Национальные особенности добровольного медицинского страхования

В предыдущей публикации («Еженедельник АПТЕКА», № 46 (417) от 1 декабря 2003 г.) мы проанализировали особенности обязательного медицинского страхования в  России. Помимо обязательного, там действует добровольное медицинское страхование, которое подтверждено на государственном уровне Законом «О медицинском страховании граждан РСФСР», принятым в 1991 г. Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам России предоставление дополнительных медицинских услуг (сверх гарантированных обязательным медицинским страхованием). Изначально добровольное медицинское страхование интересовало только иностранные компании, для которых привычно обеспечение их служащих не только пакетом социального страхования, но и  дополнительными медицинскими услугами.

Если в России социальное медицинское страхование подразумевает две формы — обязательное и добровольное, то Украина на  сегодняшний день только осваивает добровольное медицинское страхование.

С 1654 г., со времени присоединения Украины к России, история двух народов надолго стала общей. Украина всеми силами старалась сохранить индивидуальность, национальность и самобытность. Но бремя законов Российской империи давило ее плечи. Все подчинено сохранению единства территорий и государственности, Украине отведено место на задворках Российской империи, украинскому языку — роль малороссийского диалекта. Последнюю точку в целях «растворения» украинского народа на просторах России поставила Екатерина Вторая, уничтожившая Запорожскую Сечь. Не стало легендарных казаков, ушла в небытие слава о легендарном островке независимости, отваги и первых ростков демократии.

Но Украина сохранила свой народ и историю. Всегда были и есть люди, любящие свой народ, национальную культуру, знающие свою историю. Велика их заслуга в том, что Украина существует как независимое государство, а ее народ — как нация. Сегодня мы создаем новейшую историю страны. Из прошлого берем все лучшее, чтобы в будущем сегодняшние наши поступки достойно оценили потомки.

Чем же славится история медицины Украины? Здравоохранение в Украине имеет давние и славные традиции, созданные великими врачами. Отечественная школа терапевтов своим появлением обязана В. Образцову и Н. Стражеско. Отцом хирургии по праву считают Н. Пирогова. Первый учебник по туберкулезу был создан Ф. Яновским (в день смерти «святого доктора» газеты вышли в траурных рамках). Великие открытия в неврологии связаны с именем В. Беца (его могила сохранилась на территории Выдубецкого монастыря в Киеве). Украинская офтальмология «выросла в глазах» всего мира благодаря работам В. Филатова. Медицинская кафедра Университета Святого Владимира располагалась в корпусах больницы на Бибиковском бульваре (сейчас — бульвар Тараса Шевченко) в Киеве. Мемориальные доски, расположенные на стенах этого учреждения, увековечивают славные имена врачей, прославивших свое ремесло и нашу землю.

Можно выделить четыре этапа развития медицины в Украине, связанные с политической ситуацией в стране (http://www.health.gov.ua).

Первый этап — дореволюционный (до 1917 г.). Основные его особенности — платная медицина, земские врачи, лечившие бедных бесплатно, социальная страховая медицина со взносами богатых за бедных — так называемое социальное равенство.

Второй этап — самый сложный и менее известный (1917–1920 гг.) — был «белым пятном» в истории медицины страны. Это период, когда власть большевиков в Украине была зыбкой и непрочной. Время первого становления и недолгого существования украинской государственности.

Провозглашение государства Украина было первой ласточкой украинской независимости. Ведь в прошлом украинцы все время находились «под опекой». 120 лет монголо-татары собирали на нашей территории подати, потом Речь Посполита расширилась за счет украинских земель, проводя границу по Днепру, затем Россия стала еще необъятней, поглотив Малороссию.

Политическая власть в Украине в этот период менялась очень быстро, но некоторые изменения в здравоохранении (вступавшие в противоречия друг с другом) все же произошли.

С началом февральской революции 1917 г. в Украине началось правление Центральной Рады. Тринадцать с половиной месяцев ее существования изменили статус Украины (от окраины Российской империи до провозглашения независимой Украинской Народной Республики). В Киеве была создана Краевая врачебно-санитарная рада, которая продолжила принципы земской медицины (общедоступность, бесплатность для бедных, профилактическая направленность). В структуре нового правительства был создан департамент здравоохранения. Внешняя политическая обстановка с постоянной сменой власти на фоне гражданской войны не позволила департаменту здравоохранения приступить к своим обязанностям.

Период после падения Центральной Рады длился семь с половиной месяцев и относился к правлению гетмана П. Скоропадского. Новая власть перечеркнула все предыдущие законы. Впервые в истории Украины было создано Министерство народного здоровья и попечительства. В его состав вошли именитые врачи, знания и опыт которых должны были совершить рывок в отечественной медицине. На повестку дня поставлены первоочередные задачи улучшения санитарного положения края, борьба с инфекционными эпидемиями (с востока на запад надвигалась холера), устранение дефицита медикаментов. Создавались медико-санитарные организации военного времени (Красный Крест, Земский и Городской союзы).

Последующий период истории характеризуется очередной сменой власти и провозглашением правительства Директории с созданием Украинского национального союза. Восстановлены законы времен Центральной Рады. В 1919 г. провозглашен Акт воссоединения Украинской Народной Республики с Западно-Украинской Народной Республикой в единую соборную Украину. Директория сохранила гетманское законодательство, оставив Министерство народного здоровья и попечительства. В это же время представители советской власти создали Народный комиссариат здравоохранения Украины. Важные задачи того времени — помощь военнопленным, беженцам, борьба с эпидемиями, которые охватывали территорию Украины.

Непродолжительный период Украинской государственности тесно связан с медициной. В правлении всех властей прослеживается желание помочь населению в обеспечении медицинской помощи. Время и обстоятельства вносили свои коррективы. Гражданская война, быстрая смена правительства помешали осуществить намеченную реформу здравоохранения. Параллельное создание советских органов управления привело к фактическому двоевластию. А как известно, «у семи нянек дитя без глаза». Так и медицина в Украине оказалась «непристроенной», что привело к таким тяжелым последствиям, как гибель людей на полях сражения из-за невозможности оказания помощи, дефицита медикаментов и санитарных средств, а также эпидемии заболеваний.

Третий этап развития медицины в Украине связан с созданием и укреплением позиций нового государства — Советского Союза. Украина снова попала «под крыло», утратив независимость и самостоятельность.

В 1991 г. начался четвертый, нынешний, этап развития медицины страны как неотъемлемой ее структуры. Украина обрела независимость и провозгласила новые законы. В 1996 г. принят Закон Украины «О страховании», который дал «зеленый свет» добровольному медицинскому страхованию.

На сегодняшний день здравоохранение в Украине представлено тремя формами: государственное здравоохранение, добровольное медицинское страхование и платная медицина. К сожалению, государственный принцип остаточного финансирования медицины создал ряд неразрешенных проблем.

Какие же перемены необходимы в организации медицинской помощи? Это — создание такой системы управления, в основу которой были бы заложены принципы рыночной экономики; благоприятные условия для успешного развития медицинского страхования и частной медицины; внедрение семейной медицины с учетом опыта других стран; доступное и качественное медицинское обслуживание; принципы здорового образа жизни должны быть главным постулатом (основное — профилактика заболеваний); обеспечение качественными и доступными по цене лекарственными средствами; оснащение медицинских учреждений современным диагностическим и лечебным оборудованием и предоставление возможности каждому пациенту пользоваться им; улучшение медицинского образования и научной базы с дальнейшим созданием отечественной науки высокого уровня и возможностей.

Все преобразования в стране зависят от надежного и достаточного финансирования. Добровольное медицинское страхование на сегодняшний день является «синицей в руках». Его роль заключается в дополнительном финансировании здравоохранения, создании материальной заинтересованности врачей, повышении качества медицинского обслуживания.

Что такое добровольное медицинское страхование? «Что сие значит»? Не секрет, что информированность населения о нем оставляет желать лучшего. Общеизвестно только то, что каждый из нас может стать счастливым обладателем полиса медицинского страхования, заплатив страховой компании определенную сумму (страховая премия). Или же директор отдельно взятой компании может купить полис для своих сотрудников, чтобы таким образом поддержать их рабочее стремление и пыл, поощрить за добросовестный труд. А дальше начинается некая неразбериха: «Куда, кому и когда звонить ». Попытаемся ответить на эти вопросы и все объяснить.

Итак, каждый застрахованный получает на руки страховую карточку с телефонами ассистанского (диспетчерского) центра, по которым необходимо звонить в случае возникновения проблемы со здоровьем. Ассистанский центр — посредник между страховой компанией и лечебными учреждениями, врачами. Позвонив по телефону (работающему круглосуточно), клиент сообщает о своей проблеме, а врач-координатор ассистанса включается в ее решение. При необходимости оказания скорой помощи он немедленно вызывает бригаду скорой помощи; в случае госпитализации сообщит ей, в какую профильную больницу везти и какая палата будет предоставлена. Если нужна консультация терапевта либо врача-специалиста или же проведение диагностических обследований, время согласовывают с клиентом. Рекомендованные врачом лекарственные средства доставляют пациенту домой или в офис. Ассистанский центр предоставляет справки о наличии лекарств в аптеках и рекомендует, в какую профильную клинику лучше обратиться в конкретном случае.

Ассистанские центры создаются страховыми компаниями или являются независимыми структурами и сотрудничают со многими страховыми компаниями. Их основная функция — координация и контроль предоставленных медицинских услуг. Собственные ассистанские центры или работа с независимым ассистансом — это выбор страховых компаний, который определяется внутренней политикой. Как правило, клиент не посвящен в тонкости страхового бизнеса, ему безразличен статус ассистанса, работу страховой компании он оценивает по качеству и своевременности предоставленных медицинских услуг.

В данной ситуации значительная роль отводится именно ассистанскому центру, который непосредственно общается с застрахованным, решает проблемы его здоровья и держит ответ перед страховой компанией за каждого клиента. Если сравнить медицинский мир с огромным морем, то ассистанский центр берет на себя роль проводника надежного и прочного корабля, который вовремя доставит в нужное место, не сядет на мель, не утонет.

Неподготовленному пациенту сложно разобраться самому, какому врачу или клинике отдать предпочтение при их огромном количестве. Не всегда красивый интерьер учреждения и приятный опрятный врач гарантируют высокое качество медицинских услуг. Врачебный мир огромен для пациента, но тесен для врачей. Они неплохо знают друг друга, общаются на конференциях, презентациях, на курсах повышения квалификации. Ассистансу не составляет особого труда определиться с выбором хорошего врача или клиники в той или иной области медицины. Информированность ассистанса о профессиональных возможностях специалистов содействует качественному обслуживанию клиентов. Что касается врачей — координаторов ассистанских центров, то у них достаточный опыт работы в практической медицине, чтобы профессионально разобраться с проблемой со здоровьем, возникшей у застрахованного. Они достаточно грамотны как координаторы, чтобы быстро и правильно сориентироваться в возникшей ситуации.

Когда следует звонить в ассистанс? Все ли медицинские проблемы может решить система медицинского страхования?

Наверное, следует объяснить, что медицинское страхование и медицинское обслуживание — это не одно и то же. Приобретая страховку, мы оплачиваем не обязательное лечение, а вероятность такого лечения. Мы перечисляем страховой взнос, который может превысить стоимость реально полученного лечения, а может быть ниже. Эта разница и является значимой для любой страховой компании. Для того чтобы перестраховаться и не оказаться в проигрыше, страховые компании ввели такое понятие, как «страховой случай». Соответственно медицинское страхование придет на помощь и возьмет все расходы на себя только при возникновении «страхового случая». Часто клиенты недоумевают, почему страховая компания отказывает им в бесплатной медицинской помощи. Ведь они приобрели полис медицинского страхования, заплатили свои (или не свои) деньги, значит, не должно быть никаких отказов.

Что же такое «страховой случай»? Это событие, предусмотренное договором страхования, при котором страховая компания обязана выплатить страховую сумму. В медицинском страховании «страховым случаем» является получение застрахованным медицинской помощи при:

· остром заболевании (вирусная инфекция, грипп и др.);

· обострении хронического заболевания (тонзиллит, гастрит и др.);

· травмах, отравлениях или других последствиях несчастного случая.

Таким образом, медицинское страхование как профессиональный деловой партнер действует и помогает в определенных ситуациях. n

Оксана Терсина

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*