Реклама лекарств: pro et contra

Запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств может на короткое время отвлечь общественность от актуальных проблем медицины. Но это не в силах «исцелить» ее хронические «болезни» — самолечение, недоверие к системе здравоохранения, невысокий уровень потребительской культуры медицинских услуг.

Новая мишень

В последнее время во властных структурах все чаще стали звучать призывы к запрету рекламирования лекарственных средств для широкой аудитории. Первые наиболее яркие месседжи озвучила экс-Премьер-министр. Примерно через год перед очередными выборами в местные советы данная тема снова всплыла в информационном пространстве. И это не удивительно, поскольку политики предпочитают воздействовать на электорат, эксплуатируя наиболее чувствительную тему, — здоровье и безопасность жизни.

Поскольку тема фальсификации чуть ли не половины лекарственных средств не получила продолжения (вместо заявленных 40% удалось подтвердить только 1,5% незарегистрированных, некачественных и фальсифицированных препаратов), позже, основываясь во многом на эмоциях, народные избранники решили всерьез взяться за рекламу этой продукции. Так появился законопроект парламентского Комитета по вопросам здравоохранения о полном запрете рекламы лекарственных средств.

Среди основных аргументов сторонников запрета рекламы — масштабное самолечение пациентов и риск серьезных осложнений. Кроме этого, в качестве контраргумента возможности рекламирования препаратов приводится отсутствие спроса на лекарственные средства рецептурной группы, предназначенные для терапии наиболее опасных заболеваний.

Так, аргументируя свою позицию, Татьяна Бахтеева, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, заявила о том, что, несмотря на прогрессирующий рост заболеваний сердечно-сосудистой системы, в Украине отсутствует должный спрос на препараты кардиологического профиля, и вместе с тем рекламируются лекарственные средства для улучшения пищеварения. Она привела статистические данные относительно высокой смертности населения от инфаркта, инсульта, а также онкологической патологии, отметив, что в этом, кроме прочего, виновата и реклама безрецептурных препаратов.

Кроме того, Т. Бахтеева сетовала на то, что доля рецептурных лекарственных средств на рынке Украины в сравнении с таковой безрецептурных гораздо меньше, нежели в развитых странах: «Во всех цивилизованных странах 80% препаратов назначают врачи, а люди могут без рецепта покупать только некоторые группы лекарственных средств, например, витамины. В нашей стране все обстоит гораздо хуже — из-за рекламы люди себе сами прописывают препараты».

Логика против политики

Прежде чем серьезно затронуть вопрос целей и задач рекламы лекарственных средств, хотелось бы отделить проблематику от политики. Действительно, самолечение в Украине является проблемой. Однако вряд ли ее решение связано с полным запретом рекламы препаратов безрецептурной группы — ведь в большинстве стран они свободно рекламируются.

Стоит отметить, что реклама лекарственных средств безрецептурной группы разрешена в большинстве стран ЕС и во всех странах СНГ за исключением Азербайджана. Из 27 стран ЕС реклама препаратов полностью запрещена в Германии, Дании, Швейцарии и Бельгии. Для более эффективного контроля отдельные страны (Великобритания, Польша, Казахстан и Киргизия) пошли на создание регулирующих организаций, в обязанности которых входит контроль над рекламой фармацевтических компаний. В России такая реклама разрешена, однако действует ряд ограничений: например, запрещено использование образов медицинских работников, а вся реклама лекарственных средств должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях. То есть при желании решить проблему конструктивно общество находит возможность принять соломоново решение…

По словам специалистов, факторами, побуждающими людей прибегать к самолечению, выступают в первую очередь недоверие к системе здравоохранения, отсутствие средств на лечение, невысокий уровень потребительской культуры относительно медицинских услуг и лекарственных средств в частности. Реальное улучшение ситуации возможно только при проведении глубоких реформ — внедрении системы возмещения стоимости приобретенных препаратов (реимбурсации) и страховой медицины. Кроме экономического эффекта, этот шаг поможет повысить доверие к системе здраво­охранения, как это произошло в свое время в странах СНГ.

По мнению Виталия Кирика, главы Комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации, проблема самолечения лежит не столько в плоскости рекламы, сколько в плоскости организации всей системы медицинской помощи в Украине.

«К сожалению, ситуация в нашей стране такова, что больные часто не имеют возможности получить своевременную, качественную диагностику и медицинскую помощь. Поэтому пациенты с высоким уровнем дохода лечатся в отечественных частных клиниках либо за границей, а остальные из-за недоверия к системе здравоохранения пробуют лечиться самостоятельно, что может привести к негативным последствиям.

Говоря о смертельном исходе, политики понимают, что они надавливают на наиболее чувствительную точку. Но в нашей ситуации разговоры остаются разговорами: сегодня нет подтвержденных фактов смерти пациентов, наступившей в результате применения лекарственного средства под воздействием рекламы вместо рекомендации врача. Такие случаи в принципе маловероятны, поскольку в Украине разрешена реклама препаратов только безрецептурной группы, то есть тех, которые предназначены для профилактики некоторых заболеваний либо для устранения нетяжелых симптомов. «Рекламируемые безрецептурные лекарственные средства при их правильном применении относительно безопасны, а наибольший риск от самолечения возникает либо при самостоятельном приеме рецептурных препаратов без рекомендации врача, либо если пациент вообще не обратился к врачу в тех случаях, когда это необходимо», — резюмирует В. Кирик.

В данном контексте уместно коснуться замечания о соотношении объемов рынка рецептурных и безрецептурных препаратов. Сегодня объем безрецептурных лекарственных средств оценивается в 40–45%всего рынка препаратов. На рынках развитых стран, где рецепт является финансовым документом и стоимость около 2/3 рецептурных лекарственных средств возмещается через систему социального медицинского страхования, сегмент ОТС-препаратов занимает около 12–25% рынка. Однако специалисты уточняют, что на данный момент потребление безрецептурных лекарственных средств вполне адекватно, а вот процент рецептурных может быть выше, если в стране заработает механизм реимбурсации.

По словам Владимира Игнатова, исполнительного директора ассоциации «AIPM Ukraine», не рынок безрецептурных препаратов большой, а рынок рецептурных мал из-за ограниченных возможностей компенсации со стороны государства, страховых фондов и т.д. Его расширение не зависит от запрета рекламы лекарственных средств. «Есть лишь один путь, который может значительно увеличить потребление рецептурных препаратов — адекватное снабжение ими лечебных учреждений и введение реимбурсации в масштабе страны», — отметил докладчик.

Эксперты настаивают, что отсутствие спроса на лекарственные средства рецептурной группы никак не зависит от рекламы нерецептурных, поскольку спрос на рецептурные препараты определяется лишь количеством выписанных рецептов. Поэтому для того, чтобы направить внимание пациентов на проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, нет необходимости запрещать рекламу препаратов от насморка или аллергии. Данная проблема является следствием низкой доступности лекарственных средств кардиологического профиля, стоимость которых в большинстве стран частично либо полностью возмещается пациентам. Совершенно очевидно, что после запрета рекламы нерецептурных препаратов смертность от сердечно-сосудистых заболеваний либо онкологической патологии не сократиться. Поэтому, предлагая лишить пациентов доступа к информации о лекарственных средствах безрецептурной группы, политики лишь отвлекают людей от более важной проб­лемы. Для ее решения достаточно разработать (либо усовершенствовать имеющиеся) кардиологические или онкологические программы лечения.

Суть проблемы и ее решения

Сегодня украинская реклама лекарственных средств четко регламентируется законодательством, во многом гармонизированном с европейской Директивой 2001/83/ЕС, принятой за основу странами — членами ЕС. Между тем, здесь эксперты находят некоторые проблемы. Например, в законодательстве нет четкой формулировки для указания терапевтического эффекта от применения препарата. Это и является, с одной стороны, возможностью для разработки рекламы, в которой информация подается не идеально четко, а с другой, — частым основанием для проверок и решений Антимонопольного комитета Украины относительно применения к компаниям штрафных санкций.

По словам Анны Погодаевой, медицинского директора «Maxima health research», сегодня в Украине не хватает рационального, целесообразного регулирования и контроля рекламы лекарственных средств. Это очень удобно для критики чиновников, поскольку всегда есть повод для ручного управления и популизма. А выход простой — создание понятной и прозрачной системы регулирования и контроля выполнения законодательства всеми сторонами. Это можно сделать быстро, исключая радикальные меры.

Для решения этого вопроса не обязательно действовать по принципу «нет рекламы — нет проб­лемы». Как и в большинстве ситуаций, следует, с одной стороны, добиться эффективности контроля исполнения существующего законодательства, и, с другой — усовершенствовать его. По мнению экспертов, именно этот путь, а не перспектива полного запрета, должен отрегулировать процесс рекламы препаратов.

Специалисты настаивают, что запрет рекламы этой продукции еще больше усугубит ситуацию с самолечением, сделав его более безответственным, лишит пациента информации о новейших лекарственных средствах, а СМИ — одного из важнейших источников дохода (11% всего оборота). Эксперты считают, что в случае отмены рекламы безрецептурных препаратов больные не пойдут к врачу, а по привычке будут покупать устаревшие лекарственные средства, актуальные десятилетия назад.

Почему так важна реклама безрецептурных препаратов? На этот вопрос можно получить ответ, лишь задумавшись над концепцией безрецептурных лекарственных средств. Она состоит в том, что система здравоохранения не может обслужить каждого пациента при первых признаках возникновения некритических для здоровья заболеваний, в особенности, в эпидемический период. По словам В. Игнатова, если пациент почувствовал недомогание, насморк или першение в горле, это не является поводом «включать» всю систему здравоохранения. При первых симптомах могут помочь безрецептурные препараты. Если же состояние продолжает ухудшаться либо не улучшается на протяжении 2–3 дней, тогда больному необходимо обратиться за помощью к врачу, который в своей деятельности чаще всего оперирует рецептурными препаратами.

Исходя из этого, специалисты делают вывод, что полностью уйти от самолечения невозможно. Но его нужно сделать ответственным. Грань, которая разделяет ответственное и безответственное самолечение — это понимание, когда следует прекратить прием безрецептурных лекарственных средств и обратиться к врачу. Но этот вопрос решается, опять же, не запретом рекламы, а повышением общего уровня культуры потребления медицинских услуг.

Сейчас существует необходимость в гармонизации правил рекламы безрецептурных препаратов с некоторыми стандартами, действующими в EC. В частности, реклама этой продукции должна быть менее лирической и более информативной. Кроме того, также как и в ряде европейских стран, нужно сделать обязательным упоминание о необходимости следования инструкции, указание дозы лекарственного средства, информирование о противопоказаниях, а также временных ограничениях относительно приема препарата до обращения к врачу.

По мнению Бориса Даневича, партнера Адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ», Верховной Раде не стоит предпринимать революционных шагов касающихся всеобщего запрета рекламы лекарственных средств. Альтернативой было бы использование положительного опыта ЕС по регулированию рекламы. Ведь в действительности препараты рекламируются практически везде, но вот количество людей, занимающихся самолечением, по крайней мере в ЕС, существенно меньше, чем в Украине. Причина этого в первую очередь состоит в адекватном функционировании системы здравоохранения, где не только правила, но и финансирование лечения (в том числе, приобретения лекарственных средств) непосредственно стимулируют обратится к специалистам.

Сегодня все эксперты сходятся во мнении, что препараты — это не алкоголь и не сигареты, поэтому запрет их рекламы не является оправданным. Для решения поставленных политиками задач необходимо реформирование системы здравоохранения — введение стандартизации, формулярной системы, страховой медицины.

Алексей Деев,
пресс-секретарь фармацевтической ассоциации «ФАРМУКРАИНА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

алексей 03.03.2011 9:11
цитата: "...Татьяна Бахтеева, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, заявила о том, что, несмотря на прогрессирующий рост заболеваний сердечно-сосудистой системы, в Украине отсутствует должный спрос на препараты кардиологического профиля, и вместе с тем рекламируются лекарственные средства для улучшения пищеварения." А как насчет того, что кардиопрепараты в своей основной массе - рецептурные препараты и запрещены для рекламирования? ПроФФФи, ничего не скажешь:-((( Или мы имеем дело с "тупым" лоббированием интересов?
Maxx 07.03.2011 8:51
Парочка моментов, бросающихся в глаза: 1. автор статьи пишет о запрете рекламы лекарств в ряде стран ЕС, а "эксперт" юридической фирмы Паритет говорит обратное. Все таки в Германии и Бельгии лекарства рекламируют или нет? 2.по мнению Игнатова система здравоохранения не готова принять принять всех пациентов с недомоганием или насморком. А в случае введения страховой медицины все эти пациенты с недомоганием и насморком разве не обратятся к своему лечащему врачу за медпомощью и, соответственно, компенсацией лечения?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті