Навстречу VIII Национальному съезду фармацевтов Украины. С чем подходим к съезду — что привнесет съезд? Эпилог*. Место встречи изменить нельзя

Навстречу VIII Национальному съезду фармацевтов УкраиныС чем подходим к съезду — что привнесет съезд?Эпилог.* Место встречи изменить нельзя

… — Валентин Петрович, какую оценку Вы бы дали отечественной фармацевтической промышленности? Чего удалось достичь украинским заводам, а что, возможно, еще маячит перед ними недостижимой мечтой?

— Отдельно хотелось бы остановиться на характеристике производственного сектора фармацевтической отрасли. Титанический труд отечественных фармпроизводителей за 24 года независимости вывел отрасль на новые высоты. Украинская фармпромышленность является стратегической, мощной, по-европейски современной и социально ответственной. Не везде в Европе существуют такие заводы, как в Украине, — высокий уровень производства на многих наших предприятиях поражает даже европейских инспекторов.

Отечественные производители сегодня в различной степени представлены во всех товарных категориях лекарственных средств, реализуемых в аптеках. Препараты выпускаются почти во всех формах — твердых, жидких, мягких и других. Основными группами являются сердечно-сосудистые препараты, анальгетики, витамины, средства для лечения респираторной и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, антибактериальные средства. Среди стран бывшего СССР Украина традиционно занимала лидирующие позиции по количеству фармацевтических предприятий, которые были способны выпускать высокотехнологическую продукцию, — и сегодня в Украине функционируют более 100 фармацевтических предприятий различных форм собственности.

Напомню, с 2011 г. требования GMP имплементированы в Лицензионные условия внедрения хозяйственной деятельности по промышленному производству лекарственных средств. Выдача сертификатов соответствия GMP осуществляется по результатам проведенной проверки соблюдения Лицензионных условий. Как летит время! Вот, кажется, только вчера в Украине был вручен первый национальный сертификат соответствия GMP — а с той поры прошло уже 13 лет. Кажется, только вчера соблюдение международного стандарта GMP было добровольным шагом, «благородством избранных», — а вот уже почти полдесятилетия соответствие требованиям GMP в Украине — закон. А тогда, на заре тысячелетия, добровольными законодателями этого процесса были сами отечественные предприятия — передовые, прогрессивные, с продвинутым технологическим мышлением, широким маркетинговым кругозором, высокой социальной ответственностью. Среди них — крупнейшие производители (ныне доля в рынке каждого из этих гигантов превышает 5%), гордость украинской фарминдустрии (логотипы многих из них хорошо известны в ближнем и даже дальнем зарубежье), — такие как ПАО «Фармак», ЗАО «ФФ «Дарница», корпорация «Артериум», ООО «ФФ «Здоровье», ОАО «Киевский витаминный завод», ОАО «НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод».

Первоочередными шагами более эффективного сотрудничества государства и производителей участники рынка видят во внедрении продуманных и четких лекарственных протоколов для налаживания в Украине производства многих лекарств для импортозамещения. Во избежание непрозрачных и незаконных сделок при государственных закупках, по убеждению производителей, следует повысить прозрачность государственных реестров и большую долю закупок перевести на уровень госпитальных. Также необходимо возрождать и поддерживать на государственном уровне национальную фармацевтическую науку.

С 1 января 2011 г. Украина в лице Государственной службы Украины по лекарственным средствам стала членом Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций (PIC/S). Сделан важный шаг к интеграции украинской фармации в мировое фармацевтическое сообщество. И этим шагом наша страна взяла на себя обязательства выполнять международные требования по обеспечению качества лекарственных средств на всех этапах обращения. PIC/S является международным соглашением, призванным устранить препятствия в международной торговле лекарственными средствами за счет взаимного признания результатов инспекции фармацевтических производств, проводимых национальными регуляторными органами, деятельность которых связана с лицензированием и инспекцией производителей лекарств. PIC/S декларирует унификацию стандартов GMP, требований к качеству работы производителей, обучению и компетентности персонала, форм по оценке соответствия предприятий требованиям GMP. Это также способствовало упрощению контрактного производства на мощностях украинских заводов (в настоящее время уже открыт ряд предприятий совместно с ведущими зарубежными партнерами).

На мой взгляд, максимально эффективное развитие отечественной фармацевтической промышленности сдерживают следующие негативные факторы:

  • незначительные инвестиции в научные исследования по разработке новых лекарственных средств, как результат — незначительное количество оригинальных препаратов;
  • слабо структурированный с точки зрения потребления фармацевтический рынок: как результат — по узкому ассортименту популярных лекарств, которые выпускаются десятками отечественных производителей, предложение превышает спрос (например анальгетики), в то время как препараты других фармакотерапевтических групп — вообще не производятся в Украине (антиретровирусные препараты, средства для патогенетического лечения рассеянного склероза, применяемые в гематологическии, онкогематологии, детской онкологии, трансплантологии и др.);
  • отсутствие на многих фармацевтических предприятиях реально действующих современных систем управления качеством, интегрированных в систему отраслевых стандартов GхP и ISO 9001;
  • недостаточно дифференцированная и мало сфокусированная на терапевтической новизне политика в сфере государственной регистрации импортных лекарственных средств, — легко позволяющая, например, массово регистрировать в Украине импортные генерики (зачастую произведенные в странах, регуляторные органы которые даже не являются членами PIC/S), при том, что их аналоги в предостаточном количестве производятся отечественными предприятиями.

Украинские фармацевтические компании постоянно пытаются диверсифицировать товарный ассортимент с целью удовлетворения потребностей покупателей. В настоящее время многие украинские компании переориентируются с производства генериков на создание собственных брэндов с целью увеличения своей доли на рынке, а также повышения лояльности потребителей. Однако количественный рост ассортимента лекарственных средств на отечественном рынке продолжают обеспечивать не инновационные препараты, а препараты-генерики — аналоги патентованных препаратов, выпускаемых различными производителями после окончания действия патента. Увеличение доли генериков на рынках, особенно развивающихся стран, обусловлено рядом причин, среди которых доминирует ценовой фактор, поскольку генерики имеют более низкие цены, иногда в десятки раз, по сравнению с оригинальными препаратами. И это является важным аспектом для бюджетного финансирования и страховых выплат. Однако в целом отечественная фармацевтическая промышленность находится в ситуации, заставляющей «догонять» мировых флагманов. Подавляющее большинство препаратов, которые производятся в Украине, уже давно выпускаются во всем мире, а часть из них являются устаревшими.

Нехватка инновационных препаратов в ассортименте продукции и ориентация на производство генерических препаратов фактически закрывают отечественным производителям доступ на внешние рынки, в том числе и на рынки стран СНГ, имеющие собственные производства генериков. Поэтому дальнейшее расширение украинского экспорта в указанные страны будет зависеть от способности отечественных производителей предложить или конкурентоспособные инновационные продукты, или действительно уникальные аналоги комбинированных препаратов. Именно поэтому к числу приоритетных стратегических целей развития фармацевтической промышленности Украины на период до 2020 г. я бы отнес разработку и производство инновационных лекарственных средств.

— Как известно, фармацевтическая промышленность является одной из наиболее наукоемких. Какие научные направления кажутся Вам многообещающими с точки зрения фарминдустрии?

— Создание лекарственных препаратов на основе наночастиц является одним из перспективных направлений современной нанобиотехнологии. В настоящее время хорошо известен ряд наноструктур, которые могут быть использованы как носители лекарственных препаратов: полимерные наночастицы, липосомы, фуллерены, нанодисперсии из масла и воды, циклодекстрины, наночастицы металлов, твердые липидные наночастицы, полимерпротеиновые наночастицы и тому подобное. Перспективными наночастицами являются липосомы, которые рассматриваются как современные и эффективные средства доставки различных лекарственных средств и широко применяются в фармации. Украина входит в ограниченный круг стран, которые производят липосомальные препараты.

В этом контексте следует упомянуть, что в Украине в 1991 г. был создан и зарегистрирован первый в мире липосомальный препарат Липин (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 40 (661) от 13 октября 2008 г., № 46 (767) от 29 ноября 2010 г. — прим. ред.). Учитывая особенности транспорта, транслокацию через гистогематические барьеры, клеточные мембраны и метаболические трансформации, липосомальные лекарственные препараты обладают уникальными свойствами, связанными, прежде всего, с особенностями их фармакокинетики. Применение липосом как средств доставки позволяет в некоторых случаях существенно повысить биодоступность, в других случаях, напротив, — избежать чрезмерного повышения концентрации препарата в крови, тем самым снижая риск передозировки и уменьшая выраженность побочных эффектов. Основными преимуществами липосомальных лекарственных препаратов являются высокая биодоступность, низкая токсичность, возможность адресной доставки лекарственного средства, меньший риск развития нежелательных реакций.

Однако не следует забывать о разработке лекарственных средств массового спроса, именно такие препараты приносят прибыль. Известно, что во всем мире фармацевтические предприятия выпускают генерики, и надо отметить, что отечественные производители — не исключение. Генерик должен быть таким же эффективным, как и оригинальный (референтный) препарат. Эквивалентность генерика референтному препарату подтверждается в ходе исследований биоэквивалентности. Я горжусь, что лаборатория по исследованию биоэквивалентности существует на базе НФаУ.

В этой связи трудно обойти вниманием недостаточный уровень разработки оригинальных отечественных лекарственных средств. На мой взгляд, его повышение возможно только путем сотрудничества наших ученых, фармацевтических предприятий и постоянной поддержки государства. За рубежом существуют технопарки, которые специализируются на разработке технологических инноваций, в том числе в области фармации. В таких центрах есть научные лаборатории различной направленности, существующие благодаря научным школам известных ученых, для проведения комплексных исследований: фармако-технологических, микробиологических, фармакокинетических. Бесспорно, эти лаборатории находятся в современных помещениях, соответствуют требованиям GLP, а также имеют необходимое оборудование как для проведения таких исследований, так и для моделирования промышленного производства (например реакторы). Надеюсь, что подобный центр будет создан на базе НФаУ.

— За истекший межсъездовский период в отрасли произошло немало регуляторных сдвигов — будем откровенны, не всегда позитивных. Сколько копий было сломано в разные годы для предотвращения введения НДС на лекарственные средства. ««Танок з шаблями» навколо ПДВ» («Еженедельник АПТЕКА» № 48 (369) от 9 декабря 2002 г.), «Вот тебе, бабушка, и НДС на ЛС…» («Еженедельник АПТЕКА» № 25 (396) от 1 июля 2003 г.), — и всегда удавалось предотвратить указанную новацию. Однако — чу! — не успел отгрохотать Майдан–2, как лекарства все же подверглись данной форме налогообложения. Прошло уже почти 2 года с того момента. Кто виноват — уже не вспомнить, и не важно. Что делать — вопрос риторический. Но как Вы считаете, какой результат был при этом достигнут — и какие выводы необходимо сделать в этой связи? Особенно в контексте совсем свежей новости, буквально взорвавшей общество: рекомендации МВФ вообще устранить льготное налогообложение для лекарств («Еженедельник АПТЕКА» № 5 (1026) от 15 февраля 2016 г.)?

— Наверное, ни один из видов налогов не вызывал столько споров и разногласий, сколько НДС. Его методология была разработана еще в 1954 г. экономистом Г. Лорсоном и, начиная с 1960-х годов прошлого столетия, НДС получил большое распространение в западноевропейских странах как основной налог непрямого действия. В целом, по оценке специалистов, данный налог в социально ориентированных системах здравоохранения стран ЕС является одним из основных источников пополнения бюджета страны при сохранении уровня доступности и качества фармацевтической помощи, оказанной населению. Как Вы правильно отметили, вопрос о введении НДС на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в Украине имеет предысторию, которую можно связать с целым комплексом факторов, начиная с политических и заканчивая социально-психологическими. В конце 2002 г. в Верховную Раду Украины поступили законопроекты «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» № 2326 и «О мероприятиях по регулированию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» № 2359. Планировалось ввести НДС на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения с 1.01.2014 г. по ставке 17% с постепенным снижением до 15% до 1.01.2016 г. Под давлением фармацевтической общественности, производителей, операторов рынка введение НДС на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в Украине в 2004 г. не произошло.

Годом ранее аналогичные законы были приняты в Российской Федерации. Опыт введения 10% ставки НДС на лекарства в РФ продемонстрировал неоднозначность такого шага по отношению к такому специфическому товару, каким являются лекарства. Среди негативных последствий введения НДС на лекарства в России особенно выделялось существенное повышение розничных цен на препараты (на 20% и выше), что при отсутствии действенных механизмов компенсации стоимости их потребления и механизмов государственного регулирования фармацевтической деятельности вызвало крайне негативные социальные последствия.

К сожалению, Украине не хватило политической воли учиться на чужих ошибках. В 2014 г. вопрос о необходимости пополнения государственного бюджета за счет введения НДС на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения снова встал на повестке дня. В конце 2014 г. Парламент Украины принял за основу и в целом законопроект «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» № 4576. Итак, 7% ставка НДС стала взиматься на всех этапах оборота фармацевтической продукции. Подводя итоги этого налогового нововведения, можно с уверенностью сказать, что без инфраструктурной перестройки всей системы фармацевтического обеспечения населения негативные последствия этого могут иметь взрывоопасный характер в обществе. Соответственно, это сторицей относится к перспективе троекратного увеличения ставки НДС для лекарств, рекомендуемого сегодня международными кредиторами Украины.

Обращаясь к международному опыту в этой сфере, следует отметить, что в большинстве стран развитие системы налогообложения — процесс динамично-эволюционный. В целом ставки НДС в ЕС устанавливаются каждой страной самостоятельно. Законодательство ЕС не устанавливает единые для всех членов сообщества ставки, а только лишь минимальный лимит основной ставки налога. Экономический кризис активизировал налоговые поиски большинства стран Европы, ставки НДС меняются последние годы часто, и, очевидно, эта тенденция продолжится. Работа над новыми ставками НДС в Евросоюзе должна выявить диспропорции между странами, которые могут препятствовать развитию тех или иных рынков. Ведь, с одной стороны, НДС является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, а с другой — может быть рычагом в скрытом экономическом противостоянии даже между странами общего рынка.

В Евросоюзе принято минимальное ограничение основной (стандартной) ставки — она должна быть не менее 15%. Далее на ряд льготных товаров разрешены сниженные ставки НДС, которые в сумме не должны быть ниже 5%. В виде исключения на некоторые товары разрешены более низкие ставки — вплоть до 0%. В отношении нижнего порога основной ставки НДС соглашение между государствами ЕС действует пока до конца 2015 г. (таблицу со ставками НДС для стран ЕС можно использовать и для ориентировочного расчета возврата НДС в системе такс-фри).

 

Таблица Ставки НДС в странах ЕС по состоянию на 1.09.2015
(по данным Европейской Комиссии)

 

Страна Стандартная ставка,% Существующие сниженные ставки,% Текущая сниженная ставка для лекарств,% Количество пересмотров ставок/период Дата последнего пересмотра ставок
Австрия 20 10 10 7 (с 1973 г.) 1/01/1995
Бельгия 21 12; 6 6 11 (с 1971 г.) 1/01/2000
Болгария 20 9 5 (с 1994 г.) 1/04/2011
Великобритания 20 5 0 ** 12 (с 1973 г.) 4/01/2011
Венгрия 27 18; 5 5 ** 9 (с 1988 г.) 1/01/2012
Германия 19 7 8 (с 1968 г.) 1/01/2007
Греция 23 13; 6 13; 6 9 (с 1987 г.) 20/07/2015
Дания 25 9 (с 1967 г.) 1/01/1992
Ирландия 23 13,5; 9; 4,8 0 ** 34 (с 1972 г.) 1/01/2012
Испания 21 10; 4 10; 4 7 (с 1986 г.) 1/09/2012
Италия 22 10; 4 10 21 (с 1973 г.) 1/10/2013
Кипр 19 9; 5 5 9 (с 1992 г.) 13/1/2014
Латвия 21 12 12 6 (с 1995 г.) 1/07/2012
Литва 21 9; 5 5 ** 7 (с 1994 г.) 1/09/2009
Люксембург 17 14; 8; 3 3 6 (с 1970 г.) 1/01/2015
Мальта 18 7; 5 0 ** 4 (с 1995 г.) 1/01/2011
Нидерланды 21 6 6 10 (с 1967 г.) 1/10/2012
Польша 23 8; 5 8 3 (с 1993 г.) 1/01/2011
Португалия 23 13; 6 6 10 (с 1986 г.) 1/01/2011
Румыния 24 9; 5 9 7 (с 1993 г.) 1/07/2010
Словакия 20 10 10 9 (с 1993 г.) 1/01/2011
Словения 22 9,5 9,5 3 (с 1999 г.) 1/07/2013
Финляндия 24 14; 10 10 6 (с 1994 г.) 1/01/2013
Франция 20 10; 5,5; 2,1 10; 2,1 ** 20 (с 1968 г.) 1/01/2014
Хорватия 25 13; 5 5 ** 7 (с 1998 г.) 1/01/2014
Чехия 21 15; 10 10 8 (с 1993 г.) 1/01/2015
Швеция 25 12; 6 0 ** 11 (с 1969 г.) 1/01/1996
Эстония 20 9 9 3 (с 1991 г.) 1/07/2009

 

** Комментарии в тексте

Страны, ныне входящие в состав Евросоюза (на который мы во всем ориентируемся), часто — многие ежегодно, а некоторые и не единожды за год — вносили поправки в размер ставки этого налога. Чаще всего это происходило в Ирландии, Италии, Франции. Стабильными странами можно назвать Польшу и Мальту, также в числе «консервативных» стран ЕС в отношении НДС — Австрия, Бельгия, Дания (кстати, одна из немногих стран, — наряду с Германией и Болгарией, — где лекарства облагаются НДС на общих основаниях), Нидерланды, Швеция. Довольно интересный факт: в Швейцарии (которая не является членом ЕС) с 1 января 2011 г. ставки налога были повышены на срок до конца 2017 г., а затем предусмотрен их возврат к старым значениям: 7,6; 3,6 и 2,4%.

Как видно из таблицы, в большинстве стран ЕС применительно к лекарственным препаратам и изделиям медицинского назначения действует сниженная ставка НДС, размер которой колеблется от 0 до 17%. Так, например, во Франции при базовом уровне НДС 20% на лекарства сниженная ставка налога составляет 2,1–5,5% в зависимости от того, относится ли данный препарат к рецептурным, безрецептурным или подлежит реализации в госпитальном сегменте. В то же время ставка НДС для лекарств на уровне 5% в Хорватии распространяется только на рецептурные препараты, в Венгрии — на все лекарственные средства для применения у человека, а в Литве под ее действие подпадают исключительно лица, имеющие право на полное или частичное возмещение затрат на приобретение лекарств в соответствии с законом о медицинском страховании. Освобождение лекарств от налогообложения (0% ставка НДС), принятое в Великобритании и на Мальте, относится только к тем препаратам, которые были назначены врачом, Швеция добавляет к этому перечню лекарственные средства для использования в госпитальном сегменте (в том числе импортные), а Ирландия распространяет данную льготу на все лекарственные препараты для перорального применения, предусмотренные для применения не только у человека, но и в ветеринарной практике (за исключением предназначенных для лечения домашних животных).

— Какой подход здесь правильнее — частая смена ставки налогообложения или ее стабильность? Каков основной вывод для Украины?

— Кто знает, возможно, так и следует подходить ко всем важным вопросам — тщательно мониторировать достигаемый результат и неуклонно шлифовать систему, дифференцировать фискальный инструментарий для достижения все большей эффективности с учетом изменяющихся условий и особенностей ситуации в стране. Во всяком случае, наверное, лучше часто менять эволюционно, чем редко и резко рубить с плеча. Особенно в такой социально ответственной, а значит экономически уязвимой сфере, как фармацевтическая, — где первыми ощущают на себе любое ценовое ужесточение пенсионер и бюджетник, инвалид и мать-одиночка. Ведь за счет одних лекарств бюджет не наполнить. На мой взгляд, есть куда менее социально значимые (и даже социально пагубные) категории товаров, к которым и следовало бы применять более жесткие условия налогообложения с целью улучшения макроэкономической ситуации по стране в целом.

А основной вывод для Украины — необходимо решить две основные проблемы в отечественном здравоохранении и фармацевтическом обеспечении населения. Прежде всего, ввести социальную модель обязательного медицинского страхования и разработать комплекс мероприятий, направленных на гармонизацию рыночного потенциала фармацевтической отрасли и государственного института социальной защиты населения.

— Хоть это и не относится непосредственно к фармации как таковой, но раз касается лекарств, то касается и нас: государственные программы в области здравоохранения и их централизованное лекарственное обеспечение (тендерные закупки, конкурсные торги, закупки лекарств через международные организации) — какой Вам видится ситуация в этой (значительно заполитизированной) сфере, и если она требует улучшения, то что следует для этого делать?

— В этой сфере действительно существуют проблемы. Министерство здравоохранения (МЗ) Украины в последние годы демонстрирует некоторую непоследовательность в плане принятия решений, связанных с закупками лекарственных средств. Здравый смысл и логика развития отечественной промышленности подсказывают, что для укрепления экономики страны необходимо всячески поддерживать отечественных производителей любой продукции, тем более такой стратегически важной, как фармацевтическая. Вместо этого подчас наблюдается обратная ситуация, вплоть до дискриминации отечественных производителей лекарственных средств. Конкурентные преимущества в свете нынешних требований МЗ Украины — на стороне зарубежных компаний-производителей, причем отнюдь не по причине более высокого качества.

Причина заключается в том, что дополнительно к существующему требованию, регламентирующему регистрацию в Украине, обязательным критерием допуска производителей лекарственных средств к участию в торгах становится прохождение ими процедуры так называемой преквалификации по требованиям ВОЗ, что предусмотрено внутренними процедурами международных агентств по закупкам. Это неожиданный удар по украинским фармацевтическим производителям, ведь в такой ситуации на несколько лет централизованные закупки отечественных лекарственных средств станут нереальными, поскольку предприятиям придется проходить совсем небыструю процедуру преквалификации. И это при том, что отечественные препараты, будучи произведенными на лицензированных и контролируемых производствах, пройдя весь путь регистрации и отвечая всем национальным требованиям, совсем не хуже импортных аналогов, притом заметно дешевле.

Передача функции централизованных закупок лекарственных средств международным организациям не решит существующих проблем (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА» № 5 (1026) от 15 февраля 2016 г. — прим. ред.). Ведь очевидно, что нам необходимо самим разрабатывать четкую и эффективную систему таких закупок. Для страны с такой развитой фармацевтической индустрией — это необходимость, ведь мы всегда были фармацевтической державой.

После всплеска общественного мнения МЗ Украины и международные организации выразили готовность искать компромиссные решения относительно сроков применения требования преквалификации ВОЗ, но сам прецедент является примером серьезных проблем в этой сфере. Мы прежде всего должны заботиться о наших гражданах, об обеспечении качественной фармацевтической помощи, особенно в такие сложные времена, как нынешние. Доступность лекарств для населения Украины вместе с их высоким качеством и эффективностью — крайне важный фактор. Не стоит обходить вниманием тот факт, что поддержка отечественных производителей будет способствовать и научно-техническому прогрессу, и возрастанию экспортного потенциала страны, — а приоритет отечественным компаниям при централизованных закупках обеспечит экономию бюджетных средств, поскольку импортные препараты действительно значительно дороже произведенных в Украине. И совсем нелогичной видится сложившаяся ситуация с государственными закупками во время реальных боевых действий и экономического кризиса, когда вопрос национальной безопасности не требует дополнительного обоснования актуальности.

Развитие национального фармацевтического сектора за счет усиления подготовки кадров, финансирования научных разработок, расширения производства, интенсификации программ импортозамещения — это непременные и очень важные условия укрепления нашей экономики.

— Позвольте поблагодарить Вас за тот поистине эпический портрет украинской фармацевтической отрасли, который Вы представили в этом интервью. Чем бы Вам хотелось подытожить нашу беседу и чего пожелать нашим читателям?

— Первое, и самое главное, чтобы мир и покой возвратились в нашу страну, в дома всех украинцев, чтобы мы жили в единой прекрасной нашей Украине.

Конечно, хочу пожелать всем здоровья! И так как мы профессионально связаны с фармацией, хочу пожелать качественного обеспечения лекарственными препаратами населения страны, чтобы развивалось отечественное фармацевтическое производство в соответствии с высокими европейскими стандартами качества, разрабатывались импортозамещающие технологии для обеспечения лекарственной безопасности страны, чтобы потенциал нашей отечественной науки был использован в полной мере, и научный вектор был направлен в сторону прикладных исследований с дальнейшим использованием наработок в отечественном производстве.

Конечно, меня и всех нас волнуют имидж и достоинство наших предприятий — производителей отечественных лекарств. Как говорят в Одессе: «Не надо сказать…». Я абсолютно уверен в качестве отечественных лекарств, они эффективны и доступны для всех слоев населения — цена на наши препараты значительно ниже импортных, иногда во много раз. Потенциал наших фармпредприятий достаточно высок, наши заводы именитые, имеют грамотных специалистов, и стране надо гордиться, что у нас есть отечественная фармацевтическая промышленность.

С целью помощи пациентам следует разумно внедрять социальные проекты в системе здравоохранения с использованием реимбурсации как цивилизованного влияния на фармацевтический рынок.

Важно завершить реформирование системы высшего образования, которое является фундаментом качественной подготовки высококвалифицированных кадров, приблизиться к европейским стандартам. Мы по-прежнему являемся пионерами и готовим качественные кадры — докторов PhD и докторов наук как для системы здравоохранения нашей страны, так и зарубежья. Наша задача — приумножить имидж университета и отечественной фармацевтической школы.

У нас мощная аптечная сеть, где работают прекрасные специалисты. Но нужно навсегда исключить мысль о том, что аптека — это торговая точка. Аптека — это учреждение здравоохранения. Фармацевты, первостольники — это ценные специалисты, которые досконально знают лекарственные препараты, могут предоставлять профессиональные консультации о безрецептурных лекарственных препаратах и пациентам, и врачам, могут осуществлять фармацевтическую опеку и предостерегать от неправильного использования лекарств.

Наш университет организовывал Национальные съезды фармацевтов — V, VI, VII, а сейчас готовится к VIII. Беря на себя непосильную ношу, мы видим в этом свой долг, — чтобы хотя бы один раз в 5 лет увидеть друг друга, услышать, подвести итоги деятельности всех составляющих фармации и спланировать работу на будущее. А главное — адресовать проблемы в органы власти и получить обратную связь.

Убежден, мы лучшая страна в области фармации. Именно потому мы должны защищать отраслевое сообщество, поддерживать доверие к профессии и поднимать ее престиж. Именно потому, а также на правах того, что я всегда был вместе с украинской фармацией, — получив фармацевтическое образование и пройдя путь от студента до ректора, работал с различными структурами, с разными людьми (министрами, руководителями государственных служб, зарубежными учеными) и узнал фармацию во всех ее проявлениях не понаслышке, — я вновь и вновь обращаюсь к фармацевтической общественности нашей страны.

Уважаемые коллеги, порой приходится слышать, что организуются те или иные ассоциации. Прошу вас — отзовитесь. Сообщите о себе в обязательном порядке. Расскажите на страницах главной информационной трибуны украинской фармации — «Еженедельника АПТЕКА» — о структуре вашего профессионального объединения, количестве членов, целях и задачах, которые сформулировала для себя ваша общественная организация, чтобы можно было рассмотреть вопрос о создании всеукраинского общества с единым руководящим центром, в состав которого все делегируют своих представителей и который будет иметь силу и мощь.

Саморегуляция — то, на чем держится доверие к профессии. Это наше право, которое нужно реализовать. Объединившись, мы обретем весомый голос и сформируем баланс в управлении отраслью между государством и профессионалами фармации. Это будет структура, которую невозможно не услышать, и она будет решать проблемы фармации. Подобная структура должна работать постоянно, проводить регулярные встречи, в ходе которых оперативно решать текущие вопросы, а затем итоги выносить на съезды.

Призываю все существующие общественные объединения подумать над тем, чтобы в сентябре на VIII съезде избрать лидера, которому небезразлична судьба фармации Украины, и принять решение о том, в какой форме создать Всеукраинское общество фармацевтов. Отрасль требует единения. Отрасли необходим лидер!

В преддверии VIII Национального съезда фармацевтов хочу пожелать организационному комитету плодотворной работы и выразить надежду, что все, кто связывает свою судьбу с фармацией, не останутся равнодушными и примут активное участие в формировании тематического вектора нашего отраслевого форума.

Хочу выразить огромную благодарность редакции «Еженедельника АПТЕКА», трибуны фармацевтического сообщества, и лично Игорю Владимировичу Крячку за возможность на страницах издания высказывать свое мнение.

Хочу поблагодарить за помощь в подготовке материалов для этой статьи и моих коллег — профессоров Аллу Анатольевну Котвицкую, Аллу Семеновну Немченко, Ольгу Викторовну Посылкину, Ларису Васильевну Яковлеву, Александра Фомича Пиминова, Валентина Михайловича Толочко, Владимира Валентиновича Малого, Риту Васильевну Сагайдак-Никитюк, Ивана Матвеевича Перцева, доцентов Вячеслава Александровича Лебединца, Инну Валерьевну Кубареву.

Итак: сентябрь, Харьков, НФаУ — место встречи изменить нельзя!

Филипп Снегирёв

*Окончание. Начало (первая и вторая части) интервью председателя оргкомитета VIII Национального съезда фармацевтов Украины, ректора Национального фармацевтического университета (НФаУ), академика НАН Украины Валентина Черных  — см.: «Еженедельник АПТЕКА» № 5 (1026) от 15 февраля, № 6 (1027) от 22 февраля 2016 г.

Контакты Оргкомитета

VIII Национального съезда фармацевтов Украины

Адрес: ул. Пушкинская, 53, г. Харьков, 61002

e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*