году акции компании «Netscape» стали продаваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вроде бы ничем непримечательное событие, но только потом люди поняли, что это было начало интернет-революции. Конечно, для специалистов изменения эти более или менее видны и прогнозируемы, но для широкой публики это происходит в большинстве случаев неожиданно. Незаметно происходит своего рода квантовый скачок, и в какой-то определенный момент мы понимаем, что являемся частью нового мира. Многим известны имена крупных компаний, занимающихся переработкой нефти и продажей нефтепродуктов, но мало кому известно, куда они инвестируют свои деньги. Оказывается, сегодня эти компании финансируют перспективные разработки в области альтернативных источников энергии. То же самое, но только в гораздо меньшей степени, сейчас происходит с фармацевтическими компаниями, просто никто этого пока не афиширует. Дело в том, что фармбизнес с каждым годом становится все более затратным, требует все больше и больше расходов на разработку препаратов, клинические испытания, производство и маркетинг. Весь крупный фармбизнес построен на стратегии продвижения так называемых блокбастеров, лекарств, приносящих более миллиарда долларов ежегодного дохода. Но дело в том, что стоимость разработки и внедрения нового лекарства за последние годы выросла в несколько раз, и также приближается к миллиарду долларов. По оценкам консалтинговой фирмы «Bain», в блокбастерной модели возврат на вложенный капитал, при сохранении этих тенденций, в скором времени может снизиться до 5%. Это ничтожно маленькая прибыль, учитывая объем требуемых инвестиций. Также нельзя забывать, что срок действия патента ограничивается 20 годами. Так как на разработку и клинические испытания иногда уходит 10 лет, а то и больше, то очевидно, что фармбизнес становится все более и более рисковым. Поэтому тенденция интенсивного развития оздоровительной и превентивной медицины будет только укрепляться.

— Как страховые и фармацевтические компании, которые, как известно, являются ведущими игроками на рынке здравоохранения США, отнесутся к такой ситуации?

— В начале будет непросто. Но как только появится некая «критическая масса» мотивированных людей, которые выстроят успешные бизнес-модели в оздоровительной медицине и покажут другим людям, каким образом они тоже смогут заработать, то сразу появится фундамент для стремительного развития этого направления в медицине. В настоящее время в США происходит процесс накопления такой «критической массы». Чем больше игроков будет на рынке, тем больше будет объем рынка и тем больше каждый из игроков сможет заработать. Пока что фармкомпании относятся к оздоровительной медицине весьма скептически, потому что рынок все еще слишком мал для них и им потребуется слишком много ресурсов, чтобы перестроиться. Но если Пол Пилзер окажется прав, и рынок оздоровительной медицины продемонстрирует высокие темпы роста, то, будьте уверены, фармкомпании тоже вступят в игру.

Что касается страховых компаний, то здесь ситуация совсем запутанная, и я не берусь ее прогнозировать. Многие говорят о скором крахе страховой медицины в Америке, но у меня нет достаточных данных по этой теме, чтобы что-либо утверждать. Но я могу привести вам в качестве примера ситуацию с развитием мануальной терапии (или как ее называют в США — хиропрактикой). Длительное время она считалась неким экзотическим способом лечения, выходящим за рамки традиционной медицины, но в последние 10 лет количество людей, посещающих хиропрактиков, выросло настолько, что страховые компании практически повсеместно оплачивают услуги хиропрактиков.

— Не секрет, что большая часть финансирования исследований в области фармации проистекает от фарминдустрии, и в этой области здравоохранения существует достаточно твердая доказательная база. Какова доказательная база «оздоровительного» лечения?

— Это действительно сложный вопрос. Основная проблема заключается в том, что методы, используемые для доказательства эффективности того или иного лекарственного препарата, не всегда могут быть применены для доказательства эффективности методов оздоровительной медицины. Дело в том, что методы, которые применяются в современной медицине, в основном направлены на очень узкий спектр патологических явлений. А идея оздоровительной медицины заключается в лечении конкретного человека, а если быть более точным, то в восстанавлении регуляторных функций, что может способствовать самоизлечению организма. Очевидно, что при одинаковых симптомах причины заболевания могут быть разными, а потому и процесс выздоровления будет проходить по-разному. И поэтому очень трудно получить статистически верную, действительно доказательную базу для подобного рода лечения.

Тем не менее, уже накоплена очень богатая научная база в отношении, скажем, акупунктуры. К примеру, в Национальном институте здоровья в США (National Institute of Health) было проведено множество клинических испытаний, которые доказали эффективность акупунктуры при лечении таких заболеваний, как остеоартроз и астма. Здесь проблема не в эффективности и доказательной базе, а в том, что на акупунктуре не заработаешь. Ее нельзя упаковать, как таблетку, и продать с большой для себя выгодой. Поэтому нет частных компаний, которые бы вкладывали большие деньги в исследования и научные разработки в этой области медицины. В свою очередь, венчурные капиталисты также не могут инвестировать в методики оздоровительной медицины, поскольку одним из условий венчурного инвестирования является наличие интеллектуальной собственности. А запатентовать акупунктуру, как и любую другую подобную методику лечения, невозможно. Поэтому сегодня инвесторы вкладывают деньги не в саму методику, а в инфраструктуру, которая создается вокруг нее. Упомянутый мною выше курорт «Miraval» — это не технологический, а маркетинговый проект. В этом случае в качестве интеллектуальной собственности выступает брэнд, узнаваемость имени.

В США наметилась тенденция построения сетей медицинских мини-центров, объединенных одним брэндом, куда человек, которому небезразлично собственное здоровье, будет заходить чуть ли не ежедневно, например, по пути с работы домой. Следующей «золотой жилой» в Америке будет сеть центров оздоровительной медицины, которые работают так же быстро и эффективно, как «Макдоналдс». Одним из ярких примеров такой бизнес-модели является сеть массажных центров «MassageEnvy».Человеку не важно, в каком городе он находится, он может зайти в любой центр и получить точно такое же качество массажа за цену, которую он привык платить. Я не удивлюсь, если в скором времени откроются сетевые центры, предлагающие стандартизированный пакет услуг на основе той же акупунктуры или какой-нибудь технологии оздоровительной медицины российско-украинского происхождения. Здесь, как и в любом виде бизнеса, поначалу будет много конкуренции, и те технологии, которые смогут реально и эффективно помогать пациенту, будут иметь спрос и закрепятся на рынке, а то, что не работает, попросту отсеется.

— Если отечественные медицинские инновационные технологии обладают большим потенциалом применения и будут востребованы в США, почему они так медленно продвигаются на  глобальный рынок?

— Существуют три основные проблемы. Первая заключается в том, что те люди, которые разрабатывают ту или иную новую технологию, как правило, реально не представляют себе, каким образом ее можно продать. И в этом слове нет ничего плохого. Любая технология вправе занять свое место на рынке. В США очень сильна традиция предпринимательства, там уже почти 50 лет существует венчурный бизнес. У нас же понимание процесса коммерциализации технологий находится на начальной стадии. Ученые просто не обладают достаточными знаниями в области построения бизнеса и маркетинга. Вторая проблема заключается в непрозрачности интеллектуальной собственности. Изначально, технологии разрабатывались в государственных учреждениях, поэтому при передаче интеллектуальной собственности в зарубежную компанию существует масса подводных камней. Третья причина — регуляторные проблемы, которые возникают в Америке. Испытать, зарегистрировать и вывести на рынок новую технологию в России и в Украине гораздо проще, чем в США, где прохождение через сложную систему регуляторных органов и получение разрешения на маркетинг занимает уйму времени и требует больших финансовых ресурсов.

Я твердо верю, что мы в начале весьма и весьма интересных изменений в медицине, которые будут происходить в ближайшие 10–15 лет на наших глазах. В Америке этот процесс уже начался, и хотелось бы задействовать те научные и интеллектуальные ресурсы, которые имеются по эту сторону океана. Я уверен, в скором времени украинские и российские медицинские технологии найдут свое применение на зарубежных рынках. Несмотря на то, что я живу в Америке, я являюсь частью этой культуры, и мне хочется помочь авторам медицинских инноваций и в Украине, и в России в реализации своих проектов.

Алексей Макаренков, фото Игоря Кривинского


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті