Почему антибиотики теряют эффективность?

25 Лютого 2019 11:05 Поділитися

Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент продукции, включающей антибактериальные составляющие. Люди приобретают данные товары в надежде избавиться от вездесущих микробов. Однако согласно результатам нового исследования, проведенного в Вашингтонском университете в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), США, многие химические соединения не только убивают микробов, но и делают их более устойчивыми к антибиотикотерапии.

Исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Antimicrobial Agents & Chemotherapy», показывает, что использование триклозана может непреднамеренно обусловливать развитие резистентности бактерий даже к смертельным концентрациям антибиотиков, включая те препараты, которые обычно используют для лечения инфекции мочевыводящих путей.

Триклозан является активным ингредиентом, отвечающим за антибактериальные свойства многих потребительских товаров, включая зубную пасту, жидкость для полоскания рта, одежду, детские игрушки и даже кредитные карты.

«Высокие дозы триклозана добавляют в продукты с целью эффективного уничтожения бактериальных клеток», — отметила профессор биологии Петра Левин (Petra Levin).

В 2017 г. Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (Food and Drug Administration — FDA), США, согласилось с угрозой применения триклозана и разработало соответствующие руководящие принципы для производителей. Однако многие компании до сих пор продолжают игнорировать данные заключения. Более того, П. Левин подчеркнула: «Триклозан очень стабилен. Он надолго задерживается в организме и в окружающей среде».

Новое исследование, проведенное на мышах, демонстрирует степень воздействия триклозана на способность организма реагировать на антибиотики при лечении инфекций мочевыводящих путей. Полученные результаты «проливают свет» на клеточные механизмы, позволяющие триклозану вмешиваться в механизм действия антибиотиков.

Антибиотики не работают

Особый интерес для ученых представляют бактерицидные антибиотики — те, которые способны убивать бактериальные клетки и, как правило, назначаются врачами для лечения бактериальных инфекций. Целью нового исследования было выяснить, может ли триклозан защитить бактерии от действия антибиотиков.

Кори Вестфолл (Corey Westfall), доктор наук в лаборатории профессора П. Левин, воздействовал на бактерии с помощью бактерицидных антибиотиков и отслеживал способность бактерий выживать во время терапии. В одной группе бактерии подвергались дополнительному воздействию триклозана, во второй – нет.

«Триклозан существенно увеличил количество выживших бактериальных клеток. Обычно после воздействия антибиотиков выживает 1 из миллиона клеток. Однако дополнительное воздействие триклозана существенно изменило картину – выживает 1 из 10 бактерий», – отметила П. Левин.

Кроме того, защитное свойство триклозана не ограничивается какой-то определенной группой антибиотиков. Данная закономерность характерна практически для всех групп антибактериальных лекарственных средств.

Инфекции мочевыводящих путей

Инфекции мочевыводящих путей возникают в случае, когда бактерии, прежде всего кишечная палочка, попадают в мочевыводящие пути. Обычно для лечения данной патологии используют антибиотик ципрофлоксацин.

Однако в ходе исследования ученые выяснили, что у шокирующего числа взрослых людей в США (75%) в моче содержится высокий уровень триклозана.

Может ли наличие триклозана в организме помешать лечению инфекций мочевыводящих путей?

Ученые провели исследования на мышах. Грызунов распределили на 2 группы. Первые пили воду с триклозаном, вследствие чего уровень данного соединения в их моче был примерно такой же высокий, как и у людей. Мыши во второй группе не употребляли триклозан. Грызунов в обоих группах лечили от инфекций мочевыводящих путей ципрофлоксацином.

Ученые выяснили, что у мышей, которые пили воду с триклозаном, количество бактерий в мочевом пузыре было в 100 раз больше, чем у грызунов второй контрольной группы.

Этот поразительный результат формирует столь же поразительное вывод – антибиотики менее эффективны при лечении инфекций мочевыводящей системы в случае дополнительного взаимодействия с триклозаном.

Триклозан мешает лечению антибиотиками, но как?

П. Левин и ее коллеги установили, что триклозан воздействует на ингибиторы роста клеток, а именно на молекулу ppGpp. В результате данного процесса клетки становятся менее чувствительными к антибиотикам.

После того как триклозан воздействовал на молекулу ppGpp, она закрывала пути биосинтеза в бактериальной клетке, что не дает антибиотикам эффективно с ней бороться. Дело в том, что механизм действия многих антибактериальных препаратов нацелен именно на специфические пути биосинтеза в клетке. Так, например, ампициллин работает с ферментами, которые образуют клеточную стенку бактерий, а ципрофлоксацин — на синтез ее ДНК. Когда эти пути закрыты, бактерицидные антибиотики малоэффективны.

«В медицине существует правило, согласно которому нельзя использовать лекарственные средства, замедляющие рост бактерий, прежде чем препараты, их уничтожающие», – заявила П. Левин.

Для подтверждения полученных данных планируется проведение дополнительных клинических исследований. В свою очередь, П. Левин заявила: «Я надеюсь, что данное исследование поможет переосмыслить использование противомикробных препаратов в составе потребительских товаров».