Безопасность пациентов: Украина перенимает опыт стран Европы

Профессиональные ошибки бывают в процессе деятельности различных специалистов, однако ошибки медицинского персонала, пожалуй, влекут за собой самые тяжелые последствия. От разнообразных врачебных ошибок ежегодно страдают миллионы пациентов во всем мире, поэтому предоставление качественной медицинской помощи, обеспечивающей безопасность пациента — это важнейшая задача для глобального здравоохранения. По данным ВОЗ, здоровью каждого десятого пациента в развитых странах причиняется вред во время его пребывания в больнице. При этом риск медицинских ошибок в развивающихся странах выше, чем в развитых.

Безопасность пациентов: Украина перенимает опыт стран ЕСК сожалению, в Украине до сих пор нет эффективной системы выявления врачебных ошибок, так что можно смело утверждать, что обес­печение безопасности пациентов в нашей стране находится в зачаточном состоянии. И это несмотря на все заверения представителей власти о социальной направленности политики нашего государства. Однако первые мероприятия в данном направлении уже проводятся: одним из пунктов плана действий Совета Европы для Украины на 2011–2014 гг, утвержденного Комитетом Министров Совета Европы 23.06.2011 г., является разработка и внедрение к 2014 г. Национального плана действий по безопасности пациентов в Украине. Исполнителями данного проекта выступают МЗ Украины совместно со Всеукраинским советом защиты прав и без­опасности пациентов в рамках созданной при МЗ Украины рабочей группы.

Свою помощь в создании и реализации этого проекта рабочей группе МЗ Украины предоставляют ведущие европейские эксперты по безопасности медицины, в частности, из Чехии, Польши, Германии, Дании, Австрии, Эстонии и Швеции, которые выступили 24–25 ноября 2011 г. в Киеве на семинаре «Национальный план по безопасности пациентов: обучение как движущая сила безопасности медицины». Мероприятие, организаторами которого выступили МЗ Украины, Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов и Совет Европы, состоялось в Нацио­нальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика (НМАПО).

Александр Владыченко, генеральный директор по вопросам социальной сплоченности Совета ЕвропыОткрывая семинар, с приветственным словом выступил Александр Владыченко, генеральный директор по вопросам социальной сплоченности Совета Европы. Он заявил, что проблема безопасности пациентов широко распространена в мире. Многие годы медицинское сообщество поддерживало миф о непогрешимости врача, признавая только самые грубые и явные свои ошибки. Однако сегодня возникло понимание, что роль человеческого фактора в медицине более существенна, чем в других отраслях. Естественно, что ошибки возможны, однако честная и правдивая информация о них позволит избежать подобного в будущем. При этом главной целью является не наказание врача, а создание открытой системы отчетности о медицинских ошибках.

Докладчик сообщил, что в 2006 г. была принята Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о регулировании безопасности пациентов и предупреждении негативных последствий в сфере здравоохранения, которая стала основой для работы систем здравоохранения многих европейских стран. «Мы понимаем, как трудно лечебно-профилактическим учреждениям преодолеть инертность и нежелание выносить сор из избы, однако в интересах и пациентов, и самих врачей учиться на ошибках, а не отрицать их. Нужно формировать новую культуру безопасности пациентов, и цель Совета Европы — помочь в этом», — сказал А. Владыченко.

Петр Миержевский, руководитель отдела здравоохранения Совета ЕвропыПетр Миержевский, руководитель отдела здравоохранения Совета Европы, отметил, что состояние здоровья нации — это глобальный индикатор успеха социальной политики власти и защиты прав человека. Совет Европы использует множество инструментов с целью защиты права человека в сфере здравоохранения. Это Европейская конвенция по правам человека, Соглашение по биомедицине и правам человека (соглашение Овьедо), Европейская социальная хартия и т.д. Они обязательны для стран, которые их ратифицировали. Кроме того, Комитетом Министров утверждаются рекомендации, которые затем адресуются правительствам государств — членов Совета Европы.

Эти рекомендации с юридической точки зрения не обязательны к исполнению, однако являются знаком согласия и некоего политического обязательства без указаний сроков и точных условий его выполнения. По мнению эксперта, необходимо разработать систему оповещения о неблагоприятных событиях:

  • некарательную и справедливую;
  • независящую от других регуляторных процессов;
  • поощряющую информирование (добровольное, анонимное и конфиденциальное);
  • содержащую анализ отчетов на локальном и национальном уровне (в случае необходимости) с вовлечением пациентов и врачей.

На этих принципах базируется действующая в Украине система фармаконадзора и этот опыт следует распространять дальше. Среди причин, которые препятствуют медицинским сотрудникам уведомить об ошибках, эксперт отметил следующие: страх и чувство вины; возможность обнародования ошибок в СМИ; нехватка времени для сообщений; нехватка административной поддержки; отсутствие обратной связи; нехватка правовой защиты; нарушение конфиденциальности.

Как отметил П. Миержевский, целью Национального плана действий по безопасности пациентов в Украине является разработка политики, направленной на улучшение ситуации в отношении безопасности пациентов, а также на пред­отвращение медицинских ошибок и уменьшение материальных затрат, связанных с ними. Это должно быть осуществлено путем внедрения рекомендаций по управлению безопасностью пациента и предотвращению неблагоприятных событий в здравоохранении.

Он поддержал создание рабочей группы при МЗ Украины по разработке Национального плана действий по безопасности пациентов с привлечением парт­неров из стран с большим опытом в вопросах безопасности пациента, готовых к длительному сотрудничеству и поддержке. Эксперт рекомендовал также перевести на украинский язык, опубликовать и распространить среди основных заинтересованных сторон и парт­неров краткий справочник документов Совета Европы, ВОЗ, ведущих мировых центров по проблемам безопасности пациента.

Ольги Худошиной, начальника Управления контроля качества медицинских услуг Департамента контроля качества медицинских услуг, регуляторной политики и санитарно-эпидемиологического благополучия МЗ УкраиныВ докладе Ольги Худошиной, начальника Управления контроля качества медицинских услуг Департамента контроля качества медицинских услуг, регуляторной политики и санитарно-эпидемиологического благополучия МЗ Украины, были рассмотрены пути усовершенствования системы качества медицинских услуг в направлении безопасности пациентов. Как отметила О. Худошина, сегодня в Украине существует внутренний и внешний контроль качества медицинских услуг.

Внутренний контрольосуществляется лечебно-консультативными комиссиями, комиссией по инфекционному контролю, руководством учреждения здравоохранения, заведующими отделениями, врачами (самоконтроль) путем экспертизы соответствия качества предоставленной помощи государственным требованиям стандартов, нормативов, клинических протоколов.

В соответствии с организационной моделью управления и контроля качества медицинской помощи на разных уровнях создаются координационные советы, клинико-экспертные комиссии, медицинские советы для коллегиального рассмотрения вопросов диагностики, лечения и реабилитации, жалоб граждан, которым предоставлялась медицинская помощь, а также обращений предприятий, организаций, учреждений, фондов социального страхования, судовых органов, прокуратуры.

К внешнему контролю относится государственная аккредитация учреждений здравоохранения всех форм собственности, проведение государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности путем плановых и внеплановых проверок соблюдения субъектами хозяйствования Лицензионных условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности в области здравоохранения, которые лицензируются, и аттестация врачей, младших специалистов с медицинским образованием каждые 5 лет. К этим процессам необходимо подключить мультидисциплинарные экспертные мониторинговые комитеты, с инициативой создания которых выступил ряд общественных организаций.

Завершая доклад, О. Худошина сообщила, что МЗ Украины уже приступило к разработке Национального плана действий по безопасности пациентов совместно со Всеукраинским советом защиты прав и безопасности пациентов.

Немаловажную роль в обеспечении безопасности пациентов играет и качественная фармацевтическая помощь, которая была рассмотрена в следующих двух докладах.

Людмила Пушкар, сотрудник Управления послерегистрационного надзора Государственного экспертного центра (ГЭЦ) МЗ Украи­ныЛюдмила Пушкар, сотрудник Управления послерегистрационного надзора Государственного экспертного центра (ГЭЦ) МЗ Украи­ны, представила доклад, посвященный обеспечению фармацевтической безопасности пациента, в частности, усовершенствованию системы фармаконадзора в Украине, распространению основных его принципов и опыта использования в медицинской практике Украины. Она напомнила слушателям, что основными направлениями работы системы фармаконадзора в Украине является осуществление сбора, анализа и обобщения информации о побочных реакциях и отсутствии эффективности препаратов, полученной от врачей, производителей, международных организаций; подготовка предложений для МЗ Украины о полном или частичном запрещении медицинского применения лекарственного средства, внесении дополнений или изменений в инструкцию по медицинскому применению; информационное и методическое обеспечение системы здравоохранения по вопросам безопасности лекарственных средств; проведение специализированной экспертной оценки предрегистрационных материалов по без­опасности препарата; осуществление контроля функцио­нирования системы фармаконадзора; внедрение формулярной системы.

Основными методами получения информации о безопасности препарата в пострегистрационный период является пассивный надзор (спонтанные сообщения о подозреваемых побочных реакциях лекарств); активный надзор (мониторинг побочных реакций в лечебных учреждениях); пострегистрационные исследования компаний по безопасности препаратов.

Метод спонтанных сообщений не требует особых затрат — при выявлении побочных реакций врачу необходимо всего лишь заполнить карту сообщений и отправить ее в Управление после­регистрационного надзора ГЭЦ МЗ Украины. Однако у этого метода есть и недостатки. Только около 9% врачей информируют о побочных реакциях, что, в свою очередь, практически не позволяет объективно определить частоту побочных реакций конкретного препарата.

При помощи мониторинга стационара, на­оборот, можно определить частоту побочных реакций буквально каждого препарата, а также получить информацию о группах риска их развития. Но в то же время этот метод достаточно затратный, поскольку работу должен выполнять высоко­квалифицированный специалист.

Безопасность пациентов: Украина перенимает опыт стран ЕвропыПилотное исследование «Мониторинг безопасности и эффективности лекарственных средств» уже проведено в 2009–2010 гг. в стационарах лечебных учреждений Житомирского региона. Результаты исследования подтверждают высокую результативность данного метода — количество выявленных побочных реакций увеличилось более чем в 3 раза — если в 2008 г. в области зафиксировано 95 спонтанных сообщений о побочных реакциях, то в 2009 г. в результате мониторинга стационаров получено 295 сообщений, а также 65 спонтанных сообщений.

Докладчик обратила внимание слушателей, что медицинские ошибки были выявлены в 2,7% карт-сообщений, полученных в 2010 г. Из них в 10% случаев именно медицинская ошибка была причиной возникновения побочной реакции. Чаще всего (56,7%) выявляли применение препарата вопреки наличию противопоказаний к применению.

Как отметила Л. Пушкар, дальнейшее усовершенствование системы фармаконадзора в Украине предусматривает вовлечение в процесс информирования о побочных реакциях лекарственных средств не только врачей, но и провизоров, фельдшеров, акушеров, фармацевтов, медицинских сестер, потребителей лекарственных средств и организаций, представляющих интересы потребителей. Необходимо также ввести в учебные планы на пре- и последипломных этапах обучения медицинских работников курса о побочных реакциях лекарств. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования и законодательная база в данной области. В частности, необходимо утвердить требование к заявителям/производителям касательно наличия надлежащей системы фармаконадзора и системы управления рисками.

Безопасность пациентов: Украина перенимает опыт стран ЕвропыАлександр Кропивный, директор Департамента государственного регулирования оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба Украины), рассказал о вкладе регуляторного органа в обеспечение фармацевтической безопасности и о контроле качества лекарственных средств в Украине. Так, за 9 мес 2011 г. к потребителю не допущено 70 серий некачественных лекарственных средств зарубежного производства, выдано 299 предписаний о запрете оборота, в частности:

  • 96 серий 102 наименований некачественных лекарственных средств;
  • 19 серий 9 наименований фальсифицированных лекарственных средств;
  • 196 наименований незарегистрированных лекарственных средств.

Ольга Скорина, руководитель юридического департамента Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентовОльга Скорина, руководитель юридического департамента Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, поделилась опытом медико-правового обучения врачей. Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов в течение 5 лет активно сотрудничает с НМАПО им. П.Л. Шупика в сфере освещения проблем, связанных с медицинскими ошибками. Сначала это сотрудничество происходило на волонтерских началах, а в последние 3 года, как сообщила докладчик, она является преподавателем основ медицинского права на кафедре анестезиологии и интенсивной терапии по трудовому договору. В 2011 г. этот курс проводится и в Международном Соломоновом университете. Он предусматривает как рассмотрение базовых основ законодательства в сфере здравоохранения, так и детальное изучение тех обращений граждан, которые ежегодно получает Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов.

Медицинские ошибки и другие неблагоприятные события в медицине не только уносят сотни тысяч жизней ежегодно, но и являются причиной значительных финансовых затрат, связанных с обращениями граждан в суд, затратами личных и бюджетных средств на дорогостоящее лечение и выплаты по инвалидности и др. Сегодня в Украине большинство медицинских дел в судах выигрывается учреждениями здравоохранения, но в досудебном порядке большинство обоснованных претензий пациентов удовлетворяются в той или иной форме. К сожалению, единичные судебные дела, которые решаются в пользу пациента, как правило, замалчиваются. По мнению юриста, информирование общества о тех случаях, когда пациентам удается отстоять свои права, является одним из направлений борьбы с медицинскими ошибками.

Изложенные факты вносят свою лепту в утрату доверия населения к медицинским работникам, что является серьезной проблемой для Украины, которую невозможно решить с помощью правовых споров. Должна быть создана определенная правовая культура не только медицинских сотрудников и пациентов, но и всего общества, основы которой следует закладывать еще на этапе школьного образования. С целью информирования как пациентов, так и врачей о своих правах и обязанностях, Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов разработал соответствующие информационные плакаты для размещения в «уголках пациента» лечебно-профилактических учреждений. Однако руководство учреждений почему-то не всегда поддерживает размещение такой информации на своей территории. Следует отметить, что после соответствующих интервенций Совета ситуация исправлялась.

Кроме этого, в Украине преимущественно при поддержке общественных организаций издается специальная медико-правовая литература, однако она недоступна большинству медицинских работников.

Виктор Сердюк, президент Всеукраинского Совета защиты прав и безопасности пациентовВиктор Сердюк, президент Всеукраинского Совета защиты прав и безопасности пациентов, рассмотрел вопрос создания в Украине системы мониторинга медицинского вреда. Он начал свой доклад с призыва к медицинским работникам учиться у представителей других сфер деятельности, где также каждая ошибка может стать фатальной. Так, например, вся система работы авиации построена на проверках и перепроверках, это сокращает число ошибок до минимума. В медицине также немалая часть ошибок может и должна быть выявлена, проанализирована и предупреждена, однако сегодня система здравоохранения не имеет четких законодательных механизмов отчетности перед обществом за качество и результаты своей деятельности.

Социально-экономические последствия медицинского вреда в Украине до настоящего времени не анализируются. Об их размерах остается только догадываться, опираясь на статистику по этой проблеме в медицине развитых стран, где информационная открытость, профессиональный уровень медработников и правовая защищенность пациентов несопоставимо выше, чем в Украине. В таких странах проблема обеспечения безопасности пациента уже вышла из тени.

В докладе Комиссии по качеству медицинской помощи Института медицины США в 1999 г. впервые прозвучали ошеломляющие показатели смертности пациентов в американских стационарах от дефектов медицинской помощи — ежегодно умирает от 44 до 98 тыс. человек, что превышает количество смертельных случаев в результате автомобильных аварий, рака молочной железы или СПИДа.

Специалисты, занимающиеся вопросами медицинского права, считают, что привлечение к уголовной ответственности врачей в случае ошибочных действий не изменит ситуацию к лучшему. Повышение безопасности медицинской помощи возможно путем изменения культуры профессиональной деятельности, ставящей во главу угла интересы пациента, при этом неоценимое значение имеют регистрация и открытое обсуждение ошибок с целью выявления и устранения их причин (а не людей, совершивших ошибки). Подобная схема уже существует в Украине в виде фармаконадзора, и этот опыт будет перенесен на другие сферы практической медицины.

В качестве примера докладчик представил опыт США. Переломным моментом в изменении отношения медиков США к проблеме безопасности стало принятие в 2005 г. федерального закона«The Patient Safety and Quality Improvement Act», направленногона повышение качества медицинской помощи и создание системы анализа причин возникновения неблагоприятных исходов, предусматривающей добровольную отчетность о случаях причинения вреда здоровью пациентов.Законом запрещено руководителям учреждений здравоохранения и аккредитационным комиссиям применять какие бы то ни было санкции к сотрудникам, признавшимся в ошибке, если только эти действия не нарушают уголовное или иное законодательство. В результате количество сообщений о медицинском вреде возросло в 5 раз.

По мнению В. Сердюка, сегодня перед Украиной стоит задача разработать системы сбора информации о нежелательных событиях, ее анализа и использования материалов для проведения профилактических мероприятий. Система предусматривает получение информации о нежелательных событиях как от медицинских работников, так и от пациентов, с целью формирования единого для всей страны банка данных. Анонимность информирования предотвратит возможность наказания медицинских работников за их действия. Необходимо изменить отношение врачей к нежелательным событиям, а также научить специалистов быть открытыми с пациентами и признавать свои ошибки.

Создание системы мониторинга медицинского вреда, а также мониторинговых экспертных комитетов по безопасности медицинской помощи, по мнению докладчика, необходимо обязательно включить в Национальный план действий по безопасности пациентов, над созданием которого сегодня активно работают представители МЗ Украины, Всеукраинского совета по защите прав и безопасности пациентов, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человекавместе с ведущими украинскими и международными экспертами. Важной составляющей плана действий по защите прав и безопасности пациентов стало подписание Меморандума между МЗ Украины и Всеукраинским советом защиты прав и безопасности пациентов о создании фармакоэкономической базы знаний. Кроме того, уже в ближайшее время в Черниговской и Львовской областях стартует проект «Безопасная аптека», которым предусмотрена компенсация пациенту в случае употребления им некачественного препарата в размере до 50 тыс. грн. С середины декабря начнет работать телефонная «горячая линия» 0 (800) 301-300, на которую пациенты, пострадавшие вследствие врачебных ошибок или приема некачественных препаратов, смогут обратиться с жалобой.

По мнению В. Сердюка, еще одним важным шагом в обеспечении качественной и безопасной медицинской помощи станет создание Национального Совета по иммунопрофилактике с целью предоставления помощи правительству в вопросах обеспечения качества и безопасности вакцин; оценки новых вакцин и технологий иммунизации; содействия доступности вакцин в регионах и стране в целом; восстановления доверия к Общегосударственной программе иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных болезней. В. Сердюк выразил уверенность, что все вышеперечисленные шаги будут способствовать реальному повышению безопасности не только пациентов, но и медработников, внедрению международных стандартов, норм и практик в медицине.

Участники семинара на протяжении двух дней прослушали познавательные доклады, которые представили международные эксперты: Томаш Желаговски, член правления Европейского форума пациентов; Анна Скат Нильсен, специальный советник министерства здравоохранения Дании; Андрей Юрьев, представитель Эстонско-Шведского института психиатрии и суицидологии; Гюнтер Жоинц, глава Палаты врачей Берлина; Йоланта Агра, представитель министерства здравоохранения Испании; Игорь Гук, профессор Венского медицинского университета и др. Эксперты предложили Украине создать свою версию мировой базы знаний по доказательной медицине.

Все желающие смогли задать вопросы ведущим специалистам, а также поделиться собственными наблюдениями по проблеме обеспечения безопасности пациентов. В зале неоднократно звучало, что необходимо обращать внимание на формирование культуры не только медицинских работников, но и пациентов, которые в последнее время хорошо осведомлены о своих правах, однако напрочь забывают об обязанностях.

По результатам семинара уже в ближайшее время будет разработана резолюция, с которой читатели смогут ознакомиться на страницах нашего издания и на сайте www.apteka.ua

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Татьяна 31.07.2017 3:09
Исходя из своего жизненного опыта и юридической практики большинство врачебных ошибок происходит по вине врача не от того что он тупой. а от того что просто невнимателен к пациенту!!!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті