Трансформация фармацевтического образования: рекомендации международного сообщества

Лекарственные средства жизненно важны для профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Доступ к безопасным и эффективным препаратам является одним из основополагающих прав человека и центральным элементом любой системы здравоохранения. Во многих странах фармацевты считаются наиболее доступными для пациента из всех медицинских работников и находятся на «передовой» предоставления услуг в здравоохранении. В эпоху стремительно ускоряющихся изменений в сфере оказания медицинской помощи роль фармацевтов часто подвержена трансформации. Это ведет к постоянному изменению требований к компетенции и обучению. Однако по-прежнему существуют разногласия и пробелы в фармацевтическом образовании и системе обеспечения качества, что частично связано с отсутствием универсальных международных стратегий в этих направлениях. Глобальную дорожную карту по подготовке фармацевтических кадров и трансфигурации фармацевтического образования разработала Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation — FIP).

НОВАЯ ЭРА ПОДГОТОВКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ

Профессиональное сообщество испытывает необходимость в продвижении и расширении роли фармацевтических кадров* для удовлетворения потребностей глобального здравоохранения. Последние десятилетия в фармацевтической практике наметилась устойчивая тенденция пациентоориентированности предоставляемых сервисов и услуг. В рамках этой концепции претерпели изменений принципы оказания услуг, а также подготовки кад­ров со смещением фокуса с продукта на пациента.

Так, фармацевтические специалисты принимают все более активное участие в назначении лекарственных средств, предоставлении информации о преимуществах, рисках и потенциальных неблагоприятных взаимодействиях. Постоянная необходимость разработок новых лекарственных средств или более безопасных аналогов существую­щих, а также систем доставки лекарственных средств является основой формирования будущих фармацевтических наук.

Влияние персонализированной медицины на профессию становится все более весомым. Эти изменения влекут за собой необходимость трансформации базовых знаний и подходов, которым обучаются фармацевтические работники.

FIP представляет собой глобальную платформу для объединения мировых лидеров фармацевтического сегмента для определения будущих этапов развития фармации в целом и фармацевтического образования в частности.

Концепция постоянно компетентных фармацевтических кад­ров находится в центре внимания профессио­нальной общественности и заинтересованных сторон. Поскольку организации — члены FIP способствуют развитию профессии, их стратегии всегда должны учитывать образовательный компонент, который охватывает как базовое, так и непрерывное образование.

Для того чтобы разработать глобальное видение развития фармацевтических кадров, FIP опуб­ликовала в 2016 г. рекомендации «Transforming­ Our Workforce. Workforce development and education: Systems, tools and navigation», которые характеризуют 13 целей развития фармацевтических кадров для улучшения глобального здравоохранения**.

Позже, в 2017 г. были опубликованы рекомендации по трансформации непосредственно фармацевтического образования «Transforming Pharmacy and Pharmaceutical Sciences Education in the Context of Workforce Development», которые сформированы по результатам Всемирной конференции FIP по фармацевтическому образованию и фармацевтическим наукам (FIP’s Global­ Conference on Pharmacy and Pharmaceutical Sciences Education).

В конференции приняли участие около 600 представителей правительств, регуляторов, фармацевтических компаний, сферы образования и других фармацевтических специалистов из 47 стран, которые проанализировали глобальное видение стандартов фармацевтического образования и подготовки кадров.

NANJING STATEMENTS

Рекомендации FIP относительно фармацевтического образования, которые также известны как «Nanjing Statements», предназначены для поставщиков фармацевтического образования (базового уровня и непрерывного профессионального развития). Данные рекомендации должны использоваться для самооценки и мониторинга, выявления пробелов, стратегического планирования и улучшения процесса образования на государственном уровне и на уровне поставщиков образования.

Nanjing Statements прошли широкие консультации и процедуры проверки до, во время и после всемирной конференции. Окончательная версия состоит из 67 утверждений, принятых на основе консенсуса международных ожиданий того, как выглядит эффективная система фармацевтического образования для удовлетворения локальных и глобальных потребностей. Они сгруппированы в 8 кластеров:

1. Общее глобальное видение.
2. Профессиональные навыки.
3. Набор студентов.
4. Фундаментальная подготовка и лидерство.
5. Эмпирическое образование.
6. Ресурсы и академический персонал.
7. Обеспечение качества.
8. Непрерывное профессиональное развитие.

Каждый кластер состоит из подпунктов, выполнение которых необходимо для достижения конкретной цели при подготовке фармацевтических работников.

КЛАСТЕР 1: ОБЩЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ

Общее глобальное видение должно помочь руководящим органам, образовательным учреждениям и регуляторам в составлении национальной или региональной концепции с целью разработки новых лекарственных средств и оптимизации их применения для улучшения здоровья населения.

1. Планирование подготовки профессиональных кадров должно охватывать все соответствующие профессии (фармацевт-техник, фармацевт, фармацевт-супервайзер (украинский аналог — заведующий аптекой), фармацевтические ученые и т.д.), необходимые для удовлетворения местных потребностей в рамках системы здравоохранения.

2. Обучение и подготовка фармацевтов должны иметь сбалансированную базовую программу естественных наук в достаточном объеме для надлежащей подготовки студента к уже существующей и возможной будущей практике.

3. По окончании учебы в университете выпускники должны владеть необходимыми этическими и профессиональными навыками для обеспечения ответственного применения лекарственных средств, их разработки, производства и поставок.

4. Специалисты в сфере образования должны следить за тем, чтобы потребности и будущие тенденции в предоставлении медицинских услуг, развитии фармацевтической промышленности, профессиональном продвижении и т.д. учитывались при разработке и обновлении учебной программы.

5. Учебные заведения должны пропагандировать то, что фармацевты являются защитниками пациентов и поставщиками услуг, которые обеспечивают/облегчают эффективный доступ к качественным лекарственным средствам.

6. Академический персонал должен придерживаться концепции, согласно которой фармацевты могут улучшить ответственное применение лекарственных средств и, соответственно, развивать у студентов навыки для достижения этих целей.

7. Все фармацевты и академические работники при участии в научной деятельности должны поощряться для получения новых знаний в своей области.

8. Фармацевты должны быть пропагандистами здорового образа жизни и благополучия, превентивной медицины и комплексного подхода к заботе о пациенте через экономический, социальный, культурный и этический подходы.

КЛАСТЕР 2: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1. Фармацевтическим работникам различных сфер и ученым необходимы компетентность, навыки, знания для удовлетворения потребностей общественности и взаимодействия с другими специалистами здравоохранения.

2. Должен быть установлен и использован надлежащий баланс между научной и практической подготовкой: биомедицинские науки, включая патофизиологию, фармакологию и фармакотерапию, должны распределяться по всему учебному плану и преподаваться в контексте взаимодействия с лекарственными средствами и пациентами.

3. Аспекты фармацевтической химии, фармацевтической технологии и анализа должны быть включены в учебную программу для изучения процессов, связанных с разработкой, производством и регистрацией лекарственных средств. Студентам необходимо преподавать как основные фармацевтические науки, так и основы применения лекарственных средств в контексте фармацевтической опеки.

4. Регуляторные аспекты должны быть включены в учебный план для предоставления знаний и навыков в сфере обеспечения качества и безопасности лекарственных средств и соответствующей профессиональной практики.

5. Помимо фундаментальных наук, клинические, социальные и административные дисцип­лины являются основополагающими и должны преподаваться в рамках комплексного подхода «пациент-надлежащее применение лекарственных средств».

6. Обучение и тренинги для развития этической компетентности фармацевтов должны быть четко прописаны и определены как часть их профессионализма в научной и клинической практике.

7. Студенты должны развивать знания и навыки для критической оценки научных данных, в том числе тех, которые применимы в фармацевтической опеке.

8. Высшее образование и подготовка фармацевтических кадров должны включать возможности для междисциплинарного обучения.

9. Профессиональная коммуникация, обучение на протяжении всей жизни и критическое мышление должны быть основными компетенциями фармацевтов и фармацевтических ученых.

10. Студенты должны научиться применять свои профессиональные знания в любой сфере фармацевтической деятельности.

11. Курсы фармацевтических наук должны включать лабораторный компонент для повышения знаний и практических навыков студентов.

12. Фармацевты должны учиться работать совместно с другими специалистами здравоохранения и учеными в медицинской, научной и социальной областях.

КЛАСТЕР 3: НАБОР СТУДЕНТОВ

Набор студентов должен соответствовать профилю образовательных учреждений и национальным запросам сферы здравоохранения.

1. Практики набора студентов должны учитывать региональные характерис­тики населения.

2. Студенты, поступающие в учебное заведение, должны иметь сильную научную подготовку, соответствующую успеваемость и демонстрировать хорошие социальные и эмоциональные навыки.

КЛАСТЕР 4: ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ЛИДЕРСТВО

Подготовка кадров включает процесс обучения и развития необходимых качеств у студентов с приоритетом развития следующего поколения клинических, научных, академических и профессиональных лидеров.

1. Существует общее научное ядро для образования фармацевтических практиков и ученых, но контекст обучения и подготовки должен отличаться.

2. Студенты должны понимать социальные детерминанты здоровья.

3. Клиническую компетентность следует оценивать на разных этапах, а оценка обучения учащихся должна определять степень, при которой студенты могут эффективно применять полученные знания на практике.

4. Подготовка студентов должна включать возможность самостоятельного и независимого обучения, которые необходимы для продолжения профессионального развития после окончания учебы.

5. Фармацевтические ученые и практики должны обладать навыками общения и совместной работы.

6. Образовательные учреждения должны подготовить студентов к роли будущих наставников, руководителей и лидеров. Это включает поощрение культуры поддержки сверстников и обмена знаниями между учащимися, а также поощрение студентов к наставничеству младших учеников.

КЛАСТЕР 5: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Эмпирические образовательные программы — это возможность для студентов постепенно нарабатывать фармацевтическую практику и научные навыки в самых разных жизненных ситуациях.

1. Эмпирическое образование должно способствовать развитию критического мышления и способности решения проблем, связанных с разработкой и применением лекарственных средств.

2. Студенты должны иметь возможность получить клинический опыт через общение с пациентами, а также участвовать в обсуждении выбора лекарственной терапии на основании медицинских данных пациента.

3. Студенты должны непосредственно участвовать в фармацевтической опеке в условиях обычных и госпитальных аптечных практик, а также в рамках других практик, определяемых местными потребностями здравоохранения.

4. Студенты должны быть обеспечены контролируемой лабораторной и клинической практикой на протяжении всей учебной программы, включая демонстрацию и моделирование.

5. Студенты должны иметь возможность научиться применять клинические и фармацевтические знания, преподаваемые в университете, в практических условиях, работая с пациентами и другими специалистами в области здравоохранения и/или другими учеными под наблюдением преподавателя или наставника.

6. Студенты должны иметь возможность участвовать в стажировках с учетом определенных целей обучения с соответствующим контролем и руководством.

7. Студенты должны иметь возможность обширной практики, в том числе заботы о разно­образных группах пациентов в различных культурных и медицинских условиях.

8. Нетрадиционные условия (например регуляторные, промышленные, неправительственные организации) являются подходящими средами для выборочных стажировок студентов.

9. Культура оценки риска, управления рис­ками и безопасности пациентов должна быть четко передана в процессе подготовки фармацевтического специалиста при работе в разных условиях.

10. Студенты должны продемонстрировать способности и правильное отношение к соблюдению политики конфиденциальности.

11. Преподаватели должны иметь возможность участия в принятии решений, оценке и стратегической деятельности в рамках учебного плана.

КЛАСТЕР 6: РЕСУРСЫ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Данный кластер подразумевает совокупность оборудования, финансов, технологий и человеческих ресурсов, необходимых для надлежащей подготовки фармацевтических работников и ученых.

1. Учебные заведения должны выделять ресурсы для обеспечения возможностей и дисцип­лин, необходимых для фармацевтов и фармацевтических ученых.

2. Финансовые ресурсы (государственное финансирование, взносы студентов и другие источники) должны обеспечивать достижение целей фармацевтического образования и подготовки.

3. Базы и оборудование для лабораторных практических и научных работ должны быть современными, в хорошем состоянии и предоставлены в достаточном количестве для обеспечения практического обучения студентов.

4. Необходимые образовательные ресурсы и поддерживающие технологии должны быть доступными для всех студентов.

5. Необходимо обеспечить безопасную среду работы для преподавателей и студентов.

6. Академический персонал должен иметь академический или профессиональный опыт, который соответствует их основной области преподавания и исследований.

7. Академический персонал должен демонстрировать активное участие в обмене знаниями и содействовать сотрудничеству с коллегами в своей и других областях на национальном и международном уровнях.

8. Преподавательские навыки академического персонала должны учитываться для их академического продвижения.

9. Академический персонал должен демонстрировать постоянное обновление учебных материалов для обеспечения актуальности современных аспектов подготовки.

10. При подготовке специалистов должны использоваться активные методы обучения.

11. Все преподаватели должны участвовать в непрерывном профессиональном развитии в соответствии с их образованием, подготовкой и обязанностями.

12. Академический персонал в университетах должен сотрудничать с экспертами отрасли и эмпирическими центрами обучений для обес­печения качественной подготовки кадров.

13. Все преподаватели должны иметь возможность вносить свой вклад в процесс принятия решений.

14. Университеты должны поддерживать и поощрять преподавателей, руководителей, студентов и администраторов к участию в межпрофессиональной деятельности с другими секторами здравоохранения.

15. Университеты должны поддерживать и поощрять участие преподавателей, наставников, студентов и администраторов в национальной и международной фармацевтической деятельности.

КЛАСТЕР 7: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Обеспечение качества относится к ключевым аспектам и механизмам, позволяющим выявлять возможности и улучшать образование в области фармации.

1. В учебных заведениях должна быть создана программа повышения качества, а примеры конкретных улучшений должны периодичес­ки демонстрироваться.

2. Необходимо разработать стандарты и критерии для измерения, мониторинга, управления и улучшения качества предоставляемых образовательных и учебных программ.

3. Показатели качества должны включать обратную связь от студентов и выпускников, преподавателей, руководителей и ключевых внешних заинтересованных сторон, таких как работодатели и профессиональные организации.

4. Необходимо проводить регулярные обзоры учебных программ для внесения своевременных изменений в подходы к обучению, что позволит идти в ногу с изменениями в профессии, технологиях и обществе.

5. Дисциплины и программы по подготовке фармацевтических практиков и ученых должны предоставляться на уровне университета, а все эмпирические компоненты — в клинических, промышленных и институциональных учреждениях под наблюдением университета.

6. Профессиональные навыки и компетенция должны оцениваться в течение всего периода обучения, а не только по его окончании или перед стажировкой/практикой.

7. Необходимо создать обязательную для всех учебных заведений документированную систему контроля обеспечения качества, администрируемую государственным или независимым уполномоченным компетентным органом.

8. Система аккредитации должна базироваться на опубликованных стандартах, разработанных и принятых с участием широкого круга заинтересованных сторон.

9. Система аккредитации должна использовать политики и процедуры, обеспечивающие оценку квалифицированными и опытными специалистами отрасли, справедливое и последовательное применение стандартов, не содержащие конфликта интересов и конфиденциальные.

10. Улучшение качества всегда должно включать четкий процесс обработки студенческих опасений/проблем/жалоб, чтобы студенты были проинформированы о ходе и результатах/предпринятых действиях относительно их проблемы.

КЛАСТЕР 8: НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Непрерывное профессиональное развитие (сontinuing professional development) является неотъемлемым компонентом подготовки фармацевтических специалистов и основывается на уже полученном фармацевтическом образовании.

1. Непрерывное профессиональное развитие должно быть обязательным как для работников практической сферы, так и для тех, кто работает в академическом или научном сегментах.

2. Все фармацевтические специалисты несут персональную ответственность за управление собственным непрерывным профессиональным развитием.

3. Обязательность непрерывного профессионального развития должна прививаться студентам с начала их профессионального обучения.

4. Учебные заведения должны поддерживать и способствовать непрерывному профессио­нальному развитию сотрудников для соответствия международным стандартам и практикам.

ИТОГО

Реализация глобального видения подготовки фармацевтических кадров требует стимулирования интереса и обсуждений, сотрудничества и взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, а также определения будущих целей путем понимания существующих потребностей и использования имеющихся ресурсов и инструментов для содействия инициативам в области развития фармацевтической подготовки.

Национальным профессиональным и научным ассоциациям, правительствам и академическим учреждениям FIP настоятельно рекомендует сотрудничать и использовать национальные ресурсы и ресурсы, разработанные FIP, для преобразования подготовки профессиональных кад­ров в соответствии с международными стандартами и национальными потребностями.

Образование, как отметил Ханс-Георг Гадамер, не может быть собственно целью, а в разрезе фармацевтической профессиональной подготовки самое важное — в конечном итоге обеспечить улучшение общественного здравоохранения и повысить качество/сохранить жизни пациентов.

Ирина Бондарчук,
фото предоставлены FIP

*Под фармацевтическими кадрами подразумеваются фармацевтические специалисты (фармацевты, фармацевтические техники, студенты, фармацевтические ученые, разработчики, технологи и другие специалисты), которые работают во всех сферах фармацевтической деятельности (в розничных и госпитальных аптеках, научных и академических учреждениях, разработке лекарственных средств, промышленности, регуляторных органах и др.) с различными диапазонами практик.
**Отчеты «Transforming Our Workforce. Workforce development and education: Systems, tools and navigation» и «Transforming­ Pharmacy and Pharmaceutical Sciences Education in the Context of Workforce Development» предоставлены единственным организационным членом FIP от Украины — ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата» (ОО «ВФП»).

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи