РОССИЯ
Тема конференции — между кризисами — предопределила ориентированность докладов на оценку потенциальных угроз не только глобальной экономики (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 7 (828) от 20.02.2012 г.), но и локальных рынков. Николай Демидов отметил, что ожидания экономической рецессии в какой-то мере уже оправдались в России. В частности, инфляционная составляющая экономики оказывает значительное влияние негативного характера на потребительские рынки. По оценкам независимых экспертов, реальная продуктовая инфляция в России в 2011 г. составила 30%. Кроме того, значительно возросли цены на жилищно-коммунальные услуги, бензин и другие товары. В этом контексте неспешная динамика реального располагаемого дохода населения (-0,2% по итогам I кв. 2011 г., -2,3% во II кв. и +0,7% в III кв.) внушает нешуточные опасения относительно перспектив развития потребительских рынков.
Повествование о судьбе непосредственно российского фармрынка Н. Демидов начал с характеристики негативных факторов, сжимающих рыночную маржинальность словно в тиски, в числе которых различные регуляторные инициативы со стороны государства, направленные на ограничение деятельности фармкомпаний, а также усиление внутрирыночной конкуренции (табл. 1).
Таблица 1 | Условия дальнейшего осложнения ситуации на российском фармрынке |
Фундаментальные | |||||
Стагнация доходов населения | Высокая инфляция на основные продукты | Снижение ликвидности на финансовых рынках, отток капитала | Снижение интенсивности эпидемии гриппа | ||
Регуляторные | |||||
Регулирование ценообразования большой части рынка | Повышение налоговой нагрузки | Задержки при регистрации препаратов | Регуляторные ограничения работы медицинских представителей | ||
Внутрирыночные | |||||
Снижение значимости ценового фактора для роста рынка | Ценовые войны дистрибьюторов на истощение | Опережающий рост расходов на фоне динамики доходов | |||
Рост ценовой чувствительности потребителей | Экспансия дискаунтеров | Ожидаемое сокращение числа продуктов |
Одно из последних регуляторных ограничений, вынудивших фармкомпании в корне пересмотреть свою деятельность по продвижению продукции, заключается в ограничении коммуникаций медицинских представителей со специалистами здравоохранения, вступившее в силу с 1 января 2012 г. Также в числе государственных инициатив, оказывающих негативное влияние на маржинальность розничного фармбизнеса, — усиление налогового бремени на ритейл, что пресекает возможности экспансии аптечных сетей.
Ввиду того, что на российском фармрынке, невзирая на участие государства, основным плательщиком остается потребитель, на фоне значительной инфляции и стагнации реальных располагаемых доходов отмечается снижение спроса на нем.
Таким образом, существующая система потребления лекарственных средств в России характеризуется следующими факторами:
- высокая насыщенность рынка в старых сегментах;
- отставание от развитых рынков в новых секторах по представленности продуктов и их доступности для населения;
- объективный лимит возможностей потребителей выделять дополнительные средства на потребление лекарственных средств в краткосрочной перспективе.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно предположить, что без перехода на новую систему лекарственного обеспечения, которая должна смягчить нагрузку на кошелек потребителя, российский фармрынок обречен на кризис.
Если говорить о влиянии ценового регулирования на российском фармрынке, то оно распространяется почти на половину его объема — в денежном выражении регулируемый сегмент жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) аккумулирует 49% суммарного объема рынка, на остальные препараты приходится, соответственно, 51%. Следует отметить, что объем продаж препаратов, входящих в список ЖНВЛП, демонстрирует отстающую динамику по сравнению с нерегулируемым сегментом рынка (рис. 1, 2).
Жесткое регулирование сегмента ЖНВЛП предполагает регистрацию производителями цен на свою продукцию в национальной валюте без возможности изменять ее в течение года даже в условиях девальвации рубля. Более того, в регионах России предусмотрено дифференцированное ограничение торговых наценок на реализацию этих лекарственных средств. В результате рынок компенсирует недополученную рентабельность в сегменте ЖНВЛП за счет нерегулируемых сегментов. При этом развитие рецептурного сегмента рынка стимулируется переключением на более дорогие продукты и увеличением физического объема потребления.
В условиях снижения спроса и повышения ценовой чувствительности потребителей на российском фармрынке в течение последних 2 лет наметилась тенденция к распространению такого формата розничной реализации лекарственных средств, как аптеки-дискаунтеры, а также перепрофилирование некоторых торговых точек в рамках аптечных сетей в аптеки низких цен. И, как показывает практика, такой маркетинговый подход является весьма действенным инструментом в конкурентной борьбе.
В сегменте производителей в настоящее время среди ключевых вопросов пока остаются без ответа, в каком направлении будут происходить дальнейшие трансформации государственных программ по закупкам лекарственных средств, в частности дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а также будет ли проходить расширение этих программ за счет включения новых нозологий и категорий пациентов. Из этой же серии вопрос относительно перспектив введения системы реимбурсации. Н. Демидов отметил, что в настоящее время сегмент госзакупок включает более 40% объема рецептурного фармрынка и более 80% рынка препаратов стоимостью свыше 200 дол. США.
Процесс консолидации на российском рынке дистрибьюции лекарственных средств состоялся уже более 4 лет назад, то есть, возможности дальнейшей экспансии в этом сегменте исчерпались. При этом в условиях ценового регулирования по мере исчерпания запаса прочности дистрибьюторов в условиях снижения доходности, ухудшения условий кредитования и отсутствия возможностей для развития в своем секторе набирают обороты ценовые войны. В этой ситуации среди вероятных сценариев можно предположить активизацию M&A-процессов, а также банкротство некоторых игроков рынка.
ФАРМРЫНКИ стран СНГ и ГРУЗИИ
Анализ динамики макроэкономических показателей развития стран СНГ показал, что по итогам 9 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наиболее быстроразвивающимися являются Казахстан, Узбекистан, Молдова и Кыргызстан (табл. 2, 3). При этом аналогичные показатели крупнейших экономик стран СНГ, таких как Россия и Украина, характеризуются как стабильные и умеренные соответственно. Беларусь, занимающая 2-е после России место среди стран СНГ по объему ВВП, демонстрирует средние темпы роста экономики, при том что на нее обрушились серьезные испытания в виде девальвации национальной валюты и стремительного повышения инфляции.
Таблица 2 | Основные показатели экономической статистики стран СНГ и Грузии по итогам января–сентября 2011 г., а также динамика по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Страна | Объем ВВП, млрд дол. | Темпы роста, % | ||||
ВВП | Розничный товарооборот | Среднемесячная номинальная заработная плата (нац. валюта) | Инфляция (ИПЦ) | Курс национальной валюты (по отношению к доллару) | ||
РФ | 1329,5 | 104,1 | 106,2 | 110,6 | 104,7 | 95,0 |
Беларусь | 44,7 | 107,3 | 111,4 | 147,6 | 174,5 | 139,8 |
Казахстан | 124,6 | 107,0 | 112,8 | 127,0 | 106,2 | 99,2 |
Украина | 121,6 | 106,6* | 115,2 | 117,8 | 104,2 | 100,3 |
Узбекистан | 30,1 | 108,2 | 116,2 | 122,7 | 104,5 | 107,9 |
Азербайджан | 43,7 | 100,5 | 109,9 | 107,6 | 103,5 | 98,4 |
Армения | 3,1 | 104,4 | 103,0 | 106,0 | 100,6 | 97,8 |
Молдова | 5,2 | 106,7 | 119,6 | 105,7 | 105,2 | 93,5 |
Кыргыстан | 4,1 | 108,7 | 103,3 | 127,0 | 104,4 | 100,0 |
Грузия | 10,2 | 107,5 | 112,7 | 112,8 | 110,9 | 95,0 |
Таблица 3 | Рейтинги стран СНГ и Грузии по различным показателям экономической статистики |
Страна | № в рейтинге по объему ВВП | № в рейтинге по темпам роста экономических показателей | Примечание |
РФ | 1 | 10 | Крупнейшая страна среди рассматриваемых; с максимальным значением ВВП и достаточно развитой экономикой (по сравнению с другими анализируемыми странами). Поэтому по темпам развития основных экономических показателей она замыкает рейтинг, что свидетельствует о стабильности в экономике при «мировых финансовых волнениях». Темп развития — «стабильность» |
Казахстан | 2 | 4 | Темп развития экономических показателей — «быстрый». Вероятно, это одна из причин, по которой по итогам трех кварталов 2011 г. Казахстану удалось выйти на 2-е место в рейтинге по абсолютному показателю ВВП: рост ВВП и розничного товарооборота в условиях стабильности национальной валюты. Высокий уровень инфляции «компенсируется» значительным ростом заработной платы |
Украина | 3 | 7 | Темп роста экономических показателей в стране с 3-м по уровню ВВП можно считать «умеренным» |
Беларусь | 4 | 5 | Темп развития экономических показателей — «средний». Экономика страны в 2011 г. испытала серьезные потрясения, поэтому по итогам 9 мес оказалась лидером по уровню инфляции. Национальная валюта проявила себя как самая неустойчивая. Поэтому максимальный рост заработной платы (среди всех рассматриваемых стран) не смог сгладить острые углы. Однако, все эти факторы простимулировали розничный товарооборот и рост ВВП |
Азербайджан | 5 | 9 | Темп развития — «стабильный». Здесь отмечен самый медленный показатель роста ВВП (среди рассматриваемых государств). За 9 мес 2011 г. национальное платежное средство укрепилось, индекс потребительских цен (ИПЦ) в стране достаточно низкий. Темп роста заработной платы в итоге оказался выше уровня инфляции. |
Узбекистан | 6 | 2 | Темп развития — «очень быстрый» (за счет быстрого роста ВВП и розничного товарооборота). Повышение заработной платы значительно превышает уровень инфляции. Однако, национальная валюта в этой стране по показателю нестабильности приближается к белорусской |
Грузия | 7 | 6 | Средний темп роста экономических показателей. Отмечен высокий уровень инфляции (следующий после Беларуси). Но в отличие от Беларуси, национальная валюта укрепилась по отношению к мировым стандартам |
Молдова | 8 | 1 | Максимальный прирост по показателю розничного товарооборота. По уровню роста заработной платы страна располагается на последнем месте, однако укрепление национальной валюты в этом субъекте за исследуемый период было максимальным. В связи с этим по темпу роста экономических показателей Молдова может считаться быстроразвивающейся |
Кыргызстан | 9 | 3 | Темп роста экономических показателей — «быстрый». Лидер по росту ВВП среди рассматриваемых субъектов за истекший период. Значительную роль в этом сыграли процессы интеграции в единое таможенное пространство |
Армения | 10 | 8 | Умеренные темпы роста показателей экономической статистики. Здесь отмечен самый низкий уровень инфляции на фоне укрепления национальной валюты. Минимальный темп роста отмечен по показателю розничного товарооборота. Также незначительный рост зафиксирован по темпам повышения заработной платы |
Среди стран СНГ крупнейшим розничным фармрынком является Россия с объемом почти 16 млрд дол. (рис. 3). На 2-й позиции по этому показателю находится Украина, объем розничного рынка лекарственных средств которой по итогам 2011 г. достиг 3,01 млрд дол. Объемы розничных фармрынков других стран СНГ не превышают 1 млрд дол.
Среди исследуемых стран позиции локальных фармпроизводителей наиболее сильны в России, Украине, Беларуси и Узбекистане, где их удельный вес в структуре розничных продаж лекарственных средств превышает 20%. Чего нельзя сказать о других странах, где внутреннее фармацевтическое производство имеет меньшие масштабы.
Максимальный уровень среднедушевых расходов на лекарственные средства отмечен в России — 110 дол., в тройку лидеров также входят Беларусь и Украина с показателем 66 дол.
Если сравнивать эти же показатели развития фармрынков с таковыми в 2010 г., когда продолжались процессы их восстановления после кризисной рецессии, то наиболее динамично в 2011 г. развивались Азербайджан и Армения, также хорошие показатели отмечены для Узбекистана. То есть, наиболее динамично развиваются рынки, где отсутствует ценовое регулирование.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
Напомним, что в 2011 г. было создано единое таможенное пространство между Россией, Казахстаном и Беларусью, к которому впоследствии присоединился Кыргызстан. Тем не менее, фармрынки этих стран очень разные, и их полноценное единение на данном этапе пока не представляется возможным в силу множества объективных факторов. В частности, подходы к регулированию фармацевтических рынков в этих странах существенно отличаются во многих сферах — ценообразовании, государственном участии в финансировании государственных закупок, продвижении препаратов как к конечному потребителю, так и специалистам здравоохранения.
То есть, на сегодня в этих странах сохраняются негармонизированные подходы законодательного регулирования их рынков. Пока что сотрудничество в рамках единого таможенного пространства сфокусировано на взаимопроникновении продукции, производимой на территории этих стран. Следует также отметить, что в этих странах уже сегодня существуют концепции развития национального фармпрома, многообещающе прописывающие всевозможные подходы к усовершенствованию их фармрынков.
фото Сергея Бека
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим