О регулировании цен на лекарственные средства

Вот уже более года вопрос ценообразования на лекарственные средства (ЛС) является одними из наиболее актуальных и тревожных для всех субъектов фармацевтического рынка Украины. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей профессиональный обзор этой волнующей темы, подготовленной специалистами юридической компании «Правовой Альянс».

Андрей Горбатенко, старший юрист юридической компании Правовой АльянсОснову государственного регулирования цен составляет глава 21 Хозяйственного кодекса Украины (ХК). В соответствии со ст. 191 ХК на ресурсы, которые оказывают решающие влияние на динамику цен, а также продукцию и услуги, имеющие существенное социальное значение для населения, могут быть установлены государственные фиксированные или регулированные цены. Этой же статьей предусмотрены полномочия КМУ утверждать перечни таких ресурсов, продукции и услуг.

Часть 5 ст. 191 ХК устанавливает способы регулирования цен. В соответствии с ней цены могут быть урегулированы путем установления:

  • фиксированных цен;
  • граничных уровней цен;
  • граничных уровней торговых надбавок и вознаграждений поставщиков;
  • граничных нормативов рентабельности;
  • обязательного декларирования изменения цены.

Также основообразующим, но более специальным нормативным актом, который регулирует порядок ценообразования, является Закон Украины «О ценах и ценообразовании» (далее — закон о ценообразовании), который в целом отражает положения ХК по вопросам формирования цен. В соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами КМУ уполномочен определять товары и услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также способ, каким это регулирование будет осуществляться.

Сейчас регулирование цен на ЛС осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955, которым установлены уровни граничных торговых надбавок на ЛС, внесенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333 (далее — Национальный перечень).

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 4 закона о ценообразовании КМУ предоставлено право определять полномочия иных органов государственного управления в сфере регулирования цен. Пользуясь им, КМУ постановлением от 25.12.1996 г. № 1548 определил полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен и тарифов.

До недавнего времени (а именно — до принятия постановления КМУ от 25.03.2009 г. № 333) МЗ Украины было наделено полномочиями устанавливать перечень ЛС, цены на которые подлежат государственному регулированию. Что и было сделано совместным приказом МЗ Украины и Министерства экономики от 03.12.2001 г. № 480/294. Сейчас МЗ Украины лишено таких полномочий, а вышеуказанный совместный приказ утратил силу.

Следует отметить, что до конца 2008 г. полномочиями относительно регулирования цен на ЛС были также наделены Совет Министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, однако постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 местные органы исполнительной власти лишены таких полномочий.

При этом не следует забывать об иных полномочиях местных администраций, как исполнительных органов местного самоуправления. Так, в соответствии с подпунктом 2 п. «б» ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении» к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов относится осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением цен и тарифов.

Если первый пункт к регулированию цен на ЛС не относится, то второй имеет общий характер, и может быть основанием для осуществления контроля за регулируемыми ценами на ЛС.

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

Механизм регулирования цен на ЛС в Украине определяется двумя постановлениями КМУ. Первое — от 17.10.2008 г. № 955, которым были установлены уровни граничных торговых надбавок на ЛС. За небольшой промежуток времени это постановление претерпело ряд изменений, что было связанно с поиском наиболее приемлемого механизма регулирования цен. Однако стало ясно, что существует необходимость четкой регламентации его применения. Указанное обстоятельство повлекло за собой принятие второго постановления КМУ от 25.03.2009 г. № 333.

Сейчас регулированию подлежат цены на ЛС, включенные в Национальный перечень.

Основу порядка регулирования цен на ЛС составляют два закрепленных граничных уровня надбавок:

— граничная снабженческо-сбытовая надбавка в размере 12% оптово-отпускной цены;

— граничная торговая (розничная) надбавка в размере 25% закупочной цены.

При этом размер надбавок не зависит от количества операций, совершаемых с продукцией. То есть, если в цепочке между производителем и аптекой находится несколько субъектов хозяйствования, занимающихся оптовой торговлей ЛС, то торговые надбавки на них в сумме не должны превышать 12% оптово-отпускной цены.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Следует также отметить, что существуют некоторые исключения, связанные с применением вышеуказанных положений о регулировании цен на ЛС:

1. Для ЛС и изделий медицинского назначения, которые приобретаются полностью или частично за счет бюджетных средств, обе надбавки установлены на уровне 10%;

2. Цены на ЛС и изделия медицинского назначения, оптово-отпускная цена на которые менее 12 грн. за единицу товара, не подлежат государственному регулированию;

3. Не подлежат регулированию цены на наркотические, психотропные ЛС, прекурсоры и медицинские газы.

Применение приведенных выше торговых надбавок урегулировано Порядком формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых введено государственное регулирование, утвержденным постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. Им определены такие термины, как граничная снабженческо-сбытовая надбавка, граничная торговая (розничная) надбавка, оптово-отпускная цена, розничная цена, а также порядок их формирования.

Оптово-отпускная цена (в зависимости от того, является ли производитель отечественным или зарубежным) — это либо цена единицы импортированного товара, либо установленная в договоре между отечественным производителем товара и субъектом хозяйствования, который осуществляет оптовую торговлю.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Для того чтобы верно определить, какой из механизмов формирования оптово-отпускной цены необходимо использовать, нужно иметь представление о том, что из себя представляет отечественный производитель.

Законодательство Украины относит к отечественным производителям физических и юридических лиц, которые осуществляют на территории нашей страны производство товаров, выполнение работ или предоставление услуг (Положение о закупке товаров, работ, услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921, п. 2, подпункт 27).

В свою очередь, производство (изготовление) — это деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства (Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», абзац 3, ст. 1).

Однако в части производства ЛС этот термин был конкретизирован Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами. В соответствии с абзацем 9 п. 3 Лицензионных условий промышленное производство ЛС — это деятельность, связанная с серийным выпуском препаратов, которая включает все или хотя бы одну из стадий технологического процесса, в том числе процессы расфасовки, упаковки и/или маркировки, контроля качества в процессе производства, а также торговлю (реализацию) продукции собственного производства.

Таким образом, отечественным производителем ЛС является физическое или юридическое лицо, которое осуществляет на территории Украины деятельность, связанную с серийным выпуском ЛС, включающую все или хотя бы одну из стадий технологического процесса, в том числе процессы расфасовки, упаковки и/или маркировки, контроля качества в процессе производства, а также торговлю (реализацию) продукцией собственного производства.

Из этого следует, что лицо, которое осуществляет на территории Украины деятельность, связанную с упаковкой и/или маркировкой ЛС, является отечественным производителем.

Стоит отметить, что законодательством Украины не предусмотрено специальных документов, которыми подтверждается отечественный статус производителя. В случае с ЛС отечественный статус их производителя может быть подтвержден свидетельством о регистрации препарата. В частности, в разделе «Информация о лекарственном средстве» этого документа содержится информация о производителе препарата. Кроме того, может быть предоставлено свидетельство о государственной регистрации такого производителя в Украине.

ЦЕНА ЕДИНИЦЫ ИМПОРТИРОВАННОГО ТОВАРА

В свою очередь, цена единицы импортированного товара определяется, исходя из цены такового, обозначенной в таможенной декларации, умноженной на коэффициент, представляющий собой отношение между средним курсом валюты, указанной в инвойсе, на межбанковском валютном рынке на дату реализации товара и официальным курсом НБУ такой валюты на дату таможенного оформления.

Первый вопрос вызывает определение среднего курса на межбанковском валютном рынке. Можно сделать вывод, что реализация товара на территории Украины может осуществляться исключительно в банковский день, иначе среднего межбанковского курса, установленного на день реализации ЛС, не будет по причине непроведения торгов на межбанке. Как выход из этой ситуации можно предложить использовать курс валюты на межбанковском рынке на последний день торгов до даты реализации ЛС (именно такой вариант предлагает использовать Минэкономики — прим. ред.). Этот вопрос остается дискуссионным, его однозначное разрешение возможно исключительно в случае четкого определения понятия «средний курс на межбанковском валютном рынке» и уточнения регламентации его применения при определении цены единицы импортированного товара.

ДАТА ПРОДАЖИ ЛС

Второй вопрос вызывает сама по себе дата продажи. Является ли она датой перехода права собственности на ЛС или же это дата заключения соответствующего соглашения, или оформления заказа на конкретную партию ЛС, или дата передачи ЛС покупателю. Вопрос также достаточно дискуссионный. Как правило, дату продажи связывают с переходом права собственности на товар (мы также склоняемся к такому мнению). Однако достаточно часто в договоре поставки ЛС можно встретить положение, в соответствии с которым право собственности переходит к покупателю исключительно после полной оплаты их стоимости, при этом она может производиться в течение 60 дней с момента поставки препаратов (одновременно покупатель не ограничен в праве отчуждать поставленные ЛС в пользу третьих лиц). Таким образом, дата продажи, которая влияет на определение цены единицы импортированного товара, может наступить уже после перепродажи ЛС другим участникам рынка в Украине, что ставит в тупик определение цены импортированного товара в контексте государственного регулирования цен на ЛС.

В связи с этим необходимо избегать в договорах поставки ЛС положений, которые предусматривают переход права собственности на ЛС исключительно после полной оплаты их стоимости.

СКИДКИ И ЦЕНА ЕДИНИЦЫ ИМПОРТИРУЕМОГО ТОВАРА

Кроме приведенных выше нюансов, также возникает вопрос относительно влияния скидок, предоставляемых производителями, на определение цены импортированного товара.

В первую очередь следует отметить, что законодательство Украины не дает определения термина «скидка». Согласно обычаям и практике делового оборота, скидка — это одностороннее или согласованное с покупателем снижение продавцом цены товара.

Напомним, что стоимость единицы импортируемого товара составляет таможенную стоимость, умноженную на валютный коэффициент, который был более подробно рассмотрен выше.

Определение таможенной стоимости и ее составляющих приведено в Таможенном кодексе Украины и Законе Украины «О Едином таможенном тарифе». В частности, Таможенным кодексом Украины установлено, что таможенная стоимость товара — это заявленная декларантом или определенная таможенным органом стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, которая рассчитывается на момент пересечения товарами таможенной границы Украины в соответствии с положениями Таможенного кодекса. Кроме того, Таможенным кодексом установлены методы определения таможенной стоимости товаров, которые импортируются в Украину.

В соответствии со ст. 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» таможенная стоимость — это цена, фактически оплаченная или подлежащая уплате за товары и другие предметы, которые облагаются таможенными платежами на момент пересечения таможенной границы Украины. При определении таможенной стоимости в нее включается цена товара, отмеченная в счете-фактуре, а также другие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру: на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины; комиссионные и брокерские; плата за использование объектов интеллектуальной собственности, которая должна быть оплачена импортером (экспортером) прямо или опосредовано как условие их ввоза (вывоза).

Таким образом, можно прийти к выводу, что стоимость единицы импортированного товара — это стоимость, указанная в таможенной накладной, умноженная на соответствующий коэффициент, при этом предоставление продавцом покупателю в последующем скидок не приводит к перерасчету стоимости единицы импортированного товара.

Однако следует обратить внимание на один случай из судебной практики, который касался этого вопроса. Так, окружной административный суд Киева постановлением от 08.03.2009 г. в деле № 9/525 по иску продавца ЛС к Государственной инспекции по контролю за ценами установил, что система скидок для дистрибьюторов предусматривает фактическое возмещение истцом расходов на приобретение соответствующего товара в случае, если покупатель приобретет соответствующие критерии, в частности: выполнение квартального плана закупки всего ассортимента товаров истца, поддержка запасов ассортимента согласно соответствующему перечню, своевременная оплата дебиторской задолженности, прирост закупки в текущем году по сравнению с предыдущим. Скидка предоставляется после даты реализации. Дополнительная скидка после даты реализации начисляется на объем отгруженной продукции всего ассортимента в ценах действующего прайс-листа истца. Скидка предоставляется путем перечисления соответствующих денежных средств на расчетный счет дистрибьютора после подписания акта, который подтверждает выполнение условий на предоставление скидок. Указанные условия предоставления скидок отображаются в хозяйственных договорах, которые заключаются истцом с покупателями товара.

Суд пришел к выводу, что «при таких условиях, если математический расчет Государственной инспекции по контролю за ценами отображает первичную цену реализации товара и его конечную фактическую цену реализации (фактические расходы покупателя на определенный объем продукции на протяжении определенного времени), то разница указанных цен с учетом скидок, в том числе и той, которая предоставляется продавцу после даты реализации (начальной  и конечной, учитывая при этом скидку после даты реализации) оказывает непосредственное влияние на фактический размер торговой надбавки и может свидетельствовать о превышении размера надбавки, установленной законом. Указанное выше и предопределяет в конечном результате превышение дистрибьюторами предельно допустимой нормы торговой надбавки».

Другими словами, суд пришел к выводу, что в расчетах граничных уровней надбавок за основу необходимо брать фактически уплаченную покупателем цену с учетом скидок.

Соответственно суд своим постановлением, основываясь на расчете стоимости проданного товара с учетом изменения цен поставки контролирующего органа, отказал в удовлетворении иска дистрибьютора об отмене ее решения о применении административно-хозяйственных санкций к Государственной инспекции по контролю за ценами.

Таким образом, ответ на вопрос относительно влияния скидок на размер стоимости единицы импортированного товара остается неоднозначным. Приведенный пример является одним из случаев применения законодательства в сфере регулирования цен на ЛС. Не исключено, что в недалеком будущем подход к этому вопросу изменится.

ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА

Закупочная цена — цена, которая устанавливается для оптовой торговли, формируется, исходя из оптово-отпускной цены (цены единицы импортированного товара), увеличенной на размер снабженческо-сбытовой надбавки в пределах граничных размеров (12%).

Формирование закупочной цены не вызывает вопросов, если известна оптово-отпускная цена товара.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 Порядка формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых установлено государственное регулирования цен, утвержденного постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333, субъект хозяйствования, осуществляющий оптовую торговлю, обозначает размер оптово-отпускной цены в первичной документации для проведения операций по реализации товаров.

Также следует учитывать, что граничная снабженческо-сбытовая надбавка не должна превышать установленного размера независимо от количества осуществляемых субъектами хозяйствования операций по реализации товаров. То есть, независимо от того, сколько раз ЛС были перепроданы на пути от отечественного производителя или зарубежного поставщика, закупочная цена (цена, по которой ЛС поставляются аптеке) не должна превышать оптово-отпускной (цена единицы импортированного товара или цена такового отечественного производителя) более чем на 12%.

Указанное положение является одним из основных аргументов, который может быть положен государственными органами в основу исков о привлечения к ответственности всех участников цепочки перепродажи ЛС, следующих за субъектом, допустившим нарушение законодательства о регулировании цен.

Таким образом, чтобы избежать затруднений с формированием закупочной цены, необходимо контролировать отображение продавцом в первичной документации оптово-отпускной цены.

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА

Розничная цена — это закупочная цена, увеличенная на торговую (розничную) надбавку в пределах максимальных размеров (25% закупочной цены). Сам по себе механизм формирования розничной цены также не вызывает вопросов, однако существуют неоднозначные подходы к тому, должны ли аптеки при формировании розничной цены проверять правильность формирования снабженческо-сбытовой цены. С одной стороны, аптека не должна и не может нести ответственность за действия субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют оптовую торговлю ЛС. С другой стороны, неправильное определение закупочной цены в сторону завышения приведет к завышению розничной цены, что может стать основанием для наложения штрафных санкций на аптеку (более детально см. раздел «Ответственность»).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение законодательства в сфере государственного регулирования цен является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством. Так, в соответствии со ст. 14 закона о ценообразовании вся выручка, необоснованно полученная предприятием или организацией в результате нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию в пользу соответствующего бюджета в зависимости от подчинения предприятия. Кроме того, с нарушителя взимается штраф в двойном размере необоснованно полученной выручки.

Весьма важным аспектом привлечения к ответственности за нарушение порядка регулирования цен на ЛС является определение необоснованно полученной выручки. В соответствии с п. 2.1 Инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденной совместным приказом Министерства экономики и Министерства финансов от 03.12.2001 г. № 298/519, необоснованно полученная выручка составляет разницу между фактически полученной выручкой от реализации товаров и таковой от продажи товаров по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с требованиями, установленными законодательством Украины. Такое определение необоснованно полученной выручки дает формальные основания для привлечения к ответственности всех участников цепочки продавцов (от основного дистрибьютора до аптеки), которые принимали участие в операции после неправильного установления надбавки в сторону ее завышения, поскольку все участники после такого нарушения будут получать необоснованно полученную выручку.

Рассмотрим эту ситуацию на примере.

Предположим, что оптово-отпускная цена ЛС составляет 100 грн. Следуя положениям постановления КМУ от 17.10.2008 г. № 955, закупочная цена должна составлять не более 112 грн. Таким образом, выручка оптовика составит не более 12 грн. Цена же в аптеке должна быть не выше 140 грн, а выручка аптеки — 28 грн.

Теперь предположим, что оптово-отпускная цена ЛС была определена неверно — завышена на 10 грн. — и составила 110 грн. В результате оптовик, следуя положениям постановления КМУ от 17.10.2008 г. № 955, устанавливает максимальную закупочную цену в размере 123,2 грн., соответственно его выручка составит 13,2 грн. В свою очередь аптека повысит стоимость ЛС на 25% и она составит 154 грн. Выручка аптеки — 30,8 грн.

Далее контролирующие органы выявляют факт нарушения и нашему взору представляется такая картина: оптовик вместо положенной ему выручки в размере 12 грн. получил выручку в размере 13,2 грн. Соответственно размер его необоснованно полученной выручки — 1,2 грн.

Аптека вместо положенной ей выручки в размере 28 грн. получила выручку 30,8 грн. Соответственно размер ее необоснованно полученной выручки составил 2,8 грн.

Однако такой формальный, абстрагированный от вины субъектов подход может быть успешно оспорен в судебном порядке.

Кроме того, следует учитывать сроки привлечения к ответственности за нарушение дисциплины цен. В соответствии со ст. 250 ХК, административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 мес со дня выявления нарушения, но не позже чем через 1 год со дня нарушения этим субъектом правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных законодательными актами, кроме случаев, предусмотренных законом. Высший административный суд Украины в своем определении № 2-13/7171-2005 установил, что Государственная инспекция по контролю за ценами должна применять административно-хозяйственные санкции в пределах сроков, предусмотренных ст. 250 ХК (6 мес).

Кроме финансовых и штрафных санкций, которые возлагаются на предприятие в связи с нарушением законодательства в сфере регулирования цен, на лиц, по чьей вине такие нарушения были допущены, возлагается персональная административная ответственность.

В соответствии со ст. 165-2 Кодекса об административных правонарушениях Украины, нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат приводит к наложению на должностных лиц штрафов от 5 до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные повторно на протяжении 1 года, влекут за собой наложение штрафа в размере от 10 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, встречаются случаи возбуждения прокуратурой уголовных дел относительно руководителей предприятий, которые допускают нарушения дисциплины цен в части регулирования цен на ЛС. В частности, прокуратура, в зависимости от ситуации, склонна квалифицировать такие действия, как халатность либо превышение полномочий. Следует отметить, что наличие состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины (в том числе халатность или превышение полномочий) в действиях руководителей предприятий, которые допустили нарушение дисциплины цен, является весьма сомнительным, однако некоторые подобные уголовные дела уже переданы для рассмотрения в суд.

ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЦЕНОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Ст. 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» гласит, что государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и исполнение требований законодательства о защите экономической конкуренции. Контроль за исполнением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эта функция возложена КМУ. Постановлением КМУ от 13.12.2000 г., № 1819 «Вопросы Государственной инспекции по контролю за ценами» предусмотрено, что Государственная инспекция по контролю за ценами является правительственным органом, действующим в системе Минэкономики.

Основное задание Государственной инспекции по контролю за ценами — организация и осуществление в соответствии с законодательством функции контроля и надзора за соблюдением центральными и местными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, субъектами хозяйствования требований относительно формирования, установления и применения цен (тарифов).

Государственная инспекция по контролю за ценами в соответствии с положенными на нее заданиями:

  • в пределах своей компетенции осуществляет проверку порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического обоснования;
  • предоставляет по результатам проверки органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования обязательные для выполнения предписания относительно устранения нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;
  • принимает в соответствии с законодательством меры за нарушение субъектами хозяйствования порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнение требований органов государственного контроля за ценами;
  • проводит ценовые наблюдения и анализ экономически обоснованных расходов при формировании цен (тарифов) на потребительском и товарных рынках;
  • применяет в соответствии с законодательством административно-хозяйственные санкции за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов).

Государственная инспекция по контролю за ценами имеет право:

  • требовать в соответствии с законодательством устранения обнаруженных нарушений порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), а также осуществления пересчета стоимости товаров, работы и услуги, цены (тарифы);
  • принимать в соответствии с законодательством решение о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов);
  • проводить проверку правильности расчетов относительно применения цен (тарифов), на которые установлено государственное регулирование;
  • обращаться в суд с исками о взыскании в бюджет в случае применения соответствующей административно-хозяйственной санкции, обязательства;
  • совершать определенные действия или воздержаться от их совершения;
  • направлять в правоохранительные органы материалы проверки относительно действий, которая содержат признаки преступления.

Совместный приказ от 02.02.2005 г. № 1/27 «Об организации взаимодействия между Антимонопольным комитетом и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в сфере контроля за ценами» предусматривает, что Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения сообщают в Государственную инспекцию по контролю за ценами или ее территориальные органы о признаках нарушения требований относительно порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, которые могут быть нарушениями государственной дисциплины цен, обнаруженные во время осуществления своих полномочий. Совместный приказ «О порядке взаимодействия между Антимонопольным комитетом и Государственной таможенной службой» от 05.01.2000 г. № 11/6, предусматривает обмен информацией между этими органами для исполнения их функций.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 1.9 Инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами (утверждена совместным приказом Министерства экономики и Министерства финансов от 03.12.2001 г. № 298/519), в случае, если факты нарушения дисциплины цен были обнаружены иными контролирующими органами, то они обязаны направить материалы своей проверки, подтверждающие такие нарушения, Государственной инспекции по контролю за ценами для принятия решения о применении экономических и финансовых санкций.

Соответственно, не исключена практика, когда факты нарушения дисциплины цен будут устанавливаться различными контролирующими органами в рамках проводимых ими проверок различных аспектов хозяйственной деятельности субъектов рынка (налоговой инспекцией — в рамках налоговых проверок, Инспекцией по контролю за качеством ЛС — в рамках проведения проверки соблюдения Лицензионных условий) и передаваться Государственной инспекции по контролю за ценами для принятия соответствующего решения по фактам, выявленным во время таких проверок.

ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ № 955 ВО ВРЕМЕНИ

На практике возникает достаточно большое количество вопросов, связанных с применением законодательства Украины о государственном регулировании цен на ЛС.

Один из них касается действия постановления КМУ № 955 во времени. Этот вопрос возникает в связи с тем, что действие упомянутого постановления приостанавливалось Указом Президента Украины от 03.12.2008 г. При этом 11.02.2009 г. было вынесено определение Конституционного Суда Украины № 4-у/2009, которым в открытии производства по конституционному представлению Президента Украины было отказано.

Указанное определение было опубликовано в журнале «Вестник Конституционного Суда Украины» от 10.04.2009 г. № 2 и таким образом стало доступным общественности именно с 10.04.2009 г. Соответственно, следуя логике вступления в силу нормативно-правовых актов, действие постановления КМУ № 955 должно было быть восстановлено с 10.04.2009 г.

Однако определение Конституционного Суда Украины не является нормативно-правовым актом (хотя законодательство Украины не содержит толкования этого термина) и порядок вступления его в силу не урегулирован законодательством Украины. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» содержит нормы, устанавливающие порядок опубликования решений Конституционного Суда, которые распространяются исключительно на решения и заключения (но не на определения).

По мнению некоторых юристов (мы также его разделяем), такое положение вещей свидетельствует о наличии пробела в законодательстве Украины. Это приводит к нарушению закрепленного в Конституции (часть 1, ст. 57) права граждан Украины знать свои права и обязанности.

Однако попытки найти справедливость в административных судах были безрезультатными.

Соответственно, следует исходить из того, что постановление КМУ № 955 не действовало в период с 03.12.2008 г. по 11.02.2009 г.

Андрей Горбатенко, старший юрист юридической компании «Правовой Альянс»

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи