Возмещение стоимости лекарственных средств — а сколько платят в Европе?

Основополагающее право человека на здоровье — это право на доступ к жизненно необходимым качественным технологиям здравоохранения, включая лекарственные средства. При этом большинство стран признает проблему ограничения государственных затрат на здравоохранение и возрастающую потребность в медицинских услугах. В контексте успешного функционирования систем здравоохранения основные лекарства должны быть доступны в любое время в достаточном количестве в соответствующих лекарственных формах и с гарантированным качеством по цене, которую могут позволить себе представители разных слоев населения. Исходя из этого, критично важно для государств определение того, какие программы или технологии здравоохранения являются приоритетными и какие должны оплачиваться за счет бюджетных средств. Основываясь на данных отчета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Medicines reimbursement policies in Europe 2018», мы проанализировали системы и правила возмещения расходов на лекарственные средства, применяемые странами Европейского региона ВОЗ.

Universal Health Coverage

Согласно основным Целям устойчивого развития (Sustainable Development Goals — SDGs ), все государства — члены Организации объединенных наций (ООН) договорились о выполнении к 2030 г. основных задач для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения (Universal Health Coverage — UHC). Это означает, что все люди получают необходимые медицинские услуги, не испытывая финансовых затруднений.

При этом UHC  не подразумевает бесплатного покрытия для всех возможных вмешательств в области здравоохранения независимо от стоимости, поскольку не все вмешательства эффективны или экономически выгодны. Вместо этого речь идет об обеспечении базового пакета медицинских услуг и постепенном расширении их охвата и финансовой защиты по мере поступления большего количества ресурсов.

Отчет демонстрирует, что все страны Европейского региона ВОЗ (в том числе и Украина) создали механизмы для предоставления доступа к лекарствам для населения. Однако разработка и реа­лизация соответствующих политик значительно отличаются в разных странах, особенно в отношении возмещения расходов на амбулаторные лекарства. При этом во всех 53 странах региона пациенты могут получать лекарства в больницах без какой-либо оплаты, за исключением Бельгии.

Финансирование системы здравоохранения в регионе

По сравнению с другими регионами охват услугами здравоохранения во многих странах Европейского региона ВОЗ довольно высокий. В некоторых странах Западной Европы (таких как Австрия, Бельгия, Франция и Германия) система социального страхования здравоохранения (Social Health Insurance — SHI) по «системе Бисмарка» обеспечивает социальную защиту. В 1990-е годы SHI была внедрена в нескольких странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. SHI — это система финансирования здравоохранения, которая обеспечивается за счет страховых взносов, сделанных работодателями, работниками и государственными субсидиями. Многие страны, использующие подход SHI, имеют обязательные схемы страхования для работающих, доход которых не превышает определенного порогового значения (страховое обязательство).

SHI предоставляется посредством различных страховщиков. В некоторых странах пациенты имеют несколько вариантов при выборе страхового фонда (Германия), в то время как в других пациентам назначается конкретный фонд, например, в зависимости от их рода занятости (Польша).

Кроме системы SHI, в Европейском регионе также распространена система национальных служб здравоохранения (National Health Service — NHS). Системы NHS финансируются за счет общего налогообложения (центрального или регионального) и обычно охватывают всех жителей страны. Объем оказываемых услуг идентичен для каждого, а сервисы зачастую предлагаются государственными учреждениями. Помимо Великобритании, некоторые другие страны (Италия, Испания, Португалия, Дания, Швеция) также используют системы здравоохранения на основе NHS.

При этом добровольное медицинское страхование может быть задействовано при любой системе здравоохранения и оно играет важную роль.

Основания для включения в систему реимбурсации

Основаниями для включения в систему реимбурсации или критериями приемлемости для возмещения могут быть лекарственное средство (product-specific), заболевание, для лечения которого предназначен препарат (disease-specific), конк­ретная группа населения, нуждающаяся в лекарственных средствах (population groups-specific), общие расходы на лекарства пациента в течение определенного периода (consumption-based).

Хотя в стране может применяться более одной схемы возмещения, обычно существует доминирующая (табл. 1).

Таблица 1. Критерии включения в систему реимбурсации (схема реимбурсирования) в амбулаторном сегменте в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.
Страна Product-specific Disease-specific Population groups-specific Consumption-based
Австрия
Азербайджан
Беларусь
Бельгия
Болгария
Хорватия
Чехия
Дания
Эстония
Финляндия
Франция
Германия
Венгрия
Израиль
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Республика Молдова
Испания
Швеция
Швейцария
Таджикистан
Великобритания
Узбекистан
■ — доминирующая схема возмещения,
□ — сопутствующая схема возмещения.

Схема «product-specific»

В данном случае право на возмещение зависит от рассматриваемого лекарства: оно считается либо возмещаемым (расходы на него полностью или частично оплачиваются государственным плательщиком), либо не подлежащим возмещению.

Компетентный орган по фармацевтическому ценообразованию и возмещению или государственный плательщик определяют статус возмещения, как правило, на основе различных критериев. Такими могут выступить терапевтическая польза, добавленная терапевтическая ценность по сравнению с альтернативными продуктами, экономическая эффективность, влияние на бюджет и т.д. (табл. 2).

Таблица 2. Критерии лекарственных средств для возмещения их стоимости в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.
Ключевые критерии для возмещения расходов на лекарства Страны
Терапевтическое пре­имущество лекарственного средства и/или относительная терапевтическая польза (добавленная стоимость по сравнению с существующими альтернативами) Армения, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Казахстан, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Молдова, Сербия, Словения, Испания, Украина
Медицинская необходимость/приоритет Армения, Эстония, Финляндия, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Польша, Рес­публика Молдова, Турция, Украина
Безопасность Армения, Болгария, Дания, Эстония, Исландия, Мальта, Нидерланды, Польша, Респуб­лика Молдова, Российская Федерация
Экономическая эффективность Беларусь, Чехия, Эстония, Финляндия, Казахстан, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Турция, Великобритания
Влияние бюджета Бельгия, Болгария, Чехия, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Республика Молдова, Словения, Турция

В нескольких из 45 стран региона все возмещаемые лекарства реимбурсируются на 100%. Однако могут применяться и другие виды доплаты, такие как плата за рецепт и т.д. В других странах действуют разные процентные ставки сооплаты.

Продуктспецифическая схема, или «product-specific», является основной схемой возмещения расходов на амбулаторные лекарства в 32 из 45 стран. Ирландия и Казахстан применяют этот подход в качестве дополнительной схемы.

Схема «disease-specific»

При таком подходе статус и ставка возмещения связаны с заболеванием, подлежащим лечению. То бишь используется список болезней, при которых возмещается стоимость лечения. Одни и те же лекарства могут быть возмещены по разным процентным ставкам в зависимости от заболевания. Такая схема компенсации за амбулаторные препараты является основной в Эстонии, Латвии и Литве, а также на Мальте и в ряде стран СНГ.

Схема «population groups-specific»

В соответствии с этой схемой конкретные группы населения имеют право на компенсацию за фармацевтическую продукцию (по более высокой ставке, чем стандартная ставка возмещения или с полным 100% возмещением). Такие группы населения могут включать лиц, нуждающихся в специальной защите из-за особого состояния (хронические или инфекционные заболевания, инвалидность, беременность), возраста (например дети, лица пожилого возраста), статуса (например пенсионер, ветеран войны) или финансового состояния (например лица с низким доходом, безработные).

Многие страны региона приняли данную схему в дополнение к доминирующей, предлагая более высокий или полный охват медицинскими услугами для незащищенных или других групп населения.

Схема «consumption-based»

При таком подходе покрытие возмещения увеличивается с повышением потребления фармацевтической продукции (измеряемой в валовых фармацевтических расходах) застрахованным пациентом в течение определенного периода. Как только пациент достиг определенного порога личных выплат (Out-of-Pocket Payment), государственный плательщик полностью или частично покрывает любые дополнительные фармацевтические расходы. Такая схема возмещения благоприятствует тем пациентам, которые нуждаются в большем фармацевтическом обслуживании (например хроническим больным). Она преобладает в Швеции и Дании (см. «Компенсация на основе потребления в Дании»).

Национальные регуляторы

Решения о возмещении стоимости лекарственных средств в амбулаторном секторе в Европейском регионе ВОЗ обычно принимаются фондом SHI, министерством здравоохранения или министерством по социальным вопросам.

В некоторых странах (Чехия, Дания, Италия и Норвегия) решения о возмещении принимаются агентствами по лекарственным средствам, в то время как в других за возмещение отвечают специализированные учреждения (Болгария, Финляндия, Исландия, Швеция и Узбекистан). В ряде стран региона решения о выделении компенсаций на амбулаторное и стационарное лечение находятся в компетенции одного и того же органа. Однако практические решения, такие как список лекарственных средств для закупки и составление формуляра больницы, могут приниматься на больничном уровне (Греция, Литва и Норвегия).

В странах с системами на основе SHI именно SHI принимает решения о возмещении расходов для страны, в то время как индивидуальные страховщики платят за лекарства (Австрия, Франция и Нидерланды).

В некоторых странах NHS (включая Италию и Испанию) решения о возмещении принимаются на федеральном (национальном) уровне, но регионы оплачивают расходы, а также могут вести переговоры по конкретным соглашениям.

Списки возмещения

Список возмещения является основным инструментом, используемым странами для управления пакетами своих льгот. Списки возмещения имеются во странах Европейского региона ВОЗ.

В 44 из 45 стран применяют положительный список. Все лекарства, включенные в него, могут быть назначены за счет государственного плательщика. Только Германия использует отрицательный список, в котором указаны все лекарства, исключенные из возмещения. Таким образом, стоимость всех препаратов в основном покрывается, если они не находятся в отрицательном списке. Испания и Великобритания применяют как положительные, так и отрицательные списки.

В некоторых странах используется более одного положительного списка. В других странах есть один положительный список, который делится на разные части в соответствии с различными правилами возмещения и/или предписаниями. Позитивные списки — важные инструменты для определения прио­ритетности лекарств для возмещения.

Однако термин «основные лекарственные средства», основанный на Списке ВОЗ по основным лекарственным средствам (WHO Model Lists of Essential Medicines) используется только в некоторых странах, в основном балканских и СНГ. Западноевропейские страны не используют этот термин, а количество лекарственных средств, включенных в их списки возмещения, значительно превышает число таковых в вышеуказанном списке.

Большинство европейских стран регулярно пересматривают и обновляют свои списки возмещения. Например, Бельгия, Финляндия и Ирландия пересматривают их каждый месяц.

Референтное ценообразование

Система референтного ценообразования (refe­rence price system — RPS) представляет собой политику возмещения расходов, в которой взаимозаменяемые лекарственные средства группируются в референтную группу по одинаковому действующему веществу (уровень 5 АТС-классификации) или химически связанной подгруппе (уровень 4 АТС-классификации).

Государственный плательщик определяет цену, называемую референтной ценой, подлежащую возмещению за все лекарства, включенные в группу. Если розничная цена на лекарственное средство в аптеке превышает референтную, пациент должен заплатить эту разницу. Иногда могут быть включены дополнительные доплаты, например, плата за рецепт или процентная доплата.

По состоянию на 2017 г. в 30 из 45 стран Европейского региона ВОЗ применяется референтное ценообразование. Эта система была впервые внедрена в Европе в 1989 г., когда Германия представила «Festbetragssystem». Несколько лет спустя Нидерланды (1991 г.), Швеция и Дания (1993 г.) также приняли RPS. За ними следовали страны Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и Словакия), которые реализовали эту схему на протяжении всей второй половины 1990-х годов. Несколько стран Западной и Южной Европы (Бельгия, Франция, Литва и Португалия) внедрили RPS в начале 2000-х годов. В число стран, которые недавно приняли референтное ценообразование, входят Украина (2012 г.) и Ирландия (2013 г.).

В отличие от общепринятой практики, Швеция отказалась от RPS в 2002 г. после 9 лет использования системы, поскольку признала ее административно сложной, а экономия средств не оправдала ожиданий. Вместо этого используется концепция «предпочтительного продукта месяца» (preferred product of the month) и установлена система обязательной замены на генерик с наименьшей ценой для возмещения (независимо от того, что врач указал в рецепте).

Существуют различные подходы к составлению референтных групп, типу лекарств, включенных в RPS, и расчету общего уровня возмещения (табл. 3). Из 30 стран с RPS 18 группируют лекарства на основе активного вещества (уровень 5 АТС-классификации). Еще 12 стран применяют более широкое понимание классификации. Так, Хорватия, Чехия, Польша и Румыния определяют референтные группы по сочетанию уровней АТС-3, -4 и -5, что означает, что лекарства одной и той же фармакологической подгруппы можно считать взаимозаменяемыми.

Таблица 3. RPS в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.
Страна RPS Год введения Группирование
Албания Да 2001 АТС-5
Армения Нет
Австрия Нет
Азербайджан Нет
Беларусь Нет
Бельгия Да 2001 АТС-5
Болгария Да 2004 АТС-5 и АТС-4 (в исключительных случаях)
Хорватия Да 2006 АТС-5, -4 и -3
Кипр Нет
Чехия Да 1995 АТС-5, -4 и -3
Дания Да 1993 АТС-5
Эстония Да 2003 АТС-5
Финляндия Да 2009 АТС-5
Франция Да 2003 АТС-5
Германия Да 1989 АТС-5 и -4
Греция Да 2006 АТС-5 и -4 (для некоторых продуктов)
Венгрия Да 1991 АТС-5 и -4 (для некоторых продуктов)
Исландия Да АТС-5
Ирландия Да 2013 АТС-5
Израиль Да АТС-5
Италия Да 2001 АТС-5
Казахстан Нет
Латвия Да 2005 АТС-5 и -4
Литва Да 2003 АТС-5 и -4
Люксембург Нет
Мальта Нет
Нидерланды Да 1991 Классификация АТС не используется в RPS; кластеры «взаимозаменяемых продуктов»
Норвегия Да 2003 АТС-5
Польша Да 1998 АТС-5, -4 и -3
Португалия Да 2003 АТС-5
Республика Молдова Нет
Румыния Да 1997 АТС-5, -4 и -3
Сербия Нет
Словакия Да 1995 АТС-5
Словения Да 2003 АТС-5 и -4 (с 2013 г.)
Испания Да 2000 АТС-5
Швеция Нет 1993–2002
Швейцария Нет
Таджикистан Нет
Турция Да 2004 АТС-5
Великобритания Нет
Узбекистан Нет

В Нидерландах группировка производится для лекарственных средств, которые считаются взаимозаменяемыми (без применения классификации АТС в этом отношении).

Большинство стран (включая Болгарию, Исландию, Италию, Латвию, Литву, Словакию и Испанию) устанавливают референтную цену по генерическому препарату с самой низкой ценой в контрольной группе. Некоторые (например Хорватия и Венгрия) требуют, чтобы продукт с наименьшей стоимостью имел определенную минимальную рыночную долю в течение фиксированного периода.

В Греции референтная цена представляет собой средневзвешенную общую стоимость минимальной дневной дозы (учитываемые генерики должны составлять 20% общего объема продаж данного кластера за последние 6 мес). В Португалии рассчитывают референтную цену в среднем по 5 наименьшим ценам в каждой контрольной группе.

МНН и генерическая замена

Назначение по международному непатентованному наименованию (МНН) является обязательным в 19 европейских странах (в частности в Эстонии, Франции, Италии, Литве, Португалии, Молдове). При этом оно разрешено, но является доб­ровольным еще в 22 (в том числе в Беларуси, Бельгии, Болгарии, Финляндии, Германии, Венгрии, Польше, Швейцарии).

Назначение по МНН запрещено в Австрии, Дании, Сербии и Швеции. В Латвии назначение препарата по МНН добровольное, но обязательно в случае, если патология у пациента диагностирована впервые. В Бельгии обязательная выдача самой дешевой альтернативы применяется для рецептов по МНН. Несколько европейских стран используют как обязательную генерическую замену, так и выписывание рецептов по МНН, а большинство используют хотя бы одну из данных мер в обязательном порядке. Австрия является единственной страной, где не допускаются ни генерическая замена, ни назначение по МНН.

Уровни возмещения

Включение лекарственного средства в амбулаторный положительный список автоматически не гарантирует полное возмещение государственным плательщиком. Фактически только несколько стран — Австрия, Хорватия, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды и Великобритания, а также несколько стран СНГ обеспечивают 100% компенсацию цены всех субсидируемых государством лекарств (возмещаемые или амбулаторные лекарства в государственном секторе). Тем не менее другие соплатежи, такие как плата за рецепт, могут применяться по-прежнему.

Из 45 стран 32 имеют дифференцированные ставки возмещения (табл. 4). Все они обеспечивают 100% компенсацию за определенное количество лекарств, тогда как другие возмещаемые препараты покрываются только по определенным ставкам (то есть в процентах от цены).

Таблица 4. Ставка реимбурсации лекарственных средств амбулаторного сегмента в странах Европейского региона ВОЗ, 2017 г.
Страна Нет процентной ставки возмещения за лекарства, субсидируемые государством Ставка возмещения, %
Албания 100; 95; 85; 75; 65; 55; 50
Армения 100; 50; 30
Австрия
Азербайджан
Беларусь 100; 90; 50
Бельгия 100; 75; 50; 40
Болгария 100; 75; <50
Хорватия
Кипр
Чехия 100 и частичное возмещение (нет фиксированных ставок возмещения за частично возмещенные лекарства)
Дания 100; 85; 75; 50
Эстония 100; 75 (или 90 для незащищенных групп населения), 50
Финляндия 100; 65; 40 (базовая ставка возмещения)
Франция 100; 65; 30; 15
Германия
Греция 100; 90; 75
Венгрия 100; 90; 80; 70; 55; 50; 25
Исландия 100; 92,5; 85; 65–70 в среднем для лекарств с общим статусом возмещения
Ирландия
Израиль 85–90 (для всех лекарств из положительного списка)
Италия
Казахстан
Латвия 100; 75; 50
Литва 100; 90; 80; 50
Люксембург 100; 80; 40
Мальта
Нидерланды
Норвегия 100; 61
Польша 100; 70; 50
Португалия 100; 90; 69; 37; 15
Республика Молдова 100; 70; 50; 30
Румыния 100; 90; 50; 20
Сербия 10–90 (в зависимости от цены лекарства)
Словакия 100 и частичное возмещение (нет фиксированных ставок возмещения за частично возмещенные лекарства)
Словения 100; 70; 10
Испания 100; 90; 40–60 (стандартная ставка связана с доходом)
Швеция 100; 90; 75; 50
Швейцария 90 и 80 (по невозмещаемому минимуму)
Таджикистан
Турция 100; 90; 80
Великобритания
Узбекистан

В Чехии и Словакии стоимость некоторых лекарств частично возмещается, но определенная ставка возмещения не устанавливается. Несколько стран предоставляют 100% компенсацию за конкретные основные лекарственные средства для опасных для жизни или тяжелых заболеваний, в то время как другие несущественные или менее рентабельные возмещаемые лекарства имеют более низкие установленные ставки.

Кипр, Ирландия и Турция приняли в качестве преобладающей схемы компенсацию, зависящую от группы населения. Турция также предоставляет различные ставки возмещения для разных групп населения (100% для пациентов с хроническими заболеваниями и 80% для активных работников).

Возмещение расходов в стационарном сегменте

В некоторых странах стратегические закупки и тендеры централизованы на национальном уровне для стационарного сектора (как в Дании и Норвегии). Во многих странах (например в Австрии, Чехии, Финляндии, Исландии, Румынии, Швейцарии и Турции) закупка лекарств в стационарном секторе децентрализована, при этом решения принимаются отдельными больницами или специальными организациями (например через закупочные агентства).

Тем не менее закупка некоторых лекарств для стационара (например по направлению ВИЧ или онкология) в этих странах может быть централизована (как в Румынии и Великобритании). В Сербии большое количество лекарств в стационарном секторе приобретается централизованно, а решения принимаются фондом медицинского страхования. В Швеции государственные закупки лекарственных средств, используемых в больницах, проводятся окружными советами (регионами), которые имеют списки предпочтительных лекарств.

В нескольких странах (включая Чехию, Исландию, Румынию и Турцию) торги проводятся обычно для большинства лекарств для стационара и являются обязанностью больниц. В Словении в настоящее время существует центральное публичное тендерное предложение для всех лекарств для всех больниц в стране, проводимое в сотрудничестве с министерством государственного управления и министерством здравоохранения.

В нескольких странах (Австрия, Финляндия, Германия, Исландия, Швейцария и Турция) больницы могут находиться в непосредственном контакте с производителями/фармацевтическими компаниями и обсуждать индивидуальные цены. В Чехии больницы контактируют непосредственно со страховыми фондами, чтобы обсудить соглашения о закупках и договориться о ценах.

Сооплата в амбулаторном сегменте

В амбулаторном секторе возмещение не всегда равно 100% покрытию стоимости лекарств посредством государственного финансирования. Вместо этого пациенты часто вынуждены платить часть стоимости наличными и/или проводить дополнительную неценовую сооплату.

В странах Европейского региона ВОЗ используются 3 основных типа соплатежей в амбулаторном секторе: фиксированные доплаты (как правило, в виде рецептурных сборов), процентные доплаты и невозмещаемый минимум (deductibles).

При фиксированной политике сооплаты государственный плательщик требует, чтобы застрахованный пациент заплатил фиксированную сумму за лекарство или рецепт. В 17 из 45 стран региона установлены фиксированные доплаты. В некоторых из них (Хорватия, Греция и Сербия) плата за рецепт или упаковку в рецепте (как в Австрии, Германии, Великобритании) взимается за возмещаемые лекарства.

В Финляндии применяется плата за отпуск 100% возмещаемого препарата по рецепту каждый раз (с ограничением в 3-месячный запас) в 4,50 евро. В других категориях с пациента взимается плата за рецепт в размере 2,50 евро, как только пациент достигнет максимального годового лимита расходов на лекарства (605,13 евро в 2017 г.).

При процентной политике сооплаты застрахованное лицо платит фиксированную долю розничной или референтной цены лекарства, в то время как государственный плательщик покрывает оставшуюся стоимость/процент (это коэффициент возмещения). Процентная доплата является наиболее распространенной формой сооплаты в Европейском регионе ВОЗ, так как большинство стран (32 из 45) применяют различные ставки возмещения расходов на лекарства. Из 32 стран с процентной доплатой 30 определили фиксированные процентные ставки возмещения.

Сооплата в стационарном сегменте

Среди всех стран Европейского региона ВОЗ Бельгия — единственная страна с сооплатой в сегменте препаратов, применяющихся в стационаре. Для возмещения лекарств взимается плата в размере 0,62 евро на каждого пациента за день пребывания в стационаре. Кроме того, лекарства, отпускаемые госпитальным фармацевтом для амбулаторных пациентов в больнице (например в однодневной клинике), имеют другие процентные ставки возмещения, чем те, которые реализуются в розничных аптеках (в зависимости от категории возмещения).

Итоги

Несмотря на то что почти все страны Европейского региона ВОЗ обеспечивают полный охват лекарственными средствами в стационарном секторе, в амбулаторном сегменте пациенты чаще всего вынуждены доплачивать за возмещаемые препараты. Анализ фактического финансового бремени предполагает, что сооплата может представлять существенное финансовое бремя для пациентов, особенно в странах с низким доходом.

И хотя нет формальной идеальной модели возмещения «one size fits all», или которая бы подходила всем системам здравоохранения для удовлетворения целей общественного здравоохранения, существует несколько ключевых принципов, которые повышают доступ к лекарственным средствам и защищают уязвимые группы пациентов от чрезмерных трат на препараты из их кармана. К таковым можно отнести необходимость увеличения финансовых затрат со стороны государства на здравоохранения и лекарственные средства, принятие решений на основе фактических данных доказательной медицины, регулярный мониторинг, четкая приори­тизация в политике здравоохранения, регулирование ценообразования, поощрение использование генерических препаратов и биосимиляров и др.

Каждая система возмещения стоимости всегда должна учитывать баланс между доступом к основным лекарственным средствам, включая защиту пациентов от чрезмерных личных трат, и системными ограничениями, в частности бюджетными.

Компенсация на основе потребления в Дании

Прежде чем пациент получит право на возмещение через государственного плательщика, он должен оплатить полную стоимость возмещаемого лекарства до порога 950 датских крон (Danish kroner — DKK), что приблизительно составляет 128 евро в течение одного года. После прохождения этого первого порога ставка возмещения возрастает по мере повышения расходов на возмещаемые лекарства. Для неизлечимо больных все расходы на лекарства покрываются на 100%, если они назначены врачом.

Размер возмещения отличается для пациентов в возрасте младше или старше 18 лет. Однолетний период возмещения расходов начинается, когда возмещаемые лекарства покупаются впервые после окончания предыдущего периода.

Ежегодные личные расходы на реимбурсируемые лекарства, DKK Возмещение взрослым (старше 18 лет), % Возмещение детям и подросткам (младше 18 лет), %
Менее 950 0 60
950–1565 50 60
1565–3390 75 75
Более 3390 85 85
Для взрослых более 18 331 100 (эквивалент общей годовой сооплаты в 3995 DKK)
Для детей и подростков более 22 541 100 (эквивалент общей годовой сооплаты 3995 DKK)

Для ежегодных личных расходов на возмещаемые лекарства учитывается только стоимость самого дешевого генерика. Для детей и подростков в возрасте до 18 лет пороговым значением, подлежащим возмещению на 100%, является фиксированная годовая максимальная доплата взрослым (3995 DKK или 537 евро). Если пациент нуждается в более дорогом генерике, врач может назначить повышенное возмещение. В этом случае финансирование основывается на розничной аптечной цене вместо цены возмещения. В особых случаях пациенту может быть возмещена стоимость конкретного лекарства, которое не имеет общего возмещения. Для этого требуется особое обращение с обоснованием данного конкретного случая от врача в Датское агентство по лекарственным средствам (Danish Medicines Agency).

Ирина Бондарчук
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті