От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь. В Киеве прошла Первая научно-методическая конференция с международным участием «Проблемы непрерывного профессионального развития врачей и провизоров»

Вопросы реформирования системы высшего образования в Украине всегда вызывали много споров, которые продолжаются и по сей день. Тем не менее, сегодня ясно даже студенту-первокурснику: дискутировать имеет смысл лишь по поводу путей и способов реформирования, но не по поводу целесообразности самого процесса. Тем более, когда речь идет о такой жизненно важной области, как медицина. Можно обсуждать плюсы и минусы Болонского процесса, противопоставлять достижениям европейского образования собственные достижения и наследие. Словом, поводов для дискуссий много.
Но сталкиваясь в повседневной жизни в качестве пациентов с участковыми терапевтами, познавательный процесс для которых потерял актуальность сразу после получения диплома, или с фармацевтами, не умеющими грамотно проконсультировать относительно применения того или иного препарата, каждый из нас понимает — без реформ отечественную систему медицинского и фармацевтического образования не спасут от деградации ни богатое наследие, ни отдельные яркие таланты.
Говоря в наши дни о медицинском образовании, необходимо иметь в виду не только додипломное обучение, но и последипломное, и непрерывное профессиональное развитие (НПР), под которым подразумевается в основном самостоятельное обучение специалиста.
Не случайно Всемирная федерация медицинского образования (ВФМО) ввела понятие НПР врачей и провизоров — continuing professional development (CPD) (www.wfme.org). На НПР постоянно акцентирует внимание ВОЗ (www.who.int) как на необходимой составляющей эффективной кадровой политики в области здравоохранения любой страны. Если понятие «последипломное обучение» нам хорошо знакомо, то «НПР» — достаточно новое, принесшее с собой такие понятия, как «стандарты НПР», «дистанционное обучение», «виртуальные учебные учреждения», «электронные учебники» и пр. Недалек тот час, когда такие явления, как врач или провизор с нулевым уровнем компьютерной грамотности или незнанием иностранного языка, станут архаизмами. Во всяком случае, так уже происходит во всех развитых странах. Поэтому, учитывая стремление Украины к интеграции в европейское образовательное пространство, ее участие (хотя и не такое результативное, как хотелось бы) в Болонском процессе, главным девизом каждого практикующего врача и фармацевта в наши дни становится: «Учиться, учиться и еще раз учиться».

Сегодня мы знакомим наших читателей с материалами Первой научно-методической конференции по проблемам непрерывного профессионального развития врачей и провизоров с международным участием, состоявшейся в Киеве 15–16 февраля 2007 г. на базе Национальной медицинской академии последипломного образования (НМАПО) им. П.Л. Шупика под эгидой МЗ Украины.

В рамках конференции была организована телетрансляция с участием высших медицинских учебных заведений последипломного образования и медицинских учреждений областного и городского значения. Следует отметить, что такая достаточно новая для украинской научной общественности форма проведения конференции в режиме on-line вызвала большой интерес у всех участников и слушателей форума благодаря уникальной возможности получить информацию из первых уст об опыте региональных стратегических партнеров НМАПО по внедрению дистанционного обучения. Руководители ведущих медицинских вузов Украины благодаря организации телемоста рассказали участникам конференции в Киеве о реализации совместных с НМАПО проектов в сфере последипломного медицинского образования.

Президиум конференции
Президиум конференции

Ректор Запорожского государственного медицинского университета заверил киевских коллег, что система дистанционного образования в Запорожской области постепенно развивается. Запорожским университетом проводятся дистанционные подготовительные курсы для абитуриентов. Уже есть опыт такого сотрудничества с медицинскими колледжами. Сегодня около 200 преподавателей медико-фармацевтического факультета Запорожского вуза прослушали дистанционно курс лекций по доказательной медицине, проведенный НМАПО. Это, как надеются руководители университета, будет иметь в дальнейшем не только познавательное, но и экономическое значение.

В целом сообщения из регионов (а на связи были Ужгородский государственный университет, Ивано-Франковский медицинский университет, Тернопольский государственный медицинский университет им. И Я. Горбачевского, Днепропетровская государственная медицинская академия и другие) создали впечатление, что заявления о внедрении НПР для медицинских работников не декларативны: в стране действительно идет процесс, направленный на повышение уровня профессиональной подготовки специалистов с привлечением новейших методов обучения и передовых технологий. Безусловно, проблем на этом пути немало: участники телемоста говорили о необходимости разработки научной базы дистанционных курсов повышения квалификации, об отсутствии правовой базы системы телеконсультаций, об отсутствии электронных учебных курсов и др. Трудности всегда возникают на пути масштабных преобразований, и все они будут преодолены в свое время. Главное, как говорится, — лед тронулся.

Озар Минцер
Озар Минцер

Оптимистично настроен и директор научного учебно-методического центра дистанционного образования НМАПО (далее — Центр), доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской информатики НМАПО Озар Минцер.

Обращаясь с приветственными словами в адрес участников конференции, О. Минцер напомнил, что многие мероприятия, проводимые по инициативе МЗ и НМАПО на базе возглавляемого им Центра имеют характеристику «впервые»: в 2004 г. впервые в Европе силами Центра проведена трансатлантическая сессия по проблемам туберкулеза с участием специалистов из Польши, Словакии, США. В 2006 г. впервые в Украине проведен международный семинар в формате видеоконференцсвязи по проблемам современной диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Также впервые в Украине в 2006 г. совместно с Запорожским государственным медицинским университетом проведена Всеукраинская научно-практическая видеоконференция «Актуальные вопросы дистанционного образования и телемедицины».

Конференция, посвященная вопросам непрерывного профессионального развития врачей и провизоров, — тоже свидетельство продолжения инициатив МЗ Украины, ректора НМАПО и активной работы Центра. В настоящее время по инициативе ректора НМАПО Юрия Вороненко начато строительство специального зала для дистанционного обучения. «Все эти шаги дают основание ожидать дальнейших успехов при внедрении НПР в Украине», — убежден О. Минцер.

В первый день конференции в ходе пленарных заседаний с докладами выступили специалисты НМАПО и их коллеги из Запорожья, Харькова, Ивано-Франковска. Во второй день форума прошли секционные заседания, на которых были заслушаны доклады по самым разным проблемам. Обсуждались вопросы организации НПР, гармонизации украинского медицинского образования с образовательными системами Европы и мира, создания стандартов для НПР в Украине, формирования профессиональной компетенции и оценки качества образования. Интересными в плане новизны для нашей системы образования оказались доклады, включенные в третье секционное заседание. Доклады были посвящены проблемам применения новых информационных технологий в медицинском образовании (в том числе и самообразовании), роли дистанционного обучения в НПР, смене дидактических принципов НПР в современных условиях.

В сегодняшней статье мы подробнее остановимся на докладах, представляющих, по нашему мнению, наибольший интерес для читателей «Еженедельника АПТЕКА» с учетом их профессиональной деятельности.

Александр Волосовец
Александр Волосовец

Доклад заместителя директора Департамента кадровой политики, образования и науки, начальника отделения образования и науки МЗ Украины Александра Волосовца был посвящен концепциям НПР, актуальности НПР в свете реформирования системы отечественного образования, а также вопросам качества подготовки специалистов в сфере здравоохранения. А. Волосовец подчеркнул, что НПР — многоплановый процесс, который включает обучающие программы, научные исследования, обеспечение учащихся дидактическими материалами, укомплектование отрасли кадрами, создание материально-технической базы и другие аспекты.

Как следует из доклада, основными составляющими качественной подготовки современного врача и провизора являются: высокий уровень клинических исследований и доказательной медицины, кадровое и ресурсное обеспечение высших учебных заведений, наличие мотивации у преподавателей и студентов, информатизация научного процесса, усовершенствование учебных пособий.

Перечисляя технологии, внедряемые в Украине для повышения качества высшего медицинского образования, докладчик более подробно остановился на системе рейтинговой оценки, которая изменила лицо высшей медицинской школы, как и кредитно-модульная система, введение которой помогло решить проблему создания мотивации к успешной учебе у студентов.

Что же сделано для управления системой качества высшего медицинского образования? Создан центр тестирования при МЗ Украины, функционирует центр дистанционного образования, возглавляемый профессором О. Минцером, центр семейной медицины на базе Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, региональный учебно-информационный центр по проблемам помощи и лечения при ВИЧ/СПИДе на базе НМАПО.

Международные стандарты ВФМО по улучшению качества НПР врачей

Определение: НПР — период образования и подготовки докторов, начинающийся сразу после завершения базового медицинского образования и последипломной подготовки и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной жизни врача.

НПР в основном подразумевает проведение мероприятий по типу самоподготовки и обучения на практике, а не подготовку под чьим-либо руководством.

Старый термин «непрерывное медицинское образование» (НМО) заменен на НПР. Новый термин означает, что ответственность за проведение НПР лежит на профессии и отдельных врачах


Международные стандарты ВФМО по улучшению качества НПР врачей

Мотивация к НПР с точки зрения индивидуального доктора проистекает из трех источников:

1. Профессиональное желание оказывать оптимальную помощь каждому отдельно взятому пациенту;

2. Обязательство почитать требования работодателей и общества;

3. Потребность сохранить удовлетворенность трудом и предотвратить психологическое выгорание.

Мотивация к познанию в течение всей жизни должна стать критерием отбора студентов при зачислении в медицинские институты, и ее следует воспитывать на протяжении всех этапов медицинского образования.


«НПР с одной стороны рассматривается как профессиональная обязанность каждого специалиста, с другой — как важное условие повышения качества медицинской и фармацевтической помощи», — подчеркнул в заключение А. Волосовец.

О. Минцер представил на конференции доклад на тему «Факторы реформирования последипломного медицинского образования». Как следует из доклада, необходимость глубокого реформирования последипломного медицинского образования обусловлена прежде всего мировым процессом перехода от индустриального к информационному обществу, а также социально-экономическими изменениями, происходящими во всем мире. Сегодня широко используется концепция Общества знаний, основой которой следует считать доступ к информационным ресурсам как можно большего количества людей. Развитие новых информационных технологий обусловило возможность очень быстрой доставки информации в любую точку планеты. Структурированная форма подачи материала становится более эффективной, чем традиционная, в связи с чем гораздо большее значение приобретает не вопрос о месте или форме обучения специалиста, а вопрос оценки его компетентности. Большое внимание в докладе было уделено вопросам, от которых зависит практическая реализация реформ последипломного медицинского обучения:

1. Вопрос определения государственных образовательных стандартов последипломного медицинского образования для полномасштабного применения новых технологий;

2. Изменение структуры вузов и роли структурных подразделений учебных заведений — факультетов, кафедр, отделений;

3. Возможности и способы модификации основных образовательных программ высшей медицинской школы, изменение структуры высшего медицинского образования.

Только получив обоснованные ответы на перечисленные вопросы, можно будет оценить уровень готовности высшей школы к возможным преобразованиям.

У провизоров в осуществлении НПР гораздо больше проблем, чем у врачей, — так считают участники конференции, чьи доклады были посвящены вопросам до- и последипломной подготовки специалистов фармации.

Наталья Ветютнева
Наталья Ветютнева

Актуальные вопросы и новые подходы в последипломной подготовке специалистов фармацевтической отрасли на основе концепции обеспечения качества лекарственных средств осветила профессор, доктор фармацевтических наук, заведующая кафедрой фармацевтической химии и фармакогнозии НМАПО Наталья Ветютнева.

В чем же заключаются главные проблемы провизоров?

По словам Н. Ветютневой, их несколько:

1. Не решен вопрос заочной (практической) части интернатуры, ограничено количество баз стажировки интернов в связи с тем, что форма собственности многих предприятий — частная. Прохождение полной программы обучения у интернов представляется сейчас сложной задачей;

2. Действующие сегодня приказы по регулированию аттестации, сертификации, а также квалификационных требований к специалистам фармацевтической отрасли противоречат друг другу. В связи с этим не решен вопрос об аттестации провизоров, работающих на объектах негосударственной формы собственности, поскольку у них отсутствует материально обоснованная мотивация;

3. В областных управлениях здравоохранения нет структурных подразделений или департаментов, обеспечивающих кадровую политику субъектов хозяйствования различных форм собственности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю препаратами;

4. Отсутствует однозначный подход к осуществлению специализации провизоров в случае перехода на руководящую должность или на должность провизора-аналитика.

Особенный акцент был сделан на том, что решить все проблемные вопросы возможно только при объединении усилий МЗ Украины, вузов, фармацевтических ассоциаций и работодателей — предприятий отрасли.

Часть доклада была посвящена определению направлений в последипломном обучении провизоров. Первое из них заключается в определении новых подходов к методологии создания лекарственных средств. Провизору, получившему диплом 10 и более лет назад, необходимо знать о современных методах проектирования дизайна молекулы, особенностях конструирования лекарственной формы, об обосновании показателей качества готового препарата и выборе методов его контроля. Другое важное направление в обучении провизоров всех провизорских специальностей — сохранение стандартов качества препаратов на всех этапах изготовления и реализации. Эта задача должна решаться при помощи создания стандартов подготовки новой модели специалиста — уполномоченного лица субъектов хозяйствования, ответственного за систему качества препаратов в аптечных учреждениях. Уже назрела необходимость введения новой должности — провизора по качеству. Это также станет значительным шагом в борьбе с фальсификатами. Однако следует отметить, что знаниями, навыками в вопросах входного контроля препаратов, применения упрощенных аналитических тестов для выявления фальсификатов, фармакотехнологических испытаний лекарственных средств должен владеть провизор любой провизорской специальности.

Основные принципы НПР:

  • гуманность и демократичность
  • связь обучения с жизнью, профессиональной и социальной активностью индивидуума
  • пластичность и гибкость учебных планов и программ
  • альтернативность подходов к организации учебного процесса
  • индивидуальность каждого высшего учебного заведения


Н. Ветютнева обратила внимание слушателей на крайне важный вопрос профессионального развития провизоров — овладение практическими навыками в пределах соответствующей специальности. Именно в этой форме обучения — практических занятий — целесообразно внедрение новых педагогических технологий.

С другой стороны, большое значение приобретает использование возможностей учебных баз — аптек, аптечных складов, лабораторий, осуществляющих анализ качества препаратов и структурных подразделений территориальных государственных инспекций по контролю качества лекарственных средств.

В докладе были также затронуты вопросы квалификационных требований для специалистов государственных органов, координирующих, регулирующих и контролирующих функционирование фармацевтической отрасли в целом и на региональном уровне, а также вопросы профессиональной компетентности специалистов фармацевтических предприятий. К сожалению, сегодня не разработаны единые квалификационные требования и, соответственно, отсутствует возможность адекватной оценки специалиста. Как было отмечено, все перечисленные вопросы нуждаются в нормативном регулировании на государственном уровне.

Владимир Краснов
Владимир Краснов

С докладом «Компетентностный подход в формировании модели провизора на этапах НПР» выступил кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской информатики НМАПО Владимир Краснов.

Современная экономика требует от специалиста не столько ориентации на выполнение определенных заданий, сколько умения решать проблемы и управлять проектами. Сегодня во многих странах начался переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной. Считается, что компетенции — это единство профессиональных и внепрофессиональных знаний, навыков, установок и ценностных ориентиров. Если квалификация описывает функциональное соответствие между требованием рабочих мест и целью образования, то компетентность включает возможности личности действовать адекватно в более широких областях, то есть в социуме.

В наше время в высшем медицинском, фармацевтическом и последипломном образовании основной акцент должен быть сделан на подготовке врачей и провизоров, владеющих разносторонними навыками, обладающих широким кругозором. Такие специалисты должны быть способны интегрировать свою работу с деятельностью работников самых разных профессиональных областей.

В НМАПО им. П. Л.Шупика инициирован проект по разработке социально-профессиональных компетенций в области подготовки провизоров. В основу реализации проекта положены рекомендации отечественных экспертов в области последипломного образования и работодателей. В рамках проекта специалистами обозначены 42 компетенции, использованные при анкетировании провизоров, при этом 68% респондентов имели стаж работы в фармацевтической отрасли более 3 лет. Интересны результаты анкетирования, согласно которым более 30% специалистов со стажем свыше 3 лет не имеют опыта организации конференций, семинаров, круглых столов и т.д., не умеют учитывать культурные, лингвистические и религиозные особенности при отпуске лекарственных средств, не умеют применять принципы фармакоэкономики, прогнозировать возможности появления побочного действия препарата, способствовать повышению уровня грамотности пациентов, коллег, студентов, обеспечивать соблюдение правил оборота наркотических, психотропных лекарственных средств и прекурсоров.

Безусловно, учитывая пока небольшое количество респондентов, можно говорить только о наблюдаемых тенденцях. Однако бесспорна важность работы в данном направлении проекта. Специалисты НМАПО планируют продолжить исследования с привлечением специалистов практической фармации для участия в работе по формированию компетентностной модели специалиста-провизора. «При этом, — отметил докладчик, — одной из основных проблем остается вопрос технологий формирования компетенций и разработки четких критериев оценки степени их сформированности».

Лариса Бабинцева
Лариса Бабинцева

Об особенностях современного фармацевтического образования рассказала на одном из секционных заседаний кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры медицинской информатики НМАПО Лариса Бабинцева.

Подписание Украиной в 2005 г. Болонской декларации будет способствовать дальнейшему повышению уровня и качества подготовки провизоров, считает Л. Бабинцева. С этой точки зрения крайне важным является вопрос, касающийся основных и дополнительных учебных дисциплин.

Согласно директиве Европейского Сообщества 85/432/ЕЕС (www.dcc2.bumc.edu)) для фармацевтического образования определены такие предметы: биология растений и животных, физика, общая и неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, фармацевтическая химия (включая анализ лекарственных средств), общая и прикладная биохимия (медицинская), анатомия и физиология, медицинская терминология, микробиология, фармакология и фармакотерапия, фармацевтическая технология, токсикология, фармакогнозия, законодательство и профессиональная этика. Однако интерес представляют и другие дисциплины. Например, немаловажной представляется биоинженерия и дизайн лекарственных средств, позволяющая отобразить современные взгляды на конструирование препаратов на основе компьютерных технологий.

Кроме того, следует соблюдать балланс между теоретической и практической подготовкой. Для обучения провизора работе в аптеке, лаборатории и т.п. необходимо проведение определенных тренингов, поэтому целесообразно использование научных территорий — научно-производственных комплексов, аналитических отделов, музеев фармации и пр. Следует подчеркнуть, что качество обучения определяется не только часами обучения или структурой курса. Существует множество других факторов, среди которых не последнюю роль играет квалификация преподавательского состава.

Итак, реализация принципа «образование через всю жизнь», создание соответствующей системы НПР и подтверждения профессиональной компетентности врачей и провизоров является сегодня одной из главных задач системы высшего медицинского образования страны. Проведение конференций, посвященных проблемам НПР, будет играть в этом немалую роль, поскольку их целью является определение общих тенденций изучения обозначенных проблем, обмен мнениями по поводу путей их решения, поиск оптимальных для Украины и всего мира конструкций системы НПР и других крайне важных вопросов современного медицинского и фармацевтического образования.

В ходе конференции: круглый стол «Стандарты для НПР. Актуальные и нерешенные вопросы подготовки преподавателей вузов в современных условиях»
В ходе конференции: круглый стол «Стандарты для НПР. Актуальные и нерешенные вопросы подготовки преподавателей вузов в современных условиях»

Завершая конференцию, профессор О. Минцер подчеркнул, что организация НПР врачей и провизоров является прологом к присоединению Украины к единому мировому медицинскому и фармацевтическому образовательному пространству и реализации в стране провозглашенного ЮНЕСКО Общества знаний.

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» благодарит за помощь в подготовке материала члена программного комитета конференции Владимира Краснова.

Наталья Очеретяная, фото Игоря Кривинского, Елены Старостенко и предоставленное НМАПО им. П.Л. Шупика

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті