Вредное солнце пустыни: вся правда о загаре

Лето… Духота офисного помещения и раскаленный асфальт мегаполисов, в которых мы живем, не позволяют нам сосредоточиться на работе. Все наши мысли растекаются мелкими каплями по стеклу и испаряются, так и не достигнув цели… Они вылетают в окно, парят там, превращаясь в легкое облако, которое кружится, как наполненный гелием шарик, или развеваются на ветру парусами сказочного корабля, который, пролетая над такими же раскаленными от жары городами, достигает берегов Средиземноморья, усыпанного оливковыми деревьями и пряными итальянскими травами или же французского рая, богатого ароматной лавандой и цветущими лимонами… Брызги и шум прибоя, теплота песка апельсинового цвета, шезлонг, холодный мохито и солнечные ванны… Идиллия, которую, кажется, ничто не может нарушить.

Сколько не фантазируй об этом, но одни лишь мысли не прибавят лицу ни отдохнувшего вида, ни тем более не превратят цвет кожи из офисно-бледного в молочно-кофейный. А ведь именно состояние кожи и ровный загар, по мнению большинства, наиболее красноречиво говорят о том, где каждый из нас провел лето ? в неудобном кресле за офисным лэптопом или на пляже за предобеденным мартини. Желание приобрести загар, следуя моде или в косметических целях, приводит многих из нас если не в туристические агентства, то в косметологические салоны, уставленные высокотехнологичными соляриями и обещающие быстрый, простой и безопасный способ загара. Популярность такой процедуры, отмечаю­т эксперты ВОЗ, продолжает расти, особенно среди молодых женщин (www.who.int). Однако слепая мода на загар и вера в пользу ультрафиолета (все равно какого ? природного или искусственного) ? всегда ли это оправданно и безопасно так, как нам об этом говорят или как нам в это хочется верить?

Солнце по небу гуляло…

Пожалуй, не стоит напоминать о том, что основным источником энергии на нашей планете является энергия Солнца. Она достигает земли в виде трех составляющих, одной из которых являе­тся ультрафиолетовое излучение (УФ, или UV ? от англ. ultraviolet). Почему такое название ? ультрафиолетовый? Все дело в том, что диапазон этого излучения располагается за фиолетовым (коротковолновым) краем видимого спектра. В свою очередь UV-спектр принято условно делить на три диапазона: самые короткие лучи (UVС), средневолновые (UVВ) и длинноволновые (UVА). Практически все короткие (UVC) и приблизительно 90% средневолновых (UVB) лучей поглощаются озоновым слоем атмосферы, а также содержащимися в ней водным паром, кислородом и углекислым газом. UVA-диапазон достаточно слабо поглощается атмосферой, поэтому радиация, достигающая поверхности Земли, содержит именно их, а также небольшую долю UVB. Самый мягкий ультрафиолет UVA стимулирует освобождение меланина, запасенного в меланоцитах — клеточных органеллах, где он вырабатывается. Более жесткий ультрафиолет UVB запускает производство нового меланина, а также стимулирует выработку в коже витамина D.

Невидимое лекарство

Несмотря на то что открытие ультрафиолета приходится на первую половину XIX ст., о благотворном его влиянии заговорили лишь в веке ХХ, когда началось проведение исследований физиологических эффектов UV-лучей у человека. Одним из первых, кто нашел практическое применение ультрафиолета в медицине, был датский физиолог Нильс Рюберг Финсен (Niels Ryberg Finsen). Благодаря своим исследованиям Н.Р. Финсен в 1903 г. стал первым датским лауреато­м Нобелевской премии в области физиологии и медицины, «в знак признания его заслуг в деле лечения болезней — особенно волчанки — с помощью концентрированного светового излучения, что открыло перед медицинской наукой новые широкие горизонты» (nobelprize.org). В дальнейших исследованиях было продемонстрировано, что UV-излучение в области спектра 290–400 нм повышает тонус симпато­адреналовой системы, активирует защитные механизмы, повышает уровень неспецифического иммунитета, а также увеличивает секрецию ряда гормонов. Под воздействием UV-излучения образуются гистамин и подобные ему вещества, которые обладают сосудорасширяющим действие­м, повышается проницаемость кожных сосудов, изменяется углеводный и белковый обмен. Действие оптического излучения изменяет легочную вентиляцию — частоту и ритм дыхания; повышается газообмен, потребление кислорода, активизируется деятельность эндокринной системы. Как уже отмечалось выше, была установлена значительна роль UV-излучения в образовании в организме витамина D, участвующего в метаболизме кальция (который имеет жизненно важное значение для нормального функционирования нервной системы, а также для роста костей и поддержания плотности костной ткани, иммунитета, пролиферации клеток, секреции инсулина и регулирования уровня артериального давления (Inomata S., Kadowaki S., Yamatani T. et al., 1986; Orwoll E., Riddle M., Prince M., 1994; Sheng H.-W., 2000; Li Y.C., Kong J., Wei M., et al., 2002; Sigmund C.D., 2002; Borissova A.M., Tankova T., Kirilov G. et al., 2003; Griffin M.D., Xing N., Kumar R., 2003; Hayes C.E., Nashold F.E., Spach K.M. et al., 2003; Heaney R.P., 2003; Yan Chun Li, 2003; Zeitz U., Weber K., Soegiarto D.W. et al., 2003; Zittermann A., 2003; Holick M.F., 2004; Lin R., White J.H., 2004)). UV-излучение нашло медицинское применение в лечении дерматологических заболеваний, таких как псориаз и витилиго, ? наиболее эффективным для лечения этих заболеваний является UV-излучение с длиной волны 311 нм (Dawe R.S. et al, 2003; Kirke S. et al., 2007).

Примат красоты

Однако польза для здоровья далеко не всегда возводит тот или иной способ или метод в ранг модного, ? куда большее значение в этом играю­т так называемые селебрити, или знаменитости. Именно им загар обязан своей ошеломляющей популярностью. Одной из первых, кто ввел моду на загар, стала французская модельер Габриель Бонер «Коко» Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel). Это случилось в 1920 х годах, после того, как она вернулась в Париж с Французской Ривьеры, укрытая загаром. Поклонникам и поклонницам, очевидно, пришелся по душе цвет ее кожи, и они начали все чаще и сами загорать на солнце. Загар стал, как это принято сегодня называть, трендом. Частично виной тому ? статус Шанель. Стремление окружающих походить на нее и хотя бы отчасти соответствовать образу ее жизни подталкивало их к приобретению ровного загара. Еще одной женщиной, сформировавшей моду на загар, стала темнокожая танцовщица и певица Жозефина Бейкер (Josephine Baker), приехавшая в Париж из США. Парижане боготворили эту певицу с «кожей цвета карамели». Они называли ее возвышенными эпитетами ? «Бронзовая Венера» (Bronze Venus) и «Черная Жемчужина» (Black Pearl). Разумеется, что те многие, кто любил и боготворил ее, пытались походить на нее хотя бы цветом кожи. Таким образом, две французских женщины стали трендсеттерами (законодательницами моды) на загорелую кожу, что стало рассматриваться большинством как признак фешенебельности, здоровья и роскоши (Hanson M.D., Peter G., 2010). Дальше ? больше. В 1940 х в женских журналах стали все чаще появляться материалы, в которых поощрялось принятие солнечных ванн. Примерно в это же время стал меняться и купальный костюм ? он становится все более открытым; появляется масло для загара. В 1946 г. благодаря французскому дизайнеру Луи Реару (Louis R ard) появляются бикини ? такими, какими мы их знаем сегодня. С тех пор мода на загар нисколько не сбавляет своих оборотов.

Мода на загар среди белого населения сохраняется и до сих пор; более того, многими загар воспринимается как признак благосостояния и здоровья. Об этом, например, говорят опросы. Так, согласно недавнему исследованию, результаты которого были опубликованы в декабр­е 2009 г. в журнале «International Journal of Primatology», и мужчинами и женщинами загорелое тело в отличие от незагоревшего воспринимается как более здоровое (Stephen I. et al., 2009). В другом исследовании, проведенном в частной клинике «Nuffield Health», 2,5 тыс. испытуемых обоего пола из двух демонстрировавшихся им фотоснимков необходимо было выбрать того, кто, по их мнению, обладает бо льшим здоровьем. На одном из снимков была изображена стройная загоревшая блондинка, а на второй ? среднестатистического вида мужчина. Почти 2/3 испытуемых (62%) высказались в пользу женщины; 6 из 10 объяснили свой выбор тем, что, по их мнению, здоровый цвет кожи и блеск волос говорят о хорошем состоянии здоровья человека. Однако после проведения стандартного исследования по таким показателям, как уровень холестерина в крови, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, а также наличие вредных привычек (курение и употребление алкоголя), в более выгодном положении оказался… мужчина. Таким образом, исследования еще раз продемонстрировали, что красивое — не значит здоровое; в обществе, отмечают авторы исследования, существует конфликт понятий истинного здоровья и принятых социальных стереотипов здоровья или физической привлекательности. Некоторые люди предпочитают казаться здоровыми и соответствовать ожиданиям общества вместо того, чтобы снижать реальные риски для своего организма (www.dailymail.co.uk).

Вместе с тем в некоторых других частях мира светлая кожа по-прежнему остается стандартом красоты. Так, японские гейши известны тем, что специально окрашивали свои лица белилами, и существующий там же идеал женщины, называемый bihaku («красивая белая»), вынуждает многих японок избегать загара (хотя, безусловно, в японской культуре существуют и исключения) («Japanese girls choose whiter shade of pale», 2004). В Индии темный цвет кожи до сих пор в значительной степени связан со статусом низшего класса, поэтому многие индусы прибегают к отбеливанию кожи («Skin whitener advertisements labeled racist», 2009). А в Иране женщины и молодые девушки с загаром могут быть подвержены тюремному заключению (www.foxnews.com; «Women With Suntans Will Be Arrested, Iran Police Chief Warns», 2010)

Я на солнышке лежу…

Однако по иронии судьбы часто оказывается так, что то, что красиво, далеко не всегда полезно. И мода на загар не стала исключением. Несмотря на важную роль, которую играет UV-облучение в синтезе витамина D, длительное облучение ультрафиолетом связано со значительными рисками: развитием рака кожи (меланомы), старение­м кожи, иммуносупрессией и поражением глаз, например развитием катаракты. Поэтому, полагают ученые, желательно ограничивать воздействие ультрафиолета на кожу (Torma H., Berne B., Vahlquist A., 1988; Bissonnette R., 2008; 2010). Так, согласно отчету о канцерогенных веществах Национальной токсикологической программы Департамента здравоохранения и социального обеспечения США (US Department of Health and Human Services — DHHS) канцерогенным эффектом обладает широкий спектр UV-радиации, которая только в США ежегодно является причиной приблизительно 1,5 млн случае­в заболевания раком кожи и 8 тыс. смертельных случаев вследствие меланомы (Torma H., Berne B., Vahlquist A., 1988; Xu C., Green A., Parisi A. et al., 2001). Ультрафиолетовое облучение в течение всей жизни также ответственно за фотостарение кожи и является причиной развития ее сухости, морщин и некоторых других косметических изменений. По данным ВОЗ, в мире ежегодно отмечают около 132 тыс. случаев заболевания злокачественной меланомой (самой опасной разновидностью рака кожи) и более 2 млн случаев других раковых заболеваний кожи (www.who.int). Ученые пока не пришли к выводу, существует ли допустимый уровень, при котором длительная подверженность солнечному облучению не имеет или несет лишь минимальный риск развития рака кожи. Так, согласно исследованию, проведенному в 2007 г., результаты которого учеными из университета Оттавы (University of Ottawa) были представлены DHHS, существует недостаточно информации для того, чтобы определить безопасный уровень подверженности солнечному облучению (Kirke S.M. et al., 2007). Среди ученых нет также согласия в том, какой же из компонентов UV-излучения ? UVA, UVB или UVC, ? является канцерогеном (Damiani E., Greci L., Parsons R. et al., 1999), тем более что состав UV-лучей, достигающих поверхности земли, постоянно меняется. Так, на уровень UV-излучения влияет целый ряд факторов (www.who.int; Di Girolamo N. et al., 2005):

  • высота солнца над горизонтом: чем выше солнце в небе, тем выше уровень UV-излучения;
  • географическая широта: чем ближе к экватору, тем уровень UV-излучения выше;
  • облачность: наивысший уровень UV-излучения отмечают при безоблачном небе, но и при наличии облаков он может быть высоким;
  • высота над уровнем моря: при подъеме на каждую тысячу метров уровень UV повышается примерно на 5%;
  • озон: озон частично поглощает UV-излучение солнца. С истощением озонового слоя растет UV-излучение, достигаю­щее земной поверхности;
  • отражение от земной поверхности: многие поверхности отражают солнечные лучи и усиливают общее UV-воздействие (например почва и вода отражают менее 10% UV-излучения; свежий снег отражает до 80%; сухой пляжный песок отражае­т 15%, а морская пена ? 25%).

Именно поэтому солнечный свет является единственным канцерогеном, могущим оказаться полезным для человека (в плане синтеза витамина D). Это делает солнечный свет уникальным в списке известных канцерогенов (nobelprize.org).

Гюльчатай, закрой личико

Все компоненты ультрафиолетового излучения (UVA, UVB и UVC) повреждают волокна коллагена и таким образом ускоряют процесс фотостарения кожи. И UVA и UVB разрушают витамин А в коже, что может иметь в дальнейшем негативные последствия (T rm? H., Berne B., Vahlquist A., 1988). В прошлом UVA считали менее вредным, однако уже сегодня известно, что данный диапазон ультрафиолета может способствовать развитию рака кожи посредством повреждающего воздействия на ДНК свободных радикалов ? очень реакционноспособных промежуточных продуктов, ? образующихся под воздействием UVA.

Не менее важно также учесть, что существуют такие типы кожи, которые не подходят для загара. Так, различают шесть типов кожи с точки зрения ее чувствительности к солнечным ожогам. Люди с типом I имеют самую светлую кожу, которая может остаться абсолютно не загоревшей даже после неоднократного использования облучения ультрафиолетом. Как правило, на такой коже возникают солнечные ожоги. В подобных случаях люди обычно вынуждены определять свой тип кожи самостоятельно, и зачастую это происходит на собственном печальном опыте солнечных ожогов. Особое внимание ВОЗ призывает обращать на опасность, которую UV-облучение несет детям. Известно, что воздействие UV-лучей на детей и полученные в детстве ожоги, как солнечные, так и причиненные оборудованием для загара, повышают риск развития у них меланомы в будущем. По этой причине необходимо уделять особое внимание тому, чтобы дети и подростки не допускались к использованию оборудования для загара. По определению DHHS, воздействие ламп и оборудования для загара «признано канцерогенным для людей», а с длительностью его воздействия повышается риск, особенно для людей в возрасте младше 30 лет.

Оборудование для загара

Оборудование для загара испускает преимущественно лучи спектра UVA и некоторые — UVВ. И те, и другие могут вызывать повреждения ДНК в клетках кожи. Однако в последние годы стали производить лампы и оборудование для загара, которые испускают лучи UVВ более высокого уровня для имитации солнечного спектра и ускорения процесса загара. Однако, несмотря на это, исследования показывают, что, как и в случае солнечного воздействия, имее­тся связь между использованием оборудования для загара и злокачественной меланомой, а также немеланомными раковыми заболеваниями кожи, такими как плоскоклеточные и базально­клеточные карциномы. Таким образом, последствиями регулярного использования оборудования для загара могут быть обезображивание внешности после удаления рака кожи, преждевременная смерть в случае злокачественной меланомы (www.who.int).

В качестве мер профилактики меланомы ВОЗ рекомендует ограничить время пребывания на полуденном солнце, предохраняться от попадания прямых солнечных лучей при помощи шляп и солнцезащитных очков, укрываться в тени, а также использовать солнцезащитные кремы с солнцезащитным фактором (SPF) не ниже 15. ВОЗ также призывает «не пользоваться оборудованием для искусственного загара ? использование такого оборудования в возрасте до 35 лет связано с повышением риска развития меланомы на 75%. Солярии и лампы для загара следует использовать только под медицинским наблюдение­м. ВОЗ рекомендует запрещать их использование лицами, не достигшими 18 лет, защищать детей грудного и раннего возраста ? всегда помещать детей грудного возраста в тень». «Крем нужно наносить не для того, чтобы увеличить время пребывания на солнце, а для того, чтобы защитить кожу в тех случаях, когда солнечного излучения нельзя избежать», ? говорится в отчете, опубликованном на сайте ВОЗ. Такого же мнения придерживается, например, и Американская академия дерматологии (American Academy of Dermatology), которая рекомендует предпринимать защитные меры, включая такие, как использование солнцезащитных кремов всякий раз, когда мы подвергаемся воздействию солнца (Knowland J., McKenzie E.A., McHugh P.J. et al., 1993).

Средства для загара

В последние годы в Украине все более и более в культуру загара проникает практика использования специальны­х средств в виде лосьонов и кремов, которые призваны защитить нас от таких последствий, как солнечные ожоги или рак кожи. Так, первое известное нам эффективное солнцезащитное средство было разработано химиком Виллом Бэлцером (Will Baltzer) в 1938 г. Этот продукт, получивший название Gletscher Cr me, впоследствии стал основой компании «Piz Buin» (названной в честь местечка в Швейцарии, где, вероятно, загорал В. Бэлцер, что и вдохновило его на создание данного продукта). Изначально у Gletscher Cr me солнцезащитный фактор был равен 2.

Первый широко используемый солнцезащитный крем был разработан фармацевтом Бенджамином Грином (Benjamin Greene) в 1944 г. Продукт назывался Red Vet Pet. Он на физическом уровне блокировал попадание ультрафиолета на кожу и представлял собой красное липкое вещество, наподобие вазелина. Позже, в 1950 х годах, патент на данное средство был выкуплен, и оно стало продаваться под торговыми марками Bain de Soleil и Coppertone girl*. С 1950 х годов появилась тенденция к использованию детского масла как одного из методов более быстрого получения загара. Первое средство для автозагара появилось в то же десятилетие и было известно под названием Man-Tan; зачастую это средство играло злую шутку с теми, кто его использовал, потому что вместо эффекта загара они получали неровный оранжевый окрас (Agreeing Y.Z., Chan J.L., Kimball R.C. et al., 2006). Во второй половине 1950 х годов создаются средства для загара на основе металлического серебра, а в конце 1970 х годов появился первый аппарат для искусственного загара и солнцезащитный крем с фактором защиты SPF 15.

Появление понятия «солнцезащитный фактор» (Sun Protection Factor ? SPF), ставшего международным стандартом измерения эффективности солнцезащитных средств и указывающегося на каждом средстве для загара, преписывается Францу Грайтеру (Franz Greiter). Этот показатель указывает отношение интенсивности солнечного света, вызывающей покраснение кожи, покрытой фотопротектором (2 мг/см2), к интенсивности солнечного света, вызывающей покраснение кожи, не обработанной им. Например, средство для загара с SPF2 позволит тому, кто «сгорает» под солнцем за 30 мин, при употреблении средства с данным солнцезащитным фактором безопасно загорать в два раза дальше, то есть почти час.

Современные солнцезащитные средства предотвращают прямое повреждающее действие UV-радиации на ДНК. Большинство этих продуктов содержит SPF-фильтры, способные задерживать UVB-лучи. Вместе с тем, система оценки SPF не указывает на степень защиты от UVA-излучения. В настоящее время в США Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами ( Food and Drug Administration — FDA) рассматривает вопрос о необходимости введения требований для указания фактора защиты от UVA-излучения. Подобная сис­тема уже используется в некоторых европейских странах: в рамках пересмотренных рекомендаций для солнцезащитных средств в ЕС существует положение, согласно которому такое средство должно предоставить потребителю минимальный уровень защиты от UVA-излучения, который должен составлять не менее 1/3 солнцезащитного фактора. При соблюдении данных рекомендаций в ЕС разрешается наносить на упаковку специальную маркировку о том, что солнцезащитное средство оказывает UVA-протекторное действие (www.colipa.eu).

В состав солнцезащитных средств производители вводят один или более UV-фильтров, среди которых различают три основных (Shaath, N., 2007):

  • органические соединения, поглощающие ультрафиолетовые лучи (например оксибензон);
  • неорганические макрочастицы, которые отражают, рассеивают или поглощают ультрафиолет (например диоксид титана, оксид цинка или комбинация обоих);
  • органические макрочастицы, которые поглощают и отражают лучи.

Компании изучают также органические соединения природного происхождения, находящиеся, например, в экстракте дыни канталупа (Cucumis melo), которая богата антиоксидантом супероксиддисмутазой, или папоротнике флебодиум золотистый (Phlebodium aureum) (Vouldoukis I., Lacan D., Kamate C. et al., 2004; Lester G.E., Jifon J.L., Crosby K.M., 2009 ; United States Patent 5616323; United States Patent 5614197; WO/1996/025139). Кроме того, современные солнцезащитные средства разрабатываются с такими свойствами, как способностью противостоять контакту с водой, высокой температурой и по том.

Различные медицинские организации, например Американское общество рака (American Cancer Society), рекомендуют использование солнцезащитных средств, поскольку они предотвращают развитие базалиомы (базальноклеточного рака кожи) и плоскоклеточной карциномы (www.cancer.org). Однако использование солнцезащитных кремов спорно по различным причинам. Многие из них, как уже было сказано выше, не блокируют UVA-радиации, которая не вызывает эффект загара, однако может повысить риск развития меланомы; таким образом, люди, использующие солнцезащитные кремы, могут получать слишком большую дозу UVA-облучения, при этом даже не зная этого. Кроме того, регулярное использование солнцезащитных средств с UVB-фильтрами может приводить к дефициту витамина D. Существуют также разногласия относительно периодичности нанесения солнцезащитных средств. Так, вопреки общей рекомендации повторно наносить солнцезащитное средство каждые 2–3 ч некоторые исследования показывают, что лучшая защита от облучения достигается нанесением солнцезащитного средства за 15–30 мин до и 15–30 мин после того, как вы стали принимать солнечные ванны. Периодически обновлять покрытие кожных покровов необходимо лишь после контакта с водой, потения или вытирания/удаления такого средства (Diffey B., 2001). Однако более новое исследование, проведенное в Калифорнийском университете (The University of California; Риверсайд) указывает на то, что солнцезащитное средство должно наноситься повторно в течение 2 ч, чтобы его защита по-прежнему оставалась эффективной. По мнению этих же исследователей, отказ от повторного нанесения солнцезащитного средства может быть еще опаснее, чем вообще отказ от применения каких-либо солнцезащитных средств, поскольку из-за фильтров, впитавшихся в кожу и ранее поглотивших радиацию, в дальнейшем в кожных покровах могут образовываться свободные радикалы (Hanson K.M.; Gratton E.; Bardeen C.J., 2006). Так, в первые 20 мин после нанесения солнцезащитного крема количество реактивных форм кислорода (reactive oxygen species ? ROS) было меньшим, однако после 60 мин количество абсорбировавшегося солнцезащитного средства было настолько велико, что содержание ROS было выше, чем в коже, не обрабатывавшейся солнцезащитным средством (там же).

Подобных эффектов можно избежать при использовании более новых поколений UV-фильтров или комбинаций, которые поддерживают их защитные свойства даже после нескольких часов экспозиции на солнце. К таким фильтрам относят Mexoryl XL, Tinosorb M или Tinosorb S. Эти фильтры уже достаточно давно используются во всем мире (кроме США); в США вместо них солнцезащитные средства содержат другой высококачественный фильтр — Mexoryl SX, который доступен в этой стране с 2006 г. (Bissonnette R., 2010).

…«Нет ничего ужаснее кожи цвета аспирина» ? сказала как-то виновница моды на загар, даже не подозревая о последствиях такой моды. Прошло более полувека, и большинство из нас продолжают добиваться карамельного оттенка кожи с маниакальной одержимостью. Однако в какую бы сторону не повернула мода на загар в ближайшем или отдаленном будущем, главным и несменным трендом на многие десятилетия останется не цвет, а здоровье кожи.

Валерий Юдин по материалам www.who.int;
www.eur-lex.europa.eu; www.cancer.org.au;
www.discoveriesinmedicine.com; www.lpi.oregonstate.edu;
www.ncbi.nlm.nih.gov; www.dailymail.co.uk;
www.bbc.co.uk; www.gzt.ru
*В настоящее время торговая марка принадлежит компании «Schering-Plough HealthCare Products Inc.».

Для того чтобы подобрать максимально подходящее солнцезащитное средство, важно детально изучить его состав и этикету

  • Спектр защиты: UVB или UVA+UVB — средство защищает кожу не только от UVB-лучей, но и от более мягкого ультрафиолета (UVA).
  • Солнцезащитный фактор: обозначается аббревиатурами — SPF (англ. sun protection factor), LF (нем. Lichtschutzfaktor), LPS (амер. light protecting factor), IP (фр. index protecteur). Обозначается цифрами от 5 до 100. Чем выше этот фактор, тем сильнее защита от солнечного ожога. Не следует забывать, что этот фактор достаточно условен, так как время покраснения кожи у каждого индивидуально, а уровень защиты зависит от толщины слоя нанесенного средства, скорости его смывания, от того, насколько оно разбавляется по том и пр.
  • Указание на этикетке «sunblock» обозначает, что средство полностью закрывает доступ UV-лучам к коже; такое средство следует выбирать тем, кому UV-лучи противопоказаны (например, если человек принимает лекарства, оказывающие фотосенсибилизирующее действие, или если кожа недавно подверглась интенсивным косметическим процедурам — пилингу или эпиляции).
  • «Waterproof» — средство обладает водоустойчивостью.
  • «PABA-free» — средство не содержит пара-аминобензойной кислоты, часто вызывающей аллергию. Но аллергическая реакция может возникать и на другие компоненты солнцезащитных средств, поэтому в этом случае следует выбирать средства с надписью «dermatologically tested» или «hypoallergenic».
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті