Фармдистрибьюция в Хорватии: взгляд из Украины

Высококачественная продукция фармацевтической компании «Плива» (Хорватия) хорошо знакома отечественному потребителю: сегодня в Украине зарегистрировано 48 наименований препаратов этой торговой марки. Однако мало кому известно, что компания «Плива» занимается не только разработкой и  производством лекарственных средств, но и их дистрибьюцией. Одно из подразделений концерна «Плива» является крупнооптовой компанией и  входит в состав 4 лидирующих в Хорватии дистрибьюторских фирм, на долю которых приходится около 82% общего объема препаратов, ввозимых на территорию страны. В этой связи корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» задал несколько вопросов главе представительства компании «Плива» в Украине Виталию Шатохину.

— В настоящее время в Хорватии зарегистрировано 115 крупнооптовых фармацевтических компаний, но лишь несколько из них имеют значительный товарооборот: на долю 4 «компаний-тяжеловесов» приходится 82% общего объема продаж, в то же время 8 ведущих компаний осуществляют около 90% оптовых продаж полного ассортимента лекарственных средств на фармацевтическом рынке страны. Большинство составляют мелкие дистрибьюторские компании с ограниченным объемом продаж. Это фирмы, которые занимаются дистрибьюцией медицинского оборудования, диагностических средств, препаратов для использования в ветеринарии, изделий, применяемых в стоматологии, либо одного-двух лекарственных препаратов.

Виталий Шатохин, глава представительства компании «Плива» в Украине

Действующее законодательство обязывает дистрибьюторские компании закупать отечественную продукцию непосредственно у внутренних производителей и запрещает ее закупку через другие оптовые компании. Условия, на которых дистрибьюторы закупают продукцию у производителей, могут быть различны. В зависимости от сроков поставки производитель может предоставлять дистрибьютору скидку (финансовую или натуральную — в виде товара), а ее размер может корректироваться в пределах 7–12%.

Официально торговая наценка для оптовой торговли лекарственными средствами ограничена 8,5%, однако на практике это положение не действует. По мнению большинства дистрибьюторских компаний, для обеспечения их эффективной деятельности необходима наценка в размере не менее 12%, а некоторые требуют ее повышения до 22%. Это касается в основном лекарственных средств, не входящих в перечень препаратов, стоимость закупки которых компенсируется государством через Хорватский государственный фонд страхования здоровья (HZZO). В стоимость же препаратов, входящих в этот перечень, заложена оптовая наценка в размере 8,5%. На основании включения в перечень происходит также дифференцирование налогообложения лекарственных средств: препараты, стоимость которых возмещается государством, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС), для остальных — НДС составляет 22%.

В Хорватии хорошо развиты системы страховой медицины и возмещения стоимости лекарственных средств потребителю государством. В упомянутый перечень препаратов, стоимость которых подлежит компенсации, входит около 90% зарегистрированных в стране лекарственных средств (это огромный единый перечень, а процедура регистрации в Хорватии достаточно проста, осуществляется в соответствии с европейскими стандартами). Правда, иногда в связи с финансовыми трудностями происходит задержка выплаты компенсаций аптечным и лечебным учреждениям, достигая 180 и 240 дней соответственно. Это значительные задолженности, но они, как правило, погашаются, и не последнюю роль в этом играют дистрибьюторские компании, которые предоставляют конечным потребителям (больницам и аптекам) достаточно длительные отсрочки платежей. Таким образом, в Хорватии дистрибьюторские компании наряду с международными фондами, финансирующими ряд целевых правительственных программ в области здравоохранения, играют важную роль в финансировании правительством оказания медицинской помощи населению.

— Каковы отношения между дистрибьюторскими компаниями и розничным звеном?

?

— В Хорватии поставки лекарственных средств аптекам почти полностью осуществляются дистрибьюторскими компаниями (исключение составляет компания «Белупо»: ее прямые поставки аптекам составляют 15–20% общего товарооборота, а большая часть продаж осуществляется аптечным сетям).

Для аптек все дистрибьюторские компании поддерживают одинаковый уровень закупочных цен на отдельные препараты: их дифференцирование может происходить лишь за счет скидок и/или льгот, предоставляемых оптовыми компаниями (размер таких скидок и/или льгот может достигать 8%).

Дистрибьюцию препаратов осуществляют через таможенные склады: компания хранит на нем ввозимые препараты и производит таможенную «очистку» по мере поступления заказов от аптек. Как правило, это небольшие партии на сумму 5–10 тыс. евро. Крупная дистрибьюторская компания производит в среднем до 100 отгрузок в месяц по территории Хорватии. Такое явление, как параллельный импорт, не характерно для хорватского фармацевтического рынка.

Дистрибьюторский бизнес в Хорватии характеризуется высоким уровнем сервиса: весь технологический процесс компьютеризирован, компании имеют значительные транспортные ресурсы, заказы из аптек поступают в электронном виде и выполняются в течение суток. Число круглосуточных аптек в стране невелико, поэтому заказы выполняются в основном на протяжении рабочего дня, однако существует такая форма сервиса, как ургентная круглосуточная доставка препаратов для оказания неотложной помощи.

Согласно действующему законодательству, оптовые компании не имеют права быть владельцами аптек, однако это разрешено другим юридическим и физическим лицам. На практике многие дистрибьюторские компании в Хорватии являются собственниками аптек, не будучи их юридическими владельцами.

— А на каких началах строится работа собственно аптек?

?

— В Хорватии аптека не может осуществлять свою деятельность, если она не заключила договор с HZZO.

Из 845 аптечных учреждений, действующих в Хорватии в настоящее время, 68% являются частными и 32% находятся в собственности государства. Одна аптечная торговая точка приходится на 5185 жителей (в странах Европейского Союза — на 3100 жителей).

По форме собственности в Хорватии различают 4 категории аптек.

•?Аптеки, принадлежащие местным (муниципальным) органам государственной власти — муниципалитет является собственником аптеки и сдает ее помещение в аренду аптечным работникам.

•?Частные аптеки, принадлежащие физическим лицам без специального фармацевтического образования. Законодательство разрешает физическим и юридическим лицам быть собственниками аптек.

•?Частные аптеки, принадлежащие лицам, имеющим фармацевтическое образование. Провизоры ведут самостоятельный бизнес и распоряжаются помещениями, которыми они либо владеют, либо берут в аренду. Приватизация способствовала активному расширению аптечных сетей, которые располагают мощными рычагами рыночного влияния, следовательно — имеют значительные конкурентные преимущества перед независимыми аптеками.

•?Аптеки, принадлежащие муниципалитетам и работающие в составе учреждений системы здравоохранения. Согласно законодательству, принятому в 1996 г., все аптеки, находящиеся в собственности муниципальных управлений здравоохранения, должны были быть приватизированы не позднее конца 2001 г. Однако на практике эта норма выполнена не была, поскольку данные аптеки приносят значительную прибыль, которую местные органы власти используют для оплаты медицинских услуг, предоставляемых муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.

— Можно ли извлечь из сделанного вами экспертного обзора деятельности хорватского фармацевтического рынка какие-то уроки для сегодняшней Украины?

?

— Опыт Хорватии применим к украинскому фармацевтическому рынку, главным образом как долгосрочная перспектива, поскольку пока у нас практически не функционирует система медицинского страхования, слабо развиты государственная компенсационная система в отношении лекарственных средств и многие другие социально-экономические механизмы, лежащие в основе функционирования фармацевтической отрасли и системы здравоохранения в целом в большинстве европейских стран.

— В начале беседы Вы упомянули о довольно высокой ставке НДС на лекарственные средства в Хорватии. А в Украине — «что НДС грядущий нам готовит»?

?

— На мой взгляд, эта мера больнее всего ударит по пенсионерам и другим малообеспеченным и наименее социально защищенным слоям населения. Во всем мире в отношении лекарственных средств и медицинской техники существует льготная ставка НДС: в одних странах — 5%, в других — 10%. Если же ставка НДС высока (скажем, как в Хорватии, — 22%), то для всех препаратов, стоимость которых компенсируется государством, она равна нулю — это «железное» правило.

Если еще раз вспомнить о российском опыте введения «полноценного» НДС, то сегодня ни для кого уже не секрет: оно привело к существенным потерям для бюджета. Введение НДС на лекарственные средства — это сиюминутная мера, которая может способствовать дополнительному наполнению бюджета в течение лишь краткосрочного периода, а затем неминуемо — и очень скоро! — наступит время подсчитывать ущерб от долгосрочных негативных последствий этой меры.

Впрочем, я не являюсь принципиальным противником введения НДС — объективности ради следует признать, что этот шаг может сыграть и позитивную роль в трансформации украинского фармацевтического рынка. В том смысле, что он позволит в какой-то мере уравновесить положение на рынке отечественных и зарубежных производителей, а внутри каждой из этих категорий — произвести отсев по принципу: «выживает сильнейший». По этому же принципу произойдет сортировка дистрибьюторских компаний и устоят естественно те из них, которые наиболее подготовлены к перипетиям рынка (сложнее придется розничному сегменту рынка: наши аптеки располагают куда меньшими финансовыми, кадровыми и инфраструктурными ресурсами, нежели оптовые компании). Вспомните кризис 1998 г., который резко интенсифицировал процесс «естественного отбора»: недееспособные операторы рынка отсеялись, но при этом хороший шанс на развитие в будущем получили компании, осуществлявшие бизнес качественно и гибко.

Думаю, что с введением НДС на лекарственные средства общее количество оптовых компаний также сократится, особенно это касается тех компаний, которые занимаются первичным ввозом препаратов в страну. Остальные — в связи с дефицитом финансовых ресурсов и «падением» рынка — либо вовсе уйдут с рынка, либо покинут дистрибьюторский бизнес и репозиционируются в сферу розничной торговли, либо перейдут в категорию вторичной дистрибьюции лекарственных средств.

Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті