Белок, который помогает бороться с вирусами, также может блокировать восстановление легких

26 Червня 2020 10:38 Поділитися

Исследователи из Института Фрэнсиса Крика (Francis Crick Institute) выявили, что белок, который изначально положительно влияет на иммунный ответ организма на вирус, впоследствии может помешать восстановлению легочной ткани. Работа, опубликованная в журнале Science, подчеркивает необходимость тщательного рассмотрения вопроса об использовании этого белка для лечения вирусов, включая коронавирус.

Когда вирус попадает в легкие, организм пытается защитить себя и бороться с инфекцией. Одним из защитных механизмов является активация белка, называемого интерфероном лямбда, который сигнализирует окружающим клеткам легочной ткани о включении антивирусной защиты.

Интерферон лямбда в настоящее время изучается в клинических исследованиях в качестве потенциального лечения для COVID-19, поэтому важно понимание биологии, лежащей в основе его противовирусного действия.

Исследовательская группа в лабораторных условиях рассмотрела влияние этого белка и установила, что его активность в течение длительного периода препятствует восстановлению легочной ткани. Это может продлить повреждение легких и повысить риск последующих бактериальных инфекций.

Ученые отметили, что у мышей с гриппом повышение уровня данного белка в легких означало, что их эпителиальные клетки делились меньше. Эпителиальные клетки образуют слизистую оболочку воздушного пространства в легких и должны размножаться, чтобы заменить поврежденные клетки и восстановить повреждения. Причем данный результат наблюдался, как и у мышей, получавших экспериментальное лечение белком, так и у мышей, которые естественным образом продуцировали белок в результате их реакции на вирус.

Кроме того, культуры клеток эпителия легких человека, обработанные этим белком, также были менее способны к делению и росту.

Андреас Вак (Andreas Wack), автор и руководитель группы лаборатории иммунорегуляции в Институте Ф. Крика, отметил: «Это действительно мощный белок с множеством различных функций. В начале развития вирусной инфекции он обладает защитными или запускающими функциями, которые помогают бороться с вирусом. Однако если он остается в ткани слишком надолго, он может стать вредным.

Это означает, что для любого противовирусного лечения, в котором используется этот белок, необходимо соблюдать действительно тщательный баланс. Клиницисты должны учитывать сроки начала лечения и его продолжительность».

В то время как данное исследование изучало мышей, зараженных гриппом, действие этого белка должно быть аналогичным для других вирусов, которые также вызывают повреждение легких, включая коронавирус.

Этот документ был опубликован вместе с исследованием из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), которое показало, что у пациентов с тяжелым течением COVID-19 наблюдалась сильная экспрессия этого белка в легких.

Джек Мейджор (Jack Major), ведущий автор и аспирант в лаборатории иммунорегуляции в Институте Ф. Крика, подчеркивает: «Понимание того, как наши тела реагируют на инфекцию, никогда не было более важным. Различия в наших иммунных реакциях имеют огромное значение для того, будет ли лечение работать, и какие побочные эффекты возможны. Наши результаты показывают, что перед тем, как продолжить лечение интерфероном лямбда, врачам следует подумать, на каком этапе заболевания находятся пациенты, так как лечение в позднем возрасте может повысить риск длительного повреждения».

Исследователи продолжат изучать пути воспаления при инфекциях легких, включая инфекцию коронавирусом.

По материалам www.worldpharmanews.com