Будет ли реформирована система госзакупок лекарственных средств?

Будет ли реформирована система госзакупок лекарственных средств?До недавнего времени круг компаний, которые могли участвовать в процедуре госзакупок препаратов, был искусственно ограничен, в том числе условиями тендеров, прописанными таким образом, чтобы не допустить к участию в них новых игроков. В результате тендеры проводились между одними и теми же немногочисленными всем известными компаниями, «специализирующимися» на госзакупках. Нередко это способствовало завышению закупочной цены.

Например, согласно одному из условий участник тендера, кроме предоставления денежного обеспечения стоимости лота закупки, должен был предоставить ранее заключенные договора по аналогичным тендерам и на аналогичную сумму. Понятно, что у нового игрока, не имеющего таких договоров, не было шансов на участие тендере.

Другой пример: в условиях тендера прописывалось не международное непатентованное название (МНН) препарата, имеющего несколько аналогов на рынке, а его торговое название с припиской «и его аналоги» или «эквиваленты». При этом, естественно, не указывалось, по каким критериям определяются данные аналоги. Поскольку речь идет о генериках, способы производства которых могут отличаться, обычным требованием является подтверждение их био- и терапевтической эквивалентности с оригинальным препаратом, применяемым при определенной патологии. Однако участнику тендера, пытающемуся предложить государству эффективный и, возможно, более дешевый аналог, приходилось доказывать недоказуемое — что его препарат является полной копией того, который заявлен в условиях.

В результате этих и ряда других ограничений многие крупные компании, которые занимают серьезные позиции в рейтинге импортеров, перестали участвовать в тендерах МЗ Украины и проявляют себя в основном в региональных закупках. А всю ответственность за централизованное обеспечение государственных лечебных учреждений необходимыми препаратами много лет подряд несут несколько титанов фармацевтических тендеров.

Однако с недавнего времени ситуация начала меняться. В условиях ряда последних тендеров МЗ уже не указываются конкретные суммы заключенных ранее договоров на поставку продукции. Если они у участника есть — это, безусловно, приветствуется, если нет — это не препятствует его участию в тендере. Кроме того, в некоторых случаях препараты-аналоги были представлены в разных лотах. Таким образом, у врачей появился выбор между несколькими лекарственными средствами одной группы, что позволяет дифференцировать лечебную тактику в зависимости от состояния конкретного пациента.

Снятие этих запретов и ограничений могло бы расширить допуск к участию в тендере других компаний, снизить вероятность монопольного сговора и способствовать формированию конкурентной цены. Однако, похоже, что первые ростки реформаторских изменений в системе здравоохранения могут зачахнуть, так и не начав развиваться, поскольку встречают колоссальное сопротивление. И понятно, почему. Особенно печальна ситуация в регионах, где чиновники, устранив одни барьеры, с невероятной ловкостью устанавливают другие, тем самым сохраняя систему прописывания условий под одного участника. Например, после совершенно оправданного указания в тендерной документации не торговых названий препаратов, а действующего вещества (МНН), в конце пакета документов мелким шрифтом прописана конкретная дозировка, которая чудесным образом совпадает с дозировкой только одного из участвующих в тендере аналогов.

Проблемным остается и механизм формирования перечня препаратов для закупок за государственные средства. Необходимо, чтобы он формировался не только чиновниками МЗ с формальным учетом заявок от врачей с мест, а более комплексно: с привлечением ведущих практикующих специалистов соответствующего медицинского профиля и изучением мировой практики применения препаратов.

И, конечно, было бы логично, если бы МЗ внедрял нововведения, не перечеркивая при этом свои же благие начинания. Так, в своем стремлении не допустить зло­употреблений при декларировании поставщиками цен на препараты и заменив его на регистрацию, МЗ сделал эту процедуру настолько громоздкой и для многих тяжелоосуществимой, что, по мнению участников рынка и экспертных организаций, может привести к банальному дефициту на отечественном рынке определенных групп препаратов и парализовать систему госзакупок в целом.

Хотелось бы надеяться, что в системе здравоохранения продолжатся именно здравые преобразования и в ближайшее время будет создана система закупок за бюджетные средства, свободная от немедицинских критериев, а серьезные реформы — доведены до логического завершения.

Владимир Семенов,
директор по маркетингу фармацевтической компании «Фармпланета»

До недавнего времени круг компаний, которые могли участвовать в процедуре госзакупок препаратов, был искусственно ограничен, в том числе условиями тендеров, прописанными таким образом, чтобы не допустить к участию в них новых игроков. В результате тендеры проводились между одними и теми же немногочисленными всем известными компаниями, «специализирующимися» на госзакупках. Нередко это способствовало завышению закупочной цены.
Например, согласно одному из условий участник тендера, кроме предоставления денежного обеспечения стоимости лота закупки, должен был предоставить ранее заключенные договора по аналогичным тендерам и на аналогичную сумму. Понятно, что у нового игрока, не имеющего таких договоров, не было шансов на участие тендере.
Другой пример: в условиях тендера прописывалось не международное непатентованное название (МНН) препарата, имеющего несколько аналогов на рынке, а его торговое название с припиской «и его аналоги» или «эквиваленты». При этом, естественно, не указывалось, по каким критериям определяются данные аналоги. Поскольку речь идет о генериках, способы производства которых могут отличаться, обычным требованием является подтверждение их био- и терапевтической эквивалентности с оригинальным препаратом, применяемым при определенной патологии. Однако участнику тендера, пытающемуся предложить государству эффективный и, возможно, более дешевый аналог, приходилось доказывать недоказуемое — что его препарат является полной копией того, который заявлен в условиях.
В результате этих и ряда других ограничений многие крупные компании, которые занимают серьезные позиции в рейтинге импортеров, перестали участвовать в тендерах МОЗ Украины и проявляют себя в основном в региональных закупках. А всю ответственность за централизованное обеспечение государственных лечебных учреждений необходимыми препаратами много лет подряд несут несколько титанов фармацевтических тендеров.
Однако с недавнего времени ситуация начала меняться. В условиях ряда последних тендеров МОЗ уже не указываются конкретные суммы заключенных ранее договоров на поставку продукции. Если они у участника есть — это, безусловно, приветствуется, если нет — это не препятствует его участию в тендере. Кроме того, в некоторых случаях препараты-аналоги были представлены в разных лотах. Таким образом, у врачей появился выбор между несколькими лекарственными средствами одной группы, что позволяет дифференцировать лечебную тактику в зависимости от состояния конкретного пациента.
Снятие этих запретов и ограничений могло бы расширить допуск к участию в тендере других компаний, снизить вероятность монопольного сговора и способствовать формированию конкурентной цены. Однако, похоже, что первые ростки реформаторских изменений в системе здравоохранения могут зачахнуть, так и не начав развиваться, поскольку встречают колоссальное сопротивление. И понятно, почему. Особенно печальна ситуация в регионах, где чиновники, устранив одни барьеры, с невероятной ловкостью устанавливают другие, тем самым сохраняя систему прописывания условий под одного участника. Например, после совершенно оправданного указания в тендерной документации не торговых названий препаратов, а действующего вещества (МНН), в конце пакета документов мелким шрифтом прописана конкретная дозировка, которая чудесным образом совпадает с дозировкой только одного из участвующих в тендере аналогов.
Проблемным остается и механизм формирования перечня препаратов для закупок за государственные средства. Необходимо, чтобы он формировался не только чиновниками МОЗ с формальным учетом заявок от врачей с мест, а более комплексно: с привлечением ведущих практикующих специалистов соответствующего медицинского профиля и изучением мировой практики применения препаратов.
И, конечно, было бы логично, если бы МОЗ внедрял нововведения, не перечеркивая при этом свои же благие начинания. Так, в своем стремлении не допустить зло­употреблений при декларировании поставщиками цен на препараты и заменив его на регистрацию, МОЗ сделал эту процедуру настолько громоздкой и для многих тяжелоосуществимой, что, по мнению участников рынка и экспертных организаций, может привести к банальному дефициту на отечественном рынке определенных групп препаратов и парализовать систему госзакупок в целом.
Хотелось бы надеяться, что в системе здравоохранения продолжатся именно здравые преобразования и в ближайшее время будет создана система закупок за бюджетные средства, свободная от немедицинских критериев, а серьезные реформы — доведены до логического завершения. 
Владимир Семенов,
директор по маркетингу фармацевтической компании «Фармпланета»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті