|
В каждой стране, являющейся членом этой организации* (за исключением Финляндии), на протяжении последних 15 лет (с 1990 по 2004 г.) темпы роста расходов на здравоохранение опережают таковые валового внутреннего продукта (ВВП). Так, в 1990 г. на нужды здравоохранения было потрачено в среднем 7% ВВП, в 2003 г. — 8,8%, в 2004 г. — 8,9%. Лидером по объему затраченных средств в этой сфере стали США — 15,3% ВВП (12% в 1990 г.), хотя значительная часть этих средств получена из частных, а не из государственных источников. Второе место по затратам на здравоохранение занимает Швейцария — 11,6% ВВП. Среди стран — членов ЕС первое место принадлежит Германии (10,9%), за ней следуют Франция (10,5%), Бельгия (10,1%), Греция и Португалия (по 10%), Великобритания и Венгрия (по 8,3%), Испания (8,1%). В Японии на здравоохранение было потрачено 8% ВВП, в Турции — 7,7%, в Мексике — 6,5%. В Финляндии расходы в этой сфере в 2004 г. снизились до 7,5% (с 7,9% в 2003 г.).
| ||||
| ||||
| ||||
|
В подавляющем большинстве развитых стран бoльшая часть затрат на обеспечение системы здравоохранения исходит из государственного бюджета. В 2004 г. эта доля по странам OECD составила в среднем 73%. При этом в Люксембурге, Республике Чехия, Словакии доля государственного финансирования здравоохранения составляет около 90%, а в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии — около 85% (рис. 1). В свете того, что в развитых странах происходит относительное старение популяции, а появляющиеся медицинские технологии очень дорогостоящие, здравоохранение требует все больших затрат. Это является серьезной и все еще нерешенной проблемой.
В некоторых странах — членах ЕС доля государства в финансировании здравоохранения снизилась по сравнению с 1990 г.: в Польше — на 23,1%, в Венгрии — на 16,6%, в Чехии — на 8,2% (рис. 2). Такое существенное уменьшение ранее довольно большой доли государства в финансировании, возможно, является следствием перехода к рыночной экономике. В других странах государственное участие, наоборот, выросло: в Корее, Турции, Ирландии, Японии, Мексике, Швейцарии и США. В Корее, к примеру, доля государства в затратах на здравоохранение выросла с 38% (1990 г.) до более чем 50% (2004 г.); в США — с 40% до 45%. И хотя доля частного сектора в США продолжает преобладать, государственные затраты на здравоохранение на душу населения в абсолютных числах выше, чем в большинстве остальных стран — членов OECD, потому что общая сумма расходов значительно больше, чем в других странах (рис. 3).
Частное медицинское страхование и непосредственные выплаты наличными (out-of-pocket) представляют собой те самые негосударственные источники, которые компенсируют существенную долю расходов на здравоохранение. Оплата наличными от частных лиц — важный источник финансирования в некоторых странах — членах OECD, особенно там, где частное медицинское страхование не развито. В 2004 г. доля прямых затрат была наибольшей в Мексике (51%), Греции (45%) и Корее (37%).
Что касается частного медицинского страхования, то лишь 6% общих затрат на здравоохранение в среднем по странам — членам OECD компенсируется за счет средств этого источника. Однако для некоторых групп населения Германии и Нидерландов частные фонды покрывают довольно большую часть расходов. Примерно так же обстоят дела у большинства лиц молодого и среднего возраста в США, где доля частных фондов в обеспечении здравоохранения составила 37% в 2004 г. Во Франции и в Канаде за счет частных фондов медицинского страхования покрывается от 10 до 15% общих затрат. Все без исключения жители этих стран охвачены государственной системой здравоохранения, но с помощью частных фондов получают дополнительные услуги.
Затраты на лекарственные средства составляют сравнительно небольшую часть общих расходов на здравоохранение. Так, в странах OECD на душу населения в 2004 г. в среднем было потрачено 2550 дол. США, из них 393 дол. — на лекарственные средства (рис. 4). Стоимость препаратов не полностью покрывается большинством государственных систем медицинского страхования, поэтому в этом сегменте значительную роль играют средства из частных источников. Однако между разными странами есть существенные отличия. В 2004 г. за счет государственного финансирования меньше всего лекарственных средств в денежном выражении было приобретено в Мексике (12%, при общих затратах на лекарственные средства — 138 дол.), в США (24%, 752 дол.), Польше (37%, 238 дол.), Канаде (38%, 559 дол.). В других странах государство оплатило более двух третей затрат на лекарственные средства, например, в Австрии (71%, 407 дол.), Франции (71%, 599 дол.), Германии (75%, 438 дол.), Испании (72%, 477 дол.), Швеции (70%, 348 дол.).
Итак, статистика неумолима: расходы на здравоохранение в развитых странах растут быстрее, чем ВВП. Будут ли правительства сохранять участие государств в финансировании этой сферы на прежнем уровне или возрастающие расходы будут брать на себя частные лица? Вопрос остается открытым. n
*Членами OECD являются 30 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США.
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА» по материалам
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим