Показатели финансирования здравоохранения развитых стран

Новые данные о состоянии систем здравоохранения разных стран, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD) в конце июня 2006 г., свидетельствуют о том, что затраты на здравоохранение в развитых странах продолжают расти, и если эта тенденция сохранится, правительства будут вынуждены повышать налоги, сокращать другие бюджетные расходы или создавать условия, при которых граждане будут брать на себя все большую их часть.

В каждой стране, являющейся членом этой организации* (за исключением Финляндии), на протяжении последних 15 лет (с 1990 по 2004 г.) темпы роста расходов на здравоохранение опережают таковые валового внутреннего продукта (ВВП). Так, в 1990 г. на нужды здравоохранения было потрачено в среднем 7% ВВП, в 2003 г. — 8,8%, в 2004 г. — 8,9%. Лидером по объему затраченных средств в этой сфере стали США — 15,3% ВВП (12% в 1990 г.), хотя значительная часть этих средств получена из частных, а не из государственных источников. Второе место по затратам на здравоохранение занимает Швейцария — 11,6% ВВП. Среди стран — членов ЕС первое место принадлежит Германии (10,9%), за ней следуют Франция (10,5%), Бельгия (10,1%), Греция и Португалия (по 10%), Великобритания и Венгрия (по 8,3%), Испания (8,1%). В Японии на здравоохранение было потрачено 8% ВВП, в Турции — 7,7%, в Мексике — 6,5%. В Финляндии расходы в этой сфере в 2004 г. снизились до 7,5% (с 7,9% в 2003 г.).

Рис. 1. Доли различных источников финансирования в общем объеме затрат на здраво­охранение стран OECD
Рис. 1. Доли различных источников финансирования в общем объеме затрат на здраво­охранение стран OECD

Рис. 2. Изменение участия государства в финансировании здравоохранения в странах — членах OECD в 1990–2004 гг. (%)
Рис. 2. Изменение участия государства в финансировании здравоохранения в странах — членах OECD в 1990–2004 гг. (%)

Рис. 3. Структура расходов на здравоохранение на душу населения в 2004 г. (дол. США)
Рис. 3. Структура расходов на здравоохранение на душу населения в 2004 г. (дол. США)

Рис. 4. Расходы на лекарственные средства на душу населения (дол. США) из разных источников
Рис. 4. Расходы на лекарственные средства на душу населения (дол. США) из разных источников

В подавляющем большинстве развитых стран бoльшая часть затрат на обеспечение системы здравоохранения исходит из государственного бюджета. В 2004 г. эта доля по странам OECD составила в среднем 73%. При этом в Люксембурге, Республике Чехия, Словакии доля государственного финансирования здравоохранения составляет около 90%, а в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии — около 85% (рис. 1). В свете того, что в развитых странах происходит относительное старение популяции, а появляющиеся медицинские технологии очень дорогостоящие, здравоохранение требует все больших затрат. Это является серьезной и все еще нерешенной проблемой.

В некоторых странах — членах ЕС доля государства в финансировании здравоохранения снизилась по сравнению с 1990 г.: в Польше — на 23,1%, в Венгрии — на 16,6%, в Чехии — на 8,2% (рис. 2). Такое существенное уменьшение ранее довольно большой доли государства в финансировании, возможно, является следствием перехода к рыночной экономике. В других странах государственное участие, наоборот, выросло: в Корее, Турции, Ирландии, Японии, Мексике, Швейцарии и США. В Корее, к примеру, доля государства в затратах на здравоохранение выросла с 38% (1990 г.) до более чем 50% (2004 г.); в США — с 40% до 45%. И хотя доля частного сектора в США продолжает преобладать, государственные затраты на здравоохранение на душу населения в абсолютных числах выше, чем в большинстве остальных стран — членов OECD, потому что общая сумма расходов значительно больше, чем в других странах (рис. 3).

Частное медицинское страхование и непосредственные выплаты наличными (out-of-pocket) представляют собой те самые негосударственные источники, которые компенсируют существенную долю расходов на здравоохранение. Оплата наличными от частных лиц — важный источник финансирования в некоторых странах — членах OECD, особенно там, где частное медицинское страхование не развито. В 2004 г. доля прямых затрат была наибольшей в Мексике (51%), Греции (45%) и Корее (37%).

Что касается частного медицинского страхования, то лишь 6% общих затрат на здравоохранение в среднем по странам — членам OECD компенсируется за счет средств этого источника. Однако для некоторых групп населения Германии и Нидерландов частные фонды покрывают довольно большую часть расходов. Примерно так же обстоят дела у большинства лиц молодого и среднего возраста в США, где доля частных фондов в обеспечении здравоохранения составила 37% в 2004 г. Во Франции и в Канаде за счет частных фондов медицинского страхования покрывается от 10 до 15% общих затрат. Все без исключения жители этих стран охвачены государственной системой здравоохранения, но с помощью частных фондов получают дополнительные услуги.

Затраты на лекарственные средства составляют сравнительно небольшую часть общих расходов на здравоохранение. Так, в странах OECD на душу населения в 2004 г. в среднем было потрачено 2550 дол. США, из них 393 дол. — на лекарственные средства (рис. 4). Стоимость препаратов не полностью покрывается большинством государственных систем медицинского страхования, поэтому в этом сегменте значительную роль играют средства из частных источников. Однако между разными странами есть существенные отличия. В 2004 г. за счет государственного финансирования меньше всего лекарственных средств в денежном выражении было приобретено в Мексике (12%, при общих затратах на лекарственные средства — 138 дол.), в США (24%, 752 дол.), Польше (37%, 238 дол.), Канаде (38%, 559 дол.). В других странах государство оплатило более двух третей затрат на лекарственные средства, например, в Австрии (71%, 407 дол.), Франции (71%, 599 дол.), Германии (75%, 438 дол.), Испании (72%, 477 дол.), Швеции (70%, 348 дол.).

Итак, статистика неумолима: расходы на здравоохранение в развитых странах растут быстрее, чем ВВП. Будут ли правительства сохранять участие государств в финансировании этой сферы на прежнем уровне или возрастающие расходы будут брать на себя частные лица? Вопрос остается открытым. n


*Членами OECD являются 30 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА» по материалам www.oecd.org; bmj.bmjjournals.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті