МЕТОДОЛОГИЯ
На отечественном фармрынке препараты, показанные к применению при головной боли, представлены в различных группах АТС- классификации. В рамках данной публикации мы остановимся на таких подгруппах АТС- классификации, как М01 АЕ 01 «Ибупрофен», N02 BA 01 «Кислота ацетилсалициловая», N02 BA 51 «Ацетилсалициловая кислота, комбинации без психолептиков», N02 BB «Пиразолоны», N02 BE 51 «Парацетамол, комбинации без психолептиков» и А03 D «Спазмолитические средства в комбинации с анальгетиками», исключив из них препараты группы «cough&cold». Таким образом, исследуемая группа лекарственных средств включает моно- и поликомпонентные средства. Следует отметить, что принадлежность препаратов к группе средств, применяемых при головной боли, определяли исходя из позиционирования препаратов и информации, указанной в инструкции по применению. В данном исследовании мы не учитывали продажи нестероидных противовоспалительных и противоревматических средств для устранения болевого синдрома, поскольку спектр показаний к их применению охватывает не только головную боль.
Мы остановились на традиционной для потребителя твердой форме лекарственных средств, а именно — таблетках, капсулах, каплетах, шипучих и растворимых таблетках. В анализе использованы данные об ОТС-препаратах, которые промотировали среди профессиональной аудитории (врачи, фармацевты, эксперты центров закупок) с помощью различных маркетинговых мероприятий (акции, почтовые рассылки, промоции медпредставителей и др.) и рекламировались в СМИ — на телевидении, в прессе, на радио по итогам 2010 г.
В исследование не включена группа препаратов от мигрени (N02C «Средства применяемые при мигрени»), поскольку они относятся к специфическим противомигренозным средствам, которые требуют точной диагностики заболевания, учитывают особенности патофизиологии мигрени и применяются по назначению врача.
В данном исследовании под группой препаратов от головной боли мы будем понимать средства, задействованные в промоции — среди специалистов здравоохранения, или в ТВ-рекламе, в прессе и/или на радио.
ИЗОБИЛИЕ ЛЕКАРСТВ
Непростая задача для сотрудника аптечного учреждения — рекомендовать средство, которым интересуется потребитель, описывая сопутствующие симптомы и добавляя выражение «то, которое подешевле». Причем можно предположить, подобное они слышат довольно часто, учитывая львиную долю потребляемых упаковок низкостоимостных препаратов в целом на рынке лекарств. Схожая тенденция отмечена и для сегмента средств от головной боли.
Уже много лет хорошо знакомые потребителю препараты отечественного производства в аккуратных небольших блистерах зеленого цвета АНАЛЬГИН и ЦИТРАМОН являются классикой в лечении головной боли. Здоровую конкуренцию на рынке еще никто не отменял, посему за последний десяток лет полки аптечных учреждений наполнились широким разнообразием не только отечественных, но и зарубежных препаратов-конкурентов. Многие из них, как правило, это лекарственные средства зарубежного производства, «заводят дружбу» с потребителем с помощью рекламы в различных СМИ, и завоевывают доверие благодаря качеству и эффективности. Вопрос выбора препарата от головной боли зависит не только от рекомендаций фармацевта, совета знакомых, воздействия рекламы в СМИ, но и материального благосостояния потребителя. Экономическую выгоду от препаратов, применяемых при головной боли, следует искать не только в стоимости 1 упаковки, но учитывать количество содержащихся в ней таблеток (капсул, каплетов). Порою зарубежный препарат с большим содержанием таблеток в упаковке оказывается дешевле отечественного конкурента с меньшим содержанием таковых из расчета стоимости одной таблетки…
динамика продаж
Аптечные продажи лекарственных средств, применяемых при головной боли, в течение года развиваются планомерно (рис. 1). Всплески объема аптечных продаж препаратов этой группы в натуральном выражении отмечены в августе 2009–2010 гг., что обусловлено преимущественно реализацией в эти месяцы ацетилсалициловой кислоты. Ранее мы рассказывали нашим читателям об этой тенденции, вполне очевидно, вызванной периодом консервации продуктов, при которой применяют ацетилсалициловую кислоту и др. (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 17 (688) от 27.04.2009 г.).
По итогам 2010 г. объем аптечных продаж группы препаратов от головной боли составил 440,1 млн грн. за 133,9 млн упаковок, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 23% в денежном и на 2% в натуральном выражении. В этом сегменте средств четко прослеживается общерыночная тенденция — в деньгах превалирующую долю занимают лекарственные средства зарубежного производства, а в натуральном — отечественного, что объясняется стоимостью таковых. Что касается развития, то по итогам 2010 г. в денежном выражении отечественные лекарственные средства в сегменте средств от головной боли продемонстрировали темпы прироста выше общерыночных, а в натуральном — зарубежные (рис. 2, 3). Уже по итогам первых 3 мес (январь–март) 2011 г. темпы прироста объема аптечных продаж зарубежных лекарственных средств, применяемых при головной боли, в деньгах были в 2 раза выше отечественных. В натуральном выражении в текущем году они продолжили наращивать темпы прироста, чего нельзя сказать об отечественных. Таким образом, можно предположить, что потребительские предпочтения в текущем году несколько сместились в пользу зарубежной продукции в сегменте средств от головной боли.
Благодаря более высоким темпам прироста объема продаж импортных препаратов по сравнению с украинскими конкурентами, их вклад в общем объеме аптечных продаж в сегменте средств от головной боли увеличился, и в январе–марте 2010 г. достиг около 68% в денежном и 18% в натуральном выражении (рис. 4). Доминирующий удельный вес отечественных препаратов в упаковках, как мы говорили, обусловлен их низкой стоимостью по сравнению с зарубежными препаратами — около 2 грн. составила средневзвешенная стоимость украинских средств от головной боли в январе–марте 2011 г. (рис. 5).
В ценовой структуре сегмента средств от головной боли украинского производства львиную долю по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении занимают препараты стоимостью до 5 грн. (рис. 6).
В январе–марте 2011 г. отмечают уменьшение доли лекарственных средств стоимостью 5–15 грн. в пользу препаратов стоимостью свыше 15 грн., что обусловлено переходом препарата из одной ценовой ниши в другую в результате повышения его средневзвешенной стоимости. Ниша средств от головной боли свыше 15 грн. сформирована всего несколькими торговыми наименованиями. И один из них занимает высокие позиции в общем рейтинге торговых наименований по объему аптечных продаж отечественных препаратов от головной боли в денежном выражении (табл. 1). По итогам января–марта 2011 г. представленный топ-лист возглавляет ЦИТРАМОН-ДАРНИЦА, табл., № 6. Высокие позиции в топ-10 занимают препараты, стоимость которых составляет менее 5 грн. Они характеризуются более низкой стоимостью из-за отсутствия маркетингового продвижения. В основном они промотируются среди профессиональной аудитории, экономя на рекламе в СМИ.
Таблица 1 | Топ-10 торговых наименований по объему аптечных продаж группы отечественных препаратов от головной боли в денежном выражении с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки и стоимости 1 таблетки |
Торговое наименование | Средневзвешенная стоимость 1 упаковки, грн. | Стоимость 1 таблетки, грн. |
---|---|---|
ЦИТРАМОН-ДАРНИЦА, Дарница, табл., № 6 | 1,07 | 0,18 |
АНАЛЬГИН-ДАРНИЦА, Дарница, табл. 500 мг, № 10 | 1,65 | 0,16 |
ТАМИПУЛ™, ПРО-фарма, капс., № 10 | 17,75 | 1,77 |
ПЕНТАЛГИН IC®, ИнтерХим, табл. блистер, № 10 | 8,33 | 0,83 |
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА-ДАРНИЦА, Дарница, табл. 500 мг, № 10 | 1,04 | 0,10 |
ЦИТРОПАК-ДАРНИЦА, Дарница, табл., № 6 | 1,24 | 0,21 |
ПЕНТАЛГИН-ФС, Фарма Старт, табл., № 10 | 8,26 | 0,83 |
ПЯТИРЧАТКА® IC, ИнтерХим, табл. блистер, № 10 | 9,32 | 0,93 |
ЦИТРАМОН-М, Красная звезда, табл. блистер, № 10 | 1,21 | 0,12 |
КОПАЦИЛ®, Корпорация Артериум, табл., № 6 | 1,69 | 0,28 |
Интересно, что среди 46 торговых наименований представленная топ-10 аккумулирует более 80% общего объема продаж всей группы средств от головной боли отечественного производства в денежном и натуральном выражении.
В этом сегменте практически всю реализацию обеспечивают препараты в форме выпуска № 6 и 10 (рис. 7), хотя в нем представлены и препараты с большим количеством таблеток в упаковке (№ 12, № 20, № 30 и № 50). Хотя средства от головной боли, как правило, не применяют как курс лечения, они содержат разное количество таблеток в упаковке. Об их экономической выгоде для потребителя можно судить, исходя из стоимости 1 таблетки в упаковке как отечественных, так и зарубежных препаратов. В сегменте отечественных средств от головной боли минимальная стоимость 1 таблетки среди топ-10 характерна для АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ-ДАРНИЦА, Дарница, табл. 500 мг, № 10, она составляет 0,10 грн.
Таким образом, в сегменте средств от головной боли отечественного производства в основном реализуются препараты стоимостью до 5 грн., в форме выпуска № 6 и 10, и превалирующий объем аптечных продаж обеспечивают всего 10 торговых наименований.
Аптечная реализация в сегменте зарубежных средств от головной боли указывает на некоторые отличия в потребительских предпочтениях. Так, в январе–марте 2011 г. в аптечных учреждениях потребителями было приобретено наибольшее количество препаратов стоимостью 15–25 грн. (рис. 8). Их продажи в сегменте составили около 60% в денежном и более 50% в натуральном выражении. Как отмечено выше, в сегменте отечественных средств от головной боли в основном реализуют препараты в форме выпуска № 6 и 10, а в сегменте лекарств зарубежного производства — № 10, 12 и 20 (см. рис. 7). Вполне очевидно, это свидетельствует о том, что потребитель охотнее покупает препарат с большим количеством таблеток в упаковке, руководствуясь тем, что такой упаковки на дольше хватит.
Среди более 50 торговых наименований львиную долю аптечных продаж в сегменте зарубежных средств от головной боли в денежном выражении обеспечивает топ-10 препаратов (табл. 2). По итогам января–марта 2011 г. ее доля составила более 70% в денежном и натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки топ-10 торговых наименований группы препаратов от головной боли колеблется в диапазоне 9,90–21,4 грн. (см. табл. 2).
Таблица 2 | Стоимость 1 таблетки торговых наименований в рамках топ-10 препаратов от головной боли зарубежного производства по объему аптечных продаж в денежном выражении с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки таковых |
Торговое наименование | Средневзвешенная стоимость 1 упаковки, грн. | Стоимость 1 таблетки, грн. |
---|---|---|
ТЕМПАЛГИН®, Sopharma (Болгария), табл. п/о, № 20 | 15,77 | 0,79 |
СПАЗМАЛГОН®, Actavis Group (Исландия), табл. блистер, № 20 | 18,27 | 0,91 |
ПЕНТАЛГИН-ICN, Фармстандарт-Лексредства (Россия), табл. блистер, пачка, № 12 | 11,81 | 0,98 |
СПАЗМАЛГОН®, Actavis Group (Исландия), табл. блистер, № 10 | 9,90 | 0,99 |
СОЛПАДЕИН, GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания), табл., № 12 | 12,77 | 1,06 |
ИМЕТ®, Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия), табл. п/о 400 мг, № 10 | 14,01 | 1,40 |
НУРОФЕН®, Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания), табл. п/о 200 мг, № 12 | 17,16 | 1,43 |
СЕДАЛГИН-НЕО®, Actavis Group (Исландия), табл., № 10 | 14,41 | 1,44 |
СОЛПАДЕИН, GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания), табл. раств., № 12 | 20,19 | 1,68 |
ИБУПРОМ МАКС, US Pharmacia International (США), табл. п/сах. оболочкой 400 мг блистер, № 12 | 21,14 | 1,76 |
Не всегда высокая стоимость упаковки свидетельствует о том, что препарат более дорогой, при этом следует обратить внимание на форму его выпуска. Поскольку лекарства в представленном топ-листе содержат различное количество таблеток в упаковке, целесообразно судить о стоимости препарата из расчета на одну таблетку (капсулу). Для того чтобы понять, какой же из препаратов наиболее экономически выгодный для потребителя, мы рассчитали стоимость 1 таблетки в упаковке таковых. Как выяснилось, среди топ-10 представленных торговых наименований ТЕМПАЛГИН обладает минимальной средневзвешенной стоимостью 1 таблетки, которая составляет 0,79 грн. (см. табл. 2). В рамках этой топ-10 для других препаратов средневзвешенная стоимость достигает 1,76 грн. за 1 таблетку. Таким образом, среди наиболее часто приобретаемых пациентами средств от головной боли зарубежного производства применение ТЕМПАЛГИНА благодаря количеству таблеток, содержащихся в 1 упаковке, является экономически выгодным.
К тому же следует помнить, в отличие от отечественных средств от головной боли, часть зарубежных препаратов, как правило, обеспечена рекламой в СМИ и затраты на их продвижение закладываются в стоимость препарата. Преимущественное количество участников представленной топ-10 (см. табл. 2), кроме обеспечения промоцией среди специалистов здравоохранения, рекламировались сразу в нескольких в СМИ. Популярность среди широкой аудитории потребителей ТЕМПАЛГИН получил благодаря рекламе на радио и в прессе, при этом не участвуя в ТВ-рекламе. Причем по итогам 2010 г. среди всех рекламировавшихся брэндов лекарственных средств на радио он получил максимальный объем инвестиций и занял 1-е место в рейтинге по этому показателю.
P.S.
Сегмент средств от головной боли развивается согласно общерыночным тенденциям — в денежном выражении превалирующую долю занимают лекарства зарубежного производства, а в натуральном — отечественного. Темпы прироста объема аптечных продаж зарубежных препаратов за первые 3 мес текущего года опередили таковые отечественных лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении. В сегменте лекарств от головной боли отечественного производства в аптеках преимущественно реализуют препараты стоимостью до 5 грн., а зарубежных — от 15 до 25 грн. Первые из них не участвуют в рекламе в СМИ, а вторые — наоборот, причем в отдельных случаях используется сразу несколько инструментариев их продвижения.В течение последних лет среди широкого ассортимента средств от головной боли привлекает внимание препарат ТЕМПАЛГИН, занимающий стабильные позиции в составе топ-5 торговых наименований группы препаратов от головной боли по объему аптечной реализации в денежном выражении среди зарубежных и отечественных препаратов. Его отличительной особенностью является ценовая характеристика. Среди зарубежных конкурентов, обеспечивающих аптечным учреждениям наибольший объем продаж (топ-10 — более 70% в деньгах и упаковках) ТЕМПАЛГИН обладает минимальной стоимостью 1 таблетки (0,79 грн.). Экономическая выгода от его применения очевидна для потребителя. Это конкурентное преимущество, а также активная промоционная позиция компании-производителя способствуют успешному развитию ТЕМПАЛГИНА на рынке, а значит — успешным продажам в Вашем аптечном учреждении!
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим