МЕТОДОЛОГИЯ
В данном исследовании под розничным рынком лекарственных средств (фармрынком) Азербайджана будем подразумевать аптечные закупки в пересчете на розничные цены. Данные в денежном выражении представлены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период в этой публикации 2005–2010 гг.
КАК ЭТО БЫЛО
Какова же подоплека запрета рекламы лекарственных средств? Законотворцы, видимо, руководствовались благими намерениями, в основу которых была заложена забота о гражданах своей страны во избежание самолечения. Кроме того, одним из важных аргументов в пользу принятия подобных мер считается повышение доступности лекарственных средств для различных слоев населения за счет снижения фармкомпаниями цен на свою продукцию благодаря экономии на рекламных бюджетах. Хотели как лучше, а получилось как всегда…
Что же произошло на самом деле? Объем аптечных продаж безрецептурных лекарственных средств в Азербайджане по итогам 2005 г. составлял 40 млн дол. США за 32,8 млн упаковок (рис. 1, 2). Год спустя объем физического потребления лекарственных средств несколько сократился — до 31,9 млн упаковок. В этот период еще не проявились последствия запрета рекламы лекарств, который был принят в конце года. Однако начиная с 2007 г. отсутствие рекламы в средствах массовой информации значительно сказалось на объеме потребления лекарственной продукции. Так, в 2007 г. объем розничного рынка безрецептурных лекарственных средств в натуральном выражении сократился в 1,5 раза по сравнению с 2005 и 2006 г. и составил 20 млн упаковок. В последующие 2 года падение аптечных продаж в этом сегменте рынка продолжилось и уже в 2009 г. их объем составил 12,7 млн упаковок. То есть буквально за 4 года этот рынок сжался более чем вдвое.
Возвращаясь к стоимостным показателям развития розничного рынка безрецептурных лекарственных средств Азербайджана, следует отметить положительную динамику объема продаж (см. рис. 2). Разнонаправленный тренд развития аптечного рынка безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении обусловлен тем, что сокращение физического объема продаж фармкомпании были вынуждены компенсировать повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки безрецептурных лекарственных средств (рис. 3). Отказ от рекламы лекарственных средств, может, и сэкономил фармкомпаниям некоторые ресурсы, однако потери от падения объема продаж оказались куда более весомыми. Таким образом, вместо ожидаемого снижения цен на лекарства страна получила обратный эффект.
Чтобы оценить эффект запрета рекламы для розничного рынка лекарственных средств Азербайджана в целом, достаточно взглянуть на долю безрецептурной продукции в его объеме. Так, по итогам 2005 г. безрецептурные лекарственные средства аккумулировали 30% в денежном и 40% в натуральном выражении, при этом за годы отсутствия рекламы этот показатель уменьшился до 24 и 34% соответственно (рис. 4).
В разрезе локальных и зарубежных фармкомпаний траектория развития розничного рынка безрецептурных лекарственных средств по количеству потребляемых упаковок разошлась — в первом случае в 2005–2009 гг. его объем колебался то вверх, то вниз, а во втором — был отмечен планомерный спад (рис. 5). При этом следует отметить, что доля локальных компаний в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в Азербайджане по стоимостному показателю совсем невелика — 3% в натуральном выражении в 2005 г., и практически на том же уровне — 4% в 2010 г. Отсюда следует вывод, что уменьшение объема розничных продаж продукции зарубежного производства практически не сказалось на усилении рыночных позиций локальных производителей.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ: эпоха возрождения
Вышеописанная коллизия, постигшая фармрынок Азербайджана, не осталась незамеченной. И в июне 2010 г. реклама лекарственных средств была снова разрешена. Этот шаг правительства страны вдохнул новую жизнь в локальный фармрынок. Количество потребляемых упаковок безрецептурных лекарственных средств увеличилось почти вдвое по сравнению с 2009 г. — с 12,7 до 20 млн, а средневзвешенная стоимость 1 упаковки в этом сегменте снизилась на 31% (см. рис. 1, 3). Преимущества рекламы видимые и явно перевешивают гипотетический вред.
УКРАИНА: учиться на чужих ошибках… или своих?
Сегодня в Украине на повестке дня — вопрос запрета рекламы лекарственных средств, который вынесен на текущую сессию Верховной Рады. Напомним, что в первом чтении 21.12.2010 г. Верховной Радой Украины был одобрен законопроект от 21.07.2010 г. № 7007 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения». Обоснование подобной инициативы сводится к стремлению оградить население от самолечения, которое может провоцироваться рекламой. При этом из уст потребителей глаголит иная истина. Согласно опросу, проведенному в Украине в начале сентября текущего года Киевским институтом проблем управления им. Горшенина, при покупке лекарственных средств рекламой руководствуются лишь 2% потребителей (см. «Еженедельник АПТЕКА» №37 (808) от 26.09.2011 г.).
Реклама является источником информации для населения о безрецептурных лекарствах, способствуя повышению уровня информированности граждан о возможностях повышения качества жизни. В случае ее запрета какие источники информации будут использоваться? «Сарафанное радио»? Интернет? «Народные целители»?
В нашей стране действуют достаточно жесткие законодательные ограничения по рекламе лекарств, в этом контексте основная проблема лежит в плоскости адекватного контроля этой сферы деятельности. В случае же реализации инициативы по полному запрету рекламы лекарств, азербайджанский сценарий развития может постигнуть и Украину.
Коментарі