ФАС: действующий порядок регулирования цен на ЖНВЛС неэффективен

На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Российской Федерации (РФ) сообщается о том, что 24–25 октября в Москве состоялась XII ежегодная Всероссийская конференция «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий — ФармМедОбращение–2012», в которой приняли участие представители ФАС. В частности Надежда Шаравская, заместитель начальника Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС, представила доклад на тему «Перспективы регулирования цен на лекарственные препараты в России», в котором подвергла жесткой критике существующую в РФ систему регулирования отпускных цен на жизненно необходимые и важные лекарственные средства (ЖНВЛС), констатируя, что жесткое государственное регулирование цен на них приводит к повышению стоимости прочих препаратов и создает административный барьер для выведения на рынок новых лекарственных средств.

Презентация к докладу А. Шаравской размещена на сайте www.fas.gov.ru .

В докладе представлена история формирования системы регулирования цен на лекарственные средства, начиная с 1994 г. К 2010 г. эта система ужесточилась, но не стала эффективнее, о чем свидетельствуют результаты проверки в сфере ценообразования на ЖНВЛС при регистрации предельных отпускных цен производителей, проведенной Генеральной прокуратурой РФ в период с 23 августа по 28 сентября 2010 г. По итогам проверки выявлены: избирательность и необоснованность регистрации или отказов в регистрации цен уполномоченными органами, несоблюдение ими установленных процедур принятия решений; факты регистрации существенно завышенных цен на препараты по недостоверным или некорректным данным (в 19% случаев всех проверенных цен); факты необоснованных отказов ряду производителям в регистрации цен на лекарственные средства, в том числе в пересмотре ошибочно зарегистрированных цен. Производители получали отказы в регистрации цены даже тогда, когда предложенная ими цена была ниже, чем ранее зарегистрированные цены на аналогичные препараты.

Среди проблем регулирования цен докладчик указывает на несовершенство основополагающих принципов существующей в РФ системы государственного регулирования цен на ЖНВЛС.

В 2009 г. (когда в России было введено государственное регулирование цен на ЖНВЛС) в связи с финансовым кризисом многие российские производители осуществляли отпуск препаратов по сниженным ценам для сокращения товарных остатков и реализации лекарств с истекающим сроком годности. В то же время ежегодно растут издержки на производство и обращение препаратов: повышение стоимости активных фармацевтических ингредиентов, вспомогательных субстанций, энергоносителей, арендной платы, зарплаты, инфляция, затраты на обслуживание кредитных ресурсов, инвестиции в основной капитал, инновации и т.д.

Поэтому сравнение со средневзвешенной ценой отпуска и ввоза привело к убыточности производства отдельных препаратов и уходу их производителей с рынка.

По мнению докладчика, есть 2 способа повышения зарегистрированных цен: временный уход препарата с рынка или регистрация измененной упаковки и дозировки лекарственного средства (так называемый полиформизм). То есть, несмотря на жесткость процедуры регистрации, ее достаточно легко обойти, манипулируя формой выпуска, упаковкой или дозировкой препарата.

Следует учитывать и то, что дешевые лекарственные средства менее востребованы товаропроводящей цепочкой в связи с регулируемыми надбавками оптовых и розничных операторов. По этой причине такие препараты уступают место более дорогим лекарствам с тем же действующим веществом. Таким образом, хотя по отдельным ЖНВЛС цены не растут, в целом по рынку отмечается повышение цен и расходов населения на лекарственные средства. Вывод: существующее регулирование цен на ЖНВЛС приводит не к снижению цен на препараты, а к их повышению.

В докладе указана еще одна проблема системы регулирования цен: невозможность перерегистрации цен на лекарственные средства российских производителей даже с учетом о­бъективного роста расходов и инфляции. Такая ситуация обусловлена положениями нормативных актов, согласно которым при перерегистрации (также как и при регистрации) заявленная цена должна сравниваться со средневзвешенной ценой, которая, в свою очередь, не может быть выше зарегистрированной.

Таким образом, по мнению Н. Шаравской, действующий порядок регулирования цен на ЖНВЛС приводит к убыточности производства отдельных ЖНВЛС и сокращению инвестиций в модернизацию производств и переход на стандарты GMP, а также «вымыванию» дешевых препаратов отечественного и зарубежного производства из ассортимента всех участников товаропроводящей цепи, что становится причиной роста затрат населения на лекарства.

Также сложившаяся ситуация стимулирует к регистрации и реализации ЖНВЛС по максимально возможным ценам, поскольку любое снижение фактических цен ниже уровня предельных отпускных приводит к снижению средневзвешенных фактических цен отпуска.

В итоге, государственное регулирование цен на ЖНВЛС ведет к повышению цен на остальные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛС, поскольку производители, оптовые и розничные операторы стремятся компенсировать недополученную прибыль от реализации ЖНВЛС за счет повышения цен на нерегулируемые препараты и стимулирует полиформизм — появление излишнего количества новых лекарственных форм, дозировок, упаковок, внесения иных незначительных изменений в регистрационные документы с целью перехода от сравнения регистрируемых цен со средневзвешенными фактическими ценами отпуска и с ценами аналогов к регистрации препаратов в заявительном порядке на основании анализа фактических расходов.

При этом при внесении изменений в нормативную документацию препарата после регистрации цены на него производитель вынужден повторно предоставлять полный комплект документов и каждый раз проходить процедуру регистрации цены на то же самое лекарство. В результате на рынке могут находиться одни и те же препараты, но с разными ценами, отличающимися в разы.

По мнению Н. Шаравской, невозможно добиться решения этих проблем путем совершенствования методик определения максимальной отпускной цены. К примеру, со слов докладчика, лишено смысла предложение Министерства экономики и развития РФ учитывать общую средневзвешенную цену по группе лекарств внутри международных непатентованных названий (МНН). Это, считает Н. Шаравская, потребует введения дополнительного очень сложного и не всегда точного административного механизма; приведет к росту цен на наиболее дешевые генерические лекарственные средства до уровня рассчитанной уполномоченным органом средневзвешенной (для некоторых МНН средневзвешенная цена может оказаться довольно высокой); сделает невозможным выведение на российский рынок объективно более дорогих лекарств, произведенных в соответствии со стандартами GMP, что сузит для потребителей возможность выбора лекарств даже в коммерческой продаже; усложнит процедуру регистрации цен и увеличит ее продолжительность за счет большого количества расчетов средневзвешенных цен всех препаратов с одним и тем же действующим веществом, а также отдельно для отечественных и зарубежных препаратов в рамках каждого МНН с учетом лекарственных форм, дозировок, упаковок и объемов реализации каждого препарата по той или иной цене.

Подытоживая свой доклад, Н. Шаравская отметила, что накопленный опыт позволяет судить, что любая модернизация существующей системы административного установления цен на лекарства не приведет к достижению ее целей и решению перечисленных проблем. По­этому необходимо искать экономические стимулы для снижения фармкомпаниями цен на препараты, такие как переход от жесткого государственного регулирования цен на лекарственные средства к системе возмещения их стоимости (реимбурсации).

По материалам www.fas.gov.ru

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи