В России рост цен на лекарственные средства, отмеченный в период с конца 2008 г. до начала 2010 г., стал наиболее значительным проявлением мирового финансового и экономического кризиса на фармацевтическом рынке. По итогам 2009 г. цены на препараты амбулаторного сегмента повысились на 10,89%, в госпитальном сегменте прирост достиг 16,07%.
Со вступлением в силу 1 сентября 2010 г. закона «Об обращении лекарственных средств» были разработаны и утверждены правила государственного регулирования цен на препараты, включенные в перечень ЖНВЛС.
Напомним, что Минздравсоцразвития России отмечает снижение цен на препараты из перечня ЖНВЛС в результате применения дифференцированных предельных торговых надбавок. С начала 2010 г. по результатам мониторинга ценовой и ассортиментной доступности препаратов, ежемесячно осуществляемого в регионах, выявлена устойчивая тенденция к снижению цен на препараты из данного списка.
Применение дифференцированных предельных торговых надбавок в амбулаторном сегменте также привело к тому, что в группах препаратов стоимостью от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. достигнуто значительное снижение цен — на 3,73% и 6,61% соответственно. Также сообщается, что стоимость зарубежных препаратов сократилась на 3,64% в амбулаторном сегменте и на 3,6% в госпитальном. На российские лекарственные средства снижение цен составило 1,55% и 1,4% соответственно (согласно данным Минздравсоцразвития России; www.minzdravsoc.ru).
В результате исследования компании «КОМКОН-Фарма» было выявлено, что далеко не все население РФ вообще знает о регуляторных нововведениях — о вступлении в силу закона о ЖНВЛС (опрос проводился в июле–августе, и респондентов просили оценить среди прочего изменение цен в аптеках за последние 3 мес, то есть уже после вступления закона в силу).
Более трети россиян (37,2%) знают о вступлении в силу закона, причем в Санкт-Петербурге доля осведомленных составляет почти 50%. В данном регионе доля граждан пожилого возраста и охваченных льготой выше средней по России (рис. 1).
Старшее поколение намного лучше информировано о регуляторных изменениях, что неудивительно, поскольку целью преобразований является повышение доступности медикаментов для широких и наименее защищенных слоев населения, активно применяющих лекарственные средства. Люди пожилого возраста наиболее чувствительны к изменению цен (рис. 2).
В то же время среди респондентов с различным уровнем расходов на медикаменты не наблюдается значительной разницы по доле осведомленных. Так, среди тех, кто тратит на медикаменты менее 500 руб. за 3 мес, 48% информированы о вступлении в силу закона, в группе с премиальными расходами (более 1500 руб.) ненамного больше — 55,7%.
Анализ степени осведомленности о вступлении закона в силу в зависимости от активности медиапотребления позволяет сделать вывод, что россияне с высокой активностью чтения прессы (газеты, журналы) намного лучше информированы о регуляторных изменениях. В то время как среди активных пользователей интернета осведомленных лишь чуть больше четверти (27,7%), что вполне очевидно связано с возрастом аудиторий.
12% россиян наблюдали снижение цен в аптеках. В то же время три четверти россиян (74%) отметили повышение цен на медикаменты в целом или на некоторые препараты. Доля отметивших снижение цен на некоторые медикаменты выше в группе, которая знает о вступлении в силу закона с 1 апреля (13%; рис. 3).
48% жителей Москвы согласились с утверждением, что цены в целом выросли, для сравнения в Уральском регионе это только 34%. Наиболее высока доля отметивших снижение цен на некоторые препараты (11%) среди населения Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока (рис. 4). Это может быть связано с тем, что до введения регулирования в регионах, наиболее удаленных от столицы, наценки были намного выше средних по России.
www.comcon-2.com
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим