Новое открытие позволит предотвратить рецидив рака молочной железы

16 Травня 2017 5:12 Поділитися

42131Несмотря на большие успехи в лечении рака молочной железы, рецидив этого заболевания все еще остается важной проблемой. Новое исследование открыло перспективу для раннего выявления злокачественных клеток, сохранившихся после удаления опухоли, что может привести к снижению частоты рецидивов заболевания.

Для рака молочной железы 5-летняя выживаемости составляет 89%, а 10-летняя — 83%. Согласно научным данным вероятность выжить в течение 10 лет после диагностирования этого заболевания повысилась в 3 раза за последние 60 лет.

Поскольку первичный уход за больными улучшается и количество научных знаний об онкопатологии молочной железы увеличивается, показатели выживаемости неуклонно повышаются. Но рак молочной железы по-прежнему остается 2-й по распространенности причиной летальных исходов онкологических заболеваний у женщин. При этом ведущая причина смерти — рецидив.

Для лечения рака молочной железы применяют хирургическое удаление опухоли в сочетании с химиотерапией. Но некоторые «остаточные» клетки выживают, что приводит к появлению злокачественных новообразований в будущем. Сложность для специалистов заключается в том, что эти клетки не представляются злокачественными до тех пор, пока не возобновляют неконтролируемый рост. Это значительно затрудняет предупреждение рецидива, поскольку злокачественные клетки кажутся нормальными. Эти клетки недостаточно исследованы, поскольку сложно выделить их из ткани.

Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Journal of Clini­cal Investigation», прояснило некоторые аспекты, лежащие в основе указанного явления, и открыло возможность для определения «остаточных» клеток.

Ученые использовали новую технологию внедрения так называемых органоидов или органотипичных структур. Органоиды — небольшие объединения клеток, выращивае­мые внутри организма. Они воспроизводят структуру и функции органов и используются для тестирования лекарственных средств, изучения развития органов и исследования индивидуального лечения.

Ученые Европейской молекулярно-биологической лаборатории (European Molecular Biology Laboratory) во главе с Мартином Джечлингером (Martin Jechlinger) изучили активность генов и обмен веществ этих «остаточных» клеток. Оказалось, что эти клетки имеют молекулярные особенности, резко отличающие их от здоровых клеток молочной железы. Ученые связывают эти особенности с возникновением рецидива рака.

Исследователи выявили химические особенности обмена жиров у «остаточных» клеток. Это нарушение приводит к постоянно повышенному уровню активных форм кислорода, повреждающих молекулы ДНК, что может стать причиной повторного развития онкологического заболевания.

Чтобы определить важность таких метаболических изменений, ученые обратили их вспять. Когда у животных были исправлены эти нарушения, их злокачественные заболевания реже рецидивировали.

Далее специалисты сравнили полученные данные с результатами биопсий, проведенных до и после лечения рака молочной железы. И выводы ученых подтвердились: похожие нарушения обмена жиров были выявлены в человеческих тканях.

Исследование показало, что «остаточные» клетки обладают онкогенной памятью, и эту особенность можно использовать для разработки препаратов против рецидива рака молочной железы. В будущем ученые планируют выяснить, как именно нарушение обмена жиров вызывает рецидив онкологического заболевания. Кристина Хавас (Kristina Havas), одна из авторов исследования, отметила, что обмен жиров может стать потенциальной терапевтической целью для борьбы с рецидивами рака молочной железы.

ПО материалам www.newsmedicalnet.com