Обзор фармацевтического рынка стран ближнего зарубежья

Мировой фармацевтический рынок в последние годы активно развивается. По данным IMS Health, в 2001 г. его объем увеличился на 12% («Еженедельник АПТЕКА», № 12 (333) от 25 марта 2002 г.). Объем фармацевтического рынка 8 стран Центральной и Восточной Европы возрос на 15%, а Украины — на 23,8% (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 7 (328) от 18 февраля 2002 г.). В данной публикации приведены итоги развития фармацевтического рынка некоторых стран ближнего зарубежья или ведущих фармацевтических компаний, что позволяет оценить потенциальные возможности маркетинга лекарственных средств (ЛС) украинских производителей на рынке этих стран.

РОССИЯ

Российская фармацевтическая индустрия

В 2001 г. объем рынка ЛС в пересчете на цены производителей увеличился с 2,1 (в 2000 г.) до 2,5 млрд долл. США (+19%). При этом доля импортных препаратов в общем объеме продаж в России составила 65%.

Результаты деятельности многих российских фармацевтических компаний свидетельствуют о том, что объемы продаж ЛС в 2001 г. уменьшились. Так, доля российских препаратов в общем объеме продаж сократилась до 35% по сравнению с 42% в 2000 г. и 48% в 1999 г. Уменьшение объема продаж российских ЛС связано со снижением темпов роста их производства. В табл. 1 представлены данные по производству препаратов ведущими российскими производителями в III квартале 2001 г.

Таблица 1

Объем производства ЛС ведущими фармацевтическими компаниями России
в III квартале 2001 г. (по данным RMBC, Группа Ремедиум)

Место в  рейтинге

Компания

Объем производства
(млн долл. США)

Изменение по сравнению
с III кварталом 2000 г., %

1-е

Эрка-Ф (Отечественные лекарства)

18,5

+8,4

2-е

ICN Фармасьютикалз

15,3

–13

3-е

Бринцалов-А

14,6

+27,9

4-е

Акрихин

13,2

–6,5

5-е

Биосинтез

9,6

–20,3

6-е

Биохимик

6,8

–21,3

7-е

Верофарм

6,7

–0,3

8-е

Мосхимфармпрепараты

6,0

–33,1

9-е

Нижфарм

5,5

–18,7

10-е

Иммунопрепарат

4,9

+48,3

В III квартале 2001 г. общий объем производства лекарственных препаратов 10 ведущими фармацевтическими производителями увеличился всего на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. При этом лишь 3 («Отечественные лекарства», «Бринцалов-А» и «Иммунопрепарат») из 10 ведущих компаний удалось увеличить объем производства ЛС. На фармацевтических заводах остальных компаний объем производства уменьшился. Журнал «Scrip», анализируя возможные причины уменьшения объема продаж ЛС ведущих фармацевтических компаний России, отметил, что им не удалось сформировать конкурентоспособный портфель препаратов и удовлетворить запросы потребителей. Более того, ряд компаний выпускают одни и те же ЛС, что осложняет конкурентные взаимоотношения между ними. Ведущие компании России не располагают средствами для осуществления инновационной деятельности. К тому же они не используют передовые технологии маркетинга ЛС. Важным фактором, который усложняет развитие многих российских фармацевтических компаний является слабый корпоративный менеджмент.

Оптовые компании и конечные потребители отдают предпочтение более эффективным импортным препаратам. В связи с неблагоприятным состоянием дел в фармацевтической индустрии правительство России планирует разработать и воплотить в жизнь новую стратегию развития отрасли, рассчитанную до 2004 г.

Введение 10% налога на добавленную стоимость ЛС в 2002 г. негативно повлияло на состояние российского фармацевтического рынка. Как сообщает журнал «Scrip», в течение первых трех недель января текущего года спрос на российские ЛС снизился вдвое.

ИМПОРТ

В то время как темпы развития российской фармацевтической индустрии замедлялись, объем импортируемых ЛС существенно увеличился. По данным российского ЦМИ «Фармэксперт», в первые 9 месяцев 2001 г. импорт увеличился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. и составил 1,1 млрд долл. США. Как отмечает журнал «Scrip», менее 20% ЛС, которые производятся на российских фармацевтических предприятиях, изготовлены с использованием отечественных активных ингредиентов, остальные поставляют зарубежные компании.

На фармацевтическом рынке России в течение первых 9 месяцев 2001 г. наблюдалась дальнейшая консолидация ведущих фармацевтических компаний мира. Так, доля объема продаж ЛС 10 ведущих зарубежных фармацевтических производителей составила более 35%, а первых 100 иностранных компаний — более 85% от общего объема продаж импортированных ЛС. Маркетинг ЛС на российском рынке осуществляли 1050 компаний из 66 стран мира. В табл. 2 представлены ведущие зарубежные операторы фармацевтического рынка России.

Таблица 2

Ведущие фармацевтические компании — импортеры ЛС в Россию в январе—сентябре 2001 г.

Место в рейтинге

Компания

Объем импорта (млн долл. США) за первые 9 мес 2001 г.

Изменения*, %

Первые 9 мес 2001 г.

Первые 6 мес 2001 г.

1-е

1-е

Aventis

76,8

+63,4

2-е

2-е

Novo Nordisk

61,0

+72,8

3-е

7-е

GlaxoSmithKline

45,5

+57,7

4-е

3-е

Gedeon Richter

42,0

+22,9

5-е

4-е

Sanofi-Synthelabo

36,8

+39,2

6-е

5-е

Eli Lilly

32,0

+115,8

7-е

8-е

KRKA

30,6

+38,7

8-е

9-е

Novartis

29,9

+65,7

9-е

11-е

Roche

29,0

+7,1

10-е

12-е

Berline Chemie (Menarini Group)

22,9

+31,2

* По сравнению с объемом продаж в первые 9 мес 2000 г.

В чем причина такого успеха зарубежных компаний? Журнал «Scrip» приводит мнение руководителей трех ведущих зарубежных операторов фармацевтического рынка России: «Aventis», «Novo Nordisk» и «GlaxoSmithKline». Компания «Aventis» разработала эффективную модель маркетинга на российском рынке хорошо известных антибактериальных препаратов, средств, влияющих на пищеварительную систему и метаболизм, а также антинеопластических препаратов. Свои успехи на фармацевтическом рынке России руководство компании связывает с использованием специально отработанной тактики продвижения ЛС через сеть медицинских представителей, а также ведением рекламной кампании на страницах медицинских изданий.

Компания «Novo Nordisk» приводит две основные причины усиления позиций на российском фармацевтическом рынке. Во-первых, компании удалось увеличить объем продаж инсулина (в течение трех предыдущих лет Россия импортировала инсулин человеческий из Индии, что было связано с выполнением обязательств России по погашению внешнего долга перед этой страной). Во-вторых, в 2001 г. российское правительство выделило средства для закупки гормона роста производства компании «Novo Nordisk», а также некоторых других препаратов для лечения больных сахарным диабетом II типа.

После слияния в начале 2001 г. компаний «Glaxo Wellcome» и «SmithKline Beecham» и образования «GlaxoSmithKline» российскому представительству вновь образованной компании удалось оптимизировать маркетинг и реализацию ЛС на российском фармацевтическом рынке. Портфель препаратов для местного рынка был подобран таким образом, чтобы он максимально соответствовал потребностям врачей и пациентов в эффективных, безопасных и доступных ЛС. На рынке России компания особенно активно осуществляет маркетинг средств, действующих на респираторную и нервную систему, антинеопластических препаратов, а также ЛС для лечения ВИЧ/СПИДа. Кроме того, «GlaxoSmithKline» успешно реализует в России вакцины и антибактериальные препараты.

Необходимо отметить успешный маркетинг ЛС в России такими восточно-европейскими компаниями, как «Gedeon Richter» и «KRKA», которые в рейтинге зарубежных компаний, присутствующих на фармацевтическом рынке России, занимают 4-е и 7-е места, соответственно.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ

Наиболее успешным был 1997 г., когда объем фармацевтического рынка России достиг высшей отметки — 2,95 млрд долл. США, а продажи ЛС увеличивались от квартала к кварталу. Однако в середине 1998 г. началось сокращение объема рынка, а «обвал» рубля привел к его существенному уменьшению. В 2001 г. хотя и были достигнуты успехи в расширении объема фармацевтического рынка России, однако последний все еще не достиг отметки 1997 г. Н. Демидов (ЦМИ «Фармэксперт») считает, что важную роль в увеличении объема фармацевтического рынка сыграли несколько факторов. Одним из них, хотя и не главным, является увеличение потребления населением ЛС. Необходимо отметить, что в настоящее время в России активно развивается аптечная сеть, открываются новые аптечные учреждения, что автоматически ведет к закупке дополнительного количества ЛС. Кроме того, увеличение показателей, характеризующих объем фармацевтического рынка, в значительной степени связано с увеличением рыночных затрат. Это вынуждает фармацевтические компании повышать цены на ЛС. Эти и некоторые другие факторы оказывают косвенное влияние на увеличение спроса на ЛС в России.

Необходимо отметить, что объем фармацевтического рынка, выраженный в ценах производителя, оптовой компании или в розничных ценах, является обобщенным показателем и не отражает временного распределения объема продаж ЛС, поступающих на рынок в течение определенного периода, особенностей формирования цен (например, российские предприятия при закупке крупных партий препаратов предоставляют скидки до 50% с цены, указанной в прайс-листе).

Чтобы иметь правильное представление о реальном объеме составляющих фармацевтический рынок сегментов (российский и/или иностранный производитель — дистрибьютор — розничное аптечное звено), необходимо учитывать вклад факторов, которые влияют на ценообразование. Результаты расчетов, выполненных по методике ЦМИ «Фармэксперт», представлены на рисунке. В 2000 г. расчетный объем рынка в ценах производителя превысил 1,6 млрд долл. США. Фактически эта цифра отражает годовой доход производителей (российских и зарубежных) от продаж ЛС на фармацевтическом рынке России. Всего же россияне в 2000 г. израсходовали на приобретение лекарств 2,7 млрд долл. США.

Рисунок. Объем российского рынка в 2000 г., млн долл. США

В общей структуре российского фармацевтического рынка в течение последних лет прослеживается четкая тенденция к сокращению доли ЛС местного производства. Несмотря на стремление российских предприятий производить генерические копии импортируемых ЛС, вытеснить иностранных конкурентов они не в состоянии. К тому же дистрибьюторам, которые сообщают о повышении доли российских препаратов в их ассортименте, все-таки выгоднее реализовать дорогостоящие бренды.

По мнению экспертов, в ближайшее время темпы роста российского фармацевтического рынка несколько замедлятся, а годовой прирост составит не более 10%.?

ТЕНДЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПОРТЕ МЕДИКАМЕНТОВ

В 2000 г. импорт готовых ЛС в Россию составил 1,2 млрд долл. США, превысив показатель 1996 г. и приблизившись к таковому 1998 г., когда в Россию было импортировано ЛС на сумму 1,3 млрд долл. США. Несмотря на высокие темпы инфляции в стране, российские дистрибьюторы изыскивали средства, необходимые для закупки импортных препаратов.

Импорт ЛС — не единственное направление деятельности иностранных компаний на внешнем рынке. Тем не менее зарубежные поставщики предпочитают действовать на российском рынке практически исключительно методами внешней торговли. Производственные мощности, развернутые в России иностранными производителями, осуществляют, как правило, лишь фасовку и упаковку зарубежной продукции. Почему иностранные компании используют на российском рынке главным образом методы внешней торговли? Прежде всего потому, что отсутствует необходимость осуществлять долгосрочное инвестирование в фармацевтическое производство. Между тем срок амортизации нового фармацевтического производства превышает период реализации готовых импортируемых препаратов.

Зарубежные внешнеторговые фирмы инвестируют в ту часть российского фармацевтического рынка, которая призвана увеличивать доход от внешней торговли ЛС. Речь идет, например, о расходах на рекламу. В целом, в 2000 г. затраты на рекламу препаратов существенно увеличились и составили 15% общего объема импортируемых ЛС, причем в IV квартале этот показатель достиг 20%.

Таким образом, улучшение положения дел в экономике фармацевтической отрасли России обусловлено увеличением импорта ЛС, осуществляемого иностранными производителями, а не увеличением стратегического инвестирования в российское производство. Развитие импорта лекарственных препаратов в Россию окажет, по всей вероятности, стабилизирующее влияние на тот сегмент фармацевтического рынка страны, который контролируют ведущие зарубежные производители.

Важным преимуществом крупных зарубежных компаний-производителей является наличие инновационных препаратов, аналогов которых в России нет. Реализуя же оригинальные препараты, ввиду отсутствия конкуренции со стороны генериков на российском, да и на мировом рынке, фармацевтические компании получают высокую прибыль.

Еще одним важным фактором, обеспечивающим преимущество зарубежным производителям, является наличие хорошо знакомой потребителю торговой марки. Примеры успешного позиционирования российских фармацевтических марок пока немногочисленны. Многие российские предприятия испытывают значительные трудности при реализации однотипной продукции с одинаковыми названиями. Кроме того, жесткая конкуренция вынуждает снижать цены на препараты местного производства.

Таким образом, в настоящее время аналитики фармацевтического рынка рассматривают Россию как потребителя импортных препаратов, а не как активного участника международного разделения труда в области фармацевтического бизнеса.

ОПТОВЫЕ КОМПАНИИ И НДС

Одним из главных событий прошлого года на фармацевтическом рынке России стало введение налога на добавленную стоимость (НДС) на ЛС. Поскольку до последнего момента ситуация оставалась неопределенной, оптовые компании, осуществляющие импорт ЛС, решили не рисковать и в IV квартале 2001 г., пока не ввели НДС, довели объем поставок до рекордно высокого уровня. При этом российское производство фактически находится в состоянии стагнации — увеличение объемов производства составило 5% в национальной валюте (достигло 27,4 млрд российских руб.), а в долларовом выражении сократилось на 8%.

В целом импорт ЛС в 2001 г. увеличился на 42% и достиг докризисного объема — 1,7 млрд долл. США. Причем в IV квартале 2001 г. объем импорта увеличился на 60%. В результате доля импортных препаратов в общей структуре фармацевтического рынка составила 68%, что вызвало обеспокоенность в правительственных кругах. Однако, как полагают эксперты, беспокоиться пока не стоит.

Как считает аналитик ЦМИ «Фармэксперта» П. Тазлов, в ожидании введения НДС оптовые компании поспешили ввезти в Россию как можно больше ЛС, что и обусловило резкий скачок импорта в IV квартале. В связи с тем, что на закупку импортных ЛС были израсходованы значительные средства, это привело к сокращению объема закупок российских препаратов. П. Тазлов полагает, что в I квартале текущего года ситуация улучшится и доля российских лекарств на рынке не будет уменьшаться столь стремительно.

В то же время не все разделяют эту точку зрения. Например, по мнению аналитиков компании «Нижфарм» (www.ahold.ru/Html/News/pressa/0208ved.htm), введение НДС на ЛС приведет к значительному снижению спроса именно на отечественную продукцию, потребителями которой являются малообеспеченные слои населения. По оценке «Нижфарм», вследствие повышения цен спрос на российские ЛС снизится на 20–25%, в то время как на импортные — на 4–6%.

Все крупнейшие российские компании-производители разделяют мнение о том, что сократятся в первую очередь продажи дешевых «традиционных» препаратов, которые производятся в России на протяжении нескольких десятков лет. Именно поэтому наиболее перспективным направлением работы они считают освоение производства современных генериков.

Правительство России озабочено сдерживанием роста цен на лекарства. Чиновники предлагают законодательно фиксировать максимальную торговую надбавку, однако специалисты критически относятся к подобным мерам, так как это может негативно повлиять на работу оптовых и розничных компаний, оборотные средства которых и без того будут истощены в связи с необходимостью уплаты НДС и налога на прибыль.

Генеральный директор «Нижфарма» А. Младенев полагает, например, что следует не ограничивать торговую наценку, а направить полученные от введения НДС средства на социальную защиту малоимущих слоев населения. С этим мнением согласна и Е. Ветер, аналитик компании «PriceWaterhouseCoopers». Она считает, что более рациональным подходом было бы развитие страховой медицины, а также создание механизма возмещения стоимости ЛС для малообеспеченных и социально не защищенных граждан.

КАЗАХСТАН

По данным веб-сайта www.pharmnews.kz, рост фармацевтического рынка Казахстана в течение 9 месяцев 2001 г. был обусловлен главным образом увеличением импорта ЛС (табл. 3), который за этот период составил почти 80 млн долл. США.

Таблица 3

Общий объем фармацевтической продукции стран ближнего и дальнего зарубежья на фармацевтическом рынке Казахстана в первые 9 месяцев 1999–2001 гг. (млн долл. США)

Регион

9 мес 1999 г.

9 мес 2000 г.

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

9 мес 2001 г.

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

Ближнее зарубежье

10,11

14,95

47,85

18,48

23,59

Дальнее зарубежье

32,91

46,17

40,28

61,14

32,42

Всего

43,03

61,12

42,05

79,62

30,26

Основными импортерами ЛС в Казахстан были США, Германия и Франция (табл. 4). При этом резко возросла доля импортируемых из США ЛС в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья — более чем в 20 раз по сравнению с 2000 г.

Таблица 4

Импорт ЛС из стран дальнего зарубежья
в первые 9 месяцев 1999–2001 гг. на казахский фармацевтический рынок (млн долл. США)

Страна

1999 г.

Доля в общем объеме импорта, %

2000 г.

Доля в общем объеме импорта, %

2001 г.

Доля в общем
объеме импорта, %

США

1,012

3,1

0,429

0,9

9,167

15,0

Германия

5,730

17,4

6,353

13,8

7,099

11,6

Франция

3,174

9,6

3,451

7,5

5,877

9,6

Венгрия

2,318

7,0

4,861

10,5

5,561

9,1

Индия

3,688

11,2

6,288

13,6

5,530

9,0

Литва

1,576

4,8

2,850

6,2

3,636

5,9

Словения

1,237

3,8

2,568

5,6

2,958

4,8

Швейцария

2,089

6,3

2,851

6,2

2,677

4,4

Бельгия

1,411

4,3

2,210

4,8

2,648

4,3

Польша

1,615

4,9

3,072

6,7

2,226

3,6

Австрия

1,764

5,4

1,524

3,3

1,926

3,2

Чехия

0,583

1,8

1,071

2,3

1,635

2,7

Италия

0,527

1,6

1,323

2,9

1,569

2,7

Великобритания

1,348

4,1

0,704

1,5

1,457

2,4

Турция

0,522

1,6

1,073

2,3

1,188

1,9

Республика Корея

0,717

2,2

0,864

1,9

0,940

1,5

Латвия

0,186

0,6

0,344

0,7

0,869

1,4

Болгария

0,045

0,1

0,483

1,0

0,823

1,3

Нидерланды

0,481

1,5

0,391

0,8

0,691

1,1

Китай

0,4124

1,3

0,211

0,5

0,480

0,8

Финляндия

0,117

0,4

0,121

0,3

0,322

0,5

Дания

0,250

0,8

1,562

3,4

0,277

0,4

Египет

0,019

0,1

0,166

0,4

0,219

0,3

Словакия

0,131

0,4

0,209

0,5

0,179

0,3

Иордания

0,100

0,0

0,003

0,0

0,176

0,3

Хорватия

0,070

0,2

0,104

0,2

0,169

0,3

Пакистан

0,838

2,5

0,320

0,7

0,159

0,3

Кипр

0,108

0,3

0,092

0,2

0,118

0,2

Оман

?

?

?

?

0,101

0,2

Ирландия

0,008

0,0

0,039

0,1

0,069

0,1

Испания

0,438

1,3

0,124

0,3

0,060

0,1

Югославия

0,019

0,1

0,006

?

0,057

0,1

Израиль

0,048

0,1

0,067

0,1

0,053

0,1

Hорвегия

0,006

0,0

0,013

0,0

0,052

0,1

Румыния

?

?

?

?

0,028

0,05

Бразилия

?

?

?

?

0,019

0,03

Основными импортерами ЛС в Казахстан в 2001 г. среди стран ближнего зарубежья были Россия, Украина и Беларусь (табл. 5). Доля российского импорта составила более 70%, украинского — более 17%, белорусского — более 10%. Таким образом, Казахстан является привлекательным фармацевтическим рынком для зарубежных инвесторов. Эксперты полагают, что в 2002 г. фармацевтический рынок Казахстана также будет увеличиваться.

Таблица 5

Импорт ЛС из стран ближнего зарубежья
в первые 9 месяцев 1999–2001 гг. на казахский фармацевтический рынок (млн долл. США)

Страна

1999 г.

Доля в общем объеме импорта, %

2000 г.

Доля в общем объеме импорта, %

2001 г.

Доля в общем объеме импорта, %

Российская Федерация

6,140

60,7

9,564

64,0

13,095

70,8

Украина

1,897

18,8

2,278

15,2

3,161

17,1

Беларусь

1,646

16,3

2,176

14,5

1,869

10,1

Узбекистан

0,267

2,6

0,712

4,8

0,314

1,7

Кыргызстан

0,162

1,6

0,191

1,3

0,038

0,2

Азербайджан

?

?

0,031

0,2

?

?

Туркменистан

0,100

0,01

?

?

?

?

БЕЛАРУСЬ

По словам генерального директора концерна «Белбиофарм» М. Шкутника (еженедельник «Фармвестник»), зарубежные инвесторы не спешат вкладывать средства в белорусскую фармацевтическую промышленность. Несколько лет назад французская фармацевтическая компания «Sanofi-Synthelabo» и «Белмедпрепараты» обсуждали возможность сотрудничества, но предложения пока так и не воплотились в жизнь. Несмотря на то, что индийские производители выразили готовность создать в Беларуси производство антибиотиков, реальных шагов в этом направлении не предпринято. Руководство концерна «Белбиофарм» продолжает поиск инвесторов для реализации пакета разработанных этой компанией инвестиционных предложений. Между тем на белорусском фармацевтическом рынке активизировали инвестиционную деятельность российские компании, что, по мнению М. Шкутника, в значительной мере связано с вопросами приватизации фармацевтических предприятий Беларуси. От того, как завершится приватизация концерна «Белнефтехим», будет зависеть продвижение зарубежных и российских инвесторов в фармацевтическую индустрию Беларуси.

АЗЕРБАЙДЖАН

До распада Советского Союза в Азербайджане функционировали республиканские оптовые компании, которые осуществляли дистрибьюцию ЛС. После приобретения страной статуса независимости государственные оптовые компании были приватизированы. В настоящее время они осуществляют маркетинг и дистрибьюцию ЛС в Азербайджане. При этом в стране функционирует единственный фармацевтический завод «Азерфарм», который является совместным азербайджано-турецко-иранским проектом. Турецкая сторона поставляет технологию и оборудование для завода, иранская — фармацевтическую субстанцию и нефасованные ЛС. В настоящее время предприятие производит около 100 наименований лекарственных форм в небольшом объеме, который оценивается в 450 тыс. долл. США. Эксперты считают, что завод мог бы выпускать продукцию на сумму 5 млн долл. США. Необходимо отметить, что ЛС этого завода не рассчитаны на экспорт, так как производство не сертифицировано на соответствие стандартам GMP.

Фармацевтические компании США заинтересованы в развитии партнерских отношений с оптовыми фирмами Азербайджана и рассматривают Азербайджан как опорный пункт для выхода на рынки стран Каспийского региона и Средней Азии. В настоящее время потребности населения страны в ЛС удовлетворяются главным образом за счет импорта из России, Украины, Индии, Турции и Ирана.

Согласно данным государственной таможенной службы, в 2000 г. объем импорта ЛС в Азербайджан составил около 37 млн долл. США. Однако принимая во внимание распространенную практику продаж ЛС на «черном» рынке, аналитики считают, что общий объем импорта превышает 80 млн долл. США. Несмотря на это, в Азербайджане ощущается недостаток антибактериальных препаратов, средств, влияющих на сердечно-сосудистую, пищеварительную системы и метаболизм, антинеопластических средств и обезболивающих препаратов (www.bisnis.doc.gov).

ГРУЗИЯ

В публикации А. Lotuashvili «Overview of the Georgian Pharmaceutical Sector» (www.bisnis. doc.gov) приводятся данные о развитии фармацевтического рынка Грузии. В настоящее время фармацевтический сектор страны переживает экономический кризис. Спад активности в торговых отношениях между странами бывшего Советского Союза и неэффективная фискальная политика оказывает неблагоприятное влияние на развитие фармацевтической отрасли Грузии.

В настоящее время в стране функционирует 5 фармацевтических заводов — «Тбилхимфарм», «Биофарм», «Тбилисская фармацевтическая фабрика», «GMP» и «Лечива-Гео». Ни одно из этих предприятий не производит ЛС в соответствии со стандартами GMP. Эти компании поставляют на рынок Грузии 20% ЛС, 80% составляют импортные препараты. Общий объем продаж на грузинском фармацевтическом рынке составляет 67 млн долл. США.

Наиболее крупной местной фармацевтической компанией является «Тбилхимфарм», которая производит 40 наименований ЛС. «Лечива-Гео» является совместным грузинско-чешским предприятием.

ЛАТВИЯ

Как сообщает российский еженедельник «Фармвестник», в 2001 г. латвийское фармацевтическое предприятие АО «Olainfarm» реализовало 353 млн таблеток и 10,4 млн капсул — примерно столько же, сколько в 2000 г. В 2001 г. предприятие выпустило также 78,6 т активных субстанций, используемых для производства ЛС. При этом было произведено 28,2 т активных субстанций, предназначенных для изготовления оригинальных препаратов, выпуск которых осуществляет «Olainfarm». Компания производит в общей сложности 40 субстанций и полуфабрикатов, а также 75 видов готовых ЛС; 10% общего оборота компании составляет экспорт, в том числе в Швецию, Бельгию, Швейцарию, США, Аргентину. В 2000 г. предприятие начало поставлять продукцию в Новую Зеландию, Таиланд и Японию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния фармацевтического рынка стран ближнего зарубежья в 1999–2001 гг. свидетельствует о его динамичном развитии. Наиболее крупным фармацевтическим рынком среди стран ближнего зарубежья является российский (2,5 млрд долл. США). Характерной особенностью практически всех перечисленных в публикации стран является преимущественный рост фармацевтического рынка за счет увеличения импорта ЛС из стран дальнего зарубежья. При этом темпы роста объемов местного фармацевтического производства снижаются. По-видимому, это естественный процесс, поскольку на смену традиционным препаратам, производство которых осуществляется по старым технологиям, приходят достойные конкуренты — эффективные и безопасные препараты, для изготовления которых используются современные технологии в соответствии с принципами GMP. Клиническая эффективность инновационных препаратов подтверждена результатами широкомасштабных рандомизированных контролируемых многоцентровых исследований.

Следует ожидать, что темпы роста местного производства ЛС, рассчитанного только на внутренний рынок, в будущем могут замедлиться. Ведь для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо освоить выпуск инновационных препаратов и современные технологии их маркетинга, что позволит выйти на ведущие фармацевтические рынки мира. Фармацевтические компании, функционирующие на постсоветском пространстве, в том числе в Украине, средствами для разработки инновационных препаратов не располагают.

В то же время покупательная способность значительной части населения Украины и стран ближнего зарубежья все еще низкая. Фармацевтические компании стран ближнего зарубежья могли бы в значительной степени удовлетворить потребность малообеспеченных слоев населения в доступных по цене жизненно необходимых ЛС. Однако для этого необходимо расширить присутствие местных фармацевтических компаний на рынке стран СНГ. Страны ближнего зарубежья могли бы увеличить оборот ЛС на рынках соседей при условии разработки унифицированных требований к производству, регистрации, дистрибьюции, маркировке, упаковке и введения их в повседневную практику путем подписания межправительственных договоров. Чтобы более полно удовлетворить потребности малообеспеченных слоев населения в жизненно необходимых ЛС, целесообразно устранение тарифных барьеров в торговле. Несомненно, такой подход позволил бы фармацевтическим компаниям стран СНГ существенно увеличить объем производства и конкурировать с крупными зарубежными производителями фармацевтической продукции. Со временем фармацевтические компании стран ближнего зарубежья могли бы завершить процесс модернизации производства и получить необходимые средства для создания инновационных препаратов. Тогда уместным был бы вопрос о поиске путей выхода на крупные рынки западных стран, имея конкурентоспособные препараты.

Это тем более актуально для украинских предприятий, так как 5 февраля 2002 г. был издан Указ Президента Украины № 104/2002 «Про Програму заходів щодо завершення вступу України до Світової організації торгівлі», который свидетельствует о заинтересованности нашей страны во вступлении в эту авторитетную международную организацию. Чтобы выжить и развиваться в условиях острой конкуренции, отечественные фармацевтические предприятия должны ускорить поиск новых каналов сбыта продукции. С этой точки зрения рынок СНГ является наиболее перспективным. Россия, как и некоторые другие страны СНГ, намерена в недалеком будущем вступить в ВТО.

Виталий Варченко
Виктор Маргитич

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*