В 2001 г. объем российского рынка лекарственных средств в пересчете на цены производителей увеличился с 2,1 (в 2000 г.) до 2,5 млрд долл. США (+19%). Доля импортных препаратов в общем объеме продаж в России составила 65%.
Результаты деятельности многих российских фармацевтических компаний свидетельствуют о том, что объемы продаж лекарственных средств в 2001 г. уменьшились. Так, доля российских препаратов в общем объеме продаж сократилась до 35% по сравнению с 42% в 2000 г. и 48% в 1999 г., что связано со снижением темпов роста их производства.
Выпуск лекарственных средств на российских фармацевтических предприятиях является достаточно материалоемким — материальные затраты превышают 70% себестоимости препаратов. В общей структуре финансовых затрат на производство лекарственных препаратов 90% составляют затраты на сырье и материалы. Эксперты считают, что для повышения конкурентоспособности продукции российских фармацевтических производителей необходимо снизить уровень материальных затрат в 1,5–2 раза.
Высокий уровень дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении этой части оборотных средств из производственного процесса. Темпы роста дебиторской задолженности превышают таковые кредиторской задолженности, что приводит к снижению оборачиваемости средств предприятий отрасли.
В фармацевтическую отрасль России поступает недостаточно инвестиций, а вложенный в нее капитал не в полной мере обеспечивает потребности воспроизводства лекарственных средств. Основным источником финансирования отрасли являются собственные средства предприятий (80% общего объема инвестиций).
Кроме того, одной из основных проблем российской фармацевтической промышленности является морально и физически устаревшие основные фонды. При этом многие предприятия не могут получить инновационные средства для производства лекарственных препаратов. Около 55% общего объема основных фондов эксплуатируются на российских фармацевтических предприятиях в течение более 20 лет, и лишь 9% —менее 5 лет.
Низкая конкурентоспособность российских фармацевтических предприятий обусловлена главным образом значительными затратами на производство лекарственных средств, невысоким уровнем их качества, а также устаревшим ассортиментом продукции. При этом на большинство воспроизведенных лекарственных средств российские производители не предоставляют доказательств биоэквивалентности и терапевтической эквивалентности по отношению к оригинальным препаратам. Это также является важным фактором, обусловливающим низкую конкурентоспособность российских воспроизведенных препаратов.
Как считают эксперты, инновационная деятельность российских фармацевтических компаний недостаточна. Удельный вес лекарственных средств, выпускаемых с применением высоких технологий, составляет около 8%.
Российские фармацевтические производители считают, что повысить конкурентоспособность лекарственных средств можно за счет создания благоприятного инвестиционного климата, формирования сбалансированного портфеля препаратов, активизации инновационной деятельности, реализации актуальных информационно-образовательных программ, соответствующих потребностям современного производства лекарственных средств.
По материалам российского журнала «Медицинский бизнес» (2002, № 2 (92))
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим