На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Российской Федерации (РФ) сообщается о том, что в настоящее время в ходе региональных госзакупок заказчики зачастую объединяют в один лот несколько международных непатентованных названий (МНН) лекарственных средств, при этом в состав лота включают препарат, на который есть вертикальное эксклюзивное соглашение с одним из дистрибьюторов. Это лекарственное средство обычно является инновационным и невзаимозаменяемым, в результате дистрибьютор приобретает весь лот по максимальной цене без конкуренции.
Проекты постановлений правительства РФ «О порядке утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями» и «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» призваны бороться с такого рода злоупотреблениями. Эти документы были представлены 1 ноября текущего года на заседании Экспертного совета при ФАС РФ по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.
Согласно первому проекту будет составлен перечень лекарств, заказ на поставку которых размещается в соответствии с их торговыми наименованиями. В этот перечень включаются оригинальные лекарственные средства, находящиеся под защитой патента (на период его действия), имеющие одинаковые МНН или химические наименования, для которых установлена невозможность взаимной замены.
Вопросы о включении и исключении препаратов из перечня постоянно решает действующая межведомственная комиссия по обращению заявителя. В комиссию на паритетных началах входят представители МЗ и ФАС России.
Заявитель должен предоставить патент или результаты клинических исследований, данные международного опыта применения лекарственных средств (ВОЗ, FDA, EMA), опубликованные научные исследования, подтверждающие невозможность взаимной замены лекарств с одинаковыми МНН или химическими наименованиями.
Заявление о включении или исключении лекарственного средства из перечня и документы направляются в комиссию, копии — в МЗ и ФАС России. Заявитель, предоставивший заведомо недостоверную информацию, несет административную ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ. По результатам решения о включении лекарственного средства в перечень или о его исключении издается совместный приказ МЗ и ФАС России.
Согласно второму проекту постановления лекарственные средства с разными МНН (химическими наименованиями) не могут быть предметом одного контракта (одного лота), если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена лота) превышает 3 млн руб. То же самое касается препаратов с одним МНН, когда их общая стоимость, включенная в начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), в течение квартала превышает 3 млн руб. «У нас не было показателей, которые бы указывали строго на сумму 3 млн руб. Ознакомившись с практикой региональных торгов, мы решили, что 3 млн руб. — неплохое начало. Мы собираемся проводить мониторинг реализации этого пункта постановления и через год вернемся к этому вопросу, скорректируем сумму», — пояснил Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России.
Кроме того, в документе указывается, что если в рамках одного МНН зарегистрировано одно торговое наименование, то такое лекарственное средство не может быть предметом одного контракта (одного лота) с иным препаратом, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена лота) превышает 1 тыс. руб. Эта мера распространяется также на закупки наркотических, психотропных и радиофармацевтических лекарственных средств.
Как было заявлено на заседании, проекты документов должны быть направлены правительству до 5 ноября.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим