Оптимизация уровня остатков в цепочках поставок и снижение расходов

В условиях ожидания второй волны экономического кризиса актуальным вопросом для фармацевтических компаний, работающих в Украине, становится оптимизация расходов на операционную деятельность. Среди перспективных для производителей и дистрибьюторов фармацевтической продукции направлений в этом контексте можно назвать оптимизацию остатков товара в цепочках поставок. Именно об этом и шла речь на 4-м практическом семинаре, организованном компанией «3e Consultants» при поддержке ООО «МОРИОН».

Мероприятие было посвящено теме «Снижение логистических издержек путем оптимизации уровня остатков в цепочках поставок» и проходило в формате круглого стола, при этом каждый из присутствующих мог принять участие в обсуждении актуальных вопросов.

Во вступительной части семинара обсуждались базовые понятия, используемые в логистике, в частности, оборачиваемости товаров. Об основных принципах расчета показателей оборачиваемости рассказала Ольга Правук, бизнес-консультант компания «3sSolutions».

Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз за анализируемый период компания использовала их средний остаток. Этот показатель часто используется руководством логистических компаний для мониторинга эффективности использования ресурсов. Чем выше оборачиваемость запасов, тем эффективнее распределяются (условно) постоянные затраты компании. Однако, с другой стороны, есть риск отсутствия запасов на складе и неудовлетворения потребностей клиентов. Хранение же излишних запасов, очевидно, приводит к изъятию из оборота денежных средств. Каким же образом сохранить баланс и определить оптимальную оборачиваемость запасов? В этом может помочь такой расчетный показатель как норма оборачиваемости, который рассчитывается по формуле:

12
—————————— ,
(f · (OF+0,2 · L))

где

OF — средняя частота заказа в месяцах (временной интервал между размещением заказов поставщику);

L — средний период доставки в месяцах (время между размещением заказа и получением товара);

f — коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов.

Коэффициент f учитывает такие факторы, как ширина ассортимента товаров на складе, в том числе необходимость хранения медленно оборачиваемых запасов в маркетинговых целях, приобретение больших объемов товара с целью получения скидок, требования поставщиков, касающиеся минимальной партии закупки, ненадежность поставщиков, факторы политики экономичного размера заказа, затоваривание в целях продвижения продукции, использование метода поставки в 2 этапа и более.

После расчета нормы оборачиваемости запасов необходимо провести ее сравнение с фактическими показателями. При этом превалирование расчетной нормы оборачиваемости над фактическими показателями свидетельствует о необходимости оптимизации системы пополнения запасов, поскольку уровень последних завышен. В обратном случае необходимо внести поправки в систему пополнения запасов на складе.

Следует отметить, что частота размещения заказа прямо пропорциональна величине нормы оборачиваемости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одним из резервов оптимизации оборачиваемости может стать увеличение частоты размещения заказов на пополнение запасов, что, в свою очередь, будет способствовать снижению уровня среднего остатка и повышению оборачиваемости запасов. Какие же инструменты позволяют влиять на частоту размещения заказов на пополнение запасов? В разрезе приобретения сырья и материалов это может быть закупка последних у одного поставщика, унификация состава комплектующих в готовом изделии и консолидация грузов. На следующем этапе цепи поставок торгово-производственные компании имеют дело с незавершенным производством. Для оптимизации запасов в этом случае следует обеспечить прозрачность остатков незавершенного производства, нормирование таких остатков и ежедневное (или под каждую новую смену производства) получение материалов со склада. С целью повышения частоты размещения заказов на центральном складе готовой продукции рекомендуется сократить периодичность заказа продукции с производства до 1–7 дней (в зависимости от особенностей технологического цикла), а также внедрить исполнение нормативов складских остатков полуфабрикатов и готовой продукции. На складах филиалов можно добиться подобного эффекта, используя склады филиалов группы А в качестве распределительных при этом храня товары на складах филиалов в соответствии с матрицей «филиал–товар». Товар группы В и С не должен находиться в филиале группы С.

Важным замечанием, связанным с рекомендациями относительно повышения частоты заказов, является возможность роста затрат из расчета на единицу товара, однако это не всегда соответствует действительности, поскольку в ряде случаев перевозки осуществляются не оптимальными партиями.

Обзор основных характеристик логистической цепи поставок продолжил Питер Вос (Pieter Vos), лидер стратегических проектов «Tesco Stores». Он раскрыл тему управления запасами на складах, в частности, предметом рассмотрения стали такие понятия, как out-of-stock (отсутствие запасов на складе) и over-stock (избыток запасов на складе). Основные проблемы и риски, с которыми приходится сталкиваться при управлении складом, — это соотношение уровня утилизации склада и стоимости его содержания, надежность поставщиков, срок годности продукции, находящейся на хранении, и т.д. Большое значение в определении доходности склада имеет расчет стоимости денежных средств, которые являются заблокированными при приобретении и хранении товара. Кроме того, важно постоянно проводить мониторинг времени, за которое товар может стать неактуальным (например пройдет сезонный пик продаж). П. Вос также порекомендовал участникам семинара для повышения эффективности ведения бизнеса стремиться к соответствию заданному уровню сервиса и KPI (Key Performance Indicator).

Краеугольным камнем складской логистики является минимизация запасов при обеспечении максимального уровня сервиса. Для достижения этой цели П. Вос порекомендовал повышать уровень коммуникации как между партнерами, так и в рамках одной компании. Кроме того, эффективным является обмен электронными данными между поставщиками, дистрибьюторами, логистическими компаниями и розницей, для того чтобы иметь возможность на всех этапах логистической цепочки предвидеть уровень потребности в товаре.

Среди путей уменьшения объема запасов П. Вос отметил стремление выполнять доставку вовремя, использование кросс-докинга, правильное распределение быстро и медленно оборачиваемых товаров, использование комбинированных поставок, широкое внедрение IT-технологий, а также повышение уровня профессионализма персонала.

Наряду с базовыми вопросами логистики П. Вос провел обзор ведущих европейских подходов, направленных на осуществление стратегии дистрибьюции «в ноль», на практике внедрения которой в сегменте «chilled FMCG’s» более подробно остановился Владимир Адамов, заместитель директора операционной логистики «Фоззи-Фуд».Оптимизация уровня остатков в цепочках поставок и снижение расходов

Среди прочего П. Вос также осветил некоторые практические вопросы, например, отметил удобство использования новой для Украины логистической тары — roll-cage (вместо поддонов), доказавшей свою эффективность в ритейле. При осуществлении перевозки товаров логистическая компания может заполнять его на свое усмотрение. По словам П. Воса, данный подход уже широко используется в странах Западной Европы, особенно он эффективен при транспортировке быстро портящейся продукции. Однако необходимо отметить более высокую стоимость roll-cage по сравнению с поддонами, но при этом их использование может значительно сократить потери при транспортировке. Кроме того, использование roll-cage на складе также дает определенные преимущества.

В последнее время все большее значение приобретает реализация товаров через сеть Интернет. В упомянутой сфере определяющим показателем уровня сервиса является эффективность логистических процессов. В этой связи П. Вос рассказал об организации отпуска лекарственных средств посредством интернет-аптек и подходах, позволяющих поддерживать высокий уровень сервиса при их доставке. При заказе лекарственных средств через сеть Интернет в Нидерландах интернет-аптеки проводят дополнительные консультации с врачом (при необходимости получают от имени клиента рецепт), связываются со страховой компанией. Обработка заказа при этом занимает около часа. В приобретении лекарственных средств посредством сети Интернет заинтересованы не только пациенты, но и страховые компании, которые получают скидки на препараты, и логистичекие компании, снижающие таким образом свои операционные расходы. За один рабочий день одна машина в Нидерландах осуществляет доставку лекарственных средств в среднем 160 клиентам. Достижение таких высоких показателей продуктивности работы логистических компаний возможно благодаря широкому использованию IT-систем для планирования и осуществления операционной деятельности перевозчиков на всех уровнях цепи поставок.

Электронным системам управления запасами и другим применяемым в логистике технологиям как одним из ключевых инструментов в ведении бизнеса был посвящен отдельный блок в ходе работы практического семинара. Андрей Костюк, директор компании «PraData», представил вниманию участников программный продукт, позволяющий на основе данных о продажах и объемах запасов прогнозировать потребность в поставках товара, и таким образом эффективно планировать их. О современных подходах к управлению запасами рассказал Кирилл Руднев, директор компании «СМАРТ Бизнес». Кроме того, этот вопрос в разрезе импортных поставок более подробно осветил Сергей Соседко, коммерческий директор «3sSolutions». Далее тему продолжил Павел Щербаков, генеральный председатель «U&Sluno» в Украине, с докладом о системах прогнозирования закупок для торговых сетей. Такое прогнозирование позволяет повысить точность заказов, снизить трудозатраты на обслуживание и сократить количество ошибок при создании заказов. Так, на основе прогноза осуществляется планирование закупок, управление ассортиментом, формирование ценовой политики, планирование промоционной деятельности. В качестве исходных данных при прогнозировании закупок используется информация об объеме продаж за 1–3 года, сезонные характеристики продаж товара, изменение цен, промоции, календарь событий (праздники и т.д.).

Тему управления запасами продолжил Дмитрий Рудюк, бизнес-консультант «U&Sluno». Он обратился к основным понятиям складской логистики, а также провел короткий ликбез относительно основных подходов к управлению запасами и организации процессов транспортировки товаров.

Выделяют несколько вариантов складских технологий:

  • классическая — когда товар распределен в товарной карте склада в стеллажах или напольно или часть товара не имеет фиксированного места;
  • динамическая — когда ассортимент склада разделен на несколько частей. При этом товар распределен в товарной карте склада, часто без фиксированных мест отборки, и обрабатывается по технологии cross-docking или pick-by-line.

Для осуществления эффективного управления запасами на уровне торговой компании необходимо провести АВС-анализ ассортимента склада по объему отгрузки или частоте обращений к этому товару и при этом выделить следующие группы:

  • А — товары, характеризующиеся высоким спросом со стороны клиентов;
  • В — товары, характеризующиеся стабильным спросом со стороны клиентов;
  • С — товары, характеризующиеся низким спросом со стороны клиентов.

На следующем этапе необходимо определить параметры мест отборки товара. Товары, отнесенные к группе А, рекомендуется размещать в штабельной зоне, выделяя одно или несколько мест отборки в стеллаже, для группы С — частичное место отборки или без места отборки. Для товаров без места отборки следует разработать отдельную систему управления, которая должна включать алгоритм выбора места для отборки и изменения частоты заказа товара (при наличии такой возможности). Это позволит расширить ассортимент склада без увеличения количества мест отборки (площади склада), ускорить процесс отборки товара.

Что же касается управления цепочкой поставок, то наряду с АВС-анализом ассортимента склада рекомендуется провести XYZ-анализ, а также изучить характеристики поставщиков в разрезе уровня предоставляемого сервиса, затем ранжировать поставщиков по ширине ассортимента и удаленности склада отгрузки от распределительного центра, выделив при этом 1-ю группу (Киевская область), 2-ю группу (смежные области, удаление до 200 км), 3-ю группу (оставшиеся зоны).

Технологию обработки поставок по принципу сross-docking рекомендуется использовать при наличии большого ассортимента и низкой его оборачиваемости, транспортировке нестандартного товара или во время промоакций. При этом необходимо учитывать уровень логистики поставщика, эффективность использования транспорта, распределение ответственности.

Что же касается применения технологии pick-by-line или дистрибьюции «в ноль», то ее использование Д. Рудюк связывает с бизнесом, характеризующимся высокой степенью прогнозируемости потребности в товаре при его невысокой оборачиваемости. В ходе принятия решения об использовании данного подхода следует учитывать уровень сервиса, обеспечиваемый поставщиками, использовать информационные системы управления складом, стремиться изменить частоту заказов и организовывать кольцевые маршруты или согласование потоков.

Этот практический семинар является 4-м в серии подобных мероприятий, посвященных актуальным вопросам логистики, и, судя по всему, не последним. В планах организаторов еще несколько таких же насыщенных практической информацией мероприятий.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи