|
АВС-анализ основан на том маркетинговом принципе (закон Парето), что, как правило, 80% от общего объема продаж (прибыли) компании достигается за счет не более чем 20% клиентов и, наоборот, 80% всех клиентов обеспечивают не более 20% оборота. В связи с этим всех клиентов компании можно распределить на 3 группы:
А — клиенты, деятельность которых приносит 80% прибыли. Клиенты этой группы в основном определяют обороты всей компании;
С — 80% наименее привлекательных клиентов, доля участия которых в обороте компании невелика;
В — все остальные клиенты, занимающие промежуточное положение между группами А и С.
С помощью подобной градации определяют не только контрагентов, требующих особого внимания, но и, например, можно разобраться с ассортиментной политикой компании/аптеки.
АВСD-АНАЛИЗ КЛИЕНТОВ
Фармацевтические компании стратегически распределяют свой торговый персонал таким образом, чтобы он мог обращаться к нужным клиентам в нужное время и надлежащим образом. Конечная цель управления сбытом — достижение плановых показателей компании по росту и прибыльности через удовлетворение покупательских потребностей. Для правильного распределения рабочей нагрузки торгового персонала во взаимоотношениях с клиентами компании анализируют основной тип из числа имеющихся и потенциальных клиентов на рынке или его сегменте, на который нацелена деятельность компании. Клиентов, в том числе и потенциальных, распределяют на категории в зависимости от их важности (самые важные — АА, затем — А, В, С, D).
Следует помнить, что критерии градации клиентов и их ранг определяются прежде всего задачами компании. Поэтому у каждой компании существуют свои собственные, присущие только ей, критерии. В таблице приведен пример набора критериев, которые компания, ставящая перед собой задачу быстрого роста, может использовать для распределения клиентов на категории.
Таблица
Распределение клиентов на категории (Питер Р. Диксон, 1998)
|
Текущий охват территории |
Активность конкурентов |
Размер компании в настоящее время |
|||||
|
большой |
средний |
маленький |
|||||
|
Рост компании |
|||||||
|
высокий |
низкий |
высокий |
низкий |
высокий |
низкий |
||
|
Сильный |
Высокая |
А |
А |
А |
В |
В |
С D |
|
Низкая |
А |
В |
В |
С |
С |
||
|
Слабый |
Высокая |
А |
В |
В |
С |
С |
D C |
|
Низкая |
АА |
А |
А |
В |
В |
||
Градация клиентов в зависимости от важности — от АА до D — может осуществляться по:
• размеру (какой вклад они вносят в общую прибыль вашей компании);
• росту (как быстро увеличивается объем сбыта предприятия клиента);
• охвату (какова доля бизнеса клиента приходится на продукцию вашей компании);
• активности конкурентов (насколько они интенсивно работают с вашими потенциальными клиентами).
Если компания ставит перед собой задачу быстрого роста, самыми важными для нее будут клиенты (оптовые компании, аптеки) категории АА — большие компании, имеющие хороший потенциал роста, возможность увеличения объема продаж (слабый текущий охват) и низкую активность по отношению к этим клиентам. Второе место по важности будут занимать клиенты (оптовые компании, аптеки) категории А — компании с хорошими показателями и потенциалом роста и средние с возможностью роста и увеличением объема продаж, чаще всего с относительно высоким вкладом в бизнес вашей компании. Клиенты категории А, доля которых в бизнесе вашей компании не значительна, — перспективные клиенты. После этого оценивается число клиентов каждой категории, определяются норма, частота контактов и их длительность для клиентов каждой категории, времени, необходимого для их обслуживания в течение квартала или года. Эти нормы основываются на прежнем опыте компании и текущих задачах отдела сбыта.
Обычно у вашей компании относительно незначительное количество клиентов категории АА, А, В (как правило, в пределах 20%, обеспечивающих 80% объема продаж компании) и большее — категорий С и D (как правило, 80%, обеспечивающих только 20% объема продаж вашей компании).
Поэтому клиентам категорий АА, А, В следует уделять больше времени, внимания и ресурсов. Кроме того, квалификация торгового персонала, работающего с такими клиентами, должна быть выше. Однако нельзя игнорировать и клиентов категорий С и D, поскольку при должном внимании и изменении ситуации на рынке или сегменте рынка они могут стать более важными и перейти в категории В, А или даже АА.
АВС/VEN-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА
В процессе обучения и повышения квалификации руководство компании обращает внимание на анализ ассортимента реализуемых лекарственных препаратов («Еженедельник АПТЕКА», № 25 (196) от 28 июля 1999 г.), проводимый периодически с учетом таких факторов, как:
• прибыльность;
• сезонность;
• наличие товара на складе;
• скорость продаж;
• другие факторы.
При анализе ассортимента, как и клиентов, еще шире используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы — А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте компании приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание торгового персонала. Как и при анализе клиентов, критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой компания.
Критериями анализа ассортимента могут быть:
• объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;
• фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.
В качестве примера компании необходимо узнать, какая фармакотерапевтическая группа препаратов обеспечивает наибольший объем продаж или прибыль. По результатам применения метода АВС-анализа:
• 10% всех позиций ассортимента (группа А) обеспечивают 80% товарооборота;
• 15% ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;
• остальные 75% ассортимента составляют лишь 5% от общего товарооборота;
• 25% ассортимента компании (группа А и В) обеспечивают 95% товарооборота компании.
Таким образом, компания определяет те позиции в ассортименте (фармакотерапевтические группы и лекарственные формы), на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными в обучении торгового персонала (кроме этого, компании используют результаты этого анализа и при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов фармацевтической продукции на складе).
VEN-анализ, проводимый параллельно с АВС-анализом («Еженедельник АПТЕКА», № 28 (249) от 17 июля 2000 г.), позволяет определить приоритетные группы лекарственных препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).
Жизненно важные (V) — лекарственные средства (ЛС), необходимые для спасения жизни пациента (например, тромболитические средства), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды), и лекарственные препараты, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.
Необходимые препараты (E) применяются для лечения пациентов с менее опасными для жизни заболеваниями, второстепенные (N) — для лечения неопасных заболеваний, с неустановленной эффективностью и применяемые для симптоматического лечения.
Использование двух методов анализа позволяет формулярно-терапевтическим комиссиям ЛПУ получить необходимые данные для принятия решения об исключении определенных препаратов из формуляра больницы и дополнения его другими, а также информацию о недостаточном или чрезмерном использовании некоторых ЛС.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА
1. АВС-анализ позволяет пересмотреть структуру закупок препаратов за счет бюджета в сторону увеличения доли жизненно важных и необходимых. Следует подчеркнуть, что проведение подобного анализа не требует значительных финансовых затрат и позволяет лечебному учреждению рационально использовать имеющиеся средства.
2. Результаты АВС-анализа можно использовать как для определения стратегии закупок препаратов, так и для формирования их оптимальных запасов на складе. Например, для группы препаратов с высокой стабильной скоростью продаж возможна высокая точность прогноза, что исключает необходимость в больших запасах на складе. Для группы препаратов, скорость продаж которых изменяется в зависимости от сезона, целесообразно периодическое формирование запасов.
3. Фирмы, занимающиеся мелкооптовой и розничной торговлей, или оптовые компании, ориентированные на эту группу клиентов, должны иметь достаточно широкий ассортимент. В него должны входить все фармацевтические группы ЛС. Ассортимент компании, ориентированный на средний и крупный опт, намного yже, поэтому необходимо больше внимания уделять получению выгодных условий (скидки, отсрочки платежей и т.п.) от поставщиков.
Расширение ассортимента влечет за собой увеличение издержек и следовательно, уменьшение прибыли. Поэтому использование в практической деятельности такого инструмента, как АВС-анализ, позволит выбрать из всего многообразия ЛС только необходимые вашим клиентам.
После выбора структуры ассортимента, каналов распределения товара и принятия решения по выбору целевого клиента перед компанией встает задача построения системы распределения товаров, с помощью которой можно будет эффективно доставлять товары потребителям. Следовательно, возникает проблема эффективного управления товарными запасами. Для управления товарными запасами с помощью параметров логистики одного метода АВС-анализа недостаточно.
Следующая публикация «Еженедельника АПТЕКА» будет посвящена методам борьбы с неудовлетворительным управлением товарными запасами или, иначе говоря, дефектурой.
Максим Плошенко
Виталий Усенко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим