Тендеры — как предотвратить коллапс?

31 июля 2014 г. в Киеве состоялась рабочая встреча, организованная инициативной группой «Реанимационный пакет реформ», в ходе которой эксперты рынка, представители общественности искали решение в контексте оптимизации процедуры тендерных закупок. В настоящее время этот аспект рассматривается с двух ракурсов: острая необходимость в проведении тендеров в ближайшее время и системное усовершенствование механизма. Сегодня мы наблюдаем пример беспрецедентной безответственности со стороны государственной структуры, которая во главу угла должна ставить здоровье населения: на период начала августа не проведен ни один тендер. Вследствие этого лечебные учреждения не могут обеспечить пациентов необходимой медицинской помощью. Если не найти решения, проблема может обрести масштабы катастрофы: приостановлен процесс вакцинации, не закуплены препараты для лечения онкопатологии, вирусных гепатитов, туберкулеза и др.

Тендеры — как предотвратить коллапс?В заседании рабочей группы приняли участие Александр Кузнецов, заместитель директора ООО «Доброе здоровье», Зоряна Черненко, юрист, глава Комиссии по вопросам реформирования системы здравоохранения Общественного совета при Министерстве здравоохранения Украины (МЗ Украины), Николай Проданчук, профессор, заслуженный врач Украины, директор Института экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя МЗ Украины, Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств APRAD, Елена Приходько, руководитель проекта «Аптека-оnline», а также Александр Ябчанка, менеджер группы по реформе сферы здравоохранения в рамках «Реанимационного пакета реформ», который выступил модератором.

Елена Приходько очертила основные причины возникновения проблем в сфере государственных закупок лекарственных средств.

С началом девальвации национальной валюты инициативной группой был подготовлен проект постановления, согласно которому заказчикам предоставлялось право в договорах с участниками процедур закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначений определять денежный эквивалент их стоимости в иностранной валюте по курсу Национального банка Украины в день осуществления поставки, или предусмотреть осуществление предварительной оплаты в размере стоимости предмета закупки. Данный проект был направлен в МЗ Украины, однако решению проблемы внимание не было уделено.

Девальвация национальной валюты и введение НДС на лекарственные средства не были учтены при формировании тендерных объявлений. Таким образом, при нынешнем объеме финансирования поставщики не могут обеспечить заказчика (МЗ Украины) необходимым объемом продукции. Сегодня проблема стоит особенно остро — вплоть до настоящего времени не проведен ни один тендер.

Анализ объявлений о проведении централизованных закупок свидетельствует о существовании целого ряда системных проблем, требующих решения.

Для того чтобы осуществить государственные закупки, требуется внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее этот сегмент.

Рост цен на фармрынке обусловлен объективными причинами. При этом важно понимать, как работает механизм ценообразования на лекарственные средства в зарубежных компаниях. Цены формируются для групп стран, характеризующихся сходными макроэкономическими и другими параметрами. Украина в настоящее время является страной СНГ, поэтому на наших фармрынках компании применяют сходные политики цено­образования. Снижение цены для одного государства при неизменной политике ценообразования в других невозможно.

При этом, по имеющимся данным, некоторые производители готовы пойти навстречу МЗ Украины и обеспечить потребность в продукции. Это может быть осуществлено путем закупки части объема продукции по цене, которая устраивает производителя, и передачи остального объема бесплатно.

Такой подход распространен в странах ЕС, где централизованные закупки лекарственных препаратов за счет средств государственного бюджета осуществляются на основании договоренности между заказчиком и поставщиком. В данном случае оплачивается не стоимость 1 упаковки, а весь объем закупки.

Однако для того, чтобы это реализовать, поставщики должны получить определенные гарантии.

Александр Кузнецов напомнил, что ранее такой прецедент имел место. Так, в предыдущий кризис (2008–2009 гг.), который также характеризовался существенным падением курса национальной валюты, крупная фармацевтическая компания (производитель инновационного препарата, применяемого при онкопатологии), поставила часть объема продукции по полной цене и часть — бесплатно.

Для проведения тендерных закупок сегодня в договорах между заказчиком и поставщиком должна быть предусмотрена возможность перерасчета цены вследствие колебания курса валют.

Он напомнил, что один из аспектов, который сегодня мешает проведению процедуры, — это введение референтного ценообразования на лекарственные средства, закупаемые за средства государственного бюджета. Сам по себе механизм используется для определения уровня возмещения стоимости, а не для установления граничных цен.

Цены могут формироваться только на основании здоровых рыночных отношений, что и наблюдается в других сегментах хозяйственной деятельности. Цена формируется исходя из целого ряда факторов, и пытаться сдерживать ее изменение — неправильно и нелогично. При этом попытки «силой» регулировать (ограничивать) цены не подкрепляются экономическим обоснованием. Однако, согласно требованиям действующего законодательства участвовать в тендерных торгах могут только те поставщики, которые задекларировали свои цены.

Зоряна Черненко отметила, что актуальный вопрос на данный момент — внесение изменений в действующее законодательство с целью осуществления государственных закупок. По ее словам, для этого необходимо проведение соответствующего исследования регуляторного поля. Главная цель, вокруг которой сегодня должны объединиться все, — обеспечение доступа продукции для заказчика и минимизация рисков для поставщиков.

Николай Проданчук подчеркнул, что учет валютных колебаний — вопрос важный, но он не решает проблему обеспечения потребности в закупках, поскольку объем выделяемых средств не изменяется. Тендерные объявления должны быть тщательно исследованы, и к каждой программе необходим особенный подход.

В частности, в контексте закупки вакцин если производитель готов обеспечить необходимый объе­м бесплатно, то в законодательстве необходимо прописать норму, что МЗ закупает весь объе­м продукции у одного производителя.

Эта практика широко распространена в развитых странах. Так, с производителями заключаются долгосрочные соглашения, и все население иммунизируется вакциной одного производителя. В частности, в Австрии на законодательном уровне прописано, что вакцины могут закупаться у одного производителя.

По словам Н. Проданчука, такой подход обладает преимуществами, как с терапевтической, так и с экономической точки зрения.

Юрий Савко сообщил, что со стороны Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств APRAD был подготовлен проект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс Украины. Он был представлен вниманию специалистам МЗ еще в апреле 2014 г., однако с их стороны дальнейших действий не последовало.

Изменения в Налоговый кодекс, предусмот­ренные данным проектом, позволили бы в текущем году провести государственные закупки. В частности, осуществить закупки по принципу «Free Goods», при котором часть продукции компания поставляет по цене, которую устанавливает производитель, а часть — безвозмездно.

Ю. Савко подчеркнул, что компании не могут самовольно изменять цены, но они готовы идти навстречу МЗ Украины и обеспечить должный объе­м продукции. В качестве возможного решения проблемы Ю. Савко предложил проводить закупки у одного участника по ускоренной (сокращенной) процедуре. Это можно реализовать в открытом формате, что позволит минимизировать коррупционные риски.

Для этого необходима политическая воля, однако сегодня мы наблюдаем ситуацию, при которой МЗ Украины демонстрирует отсутствие таковой. В частности, Ю. Савко привел пример, когда результаты тендера были отменены по технической причине, а именно вследствие того, что дистрибьютор ранее не занимался поставкой данной продукции.

Еще один важный момент, который не был учтен при начале проведения тендерной кампании, — введенный недавно НДС на лекарственные средства. В развитых странах в сегменте государственных закупок и реимбурсации применяются сниженные ставки НДС на лекарственные средства. Это необходимо учесть и внести соответствующие изменения в действующее законодательства, установив 0% ставку в сегменте государственных закупок. Это немалозначимый фактор, влияющий на доступность препаратов. Компании, которые могут принять решение о поставке препаратов по принципу «Free Goods», не будут за свой счет компенсировать НДС.

Как решить проблему?

Может ли быть наиболее подходящим решением проблемы проведение закупок у одного участника по ускоренной процедуре? Как необходимо вести учет курса валюты на момент осуществления поставки продукции?

Для того чтобы получить возможность обеспечить потребность в лекарственных средствах и вакцинах при имеющемся ограниченном бюджете, необходимо прийти к тому, чтобы оценивать и стоимость 1 упаковки и общую потребность, то есть объем закупки.

Какие необходимы изменения в соответствующую нормативно-правовую базу, в частности в Налоговый кодекс?
Важным рычагом снижения цены является отсутствие каких-либо факторов, ограничивающих конкуренцию при проведении государственных закупок лекарственных средств.

Системные изменения

Очевидно, что сегмент государственных закупок требует системных реформ, которые позволят повысить экономическую и терапевтическую эффективность процесса.

В контексте обеспечения прозрачности, актуальным может представляться использование опыта стран — членов ЕС.
Так, этого можно достичь путем принятия закона о прозрачности мер при ценообразовании на лекарственные средства. Этот документ полностью гармонизирован с Директивой 89/105/ЕЕС «О прозрачности мер при ценообразовании на лекарственные средства и их включение в систему всеобщего медицинского страхования». В частности, этот документ подразумевает, что государственные закупки являются предметом договорных отношений между заказчиком (в нашем случае — МЗ Украины) и поставщиком. Вся информация должна быть публично доступна для общественности.

Помимо этого, необходим пересмотр подхода к формированию объявлений и номенклатуры закупок. Информация о потребности, которая поступает в МЗ Украины и ложится в основу формирования лотов, должна основываться не только на сборе данных о структуре заболеваемости, но и учитывать терапевтические предпочтения специалистов.

В конечном итоге такой подход позволит оценить реальную потребность в лекарственных средствах, и может лечь в основу Реестра пациентов, который необходим для создания системы страхования. На основании данных о структуре заболеваемости можно будет пересмотреть существующую систему распределения бюджетных средств в контексте лекарственного обеспечения и, возможно, перенаправить часть средств в сегмент реимбурсации.

При этом в данном сегменте необходимо стремиться к максимальной прозрачности, поскольку только так можно снизить риск коррупционной составляющей.

Сегодня приоритетом является проведение тендерных торгов. Поэтому со стороны всех участников должна быть продемонстрирована готовность идти навстречу друг другу и реализовать процесс. Это включает внесение изменений в действующее законодательство.

Галина Галковская
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті