Какие последствия для мозга вызывает бессонница

06 Липня 2017 1:21 Поділитися

Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Neurology», указывает на взаимосвязь между нарушениями сна и биологическими маркерами болезни Альцгеймера.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), США, недостаточный сон является одной из основных проблем общественного здравоохранения. У 50–70 млн человек в США отмечают «расстройство сна или бодрствования». В дополнение к наиболее явным негативным последствиям бессонницы, таким как низкое качество жизни и продуктивности, расстройство сна повышает риск развития сахарного диабета, депрессии, артериальной гипертензии и ожирения, а также онкопатологии и преждевременной смерти. Теперь ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера является еще одной патологией, которая может быть спровоцирована нарушениями сна. Так, бессонница может влиять на «глифотическую систему» ​​головного мозга, которая отвечает за процедуру очистки органа, то есть является путем элиминации продуктов жизнедеятельности тканей центральной нервной системы.

Предыдущие исследования показали, что сон может влиять на развитие или прогрессирование болезни Альцгеймера различными способами. Например, нарушенный сон или нехватка сна может привести к накоплению амилоидных бляшек. В новом исследовании ученые сосредоточились не только на влиянии нарушения сна на накопление амилоидных бляшек, но и на других биологических маркерах болезни Альцгеймера.

В исследовании приняли участие 101 доброволец из группы повышенного риска развития болезни Альцгеймера из-за семейного анамнеза этой патологии или наличия гена АРОЕ, связанного с повышенной вероятностью развития данного дегенеративного заболевания. В среднем возраст участников составлял 63 года, у них отмечены нормальные когнитивные способности.

В ходе исследования участникам было предложено ответить на вопросы относительно качества их сна. Ученые также взяли образцы спинномозговой жидкости участников.

Биологические маркеры болезни Альцгеймера включают признаки накопления амилоидного и тау-белка. Первый формируется в бляшки, в то время как второй образует клубок. Эти структуры блокируют связь между нейронами или препятствуют переносу питательных веществ в нервные клетки, что в конечном итоге приводит к нейродегенерации.

При анализе спинномозговой жидкости участников ученые выявили признаки накопления амилоидных и тау-белков, повреждения клеток головного мозга и воспаления. У участников, которые сообщали о сонливости в течение дня, плохом качестве сна или других проблемах со сном, выявляли больше биологических маркеров болезни Альцгеймера в спинномозговой жидкости по сравнению с участниками, не сообщавшими о проблемах со сном.

Однако ученые отмечают, что не все нарушения сна коррелируют с признаками болезни Альцгеймера. Например, исследователи не установили связи между биологическими маркерами заболевания в спинномозговой жидкости и обструктивным апноэ во сне.

По словам ученых, возможно, что раннее вмешательство и устранение проблем со сном у лиц из группы высокого риска развития болезни Альцгеймера может предотвратить или задержать начало болезни, однако для подтверждения этой теории необходимы дополнительные исследования в этой области.