Здравоохранение Украины нуждается в кислородной подушке… обязательного медицинского страхования

?

В Украине сложилась критическая ситуация с финансированием здравоохранения. Это связано с различными причинами: переходом к рыночной экономике, развалом Советского Союза, экономическим и финансовым кризисом. По данным Министерства здравоохранения Украины, для обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения необходимо около 13 млрд грн. В настоящее время средства, выделяемые из бюджета на финансирование отрасли, составляют 4,2 млрд грн. — около трети необходимой суммы. Высокая стоимость лекарственных препаратов и недостаточная доступность медицинской помощи населению приводят к тому, что пациенты обращаются к врачу, когда заболевание находится в запущеном состоянии, что в свою очередь приводит к усложнению лечения и его удорожанию.

В беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» о возможных путях решения этой важной проблемы рассказал начальник Управления медицинского страхования, новых медицинских технологий и эксплуатации медицинских учреждений Министерства здравоохранения Украины Василий Григорович.

p_249_28_170700_GRIGOR.gif (13489 bytes)

Василий ГРИГОРОВИЧ

Начальник Управления медицинского страхования, новых медицинских технологий и  эксплуатации медицинских учреждений Министерства здравоохранения Украины

— Введение системы обязательного медицинского страхования не являетяся панацеей. Это всего лишь один из каналов финансирования будущей системы здравоохранения. Другими источниками поступлений будут: бюджетное финансирование, добровольное медицинское страхование, оказание платных услуг населению, благотворительные взносы, и т. д.

Василий Романович, как сегодня обстоят дела с внебюджетным финансированием здравоохранения?

— Одним из основных источников внебюджетных средств для восполнения недостаточного финансирования здравоохранения некоторое время были платные медицинские услуги. Решением Конституционного суда (№ 15-рп/98 от 25 ноября 1998 г.) оказание платной медицинской помищи государственными и муниципальными лечебными учреждениями признано противоречащим Конституции. На сегодняшний день перечень платных услуг весьма ограничен. В 1999 г. поступления за оказание платных услуг населению составили 130 млн грн., или около 3% от бюджетного финансирования. При этом увеличивается объем услуг немедицинского характера, оказываемых учреждениями здравоохранения (обучение, аренда помещений и др.). В том же 1999 г. немедицинские услуги составляли 39% от всех услуг, оказанных медицинскими учреждениями.

Наибольшее количество платных медицинских услуг приходится на Республику Крым, Днепропетровскую, Донецкую области и г. Киев. Наименьшее — на Закарпатье, Львовскую и Полтавскую области. Другими словами, чем «беднее» регион, тем меньшее количество платных медицинских услуг оказывается населению.

Таким образом, в настоящее время обязательное медицинское страхование отсутствует, возможность оказания платных услуг ограничена, бюджет не выдерживает таких нагрузок, и это приводит к хроническому дефициту средств, выделяемых на здравоохранение.

— Насколько я понимаю, Министерство здравоохранения видит выход из создавшегося положения во внедрении системы обязательного медицинского страхования?

— Необходимость в этом уже давно назрела. От централизованной системы финансирования отказались Россия, Казахстан, Киргизия, страны Балтии, а также большинство государств Восточной Европы. В этих странах внедрены системы, основанные на страховании.

В Украине элементы системы страхования некоторые регионы пытаются внедрить самостоятельно. Так, например, Запорожская областная госадминистрация обратилась в Кабинет Министров и в Комитет Верховной Рады по вопросам охраны здоровья материнства и детства с просьбой разрешить проведение эксперимента по внедрению медицинского страхования населения. Министерство здравоохранения не возражает, однако соответствующий закон, нормативная база для проведения такого эксперимента отсутствуют. В ряде областей начали создавать больничные кассы, деятельность которых, к сожалению, тоже не закреплена законодательно. Первая такая касса открылась в Вознесенске Николаевской области, а сегодня подобные кассы работают в Смеле Черкасской области, Белозерском районе Херсонской области, г. Одессе. Они возникают там, где в этом заинтересовано руководство. В Вознесенске, например, открытию больничной кассы способствовал мэр города. Каждый понедельник собирается совет больничной кассы, выделяются деньги на лечение ее участников, проводятся тендеры по закупке лекарственных средств. Эксперты оценивают правильность и стоимость оказанной медицинской помощи. Интересно, что первыми участниками больничной кассы стали сами медицинские работники.

С учетом опыта, который уже имеют постсоветские государства, в Министерстве здравоохранения Украины разработан проект закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании».

— Проект закона не предусматривает регулирование добровольного медицинского страхования?

В 1996 г. Верховная Рада приняла закон «О страховании». Этот закон дает право на добровольное медицинское страхование, которое должны осуществлять страховые компании. Они должны заключать договора с лечебными учреждениями, с одной стороны, и непосредственно с гражданами — с другой. Но по разным причинам этот вид медицинского страхования пока не получил достаточного развития в Украине. В первую очередь, вероятно, из-за низкого уровня жизни основной массы населения, несовершенства налогового законодательства, а также в связи с определенным недоверием к коммерческим структурам, которые аккумулируют средства для тех или иных целей.

— Сколько людей охвачено индивидуальным медицинским страхованием в Украине?

— Страховые компании не раскрывают эту цифру. Это является их коммерческой тайной. Могу лишь сказать, что из 300 страховых компаний, которые работают в Украине, около 20 фактически занимаются медицинским страхованием.

— Существуют ли независимые экспертные оценки, какой процент населения охвачен страховыми компаниями?

— Нет, по крайней мере мне такие оценки не известны. По данным Министерства здравоохранения, система добровольного медицинского страхования может решить проблемы финансирования отрасли не более чем на 6–8%. Эти цифры совпадают с общемировыми показателями. Именно поэтому и разрабатывается проект закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании». Мы изучили опыт России, Польши, Болгарии, Венгрии, Словакии, Австрии и пришли к выводу, что идеальной системы здравоохранения не существует. Например, в Японии, где высокая продолжительность жизни, программы, принятые 25 лет назад, «не срабатывают» потому, что при их разработке был заложен значительно более низкий показатель продолжительность жизни. Существенные недостатки имеются в организации обязательного медицинского страхования в России.

Конечно, мы встречаем возражения со стороны Министерства финансов, так как законопроект предусматривает усиление финансовой нагрузки на предприятия и увеличение расходов на социальные нужды, в частности на здравоохранение. Последний раз он был возвращен из Кабинета Министров для согласования с Федерацией профсоюзов Украины. Проект закона рассматривался 12.04.2000 г. на заседании постоянной рабочей группы Федерации профсоюзов Украины по вопросам реформирования системы социального страхования, а 26.04.2000 г. — на заседании рабочей группы по вопросам реорганизации системы медицинской помощи в Украине с участием вице–премьер–министра Н.Г. Жулинского. В итоге было решено, что экономическая сторона проекта нуждается в доработке.

Следует, однако, отметить, что введение обязательного медицинского страхования не является панацеей. Это один из возможных способов реформирования системы здравоохранения, при котором становится возможным привлечение дополнительных внебюджетных средств для финансирования отрасли, — обязательных страховых взносов. Без сомнения, столь масштабные изменения в системе здравоохранения предполагают поэтапное введение в действие закона.

— Василий Романович, кто, согласно законопроекту, будет вносить страховые взносы на обязательное медицинское страхование — работодатели или работники?

— Предполагается, что работодатели будут отчислять около 5% от фонда заработной платы.

— А не будет ли это очередным поводом для предпринимателей скрывать истинные размеры заработной платы своих работников?

— Решение этого вопроса не является компетенцией Министерства здравоохранения. Мы считаем, что плательщиками страховых взносов для работающего населения должны быть работодатели, а для неработающего — органы местного самоуправления. Наши расчеты показывают, что такая система позволит привлечь около 6 млрд грн. это позволит почти полностью покрыть существующий дефицит финансирования здравоохранения. В таком случае за счет бюджетных средств будут финансироваться обязательные программы — борьбы с туберкулезом, СПИДом, оказание скорой и неотложной помощи, капитальное строительство. Принятие закона позволяет решить вопрос об установлении минимального объема гарантированной государством медицинской помощи населению. Сегодня оказание бесплатной медицинской помощи гражданам на «универсальной» основе (всем категориям населения — все виды помощи) не может позволить себе ни одно государство. Законопроект предполагает организацию национального и территориальных фондов — самостоятельных некоммерческих структур, работающих под строгим государственным контролем, которые за счет аккумулированных страховых взносов будут производить расчеты с лечебно-профилактическими учреждениями за оказанную населению медицинскую помощь.

— Внедрение страховой медицины невозможно без создания стандартов лечения тех или иных заболеваний. Как обстоит дело с разработкой стандартов лечения в Украине?

— Стандарты оказания медицинской помощи сейчас разрабатываются в Министерстве здравоохранения, но работа еще не завершена. Разумеется, стандарты будут разными для разных этапов оказания медицинской помощи. По ним будут работать государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Стандарты лечения в частных лечебно-профилактических учреждениях должны быть не ниже таковых, установленных для государственных. Однако первейшей необходимостью является принятие закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании», что создаст базу для дальнейшей работы в этом направлении.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

СПРАВКА "Еженедельника АПТЕКА"

Размеры страховых отчислений из фонда заработной платы, %

Страна

Общие размеры отчислений

Доля работодателя

Доля работника

Болгария

9

50

50

Чешская Республика

13,9

66

33

Эстония

13

100

0

Латвия

6,1

84

16

Румыния

8,5

50

50

Российская Федерация

3,6

100

0

Словацкая Республика

13,5

66

33

Словения

12,8

50

50

?

Сравнительная характеристика существующих систем обязательного медицинского страхования (ОМС)

Страна

Расходы на здравоохранение*

Охват населения ОМС, %

Страховщики в системе ОМС

Страховой взнос,
% от фонда оплаты труда

Распределение страхового взноса между работодателем и  работником

% от внутреннего валового продукта

в расчете на 
1 жителя, долл. США

Германия

8,6

1486

90

Больничные кассы

8–16

50:50

Голландия

8,7

1286

Большинство населения

Больничные фонды и частные страховые компании

19

~66:34

Австрия

9,3

1393

99

Страховые фонды

6–8,6

50:50

Франция

9,7

1532

80

Страховые кассы

19

66:34

Япония

6,5

1171

100

Страховые товарищества

8,9

50:50

Россия,
1999 г.

3,2

~32

86,7

Национальный и территориальные страховые фонды

3,6

100:0

Украина, 2000 г.
(проект)

2,8

~18

~100

Национальный фонд и его территориальные отделения

5,26

Устанавливает Верховная Рада Украины

* Данные за 1990—1993 гг.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті