Немного наблюдений о культуре общения

У пожилых — опыт, у молодых — задор.

Пословица.

Жизненный и профессиональный опыт дает возможность работникам первого стола находить индивидуальный подход ко всем пациентам, в том числе людям зрелого возраста. Начинающим первостольникам может быть очень непросто налаживать оптимальное взаимодействие с пожилыми пациентами. Но поскольку покупатели в возрасте от 60 лет являются постоянными посетителями аптек, культуру вежливого, уважительного и внимательного отношения к представителям старшего поколения обязательно должен выработать в себе каждый работник первого стола.

К концу XX в. в мире сложилась особая демографическая ситуация. Структура населения большинства стран, в том числе Украины, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно большим количеством лиц старших возрастных групп.

Люди зрелого возраста требуют к себе особого подхода и внимания. Следует учитывать, что в аптеку приходят пациенты с нарушениями зрения, слуха, прочими недомоганиями, а также просто расстроенные и эмоционально подавленные вследствие ухудшения здоровья. Женщины по сравнению с мужчинами в целом больше обеспокоены состоянием собственного здоровья и чаще прибегают к медицинской помощи. Представители старшего поколения при возникновении заболевания в эмоциональном плане часто более лабильны, чем молодые люди. Их тревожат характерные вопросы: «Хватит ли денег на  лекарства? Правду или нет говорит провизор ». А у людей старческого возраста, к тому же, может возникать ощущение отчужденности и  ненужности обществу.

Следует помнить, что признаки заболевания пожилого человека подобны айсбергу: он предъявляет жалобы и обращает внимание провизора только на верхушку, между тем, для правильной рекомендации часто необходимо разобраться во  всем симптомокомплексе. Тем более, что у немолодых пациентов болезни протекают медленно, и во многих случаях приходится долго ждать результатов терапии.

Каковы особенности работы с пациентами зрелого возраста? Прежде всего, нужно говорить короткими понятными фразами, четко выговаривая слова. Пожилые люди лучше воспринимают низкие тона и хуже — высокие. Речь нужно сопровождать сдержанными жестами. Не стесняйтесь переспросить, уточняя, все ли правильно понял ваш собеседник. Иногда нужно записать необходимую информацию на бумаге. Говорить нужно громко, но не чрезмерно, ориентируясь на реакцию собеседника.

Нередко пациенты с нарушениями зрения не могут прочитать написанную мелкими буквами аннотацию. Поэтому может быть нужным ручкой прямо на упаковке написать режим приема препарата крупными буквами. Часто пожилые люди забывают дома очки, потому просят вас что-то прочитать и на это уходит дополнительное время. Не нужно нервничать, проявляйте терпение.

Известно, что после преодоления 35-летнего рубежа у людей меняется восприятие вкуса, и  пациенты приходят с жалобами на то, что лекарственное средство стало другим, на поверку это сам человек становится другим.

С возрастом ухудшается память, особенно на текущие события. Например, пожилая женщина помнит многие детали: как она выходила замуж и прочее, но при этом не помнит, куда она подевала очки, долго ищет и обнаруживает их у себя на лбу.

Характерный случай произошел с дедом одного из авторов, который был чемпионом Ивано-Франковска по шахматам. Он, в свои 90 лет, частенько играл в шахматы с соседом по даче, которому в то время было 40 лет. Один раз он проиграл и  сказал: «Да, мой товарищ прибавил в игре, раньше он мог выиграть только одну партию из десяти, а сейчас выигрывает каждую третью». Конечно, по всей видимости, не настолько лучше стал играть сосед, насколько, к сожалению, труднее стало применять свои навыки дедушке.

Если человек зрелого возраста — частый посетитель вашей аптеки, то он привыкает к определенному расположению препаратов на полках, поэтому по отношению к выкладке рекомендуют применять здоровый консерватизм и не менять ее слишком часто.

Больше того, пациенты привыкают и к самим лекарственным средствам! Наверное, многие слышали о недавно случившемся в России недоразумении из-за ошибочного толкования постановления правительства, которое будто бы предусматривало уголовную ответственность за нарушение оборота фенобарибитала. Соответственно, к черному списку причислили такие популярные препараты, как Валокордин и Корвалол. Кстати, в  Украине «сердечная» линейка капель пополнилась замечательным лекарственным средством Дарвилол, которое выпускается в  флаконе европейского образца с высокоточной капельницей-дозатором, и отличается по  составу содержанием изовалериата калия. Так вот, дезинформированное взрослое население бросилось в панике сметать с полок такие препараты. О чем говорит этот случай? Представители старшего поколения очень консервативны в потребительских привычках.

Как пишут в умных книгах по маркетингу? Если в аптеках есть два препарата с одинаковым названием, то продаваться будет тот, который стоит дешевле. Не тут-то было! Особенно в нашей стране, в том числе в силу демографических особенностей, актуально такое явление, как ригидность потребительских предпочтений. Достаточно тяжело убедить пациента покупать «незеленый» Цитрамон, либо «нерозовый» Ранитидин. Каптопрес — замечательный препарат, который применяют миллионы украинцев, — многие производители неоднократно пытались заменить другими, более доступными аналогами, но безрезультатно. Наш потребитель от добра добра не ищет!

Еще одной особенностью людей зрелого возраста является склонность применять проверенные, но иногда уже устаревшие, подходы и  штампы. К примеру, пациент, которому за 60, может сказать: «Я — старый ревматик!». В результате беглого расспроса выясняется, что ревматизма у него никогда не было, а есть банальный остеоартроз. Кстати остеоартроз и остеопороз отмечают у 2/3 населения после 60 лет — именно этим объясняется популярность таких препаратов, как Ремисид гель, который содержит нимесулид, ментол и димексид. Гель наносится на место, где ощущается боль, действует быстро и эффективно прямо в очаге воспаления. Любопытные опыты провели немецкие ученые в сотрудничестве с израильскими, американскими и  английскими, и обнаружили, что путем воздействия на каннабиноидные рецепторы (на них влияют продукты из каннабиса — конопли), можно уменьшить ломкость костей у больных с остеопорозом (Zimmer A., 2006). Не знаю, насколько эффективной окажется такая терапия, но если взрослые люди с лечебной целью будут принимать коноплю, весело будет точно!

Часто пожилые люди говорят фразы наподобие: «Вот в  наше время лекарства не были такими дорогими!», «Вам бы лишь побольше продать, никому нет дела до стариков», «Всю жизнь работали, а на лекарства не заработали». Не пытайтесь оправдываться, постарайтесь понять, предложить более доступный отечественный аналог. Не стоит также употреблять и такие выражения: «Это каменный век, этим уже давно не лечат!».

Есть некоторые неверные установки относительно пожилых людей: «У них нет денег!». Не стоит забывать, что они могут иметь разный достаток, кроме того, у них могут быть обеспеченные дети и внуки, готовые оплатить качественную терапию.

«Им уже ничего не надо!». Не стоит забывать, что биологический возраст не всегда соответствует душевному состоянию. И наоборот, часто бывает, что молодой человек стар душой. По этому поводу есть одно справедливое высказывание: «Одни умирают потому, что много пьют, другие потому, что много едят, а третьи просто чахнут, потому что им уже давно ничего не нужно».

А ведь многие пожилые люди чувствуют себя еще ого-го. Есть 60-летние мужчины, которые «не против разменять свою 60-летнюю на  3 по  20 в разных районах». Как говорится, не страшно быть дедушкой, страшно жить с бабушкой (шутка).

Как тут не вспомнить харизматическую Виагру. Проявивший повышенную активность после ее приема пожилой человек может умереть от сердечного приступа, но у него есть выбор: умереть счастливым или жить несчастным. Знаете, в старину каждый воин мечтал умереть на поле боя…

Вспоминается короткая занимательная история, пересказ которой приписывают некому П. Гинео, автору книги «Чтобы жить сто лет». Итак, 31 июля 1554 г. кардинал Д’Арманяк, проходя по улице, увидел плачущего на пороге дома 80-летнего старика. На вопрос кардинала тот ответил, что его побил отец. Удивленный Д’Арманяк пожелал увидеть второго участника происшествия. Ему представили очень бодрого старца 113 лет, который объяснил кардиналу, что сын был бит за неуважение к деду, мимо которого он прошел, не поклонившись. Войдя в  дом, Д’Арманяк увидел там еще одного старика 143 лет. Что отличает всех долгожителей? Позволим себе выделить 4 главных момента, которые проходят красной нитью во всех литературных источниках, посвященных долголетию:

1) умеренное питание;

2) трудолюбие;

3) доброта;

4) оптимизм.

Т. Мор отмечал: «Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них». Но правда такова, что в современном мире достаточно много мудрецов, как и заболеваний, которых невозможно избежать. Вернуть здоровье медицина зачастую бессильна, поэтому едва ли есть что-то более важное для сохранения надежды у больного, чем простое участие и  душевное тепло. И если в вашу в аптеку за здоровьем пришел пожилой человек, постарайтесь его понять и предложить НУЖНОЕ лекарственное средство.

ВРАЧ — ПРОВИЗОР — ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРЕПАРАТА — БОЛЬНОЙ

Иван Чекман

Иван Чекман, член-корреспондент НАН и  АМН Украины, профессор, заведующий кафедрой фармакологии с курсом клинической фармакологии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца:

— Как свидетельствуют выводы экспертов ВОЗ, из всех средств оказания медицинской помощи препараты составляют 80–85%. Их назначает почти каждый практикующий врач. На  эффективность предоставления медицинской помощи существенно влияет профессиональная деятельность не только врача, но и  провизора, клинического провизора. Во многих случаях больной обращается сначала в аптеку к провизору (фармацевту) с жалобами, и  от его квалификации в  значительной степени зависит качество предоставленной медицинской помощи.

В нашей стране (и фактически во всем мире) в последние годы особое внимание начали обращать на роль производителя лекарственных средств в качестве медикаментозной помощи. Производитель препаратов играет положительную роль в предоставленной медицинской помощи пациенту в нескольких аспектах:

1) выпуская препараты, производитель обеспечивает возможность предоставления своевременной медикаментозной помощи;

2) качество лекарственных средств позволяет не только устранить заболевание, предупредить возникновение осложнений, но и во многих случаях избежать развития побочных эффектов;

3) фармакоэкономические основы предоставления медикаментозной помощи с соблюдением принципа «эффективный препарат — безопасный препарат — низкая цена». Когда эти три фактора взаимосвязаны и между ними отмечают положительную корреляцию, лечение проводится на основе данных доказательной медицины.

За последние годы отечественные производители уделяют значительное внимание совершенствованию технологии производства препаратов, внедрению мировых стандартов. Кроме того, на каждом заводе есть специалисты, которые сотрудничают с врачами, провизорами и  регистрируют не только позитивные результаты лечения, но и  те побочные реакции, которые иногда возникают при терапии того или иного заболевания.

То есть производитель стремится выпускать эффективный, безопасный препарат, который действительно способствовал бы предоставлению необходимой больному медицинской помощи. Для достижения этой цели особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных врачей и провизоров, которая базируется на научных основах клинической фармакологии, клинической фармации и фармакотерапии. Клиническая фармакология исследует особенности фармакокинетики, фармакодинамики, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, их побочные эффекты, а также взаимодействие с другими препаратами. Клиническая фармация дополняет эти положения особенностями взаимодействия лекарственных средств при комбинированном назначении.

Комплексное применение лекарственных средств позволяет значительно сократить срок лечения и избежать осложнений. Но следует учитывать, что при одновременном применении нескольких препаратов может проявляться их отрицательное взаимодействие с развитием токсичных реакций — в результате фармацевтического или фармакологического взаимодействия лекарственных средств. В современной медицине эта проблема очень актуальна, ее даже называют специальным термином — полипрагмазия (от греч. polus — много, pragma — действие). В  этом случае существенную помощь в проведении комбинированной фармакотерапии может предоставить клинический провизор.

Основной задачей фармакотерапии является оптимизация медикаментозной помощи больному, необходимо сделать ее максимально эффективной, безопасной и экономически доступной. Клиническая фармакология и клиническая фармакотерапия научно обосновывают и разрабатывают принципы рационального применения препаратов. Принцип индивидуализированного лечения является обязательным в современной фармакотерапии и своеобразным итогом медицинских основ фармакотерапии.

Согласно рекомендациям ВОЗ и принципам доказательной медицины фармакотерапия заболеваний должна базироваться на таких положениях:

1. Препарат должен проявлять выраженное лечебное действие, эффективность которого должна быть доказана результатами многоцентровых двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследований с использованием современных объективных методов изучения, а также соответствующим статистическим анализом полученных результатов.

2. Лекарственное средство должно быть безопасным, то есть не вызывать значительных побочных эффектов. При проведении фармакотерапии врач, провизор и больной должны знать, что практически каждый препарат вызывает определенные побочные эффекты, которые за волной лечебного действия проявляются иногда не менее значительно.

3. Препарат должен иметь благоприятные фармакоэкономические показатели.

4. Применение лекарственных средств должно улучшать качество жизни, которое согласно объективным, разработанным и научно обоснованным показателям оценивает не только больной, но и врач.

5. Значение лекарственного средства как социального фактора предопределено тем, что препараты эффективны при разных заболеваниях, то есть влияют на физическое здоровье и являются при этом важным социальным фактором. Так, несложно представить состояние общества в  случае отсутствия противодиабетических, антигипертензивных, нейротропных, гепатопротекторных, противовоспалительных, обезболивающих, антибактериальных препаратов.

Кроме того, на содержание пациента в больнице или оплату больничного листа общество тратит значительные средства. Следует также подчеркнуть, что здоровый человек создает нормальный климат не только в трудовом коллективе, но и семье. Внедрение в медицинскую практику принципов доказательной медицины будет способствовать дальнейшему поиску новых и  усовершенствованию применения известных лекарственных средств с целью улучшения медицинского обеспечения населения с одновременной перестройкой мышления врачей, провизоров, медицинских сестер.

Создание, изучение и внедрение в клиническую практику лекарственных средств с  учетом положений доказательной медицины способствует внедрению основных принципов клинической фармакологии, клинической фармации и фармакотерапии — это эффективность, рациональность, контролируемость, индивидуальность и безопасность.

На один и тот же препарат или лечебную процедуру люди (даже один и тот же человек) в разное время могут реагировать по-разному. Согласно требованиям доказательной медицины врач, принимая решение по поводу особенностей фармакотерапии, должен применять наивысший уровень доказательности по поводу диагностики и лечения конкретного заболевания.

Клиническая фармакология, клиническая фармация, фармакотерапия, доказательная медицина взаимно обогащают и дополняют друг друга. Но это может быть результативным при наличии качественных препаратов, которые производятся фармацевтическими заводами, и  могут быть назначены больному в должное время. Общий труд врачей, клинических фармакологов, клинических фармацевтов, социологов и  производителей препаратов будет способствовать значительному улучшению лечения разных заболеваний и тем самым предоставлению медицинской помощи населению. Образовательные инициативы производителей, как например предпринимаемые Фармацевтической фирмой «Дарница», — важный вклад в повышение профессионального уровня и развитие взаимопонимания между представителями разных специальностей. o

Глеб Загорий,
кандидат фармацевтических наук,
Юрий Чертков,
заместитель генерального директора ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница».
Фото Любови Столяр

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті