Успех Большой Фармы в генерическом бизнесе: to be, or not to be: that is the question?


Перемещение представителей Большой Фармы в сферу генерического бизнеса может восприниматься как ловкий, удачный ход, однако это вовсе не является какой-то панацеей или безотказным рецептом успеха. Именно такое мнение услышали те, кто собрался на конференции Европейской ассоциации производителей генерических препаратов (European Generic Medicines Association — EGMA), проходившей в июне этого года в Барселоне (Испания).

Продуктовые портфели R&D-компаний, содержащие оригинальные лекарственные средства, оскудевают, и компании пытаются компенсировать свои потери путем перемещения в сферу непатентованных лекарственных средств, создавая с генерическими компаниями совместные предприятия, приобретая такие компании или сами продукты. В прошлом месяце корпорация «Pfizer» расширила свое партнерство, заключив соглашения с двумя индийскими компаниями — «Aurobindo Pharma India» и?«Claris Lifesciences Limited», у которой приобрела 15 инъекционных препаратов. Также в мае швейцарская «Novartis» приобрела генерический бизнес онкологических препаратов «Ebewe» за 1,2 млрд дол. США (более подробно о приобретениях представителей Большой Фармы в мире генерического бизнеса можно прочесть в материале «Перевоплощение Большой Фармы»).

Меняется даже язык представителей Большой Фармы, который сейчас скорее выражает обеспокоенность, нежели привычный язык проведения инноваций. «Прежде, когда крупные компании сообщали о приобретениях, они в первую очередь говорили о пополнении продуктового портфеля и инновациях; теперь же они говорят о снижении расходов и эффективности», — отметил в своем интервью журналу «Scrip» Жерар Ван Одийк (Gerard Van Odijk), президент и главный исполнительный директор европейского подразделения «Teva Pharmaceutical Industries».

Однако гибридная брэнд-генерическая модель (hybrid brand/generic model) оказалась успешной для компании «Novartis». Так, Ник Хаггар (Nick Haggar), глава подразделения по коммерческим операциям компании «Sandoz» в Западной Европе, считает, что 95% мощи «Novartis» состоит как раз в том, что в ее состав входит подразделение «Sandoz». Это дает компании финансовую возможность осуществлять инвестиции в такие дорогостоящие области, как развивающиеся рынки, а также создание аналогичных биофармацевтических препаратов.

Успех Большой Фармы в генерическом бизнесе: to be, or not to be: that is the question Вместе с тем другие компании могут недооценивать данную проблему. «Компании-оригинаторы сейчас прощупывают почву на рынке генерических продуктов…, но совсем не обязательно, что там они смогут иметь успех», — считает Ж. Ван Одийк. Размер больших компаний подразумевает их большую финансовую мощь, крайне важную для инвестирования в недешевые развивающиеся области. Однако индустрия генерических препаратов, очень конкурентоспособная по своей сути, сталкивается с различными трудностями и работает в рамках совсем другой «культуры», и поэтому требует совершенно другой бизнес-стратегии. Для представителей Большой Фармы может как раз стать трудностью изменить модель своего бизнеса.

Например, в секторе генерических лекарственных средств достаточно быстрый оборот, и компании-оригинаторы должны будут приспособиться к этому, отметил Сигурдур Оли Олафссон (Sigurdur Oli Olafsson), главный исполнительный директор «Actavis». Генерические компании должны обладать высокой приспосабливаемостью, быть готовыми быстро переключиться с маркетинга брэндов на маркетинг генерических генериков (non-branded INN products) в зависимости от того, как быстро на рынке происходят изменения. Они также должны исповедовать политику агрессивного подхода в снижении стоимости лекарств, отметил он.

Однако снижение стоимости генериков — всегда ли это хорошо?

Коммодитизация* генерических препаратов может стать реальной угрозой устойчивому развитию фарминдустрии, — об этом предупреждали другие докладчики на конференции EGMA.

Коммодитизация генериков может стать реальной угрозой устойчивому развитию фарминдустрии

«Мы сосредоточились на том, чтобы переключиться на непатентованные лекарственные средства, однако мы не должны реализовывать их как дешевые товары», — так считает Питер Бурема (Peter Burema), управляющий директор «Anneville Healthcare Consultancy» и бывший президент по глобальному фармацевтическому бизнесу компании «Ranbaxy». В качестве примера он привел Великобританию, где отпускная цена производителя для препарата симвастатина 20 мг, № 28 составляет 0,16 фунтов стерлингов (0,26 дол. США, или 2,08 грн.), что в год на одного пациента составляет около 1,92 фунта (3,15 дол., или порядка 25 грн.). Таким образом, выходит, что препарат обходится пациенту дешевле, чем чашка капучино из «Starbucks», подчеркнул он. В целом генерические препараты занимают приблизительно 79% общего фармацевтического рынка Великобритании, и при этом доля генерических генериков составляет около 60% рынка генерических лекарственных средств.

Тем временем качество генерических препаратов становится все выше, и стоимость их регистрации также растет. Стандарты GMP становятся более строгими, как и фармаконадзор генериков. В?то же время генерические компании должны удовлетворять требованиям, определенным для каждого конкретного рынка (например размер блистера или оформление упаковки).

Согласно данным «IMS Health» стоимость лекарственных средств, патентная эксклюзивность которых истекает в 2010–2012 гг., составляет более 110 млрд дол., однако доход от их реализации может быть на уровне лишь 2,3 млрд дол., считает П. Бурема. И поскольку прибыль от продажи генерических препаратов снижается, несмотря на то что их доля на рынке увеличивается, некоторые фармацевтические компании могут потерпеть серьезные убытки, отметил он.

«Компании могут уйти с фармацевтического рынка, если в его основе будет лежать уровень цен, потому что никто не может и не хочет торговать себе в убыток», — подчеркнул П. Бурема. Это означает, что как фармацевты, так и пациенты способны регулярно менять направление деятельности представителей фарминдустрии. И лишь нарушения в поставках смогли бы подорвать доверие к генерическим препаратам и заставить работников здравоохранения переключиться на более новые дорогостоящие продукты.

С рынка могут исчезнуть определенные формы выпуска лекарственных средств, производство которых недостаточно выгодно производителю, таким образом приводя к меньшей широте выбора для пациентов. С рынка также вообще могут исчезнуть некоторые отдельные препараты.

П. Бурема попытался убедить представителей фарминдустрии активно лоббировать интересы рынка брэндированных генериков, что в конечном счете, по его мнению, приведет к увеличению числа инновационных препаратов. Он также считает, что «благоразумная» система эталонно-основанного ценообразования (reference-based pricing) должна сопровождать право врача на свободное назначение лекарственных средств.

Аналогичные биофармацевтические препараты также играют значительную роль среди непатентованных лекарственных средств, и крупные генерические компании уже или же в скором времени переместятся в область производства биогенериков, — об этом также заявлялось на конференции EGMA.

Потенциальная польза, которую можно получить благодаря бизнесу, построенному на производстве аналогичных биофармацевтических препаратов, является слишком значительной для представителей фармацевтического рынка, чтобы они могли ее проигнорировать. Тем более, что очень скоро многие оригинальные биопрепараты утратят свою патентную защиту. «Будущее кажется прекрасным, и компании уверены, что они войдут в эту область», — отметила Сьюзетт Кокс (Suzette Kox), старший директор EGMA по науке.

В течение 3 лет произойдет значительный прогресс в этой области, однако компаниям предстоит еще очень много работы, особенно что касается распространения информации о биогенериках, считает она. Пока же самые значительные препятствия перед получением прибыли от аналогичных биопрепаратов для генерических компаний представляют не особенности регулирования, а компании-оригинаторы, которые распространяют неточную информацию о взаимозаменяемости биопрепаратов, безопасности и качестве аналогичных биопродуктов.

Вместе с тем компании уже делают первые шаги в данной области. Одним из аргументов прозвучало то, что наличие передовых технологий у генерических компаний позволяет им производить не менее качественные аналогичные биопрепараты, и они в производстве биогенериков делают существенные успехи, считает С. Кокс. Тем временем данный сектор, получил импульс к развитию, например, в Германии, где все препараты соматотропина, включая биогенерические, находятся в одной группе эталонно-основанного ценообразования. Однако, по замечанию Ж. Ван Одийка, Германия делает только первые шаги, и по-настоящему «золотой дождь» ждет компании тогда, когда оригинальные препараты на основе высокомолекулярных соединений утратят свою патентную защиту.?

Валерий Юдин,
по материалам www.scrip.com


*Коммодитизация (от англ. commoditization), или унификация товарной группы — превращение какого-либо продукта в товар массового потребления, для которого покупательное предпочтение формирует стоимость. При этом вместо одного уникального товара возникает море из торговых марок. Различий в потребительских качествах между разными брэндами не остается, так что прежние звезды теряют при этом свою уникальность.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті