Такого еще не было …

5–6 февраля в Киеве в отеле «Русь» состоялся X Ежегодный аналитический форум «Фармавзгляд—2015. Потребление ЛС в Украине. Такого еще не было…», организаторами которого выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма-Украина» и «УкрКомЭкспо». Мероприятие проходило при поддержке Комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации, Ассоциации производителей инновационных препаратов «APRaD», Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Аптечной профессиональной ассоциации Украины, Ассоциации операторов рынка медицинских изделий, Комитета по вопросам здравоохранения и фармации Торгово-промышленной палаты Украины и Ассоциации производителей лекарственных средств Украины. Генеральным информационным партнером выступил «Еженедельник АПТЕКА». Участие в форуме приняли более 260 человек, среди которых топ-менеджеры украинских и зарубежных компаний-производителей, дистрибьюторов, аптечных сетей, аналитики, юристы, эксперты рынка, инвесторы, представители регуляторных органов Украины и другие специалисты, так или иначе связанные с фармацевтическим рынком. В ходе мероприятия участники форума подвели итоги деятельности всех звеньев товаропроводящей цепочки в условиях поликомпонентного кризиса 2014 г., обсудили ключевые проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, а также определили векторы развития взаимоотношений между различными звеньями на 2015 г. для достижения максимальных результатов.

Форум состоял из 5 заседаний. Модераторами мероприятия выступили Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Владимир Игнатов, глава представительства компании «Ипсен Фарма» в Украине, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей в Украине (AIPM Ukraine), Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка, и Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research».

В рамках первого заседания «Новейшая фармистория как политэкономия…» докладчики осветили основные тенденции экономики Украины и фармацевтического рынка, а также представили прогнозы развития на текущий год. Открыл форум Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса, который в своем докладе «Экономика и финансы Украины в 2015 году» представил возможные варианты развития экономики в 2015 г. Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, посвятил свой доклад «Фармрынок Украины: возможности и потери» реальным показателям развития фармрынка Украины и временно оккупированных территорий, таких как АР Крым и зона АТО, на фоне имеющегося у них потенциала. Более подробно с основными трендами развития фармрынка Украины и факторами, влияющими на их формирование, в своем докладе «Фармацевтический рынок 2014–2015. Поликомпонентный кризис…» участников форума ознакомил Сергей Ищенко. В докладе «Потребность и потребление» Виктор Пушкарев, региональный директор «Оrion» в странах СНГ, президент Ассоциации международных фармацевтических производителей, AIPM Ukraine, рассказал о ключевых показателях системы здравоохранения Украины на фоне аналогичных показателей стран СНГ и ЕС.

Во время экспертной дискуссии Юлия Наговицына, руководитель отраслевой практики «Фармбизнес» компании «КПМГ» в Украине, рассказала о снижении валютных рисков для украинских компаний-импортеров путем перевода валютных контрактов в гривневые. А Константин Магалецкий, партнер компании Horizon Capital Advisors, представитель компании «Биофарма», обратил внимание на возможности для инвесторов в сегодняшних реалиях.

Второе заседание «Цена вопроса (гибридные стратегии маркетинга)» было сфокусировано на каналах продвижения продуктов на рынке, их стоимости и эффективности. Сергей Орлик, в своем докладе «Что, почем и почему? Этюды оптимизма» рассказал о различных видениях изменения цен на лекарственные средства со стороны потребителя, производителя и государства. В заключение он предложил производителям идею «волонтерской» реимбурсации, что вылилось в жаркую дискуссию, в которой приняли участие Станислав Дьяченко, глава представительства холдинга «STADA CIS» в Украине, Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма Юроп Б. В.» в Украине, и Роман Маткивский, заместитель директора по продажам ПАО «Киевский витаминный завод».

Елена Зубко, руководитель департамента безрецептурных препаратов компании «Байер», обратила внимание на важность понимания потребностей потребителя при составлении маркетинговых сообщений. Анализ количественных и качественных показателей динамики маркетинговой активности фармкомпаний в условиях кризиса представила Инна Ягнюк, руководитель проекта промоактивности и назначений «Proxima Research». Юрий Ткаченко, директор компании «КОМКОН Фарма-Украина», в своем докладе «Как расти на нерастущем рынке?» озвучил ключевые драйверы роста объема продаж фармкомпаний.

Опытом успешной работы компании, которая вышла на украинский рынок в начале кризиса (в марте 2014 г.), поделился Андрей Дейнеко, глава представительства «Аспен Украина».

Реклама на телевидении является одной из самых емких статей в маркетинговом бюджете фармацевтических компаний. В свою очередь, фармация занимает немаленькую долю в структуре украинского рынка телевизионной рекламы. О том, как изменилась ситуация на медийном рынке Украины в 2014 г., сообщил Андрей Партыка, генеральный директор сейлз-хаусов StarLightSales и StarLightBrandContent.

Раджив Гупта, генеральный директор компании «Кусум Фарм», проинформировал о стратегии поведения во время кризиса.

Третье заседание «Драйверы ритейла в 2015 г.» началось с доклада Игоря Хмилевского, руководителя проекта «Фармконсалтинг», в котором докладчик продемонстрировал динамику консолидации розничного сегмента за последние 5 лет.

Евгений Никушин, руководитель департамента логистики компании «Фармпланета», рассказал об особенностях работы дистрибьютора на украинском фармрынке и возможностях дальнейшего развития.

Необходимость «перезагрузки» отношений между производителем и розничным сегментом осветил в своем докладе Александр Буйников, руководитель отдела ОТС представительства компании «Берингер Ингельхайм» в Украине.

Любовь Дуб, маркетинг-директор компании «Маркет Универсал», представила участникам форума доклад «База клиентов аптечной сети как инструмент коммуникации производителя с потребителем».

Затем состоялась экспертная дискуссия «Система ценообразования и доходности в украинской товаропроводящей цепочке». В ней приняли участие Александр Суходольский, директор по развитию компании «БаДМ», Сергей Ходос, директор компании «Фра-М», Евгений Заика, генеральный директор компании «Такеда Украина», Виталий Березницкий, генеральный директор компании «ФарТоп», Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга компании «Фармак», Игорь Червоненко, учредитель компании «Фармастор».

Четвертое заседание форума под названием «Реформирование регуляций рынка медицины и фармы в Украине» открыл Владимир Игнатов. Как известно, 2014 г. ознаменовался значительным повышением цен на многие товары и услуги, в том числе и на лекарства. Однако этот прирост был намного меньше, чем потенциально мог бы быть, благодаря тому, что многие фармкомпании проводили политику сдерживания роста цен на лекарственные средства. В своем докладе В. Игнатов проанализировал изменение цен на лекарственные средства в 2014 г. и озвучил прогноз относительно их возможного повышения в 2015 г.

Андрей Разумный, директор компании «Валартин Фарма», высказал свое мнение касательно возможных последствий некоторых положений реформы системы здравоохранения. В частности, по поводу таких возможных инициатив, как передача функций закупок международным организациям, упрощение допуска на рынок Украины препаратов, лицензированных в странах с жесткими регуляторными требованиями, запрет рекламы лекарственных средств.

Георгий Викторов, глава комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, затронул некоторые злободневные вопросы, волнующие сегодня операторов фармрынка. В частности, связанные с неопределенностью и непредсказуемостью развития рынка, проведением реформы системы здравоохранения. Он также озвучил основные моменты, которые требуют скорейшего решения.

Такого еще не было …В обсуждении реформирования в сфере здравоохранения в Украине и влиянии этого процесса на фармрынок принял участие Михаил Пасечник, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам. Он сообщил, что Министерство юстиции Украины зарегистрировало приказ МЗ от 22.12.2014 г. Украины № 990, которым вносятся изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, которые предусматривают возможность ответственного хранения лекарственных средств. В настоящее время в официальных источниках текст не обнародован.

В рамках четвертого заседания состоялась экспертная дискуссия, в рамках которой обсуждалось, какие проблемы отрасли требуют первоочередного решения, каковы предложения представителей фармотрасли для регуляторов. В обсуждении приняли участие Анатолий Редер, директор компании «ИнтерХим», Николай Орлов, управляющий парт­нер юридической фирмы «ОМП», Андрей Гук, эксперт системы здравоохранения, Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина компания развития бизнеса», Татьяна Котляр, эксперт фармацевтического рынка, Владислав Страшный, директор по PR компании «Фармак», председатель Комитета по вопросам здравоохранения и фармации Торгово-промышленной палаты Украины.

Как развивается глобальный фармрынок и какое место занимает Украина на мировой фармацевтической арене? Сколько места занимают в бюджете украинцев расходы на лекарства? Данным вопросам было посвящено пятое, заключительное заседание форума «Контуры фармрынка в окружении (environment)…».

Основные тенденции на мировом фармрынке и близких Украине развивающихся рынках на просторах СНГ представил Игорь Крячок, а Сергей Ищенко озвучил ключевые тренды и проблемы, преобладающие на российском фармрынке.

Светлана Жахалова, руководитель отдела исследований медицинского и фармацевтического рынков компании «GfК Ukraine», представила данные исследования потребительского поведения — как за прошедший год изменилось потребительское поведение.

Вадим Волков, глава представительства компании «Омега Фарма» в Украине и Казахстане, заглянул в далекое будущее и смоделировал процессы эволюции фармрынка, которые, по его мнению, неизбежно произойдут.

Сегодня множество факторов оказывает влияние на развитие фармрынка. И, вероятно, появятся новые вызовы, с которыми тоже нужно будет справляться. На некоторые факторы фарм­отрасль повлиять не может, но определенные моменты можно взять под контроль. Вопрос «Как подготовиться к грядущим переменам?» стал темой дискуссии, которая завершила заседание. В ней приняли участие Александра Сологуб, исполнительный директор компании «Лектравы», и Ирина Каракай, заместитель главы представительства компании «Ядран-Галенская Лаборатория д.д.» в Украине.

В следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» вы более подробно узнаете обо всем озву­ченном на конференции. Ознакомиться с презентациями участников конференции читатели могут на сайтах http://www.apteka.ua и http://www.morion.ua.

Денис Кирсанов, Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи