?
Летом нынешнего года представительство компании «Фармация и Апджон» (США) в Украине обрело самостоятельность в рамках «Фармация и Апджон Интернешнл» – подразделения корпорации, осуществляющего деятельность в большинстве стран Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, перейдя в непосредственное подчинение головному офису компании в Италии. Ранее руководство украинским подразделением осуществляло московское представительство в странах СНГ.
В конце октября Украину посетил региональный директор компании «Фармация и Апджон Интернешнл» господин Андре Декамп (Andre Decamps). Целью его визита было ознакомление с ситуацией на фармацевтическом рынке Украины, определение возможностей и перспектив развития представительства компании в условиях «независимости». Во время проведения выставки «Здравоохранение-99» в г. Киеве корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» встретился с А. Декампом и попросил его поделиться своими впечатлениями об отечественном рынке лекарственных препаратов. |
— Г-н Декамп, решение о непосредственном подчинении украинского представительства компании региональному офису принято относительно недавно — летом 1999 г. Есть ли положительные изменения в работе местного представительства компании?
— Изменения произошли во многих сферах деятельности представительства, например в области поставок, логистики. Раньше украинское подразделение подчинялось представительству компании в странах СНГ и зависело от его деятельности. Это создавало дополнительные проблемы, например с доставкой продукции в Украину. Теперь есть все основания утверждать, что в следующем году, когда украинское представительство будет напрямую взаимодействовать с департаментами доставки и логистики, эти проблемы исчезнут.
— Не секрет, что уровень жизни в нашей стране невысок и потребление лекарств ограничено уровнем доходов населения, а система компенсации стоимости лекарственных средств реально «не работает». В таких условиях основным фактором при выборе потребителем препаратов в аптечной сети является их цена. Это обусловливает популярность относительно дешевых препаратов-генериков, произведенных в Украине и близком зарубежье. В связи с этим существуют ли перспективы предложения на нашем рынке более качественных, но вместе с тем и более дорогих лекарственных средств?
— Инновационные препараты обладают определенными преимуществами по сравнению с традиционно применяемыми генериками — они более эффективны в профилактике и лечении заболеваний. Применение инновационных препаратов позволяет значительно снизить затраты общественного здравоохранения на оказание медицинской помощи, госпитализацию пациентов.
Транснациональные компании, в том числе «Фармация и Апджон», ежегодно расходуют на научно-исследовательские разработки 15–20% от общего объема продаж.
Для компаний, занимающихся научно-исследовательскими разработками продажа препаратов-генериков, давно применяемых в медицине, не является приоритетной. Свои усилия они концентрируют на продвижении инновационных препаратов. Компании же, производящие генерики, предлагают на рынке препараты, срок патентной защиты которых закончился. Таким образом, речь идет о разных рынках сбыта.
— Является ли Украина сегодня привлекательным рынком для сбыта оригинальных препаратов?
— Я бы сказал, что в этом плане украинский фармацевтический рынок пока остается недостаточно привлекательным, поскольку экономическая доступность этих препаратов для населения низка. Кроме того, их регистрацию и предложение в Украине сдерживают недостаточные гарантии защиты патентных прав. По этим причинам многие транснациональные компании в настоящее время не внедряют свои последние разработки на украинский рынок. Отмечу, что из-за отсутствия благоприятных условий для продвижения инновационных препаратов в Украине в первую очередь проигрывают потребители.
— Какие еще факторы, на ваш взгляд, сдерживают поступление наиболее современных препаратов в нашу страну?
— Cегодня компания совокупно расходует до 15 000 долларов США на регистрацию одного препарата в Украине. Это один из наиболее высоких показателей затрат в странах, где компания осуществляет коммерческую деятельность. Отрицательно сказывается и отсутствие системы компенсации стоимости лекарственных средств, медицинского страхования. Это ограничивает доступ населения к эффективным, инновационным препаратам, заставляет многие зарубежные компании воздерживаться от внедрения современных лекарственных средств на украинский рынок.
— Украинский фармацевтический рынок пережил серьезные экономические потрясения летом 1998 и 1999 годов и сейчас находится далеко не в лучшей «форме». Каков ваш прогноз о перспективе его развития?
— Надеюсь, что в будущем ситуация изменится к лучшему, экономика Украины постепенно выйдет из кризиса и уровень жизни населения страны возрастет, появится «средний» класс. Все это будет способствовать развитию украинского фармацевтического рынка.
— Когда, по вашему мнению, может начаться возрождение фармацевтического рынка Украины?
— Основываясь на информации, полученной из украинских источников, могу сказать, что это должно произойти в следующем году. Судя по критическому сокращению объема рынка лекарственных средств в Украине, он достиг нижней мертвой точки и в дальнейшем его объем будет увеличиваться.
Сегодня потребление медикаментов в Украине составляет 5–8 долларов США на одного человека в год. Это один из самых низких показателей в Европе.
Для сравнения — каждый житель США потребляет медикаментов на сумму более 500 долларов в год, Германии — 350 долларов, Франции — 290 долларов, Великобритании — 250 долларов.
— По данным программы Тасис Комиссии ЕС, в 1999 году расходы государственного бюджета на закупку медикаментов составят 0,4 доллара США в год в расчете на одного человека (при общих затратах на здравоохранение — 2,5 доллара в год на одного человека). Насколько это затрудняет продажу препаратов, применяемых в медицинских стационарах? Не выгоднее ли предлагать исключительно безрецептурные препараты?
— Уверен, что в любых условиях можно найти пути для продвижения рецептурных препаратов. Что же касается безрецептурной продукции, то здесь перед фармацевтическими компаниями открываются большие возможности, связанные с изменением статуса препарата с рецептурного на безрецептурный. Перевод препарата из одной категории в другую становится возможным после накопления убедительных данных, подтверждающих высокую степень его безопасности, нетоксичности.
— Судя по тому, что в недалеком будущем вы прогнозируете улучшение ситуации на фармацевтическом рынке Украины, настало время строить планы развития бизнеса?
— Да, именно так. Разработанная нами для украинского рынка стратегия предполагает внедрение и активное продвижение до конца 2000 года пяти новых препаратов. Первостепенным для нас является внедрение препарата Ксалатан для лечения глаукомы. Кроме того, активно будет продвигаться на рынок препарат, применяемый при нарушении мочеиспускания Детрузитол, а также низкомолекулярный гепарин Фрагмин, новые препараты для лечения депрессии и паркинсонизма.
Внедрением этих инновационных препаратов мы внесем свой вклад в восстановление украинского рынка.
Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривши
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим