Давайте поговорим! 3-я Международная конференция Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум». II часть

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» мы познакомили читателя с некоторыми темами, обсужденными на 3-й Международной конференции Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум», состоявшейся в октябре в Киеве в отеле «Интерконтиненталь». А именно — представили мнения экспертов отрасли относительно будущего развития отечественного фармрынка. Конечно же, участники красноречиво обсуждали возможные изменения в регуляторной политике, но большое количество вытекающих вопросов в этой теме остаются по-прежнему без ответов…

ПРОИЗВОДИТЕЛИ О ЦЕНОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И О БУДУЩЕМ

Позицию Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРаД» относительно введения ценового регулирования выразил Андрей Стогний, генеральный директор ООО «ГлаксоСмитКляйн». Он напомнил, что последнее время широко обсуждалась возможность введения в Украине обязательной регистрации оптово-отпускных цен на препараты, закупаемые за бюджетные средства. В этом контексте он отметил, что производителям сложно прогнозировать рыночное развитие, когда невозможно предугадать дальнейший ход регуляторной политики. А. Стогний обратил внимание на некоторые противоречия, которые закладываются в решение задачи, касающейся ценового регулирования лекарственных средств. Так, КМУ принимает постановление относительно регистрации изменения оптово-отпускной цены, но сегодня не существует нормативного акта, который бы регламентировал процедуру регистрации оптово-отпускной цены. А. Стогний напомнил, что, с точки зрения существующей системы контроля цен на лекарства, за основу взята таможенная цена, и от нее определяются все уровни наценок в дистрибьюторском и аптечном звене. Следует ли ее рассматривать как оптово-отпускную?

Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым документом декларированию подлежит изменение оптово-отпускной цены на каждую лекарственную форму, дозировку и потребительскую упаковку лекарственного средства:

  • отечественного производства — в гривне без учета расходов на погрузку, разгрузку и транспортировку;
  • зарубежного производства — в гривне и иностранной валюте по официальному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату представления декларации.

Очевидно, что отечественные и зарубежные компании находятся в неравных условиях, поскольку первые должны будут декларировать изменения цены только в гривне, а вторые — и в гривне, и в иностранной валюте. Кроме того, когда речь идет о регистрации цены — валютной или гривневой, должен быть определен механизм ее перерегистрации в случае изменений валютного курса в стране. Компаниям, работающих в сегменте «импорт за гривну» и «импорт за валюту» неясно, какая будет регистрироваться цена — таможенной декларации или прайс-листов на рынке.

Виталий Гордиенко, глава представительства компании «Abbott Laboratories» в Украине, предположил, что регулирование цен для разных групп препаратов будет неодинаковым. Для ОТС-препаратов нет необходимости регулировать цены и наценки — их регулирует рынок. Для Rx-препаратов должны быть разные степени контроля. Их можно разделить на 2 группы: препараты, которые закупаются за бюджетные средства, и лекарственные средства, которые пациенты приобретают самостоятельно. Первая группа должна регулироваться более жестко, чем вторая. В. Гордиенко отметил, что производители, которые придерживаются этических норм, сообщают о заводских ценах на лекарства, в случае если регуляторные органы запрашивают эту инвформацию.

Позицию отечественных производителей выразил Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга ООО «Фармак». По его словам, отрегулировать цены может рыночная конкуренция, страховая модель и государство, через закупки. К тому же сегодня конкуренция на рынке высокая, и в некоторых сегментах цены отрегулированы.

По мнению Татьяны Котляр, исполнительного директора Всеукраинской аптечной ассоциации, главы Общественного совета при Гослекинспекции МЗ Украины, ценовые решения на отчественном фармрынке находятся в компетенции Министерства экономики Украины. Таким образом, нормативные документы в этой сфере разрабатываются именно этим министерством при активном привлечении в нормотворческую работу МЗ Украины. При этом объем государственного финансирования закупок лекарственных средств находится на очень низком уровне, а регуляторное влия­ние государства становится все более ощутимым. Т. Котляр высказала опасение, что в случае введения обязательной декларации изменения оптово-отпускных цен на препараты, которые могут закупаться за бюджетные средства, розничный сегмент также ощутит на себе влияние данного регуляторного акта. Осуществляя мониторинг цен на лекарства, которые могут закупаться за бюджетные средства, контролирующие органы в случае выявления несоответствия цены в розничном сегменте будут иметь повод для проведения дополнительных проверок.

Один из ключевых драйверов рынка — повышение средневзвешенной стоимости — признак рыночного развития в сторону дорогостоящих препаратов. Мнение производителей относительно развития ценовых сегментов в будущем было несколько неоднозначным.

Ю. Комаров прогнозирует рыночную переориентацию на дорогие лекарственные средства через несколько лет. Подтверждением тому является глобальная тенденция переориентации систем здравоохранения в сторону персонализированной медицины. Если экономическая ситуация в стране будет способствовать развитию этой тенденции и в нашей стране, данный сегмент будет увеличиваться.

По мнению А. Стогния, в Украине государственные программы, направленные на повышение доступности лекарств для населения, и их реализация будут предопределять будущее развитие фармрынка. Этот процесс связан с изменениями ВВП и номинальных доходов.

ЖДИ МЕНЯ!

Основные драйверы фармацевтического рынка — производители. Именно они вносят наибольший вклад в развитие фармацевтического сектора. Частые изменения правил игры на рынке создают дополнительные трудности в работе его операторов, поэтому представители бизнеса ожидают эффективного диалога с регуляторными органами. Сегодня можно констатировать, что диалога между субъектами хозяйствования и некоторыми регуляторами рынка как такового нет, а лишь предпринимаются попытки его создания.

Для того чтобы диалог возник, необходима консолидация фарминдустрии. У каждого из участников рынка есть свое представление о том, как должен регулироваться фармацевтический сектор. Поэтому для них важно выработать консолидированную позицию в отношении решений принципиальных задач, таких как ценообразование на лекарственные средства.

Продолжительная дискуссия опиньон-лидеров фармацевтической промышленности сводится к тому, что ценовое регулирование производителя — это ограничение бизнеса, поэтому чем меньше проявляется регуляторное влияние государства в этой сфере, тем эффективнее развивается производство.

В структуре цены препарата доля производителя составляет около 76%, дистрибьютора — 4%, аптеки — 20%. При формировании регуляторной политики в сфере ценообразования на фармрынке важно учитывать такое распределение. Исходя из этого, профессиональные ассоциации производителей должны сформировать свое видение решения данной задачи, не забывая при этом о стремлении государства сдерживать рост цен на медикаменты. Сегодня действия регуляторных органов, направленные на сдерживание цен, приводят к усилению финансовой нагрузки на операторов рынка.

Не рекламировать, но продавать?

Среди наиболее обсуждаемых и волнительных тем на форуме были вопросы, связанные с возможными регуляторными изменениями для рекламы лекарственных средств в масс-медиа. Также участники выразили обес­покоенность в связи со значительным увеличением числа начатых Антимонопольным комитетом расследований против фармкомпаний и повышением величины наложенных на них штрафов.

Вводить жесткий запрет на рекламу лекарственных средств, по словам участников, не стоит. В Евросоюзе действует директива, положения которой могут быть имплементированы в законодательство нашей страны. Возможный выход, который рассматривали участники, — создание межведомственной структуры, которая бы осуществляла контроль рекламы лекарственных средств, подкреплялась работой общественного совета по правилам промоции в отношении соблюдения антимонопольного законодательства, этических норм и т.д. Практика создания межведомственных комиссий в Украине существует. Но в этом вопросе мнения разделились. Некоторые участники полагают, что нет необходимости в межведомственной структуре, и сомневаются, что в случае создания она будет работать так, как было запланировано. Потому как объеди­нение усилий как минимум 3 органов — Госпотребстандарта, Антимонопольного комитета и МЗ Украины — длительная процедура.

Острая необходимость в соблюдении законов о недобросовестной рекламе заставила регуляторные органы начать работу по пересмотру их норм и правил. Сегодня при МЗ Украины уже создана рабочая группа, сформированная представителями различных отраслевых организаций, целью которой является формирование изменений в законодательстве относительно недобросовестной рекламы лекарств (более подробно о добросовестности рекламы лекарственных средств см. «Еженедельник АПТЕКА» № 44 (765) от 15.11.2010 г.).

Участники едины во мнении о необходимости саморегуляции, выработке правил поведения в вопросах рекламы лекарств, как это принято во многих странах. Повышение степени ответственности фармкомпаний также будет способствовать исключению недобросовестной рекламы лекарств. Сегодня в результате игнорирования норм и правил, прописанных в соответствующем законе о рекламе, были увеличены штрафы за рекламу лекарств, которая вводит в заблуждение. Но, к сожалению, это не принесло результатов. Именно по этой причине — несоблюдение правил закона — Анти­монопольный комитет пришел к выводу, что необходимо жестко ограничивать рекламу лекарств. Хотя участники надеются, что полного запрета рекламы лекарств не будет.

НАЦЕНКА И ЦЕНА

В ходе дискуссий между ритейлом и производителями обсуждался вопрос наценки и ее изменений в аптечных учреждениях. В среднем наценка на  препараты, которые не попадают под государственное регулирование, составляет 26–27%, а в сегменте препаратов до 12 грн. — 28%. Для дорогостоящих лекарственных средств средняя наценка в аптеках дифференцирована.

Как уже было отмечено, на отечественном фармацевтическом рынке ценой в основном управляет производитель. В настоящее время удорожания импортных препаратов практически не происходит, в то время как в  сегменте отечественных лекарственных средств в значительной степени проявляется влияние инфляционных процессов. Какие ключевые факторы влияют на изменение цен зарубежных и отечественных препаратов?

Сегодня повышение требований к отечественному производству лекарств (стандарты GMP), расходы на содержание внешней службы ведут к росту цен на препараты. Учитывая повышение качества продукции, использование зарубежного оборудования, применение западных технологий при производстве, цена отечественного препарата выходит на уровень восточноевропейского генерика.

Зарубежные компании в значительной степени подвержены рискам, обусловленным изменениями валютного курса. В связи с тем, что зарубежные производители создают на территории Украины локальные компании, на  отечественном фармрынке активно развивается сегмент «импорт за гривню», в  котором отмечается более гибкая ценовая политика, чем в сегменте «импорт за валюту», поскольку в первом случае производитель может управлять курсовыми рисками и влиять на процесс ценообразования.

В ЧЕМ ПРАВДА?

В первый день конференции детальный анализ развития отечественного фармрынка представил в своем выступле­нии Сергей Ищенко, директор компании «Proхima Research». В течение последних лет государственное участие на отечественном рынке потребления лекарств составляет малую долю. В основном рынок финансируется потребителем. В докризисный период — 2007–2008 гг. — рынок потребления лекарств (розница+госпиталь) демонстрировал двузначные темпы прироста в денежном выражении (+28 и 25%), причем в кризисный 2009 г. этот показатель в национальной валюте также находился на высоком уровне — 28%. В недавнем прошлом — в I полугодии 2010 г. — общий объем украинского рынка потребления лекарств увеличился на 14% относительно I полугодия 2009 г. (до 10,4 млрд грн.). За I полу­годие 2010 г. рынок потребления перераспределился чуть больше в сторону розничных продаж, что было обусловлено слабым развитием госпитальных закупок во II кв. 2010 г. Так, по итогам I полугодия 2010 г. розничный рынок потребления лекарств возрос на 21%, а госпитальные закупки сократились на 18%. Вклад розничного сегмента на рынке потребления лекарственных средств в этот период достиг 87% в денежном выражении и 89% в натуральном.

Рынок потребления лекарств в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, импортозависим. Вклад зарубежных препаратов на рынке по итогам 2007–2009 гг. составлял 73%, а по итогам I полугодия 2010 г. уменьшился до 71% в денежном выражении. Темпы прироста объема ввоза зарубежных лекарственных средств в страну в последние годы характеризуются двузначными цифрами, и в I полугодии 2010 г. они составили 14% в денежном выражении. Сегмент украинского производства лекарств также наращивает свои объемы — +32% относительно I полугодия 2009 г., что выше, чем темп прироста рынка потребления лекарств.

Опережающие темпы прироста объема продаж на рынке потребления лекарств в денежном выражении в текущем году демонстрируют препараты отечественного производства — +24% относительно I полугодия 2009 г., а для зарубежных лекарственных средств этот показатель был в 2 раза ниже — 11%. В результате отечественные производители увеличили свое долевое участие на рынке потребления лекарств до 29% в денежном выражении.

Знаковым событием на рынке потребления лекарств в 2010 г. является рост в натуральном выражении — на 6% относительно I полугодия 2009 г. — и восстановление его объемов до уровня предыдущих лет. Этот процесс обусловлен активностью операторов рынка — объем ввоза зарубежных препаратов и объем отечественного производства лекарств в натуральном выражении в I полугодии 2010 г. увеличился на 12 и 6% соответственно.

Прирост розничного сегмента, который аккумулирует львиную долю на рынке потребления лекарств, уже по итогам 9 мес 2010 г. составил 21% в национальной валюте, 18% — в долларах и 13% — в упаковках. Рост розничного рынка был обусловлен в основном индексом замещения — потребитель увеличил потребление в упаковках и вернулся к использованию более дорогих лекарств.

При более детальном анализе выяснилось, что в сегменте зарубежных лекарственных средств по итогам 9 мес 2010 г. прирост рынка (18%) обусловлен увеличением количества потребляемых упаковок и перераспределением потребления с более дешевых на более дорогие лекарственные средства. А для оте­чественных препаратов, кроме увеличения числа потребляемых упаковок и перераспределения потребления с дешевых на более дорогие лекарства, прирост (32%) обусловлен также инфляционными процессами.

В предыдущем году в условиях инфляции и экономической нестабильности ускорился переход зарубежных фармкомпаний со статуса компании-нерезидента в украинское предприятие. Создание локальных предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью — ООО (LLC) — позволяет при осуществлении хозяйственно-коммерческой деятельности в качестве основной валюты использовать национальную, самостоятельно управлять ценовой политикой и курсовыми рисками. Доля таких компаний — «импорт за гривню» — стремительно растет, и по итогам 9 мес 2010 г. она достигла 36% в объеме розничных продаж зарубежных препаратов в денежном выражении.

Консолидация производителей на рынке розничной реализации лекарственных средств относительно невелика. Топ-10 производителей за 9 мес на протяжении последних 5 лет занимает 30% общего объема розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении. В отличие от производителей сегмент дистрибьюторов по поставкам препаратов в аптеки значительно консолидирован. Топ-4 дистрибьюторов — «БаДМ», «Оптима-Фарм», «ВВС-ЛТД» и «Альба Украина» — аккумулирует долю в размере 70%.

Много споров и разногласий вызывает вопрос наценки на лекарства в аптеках. Неоспоримым фактом является ее снижение в 2010 г. по причине конкуренции в этом сегменте. Розничная аптечная наценка зависит от цены препарата — чем он дороже, тем она ниже. В структуре стоимости лекарств максимальный вклад вносит производитель — 76%, на долю дистрибьютора приходится 4%, а аптеки привносят 20%.

Возможными ключевыми факторами, влияющими на развитие отечественного фармрынка в 2011 г., могут быть: изменение номинальных доходов населения; изменение промоционной активности производителей; колебания валютных курсов; изменение дистрибьюторских схем; а также государственное регулирование.

На второй день конференции теме рыночного развития уделила внимание Ирина Горлова, генеральный директор компании «SMD». Следует сказать, что озвученные объемы розничного рынка лекарств и темпы его развития значительно отличались у докладчиков.

Согласно докладу С. Ищенко прирост отечественного рынка лекарств отмечен как в денежном, так и в натуральном выражении. А по данным, озвученным И. Горловой, розничный рынок лекарственных средств по итогам I полу­годия 2010 г. в денежном выражении увеличился всего на 4,9% относительно аналогичного периода 2009 г. А в натуральном — сократился на 8,6% до 799 млн упаковок.

Значительное расхождение данных, которое искажает представления о развитии фармрынка, было отмечено еще в начале текущего года на конференции «Фармацевтический рынок Украины» (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 7 (728) от 22.02.2010 г.).

В зале появился вполне логичный вопрос: как может рынок потребления лекарств почти не измениться в денежном выражении и сократиться в натуральном, при том что в государственном открытом источнике информации указано: в I полугодии 2010 г. объем ввоза в страну зарубежных препаратов увеличился на 14% в денежном и на 12% в натуральном выражении относительно I полугодия 2009 г., а темпы прироста объема отечественного производства по этим показателям составили +31 и +6% соответственно? Где же прирост рынка? Рассчитав рынок в ценах производителя (объем импорта + объем местного производства — объем экспорта) и рынок в ценах потребителя (объем розничных продаж + объем госпитального сегмента), мы увидим превалирование темпов прироста рынка производителя над темпами прироста рынка потребителя в натуральном выражении и наоборот в денежном (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 42 (763) от 01.11.2010 г.).

И. Горлова прокомментировала этот вопрос следующим образом: «Я бы не стала напрямую коррелировать эти показатели, следует учитывать несколько рыночных факторов. Например, экспорт­ориентированность отечественных производителей. Также существует ряд каналов потребления, которые не попадают ни в розничный сегмент, ни в госпитальный. Следует принимать во внимание тот товар, который оштрафован и находится на складах, это могут подтвердить производители и дистрибьюторы».

Но подтвердить слова И. Горловой дистрибьюторский сегмент в лице Александра Суходольского, директора по стратегическому планированию «БаДМ», отказался: «Госпожа Горлова предоставляет сведенья, которые не коррелируют с данными Государственного комитета статистики и со сведеньями государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков, и вопрос, почему так происходит, остается безответным».

Различные инициативы государства относительно регулирования отечественного фармрынка воспринимаются его участниками весьма настороженно. Основные страхи и опасения обусловлены отсутствием четко прописанных условий для регистрации цен на лекарства для компаний-резидентов и нерезидентов, их перерегистрации и  р.

Сегодня мнение участников едино — существующие проблемы необходимо решать с помощью эффективных форм коммуникации, диалога и взаимо­действия всех сторон, оказывающих влияние на развитие фармотрасли. В этом случае нельзя не сказать, что все же некоторые регуляторные органы избегают от желанного диалога и коммуникации с отраслью… Надеемся, что вскоре ситуация изменится!

Оксана Сергиенко, фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи