Действия министра здравоохранения и фармацевтической инспекции по улучшению доступности лекарственных средств в контролируемый период все еще были неэффективными. В результате сложилась ситуация, когда в аптеках не хватает лекарств, которые спасают здоровье или жизнь, — констатирует Высшая ревизионная служба (Najwyższa Izba Kontroli — NIK), изучившая фармацевтический рынок в Польше.
Объем неуклонно растущего в последнее десятилетие рынка в настоящее время составляет около 1% ВВП, что делает его крупнейшим рынком в Центральной Европе и 6-м по величине в Европейском Союзе, отмечено в сообщении NIK от 9 января 2019 г. Общий его объем (включая аптечный, госпитальный и дистанционный сегменты) в 2017 г. составил 33,3 млрд злотых (8,9 млрд дол. США).
После удешевления в связи с введением в 2012 г. официальных цен на возмещаемые лекарственные средства экспорт некоторых из них стал очень прибыльным предприятием. Растущие масштабы экспорта во многих случаях привели к нехватке лекарств в аптеках. Вследствие неконтролируемого вывоза возмещенных лекарственных средств с использованием незаконного механизма обратной цепи распределения не было никакой гарантии своевременного и бесперебойного доступа к лекарствам. Так, за 2 года фармацевты 16,6 млн раз сообщали, что не могут приобрести лекарства на оптовом рынке.
Европейская комиссия признала, что отсутствие адекватных и постоянных поставок в аптеки лекарственных средств является серьезной растущей проблемой, возникшей в некоторых государствах — членах ЕС. Так, параллельная торговля лекарственными средствами может быть одной из причин нехватки многих лекарственных средств.
В обзоре P/15/109 (апрель 2016 г.) NIK уже отмечала, что органы государственной фармацевтической инспекции Польши не располагали достаточно эффективными инструментами для противодействия незаконной практике. Общая стоимость лекарств, проданных в страны ЕС, составила 3,5 млрд злотых (0,94 млрд дол.), причем 57% лекарств, по оценочным данным, вывезены нелегально.
Согласно NIK министр здравоохранения недостаточно быстро отреагировал внесением необходимых поправок в закон о лекарственных средствах, в том числе:
- запрет на одновременное ведение одним предпринимателем нескольких видов экономической деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
- изменения критериев найма оптовых инспекторов GIF;
- положения по предотвращению конфликта интересов (декларации интересов).
Кроме того, 4 раза переносили (теперь — до 1 апреля 2019 г.) полномасштабное введение в действие Интегрированной системы мониторинга обращения лекарственных средств (Zintegrowany System Monitorowania Obrotu Produktami Leczniczymi — ZSMOPL). Система предполагает, что все участники цепочки распространения лекарств — от производителя до оптовиков и аптек — обязаны регулярно сообщать об уровнях запасов и объемах продаж лекарств.
Министр здравоохранения каждые 2 мес публикует в форме уведомления перечни лекарственных средств, продуктов питания определенных видов и медицинских изделий, которым грозит отсутствие на территории Польши. При этом в 2017 г. в перечне было 173 (в январе) и 197 (в ноябре) лекарств, а по состоянию на 15 сентября 2018 г. — 266 наименований лекарственных препаратов. NIК отмечает также, что, несмотря на нарушения Закона о фармацевтике, главный фармацевтический инспекторат (Główny Inspektor Farmaceutyczny — GIF) не налагал полагающихся штрафов.
На основании результатов анализа NIК рекомендовала министру дополнительные меры по полному внедрению ZSMOPL, а также координации и ужесточению надзорной деятельности.
По материалам www.nik.gov.pl
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим