Хотите улучшить отношения с окружающими — повышайте уровень эндорфинов!

04 Травня 2017 11:52 Поділитися

3213213213Окситоцин часто называют «гормоном объятий». Его роль в формировании социальных связей человека в последнее время вызывает ажиотаж в научном мире. Но результаты нового исследования, опубликованные в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», показали, что другие соединения играют более существенную роль во взаимодействии человека с окружающими, чем окситоцин. Исследование стало одним из первых в области изучения взаимодействия групп нейропептидов.

В ходе нового исследования ученые рассмотрели гены 6 «социальных» нейропептидов — соединений, образующихся в нервной системе и влияющих на социальные взаимоотношения. Оказалось, что 2 из 6 рассмотренных веществ играют значительную роль в социальной жизни человека.

В центральной нервной системе существует большое количество химических веществ, предопределяющих определенное поведение человека, заявил Робин Данбер (Robin Dunbar), профессор эволюционной психологии Оксфордского университета (University of Oxford), Великобритания. Например, дофамин называют «гормоном счастья», а эндорфины могут вызывать ощущение расслабления и приветливости к другим людям.

Новое исследование показало, что дофамин и эндорфины особенно важны для построения дружеских отношений и расширения социальных связей. Ранее большинство научных работ в этой области фокусировалось на окситоцине. Но ученые доказали, что окситоцин играет несколько ограниченную роль, особенно в романтических отношениях.

В ходе исследования ученые протестировали образцы ДНК 750 взрослых, детально рассмотрев вариации 9 генов, связанных с 6 «социальными» нейропептидами: окситоцином, дофамином, эндорфинами, вазопрессином, серотонином и тестостероном. Участники исследования прошли опрос относительно аспектов их социальной жизни, что позволило рассмотреть связь между разновидностями 9 генов и поведением человека в 3 областях: индивидуальной предрасположенностью быть дружелюбным и услужливым, качеством личных взаимоотношений (включая романтические) и прочностью связи человека с расширенным социальным сообществом.

Авторы исследования подчеркнули важность изучения 3-й области, поскольку количество друзей сильно влияет на здоровье, счастье и благополучие человека. Оказалось, что в этой области самую значительную роль играет дофамин. Ученые также выявили, что эндорфины играют важную роль в социальных предпочтениях человека, а окситоцин вовлечен только в романтические отношения, но на некоторые аспекты этой сферы эндорфины влияют сильнее, чем окситоцин. Как оказалось, влияние 3 остальных нейропептидов (вазопрессина, серотонина и тестостерона) на социальные взаимоотношения незначительно.

Ученые пришли к выводу, что эндорфины усиливают предрасположенность быть дружелюбным и услужливым, а дофамин влияет на то, насколько сильно человек связан со своим социальным окружением. Эти нейропептиды воздействуют на все 3 области социальной жизни, охваченные исследованием, и важны для нормального функционирования общества. К тому же оказалось, что эндорфины и дофамин работают в тандеме друг с другом.

Для более детального изучения взаимодействия «социальных» нейропептидов и их влияния на общественные взаимоотношения необходимо провести дополнительные исследования.

По материалам www.livescience.com