Проблемы отечественных производителей и пути их решения: позиция украинских работодателей

Как сообщалось в прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА», 21 ноября текущего года в Киеве состоялся съезд Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее — ООРММПУ), во время которого руководители отечественных фармацевтических предприятий обсуждали проблемы и дальнейшие перспективы развития фармотрасли. Он предшествовал IX съезду Федерации работодателей Украины (далее — Федерация), который проходил в Киеве 27 ноября 2012 г. Предлагаем вниманию читателей обзор этих важных для украинской промышленности мероприятий.

Съезд ООРММПУ проходил под председательством Валерия Печаева, президента этой организации.

Александр Толстанов, заместитель министра здравоохранения Украины, приветствовал участников съезда от имени Николая Азарова, Премьер-министра Украины. В обращении главы правительства отмечено: «Украинская фармация занимает достойное место среди других отраслей экономики страны. Обеспечение населения лекарственными средствами является чрезвычайно важными и социально значимым заданием государства. Понимая важность развития фармацевтической промышленности для общества, правительство уделяет большое внимание программам, направленным на поддержание этой сферы. Благодаря вашему самоотверженному труду, профессионализму, добросовестности и настойчивости отечественная фармацевтическая промышленность занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Надеюсь, что мероприятия, которые пройдут в рамках съезда, будут способствовать развитию и повышению уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на фармацевтическом рынке».

Также А. Толстанов зачитал приветствие от Раисы Богатыревой, вице-премьер министра, министра здравоохранения Украины. «Медицинская и микробиологическая промышленность уверенно двигаются вперед и ответственно настроены на эффективное обеспечение наших соотечественников качественными, эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами. Нынешними реалиями фармацевтического сектора отрасли здравоохранения является то, что это сформированный сектор экономики», — говорится в обращении Р. Богатыревой.

Заместитель министра здравоохранения Украины сообщил, что объем реализации фармацевтической продукции в I полугодии 2012 г. составил более 14 млрд грн. В настоящее время на фармацевтическом рынке представлено более 11 тыс. зарегистрированных лекарственных средств, из которых почти 30% — препараты оте­чественного производства. Успехи украинской фармацевтической промышленности, которая за годы независимости прошла путь от возрождения до лидерства, заслуживают особенного внимания и уважения. На современном этапе лекарственные средства отечественного производства занимают твердые позиции в конкурентной борьбе с зарубежной продукцией, составляя в общем объеме фармацевтического рынка почти 30% в денежном и более 60% в натуральном выражении.

Также докладчик проинформировал о позитивных результатах Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект). Предварительный анализ реализации Пилотного проекта показал, что он дал позитивные результаты для пациентов. А. Толстанов отметил, что цены на препараты, задействованные в Пилотном проекте, снизились на 16–20% по сравнению с осенью прошлого года. Как следствие, произошло увеличение их потребления. «Это еще раз подтверждает, что потребление препаратов в Украине зависит не от распространенности заболевания, а от покупательной способности населения», — подчеркнул заместитель министра.

По словам А. Толстанова, в следующем году регуляторные функции следует направить на снижение стоимости лекарственных средств зарубежного производства, а также проведение на высоком профессиональном уровне разъяснительной работы относительно того, что украинская фармация уверенно идет к европейским стандартам по всем направлениям.

Также заместитель министра сообщил, что к 2015 г. планируется внедрить еще один пилотный проект по регулированию цен на препараты, применяемые для лечения сахарного диабета, с учетом опыта, полученного при реализации нынешнего Пилотного проекта.

Дмитрий Олейник, заместитель главы совета Федерации, ознакомил участников съезда с позицией этой организации относительно путей решения проблем отечественной промышленности.

Он сообщил, что Федерация подготовила предложения правительству, Национальному банку, Министерству финансов Украины о необходимости проведения инвентаризации долгов государства перед бизнесом и согласования процедуры их возврата. Работодатели готовы поддержать выпуск краткосрочных НДС-облигаций.

Также он обратил внимание на проблемы в сфере кредитования предприятий. По его словам, несмотря на то, что кредитные ставки высоки, доступ к кредитным ресурсам ограничен. Потому для решения этого вопроса следует принять меры по обеспечению субъектов хозяйствования «длинными» денежными кредитами, отказаться от принудительной продажи валютной выручки экспортеров и ограничения сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам. Также необходимо отказаться от жесткой привязки к курсу доллара и перейти к плавающему курсу в пределах задекларированного коридора.

Д. Олейник сообщил, что Федерация, по результатам договоренностей с главой правительства, подала заявку на пересмотр условий членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Согласно международным нормам любая страна-участница имеет право 1 раз в 3 года пересматривать их. В настоящее время над этим вопросом работает совместная рабочая группа КМУ, в которую входят представители Федерации. По словам докладчика, следует снизить ставки ввозной пошлины на оборудование, комплектующие и сырье, которые не производятся в Украине.

Одно из ключевых предложений Федерации правительству Украины касается государственных закупок. Так, украинские работодатели предлагают ввести преференции для национальных товаропроизводителей при закупках за бюджетные средства. С этой целью необходимо провести комплексный анализ номенклатуры закупок товаров и услуг и принять соответствующее правительственное решение.

Алексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба), осветил последние регуляторные изменения и перспективные направления дальнейшего развития фарм­отрасли. По его словам, за последние 2,5 года Гослекслужбой инициирована имплементация в национальное законодательство ряда европейских норм и практик. С одной стороны, они гарантируют пациенту и системе здравоохранения качество, безопасность и эффективность лекарственных средств, с другой — создают нетарифные ограничения для воза на внутренний рынок некачественной импортной продукции, что позволяет говорить о формировании новых возможностей для развития именно национального фармацевтического производства.

В результате в отечественном нормативно-правовом поле впервые появились такие понятия европейского фармацевтического законодательства, как фальсифицированное лекарственное средство, надлежащая производственная практика, надлежащая дистрибьюторская практика, лицензирование импорта лекарственных средств. В частности, для всех производителей лекарств Украины нормы GMP уже определены как обязательные для выполнения.

За последние годы Гослекслужба обеспечила жесткий контроль соблюдения требований GMP отечественными производителями. По состоянию на 1 ноября 2012 г. в Украине лицензировано 114 производителей лекарственных средств. «Вы хорошо знаете тех, кто не в состоянии выполнять требования GMP и обеспечивать надлежащее качество препаратов для украинских потребителей. Они на сегодня покидают рынок», — отметил А. Соловьев.

С другой стороны в ноябре 2012 г. введена норма касательно обязательности наличия подтверждения условий производства требованиям GMP ЕС при регистрации нового лекарственного средства. Допуск зарубежной продукции на внутренний рынок с 1 января 2013 г. будет осуществляться только при соответствии условий ее производства требованиям GMP ЕС.

«Присутствующим хорошо известно, что излишне либеральное законодательство по допуску препаратов на внутренний рынок привело к тому, что удельный вес импортной продукции в номенклатуре лекарственных средств, допущенных к обороту, сегодня в 2,5 раза превышает таковой отечественной. За последние годы на внутренний рынок допущено не менее 30% препаратов, произведенных вне стран с жесткой регуляторной системой и не имеющих сертификата GMP, что создает импортерам значительные конкурентные преимущества перед отечественными производителями, которые недавно такие требования внедрили», — сообщил председатель Гослекслужбы.

Также на внутреннем рынке отмечается перевес в сторону импортной продукции в денежном выражении при двукратном перевесе отечественной в натуральном.

В рамках отработки инициированных законодательных норм за предыдущий год Гослекслужбой было проведено 81 инспектирование зарубежных производителей. По их результатам в 54 случаях Гослекслужба отказала в выдаче сертификата соответствия требованиям GMP. «Что это значит для вас? Это значит, что с введением нетарифных мер регулирования было положено начало ликвидации разрыва между отечественными и зарубежными производителями, которые имели значительные конкурентные преимущества в части возможности реализовать свою продукцию на внутреннем рынке без наличия сертификата GMP», — подчеркнул А. Соловьев.

Кроме того, председатель Гослекслужбы напомнил об усилении ответственности зарубежных производителей за качество реализуемой продукции непосредственно на территории страны. С 1 марта 2013 г. вводится лицензирование импорта для всех зарубежных производителей. В сентябре 2011 г. введена, а в июле 2012 г. усилена уголовная ответственность за фальсификацию лекарственных средств. В июле 2012 г. Украина ратифицировала конвенцию Совета Европы по противодействию фальсификации препаратов. Тогда же Украина стала участницей пилотного проекта ВОЗ по отслеживанию путей распространения фальсифицированных лекарственных средств в мире.

«Сегодня мы значительно расширили сферы международного сотрудничества. Мы сумели сформировать собственный ресурс для изучения международного законодательства и практических инструментов регулирования фармацевтического рынка, которые используются в развитых странах. Сегодня мы создали систему коммуникаций, которая позволяет напрямую общаться как с регуляторными органами развитых стран, так и принимать участие в разработках наиболее прогрессивных подходов дальнейшего развития отрасли и рынка», — подчеркнул председатель Гослекслужбы.

Среди ключевых направлений деятельности Гослекслужбы в среднесрочной перспективе А. Соловьев выделил:

  • присоединение Гослекслужбы к системе сертификации лекарственных средств для международной торговли в соответствии с требованиями ВОЗ. «Мы предполагаем, что это может расширить рынки сбыта отечественной продукции», — отметил он;
  • внедрение основ надлежащей аптечной практики;
  • создание автоматизированной системы отслеживания обращения лекарственных средств от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки идентификации лекарственных средств;
  • оснащение территориальных органов Гослекслужбы специальными приборами реактивного выявления фальсифицированных и субстандартных препаратов непосредственно на месте проверки без вскрытия упаковки.

Кроме этого, А. Соловьев сообщил о том, что Гослекслужба последовательно отстаивает меры по стимулированию отечественного производителя путем внедрения госзаказа и переориентации госзакупок на препараты отечественного производства, изготовленных в условиях GMP, внедрения практики целевых государственных программ по разработке и внедрению в производство современных генериков, инновационные оригиналы которых недавно вышли из под патентной защиты, формированию перечня необходимых препаратов для организации их производства в Украине, созданию инновационных специализированных структур для разработки и производства лекарственных средств на основании частно-государственого партнерства.

Отдельно он остановился на актуальном вопросе введения НДС на препараты. Как сообщил председатель Гослекслужбы, недавно Министерство финансов Украины выступило с предложением к правительству о введении НДС на лекарственные средства и медицинские изделия по сниженной ставке. С этим предложением согласились Государственные налоговая и таможенная службы. «В целом мы также поддерживаем этот шаг, потому что считаем, что введение НДС на лекарственные средства несет очевидные экономические выгоды отечественному производителю. А поскольку при формировании своей точки зрения мы принимаем и сторону пациента, наша позиция заключается в том, что необходимо всесторонне изучить вопрос увеличения издержек пациента и только после этого принимать взвешенное решение», — сказал А. Соловьев.

В завершение он отметил, что по результатам проверок зарубежных производителей выяснилось, что те 54 предприятия из 81 проверенного, которые не соответствуют GMP, производят генерики, но их также могут производить отечественные предприятия. Объем такой продукции в денежном выражении составляет более 1 млрд грн. «То есть, это та потенциальная ниша, которая освободится с 1 января 2013 г.», — подчеркнул А. Соловьев.

Валерий Печаев рассказал о достижениях и актуальных вопросах отечественных фармацевтических производителей. «Настает период рассвета украинской фармацевтической промышленности», — отметил он. В последние годы отрасль интенсивно развивается. За последние 20 лет номенклатура выпускаемых отечественных препаратов увеличилась с 1050 до 3500 наименований, значительно возросло количество предприятий.

По объему производства лидерами отечественного фармацевтического рынка на сегодня являются: ПАО «Фармак», ЧАО «Фармацевтическая фирма «Дарница», корпорация «Артериум», ПАО «НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод». Также в десятку ведущих компаний вошло ОАО «ИнтерХим».

В. Печаев рассказал о деятельности ООРММПУ за последние 2 года. Так, в 2011– 2012 гг. было проведено 8 заседаний правления этой организации, более 20 рабочих совещаний, на которые приглашались руководители МЗ, Гослекслужбы, ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины», Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, а также других центральных органов исполнительной власти. По результатам совещаний было отправлено 106 писем и обращений, касающихся деятельности отрасли. ООРММПУ активно принимает участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов.

По словам президента этой организации, в процессе формирования регуляторной политики возникает много вопросов, которые необходимо оперативно решать. В частности, как отметил В. Печаев, сегодня существует ряд проблем, решение которых для отечественных производителей имеет большое значение.

Так, по мнению президента ООРММПУ, в сфере реализации Пилотного проекта проблемными вопросами являются методика расчета граничных уровней оптово-отпускных цен и порядок частичного возмещения стоимости антигипертензивных препаратов. В. Печаев напомнил, что его реализация заканчивается в декабре текущего года. Проанализировав результаты внедрения Пилотного проекта, можно будет говорить о возможности внедрения пилотного проекта в сфере регулирования цен на препараты, применяемые для лечения сахарного диабета. Однако уже сегодня можно сказать, что следует активизировать разъяснительную работу среди врачей относительно необходимости активизации процесса выписывания рецептов, причем с обязательным указанием международных непатентованных названий лекарственных средств.

Следующий проблемный вопрос касается налогообложения. «20 лет мы обходились без НДС, но поскольку сегодня усиливается давление на бизнес, можно рассмотреть возможность введения 7% ставки НДС», — отметил В. Печаев.

Кроме того, он сообщил о проблемах в сфере госзакупок. Так, сегодня отечественные производители лишены возможности участвовать в местных тендерах, при этом централизованные закупки также явно не стимулируют украинского производителя. Обращения к органам власти по данному вопросу пока не дали ощутимого результата. Поэтому, по мнению президента ООРММПУ, производители должны самостоятельно создать систему национального протекционизма и способствовать ее утверждению на высшем уровне.

В. Печаев обратился к Гослекслужбе относительно вопроса качества лекарственных средств. «Внедрение обязательности соблюдения требований GMP для отечественных производителей — значительный шаг на пути обеспечения качества украинской продукции. Мы просим Гослекслужбу быть последовательной и занять такую же принципиальную позицию по отношению к зарубежным производителям», — подчеркнул он.

Относительно наращивания экспортного потенциала отечественных фармпроизводителей, В. Печаев обратил внимание на необходимость приведения регистрационного досье в Украине в соответствие с таковым в ЕС. Он предложил разработать комплексную программу, которая позволит осуществить эти меры.

В завершение президент ООРММПУ обратил внимание на решение Национального банка Украины относительно уменьшения сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам со 180 до 90 дней. Президент ООРММПУ подчеркнул, что эта норма значительно уменьшает экспортные возможности отечественных фармпроизводителей. Поэтому В. Печаев предложил обратиться к Национальному банку Украины с просьбой увеличить эти сроки до 180 дней.

Филя Жебровская, генеральный директор ПАО «Фармак», также остановилась на вопросах реализации Пилотного проекта. Она напомнила, что отечественные производители поддержали инициативу МЗ по его внедрению, потому что это первый шаг на пути к страховой медицине.

И хотя порядок частичного возмещения стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, вызывает много вопросов, все же его введение — очень позитивный момент для украинского пациента. Какие задачи ставили перед собой инициаторы Пилотного проекта? Это — повышение экономической доступности лекарственных средств и увеличение охвата населения антигипертензивной терапией. В ходе его реализации удалось достичь позитивных результатов. «Я поддерживаю Пилотный проект», — отметила Ф. Жебровская. Однако, по ее мнению, размер возмещения стоимости препаратов, относящихся к одной группе, должен быть одинаковым, независимо от того, каким производителем они выпущены.

Чего удалось достичь в ходе реализации Пилотного проекта? По мнению генерального директора ПАО «Фармак», в целом методология расчета граничного уровня оптово-отпускных цен дала эффект сдерживания цен, но не повлияла на их дифференциацию. Стоимость установленной суточной дозы (defined daily dose — DDD) зарубежных и отечественных препаратов по-прежнему значительно варьирует. Поэтому еще до начала 2013 г. следует отрабатывать вопросы выравнивания цен и недопущения случаев, когда их регулирование приводит к тому, что производство лекарственных средств становится невыгодным. Необходимо учитывать, что в Пилотный проект включены генерики, то есть копии, которые изготавливаются с использованием одинаковых технологий и сырья. Все препараты, включенные в Пилотный проект, производятся с соблюдением требований GMP. Украинские производители, как и зарубежные, расходуют средства на сырье, рабочую силу, энергоресурсы. Возникает вопрос: почему стоимость зарубежных генериков в несколько раз выше таковой отечественных? «Она может быть выше, но не в несколько раз», — подчеркнула Ф. Жебровская.

Изменились ли объемы продаж лекарственных средств в связи с внедрением Пилотного проекта? Генеральный директор ПАО «Фармак» обратила внимание на то, что наиболее применяемыми антигипертензивными препаратами являются лекарственные средства группы амлодипина. По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», рост аптечных продаж этих лекарственных средств по итогам 10 мес текущего года составил 23% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Относительно проблем реимбурсации Ф. Жебровская отметила, что важно отработать понятный всем участникам процесса механизм возмещения стоимости препаратов. То есть, необходимо четко прописать порядок частичного возмещения стоимости лекарств, определить аптеки, которые будут участвовать в этом процессе, и донести эту информацию в понятном формате до региональных управлений здравоохранения и субъектов хозяйствования. Это позволит государству делать последующие шаги в направлении внедрения страховой медицины. «Отработка механизмов возмещения стоимости препаратов остается актуальным вопросом и должна быть продолжена в следующем году», — подчеркнула Ф. Жебровская.

Также она отметила, что в следующем году каждое лечебно-профилактическое учреждение Украины должно получить локальные протоколы лечения гипертонической болезни. Кроме того, уже сегодня среди врачей необходимо проводить разъяснительную работу по вопросам взаимозаменяемости лекарственных средств и рациональной фармакотерапии.

Генеральный директор ПАО «Фармак» подчеркнула, что после тщательной отработки всех проблемных вопросов Пилотного проекта можно приступить к разработке и реализации подобных проектов для других нозологий.

Геннадий Хорунжий, первый вице-президент ООРММПУ, напомнил, что Указом Президента Украины от 30.08.2012 г. № 526/2012 введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 25.05.2012 г. «Об обеспечении населения качественными и доступными лекарственными средствами». В этом документе предусмотрено введение обязательного определения при государственной регистрации генерических лекарственных средств их биоэквивалентности, терапевтической эффективности, наличия более высоких фармако­экономических характеристик. «Мы с вами прошли долгий путь по внедрению GMP, а теперь начинается новый этап, связанный с биоэквивалентностью и биоподобностью», — отметил докладчик. Он согласился с тем, что введение таких мер необходимо, но следует учитывать то, что в настоящее время лабораторий для определения эквивалентности генериков референтным препаратам в Украине критически мало, а законодательная база несовершенна. Г. Хорунжий предложил членам ООРММПУ обратиться к будущему главе Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения (после того, как этот комитет будет создан) с предложением о сотрудничестве в сфере разработки соответствующих законодательных актов.

Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум», остановился на вопросах регуляторных ограничений, которые мешают развиваться отечественной фармпромышленности. Что касается регистрационных процедур, он предложил исключить требования относительно обязательности регистрации субстанций. По мнению докладчика, субстанции необходимо регистрировать в составе регистрационного досье на готовую лекарственную форму, как это происходит во всем цивилизованном мире.

Кроме того, С. Сур обратил внимание на то, что сегодня в Украине существуют большие трудности в сфере регистрации биопрепаратов, потому что для биоподобного лекарственного средства приходится проводить весь комплекс доклинических и клинических исследований, как для оригинального продукта. По мнению докладчика, этот вопрос требует тщательного изучения.

Что касается требований в сфере осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, ввозимых в Украину, то в этом вопросе также существуют шероховатости. В частности, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум» обратил внимание на то, что нормы постановления КМУ от 08.08.2012 г. № 793 предусматривают обязательность проведения входного контроля продукции in bulk в лабораториях предприятий, а также последующий государственный лабораторный контроль. По мнению докладчика, достаточно проводить входной контроль продукции in bulk в лабораториях предприятий.

В контексте введения нормы относительно лицензирования импорта С. Сур обратил внимание на то, что согласно Закону Украины от 04.07.2012 г. № 5038-VI лицензирование хозяйственной деятельности по импорту активных фармацевтических ингредиентов вводится с 1 января 2015 г., а лицензирование деятельности по импорту продукции in bulk — с 1 января 2013 г. Возникает вопрос — если украинское предприятие ввозит такую продукцию не с целью перепродажи, а для дальнейшего производства готовых лекарственных средств, то есть ли необходимость в получении им 2 лицензий — на производство и импорт?

Михаил Пасечник, президент компании «Фалби», рассказал о проблемах, которые волнуют предприятия розничного сегмента фармацевтического рынка. Очень болезненный вопрос — ценовое регулирование этого рынка. Со вступлением в силу постановления КМУ от 13.08.2012 г. № 762 ценовое регулирование распространилось на Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений.

При таком расширении ценового регулирования снижается доходность аптек. Для решения этой проблемы необходимо в кратчайшие сроки создать единый регулируемый перечень. Кроме того, регулируются цены и на изделия медицинского назначения. Эта норма распространяется лишь на аптеки, но ведь некоторые изделия медицинского назначения (например презервативы) реализуются в торговых сетях, и для них нет ограничений в ценообразовании.

Докладчик также напомнил, что согласно Лицензионным условиями осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами предусмотрено аннулирование лицензии за превышение предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок на лекарственные средства. По мнению М. Пасечника, эта норма нецелесообразна, неприемлема и создает правовую коллизию.

Игорь Крячок, директор ООО «МОРИОН», в контексте возможного введения НДС на препараты обратил внимание присутствующих на то, что согласно Налоговому кодексу Украины в нашей стране не предусмотрены дифференцированные ставки НДС. Таким образом, если говорить о введении данного налога, нужно понимать, что он будет составлять 20%. Очевидно, что такой шаг приведет к существенному удорожанию лекарственных средств для конечного потребителя, что недопустимо, учитывая низкую платежеспособность украинцев и отсутствие эффективной системы возмещения стоимости препаратов со стороны государства.

Комментируя вопросы эквивалентности генериков референтным препаратам, И. Крячок предложил в приказах МЗ о регистрации лекарственных средств предоставлять информацию о том, какому референтному препарату эквивалентен тот или иной генерик.

В отношении Пилотного проекта директор компании «МОРИОН» отметил: «7 молекул, которые участвуют в Пилотном проекте, пора превращать в 7 лекарственных средств». То есть, по мнению докладчика, возмещение стоимости препаратов рационально осуществлять, исходя из фармакоекономических показателей.

Некоторые вопросы, обсуждаемые на съезде ООРММПУ, были подняты и на IX съезде Федерации. Открывая это мероприятие, Дмитрий Фирташ, глава совета Федерации, сообщил, что в настоящее время в Украине отмечается рост безработицы. «Бизнес должен думать о том, как создавать новые рабочие места», — подчеркнул он. Создание новых рабочих мест гарантирует наполнение бюджета страны. Однако это сложная задача, учитывая то, что государство вымывает оборотные средства предприятий, а инвестиции уходят из страны. «По итогам III кв. 2012 г. можно сказать, что мы получили в 5 раз меньше инвестиций в страну, чем в 2011 г.», — отметил докладчик. По его словам, задолженность государства перед бизнесом составляет около 60 млрд грн. Предположительно, невозврат НДС составляет 40 млрд грн., около 16 млрд грн. — переплата по налогу на прибыль. Это — вымытые оборотные средства предприятий. При этом кредитные ресурсы сегодня очень дорогие.

Д. Фирташ предложил скоординировать и сосредоточить усилия на стимулировании пополнения оборотных средств субъектов хозяйствования и упрощении их доступа к кредитным ресурсам. Так, Федерация предлагает внедрить механизм погашения задолженности по возмещению НДС путем выпуска НДС-облигаций. Кроме того, работодатели предлагают правительству Украины отказаться от принудительной продажи экспортерами валютной выручки и от ограничения сроков расчета по внешнеэкономическим контрактам.

Представители Федерации считают, что необходимо снизить социальную нагрузку на бизнес, в частности путем разработки и внедрения на законодательном уровне механизма поэтапного снижения ставки единого социального взноса до 20%, а также с помощью перехода от принудительного механизма содействия трудоустройству к стимулирующему.

Кроме того, Федерация намерена способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Украине. Для этого предлагается создать и поддерживать в актуальном состоянии Национальный реестр контролирующих органов. Такой шаг позволит устранить дублирование контролирующих функций.

Подводя итоги съездов ООРММПУ и Федерации, стоит отметить, что украинские производители готовы к диалогу с регуляторными органами. В свою очередь, регуляторы рынка обещают прислушиваться к их мнению и хотели бы заручиться поддержкой представителей украинского бизнеса.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека и автора

Коментарі

Жора 04.12.2012 6:29
Главная проблема отечественных производителей- чрезмерные аппетиты их хозяев.
L 06.12.2012 10:34
А спросите у врачей, какие лекарства они дадут своим близким, отечественные или импортные! А ещё всегда интересовало, что закупает "Феофания"?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті