Stada: успешный вектор развития!

28 марта 2013 г. состоялся пресс-завтрак, посвященный результатам финансовой деятельности холдинга «STADA CIS» за 2012 г. Минувший год для холдинга «STADA CIS» был знаковым, ведь в 2012 г. исполнилось 10 лет с момента начала его деятельности на украинском фармрынке. За эти годы, выбрав верный путь развития, компания уверенно шла к успеху и сегодня, конкурируя с крупнейшими игроками, демонстрирует высокую динамику. Станислав Дьяченко, глава представительства группы компаний «STADA» в Украине, рассказал о результатах финансовой деятельности Группы «STADA ARZNEIMITTEL AG» в мире и Украине в 2012 г., уделив внимание ключевым рецептам успеха. Коллега из России — Иван Глушков, директор департамента внешних связей холдинга «STADA CIS», выбрал актуальную на сегодня тему для рынков стран СНГ — импортозамещение.

Станислав Дьяченко

«STADA ARZNEIMITTEL AG» В МИРЕ

Основные финансовые результаты «STADA Arzneimittel AG» в 2012 г.:

  • объем продаж увеличился на 7% и составил 1,84 млрд евро;
  • чистая прибыль составила 86,5 млн евро, скорректированная чистая прибыль возросла на 1%;
  • показатель EBITDA увеличился до 323,8 млн евро (+45%), скорректированный EBITDA увеличился на 9%;
  • существенный рост продаж брэндированных генериков в коммерческом сегменте (+26%);
  • динамичный рост развивающихся рынков, особенно в России (+23%);
  • увеличение дивидендов более чем на 35% до отметки в 0,50 евро за одну акцию.

Иван Глушков

Результаты деятельности группы в 2012 г. полностью соответствуют позитивным прогнозам руководства и подтверждают эффективность выбранной стратегии — сочетания генерических и брэндированных генерических лекарственных средств в продуктовом портфеле с одной стороны, и расширения международного влияния — с другой. Такой подход позволяет «STADA Arzneimittel AG» максимально выгодно использовать потенциал роста как отдельных категорий продуктов, так и различных географических регионов, и при этом минимизировать возможные риски.

Группа компаний «STADA Arzneimittel AG» в 2012 г. традиционно продемонстрировал стабильный устойчивый рост (рис. 1). Благодаря активному развитию «STADA AG» удерживает 5-ю позицию в мировом рейтинге компаний — производителей генерических лекарственных средств. На европейских рынках она также занимает выгодные позиции. Ключевым для Группы компаний «STADA AG» является рынок Германии — 442 млн евро, что составляет в общей структуре продаж среди других рынков 24% (рис. 2). Далее за ней следует регион СНГ, который обеспечил компании 396,5 млн евро (или 21,6%). Сегодня именно рынки стран СНГ являются наиболее перспективными для группы, ведь они демонстрируют наиболее активную динамику и двузначные темпы прироста объема продаж. Здесь доминирующий вклад обеспечивает Россия, следом за ней — Украина.

Рис. 1
Динамика объема продаж холдинга «STADA AG» в 2000–2012 гг.
Динамика объема продаж холдинга «STADA AG» в 2000–2012 гг.
Рис. 2
Распределение объема продаж компании «STADA AG» в 2012 г. на ключевых рынках
Распределение объема продаж компании «STADA AG» в 2012 г. на ключевых рынках

«STADA AG» В УКРАИНЕ

Совокупный объем продаж в Украине представительства компаний «STADA» в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. на 20% до 30,5 млн евро. Реализация генерических препаратов увеличилась по сравнению с 2011 г. на 21% и достигла 9,8 млн евро. Сегмент брэндированных генериков также демонстрировал рост в 2012 г: аптечные продажи увеличились на 19,5% и составили 20,8 млн евро. «Это был год выраженной эффективности развития бизнеса в Украине», — комментирует Станислав Дьяченко, директор представительства компании «STADA» в Украине.

В то время как украинский рынок аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении завершил 2012 г. с приростом в размере 5,6% по сравнению с 2011 г., продажи компании «STADA» увеличились на 16,16%. Среднерыночную динамику продаж компания опережает также и в евроэквиваленте. Так, в целом по рынку прирост объема аптечных продаж лекарственных средств по этому показателю в 2012 г. составил 26,3%, а реализация препаратов компании «STADA» увеличилась на 32,9%. Стремительное рыночное развитие компании «STADA» способствовало увеличению долевого участия в конкурентной среде. Так, удельный вес компании увеличился с 1,29% в 2011 г. до 1,36% (в евроэквиваленте) в 2012 г. Следует отметить, что этот показатель варьирует в зависимости от времени года и может достигать 1,6%.

2012 г. был успешным не только для компании «STADA». Крупнейшая топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в евроэквиваленте продемонстрировала положительную динамику, и 19 из них опередили рыночное развитие. Среди крупнейших игроков по темпам прироста аптечной реализации компания «STADA» занимает 8-е место, а среди исключительно зарубежных фармкомпаний — 4-ю позицию, что в очередной раз свидетельствует об эффективности ведения бизнеса.

Рыночный успех компании «STADA» в Украине, как и в мире, предопределен сбалансированным продуктовым портфелем, эффективным маркетинговым продвижением такового. Динамика продаж топ-10 крупнейших препаратов в портфеле компании «STADA» — ПРОКТОЗАН®, ВИТАПРОСТ®, ХОНДРОКСИД®, ЛИВАРОЛ®, ГЕКСИКОН®, ЛАВОМАКС®, ГРИППОСТАД®, ГЕПАРИН®, ПСИЛО-БАЛЬЗАМ®, ГЕПАТРОМБИН® — оказала значимый вклад в развитие компании. Кроме того, в минувшем году на оте­чественный фармрынок были успешно выведены новые препараты, производства Группы компаний «STADA AG» — ИНГАВИРИН®, ТРАНЕКСАМ®, МИРОЛЮТ®, МИРОПРИСТОН®, ГИНЕПРИСТОН®, МЕКСИПРИМ®. Важное значение среди них имеет перспективный препарат ИНГАВИРИН®, который за короткий срок пребывания на украинском фармрынке был позитивно воспринят в профессиональных кругах и среди потребителей.

ИНГАВИРИН® — противовирусный препарат, применяемый для лечения гриппа А и В и других острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) — аденовирусная инфекция, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, а также для их профилактики. Препарат блокирует размножение различных штаммов вируса, что отличает его от других противовирусных препаратов. ИНГАВИРИН® появился на отечественном фармрынке лишь в октябре 2012 г. Но за короткий срок уже успел продемонстрировать высокую динамику аптечных продаж. Учитывая эффективность препарата и принципиально новый механизм действия, можно предположить, что тенденция его роста сохранится.

импортозамещение: возможные сценарии

Хотя для Группы компании «STADA AG» украинский рынок сегодня является самым быстрорастущим во всей Европе, пока наша страна остается одной из немногих, где при крупном внутреннем рынке компания не локализовала производство, несмотря на периодически предпринимаемые попытки. Хотя все крупные рынки вокруг Украины, имеющие существенно меньшие темпы роста, являются объектами внимания компании с точки зрения инвестиционных проектов. Иван Глушков в начале своего выступления отметил, что рынкам стран СНГ на определенном этапе их развития свойственна политика импортозамещения. Одновременно с этим рынки стремятся быть инвестиционно привлекательными.

Крупные фармкомпании, в частности генерические, заинтересованы в локализации производства лекарственных средств на развивающихся фармрынках, если это будет способствовать увеличению рыночной доли, расширению ассортимента, повышению ценовой доступности препаратов. Таким образом, при правильной организации локализация производства выгодна не только фармкомпаниям и государству, но и пациентам.

Импортозамещение государство связывает со снижением стоимости лекарственных средств, развитием украинской фармотрасли (создание новых рабочих мест; увеличение отчислений в налоговый фонд), а также с выполнением социальных обязательств перед населением страны.

На рынках стран СНГ соотношение импортных и локальных препаратов примерно одинаковое. Как правило, локальные игроки аккумулируют превалирующую долю в натуральном выражении, а в денежном — доминируют импортные. При этом доля локальных производителей в натуральном выражении имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует об уменьшении потребления таких препаратов и удорожании стоимости 1 упаковки лекарственных средств. На фоне стран СНГ отличается лишь Казахстан, где изначально вклад локальных производителей был низким, и с годами ситуация не изменилась, они продолжают терять свою долю.

Сегодня действующие системы ценового регулирования в странах СНГ и Европы порою приводят к драматичной разнице в стоимости одного и того же препарата. В качестве примера И. Глушков привел оптовую стоимость препарата для лечения артериальной гипертензии, а также нестероидного противовоспалительного препарата (НПВП) в Украине, России, Казахстане, Германии. Так, в первом случае стоимость препарата в Украине и Казахстане в разы выше, чем в России и Германии, а во втором наоборот — дешевле. Докладчик объяснил это тем, что в Германии препарат для лечения артериальной гипертензии не нуждается в маркетинговом продвижении, его фиксированная стоимость возмещается страховой компанией, и пациент получает препарат той компании, которая выиграла тендер. А для средства группы НПВП, не входящего в список возмещаемых, ситуация сложилась с точностью до наоборот. В Германии расходы на маркетинг влияют на его стоимость в сторону повышения. Таким образом, стоимость препарата в странах СНГ и Европы, как правило, зависит от того, кто является его плательщиком. Фармкомпании ориентированы на выигрыш тендера 1 раз в год, предложив наиболее привлекательную для правительства стоимость препарата.

Далее И. Глушков предложил участникам проанализировать, какую добавленную стоимость на 1 таблетку предопределит локализация производства. Были приведены реальные статьи производственных расходов холдинга «STADA CIS» на одном из рынков стран СНГ, где открыт завод: затраты на персонал составили 61,3%, амортизацию — 12,8%, расходные материалы (12,6%), отопление, электричество — 10,9% и т.д. По словам И. Глушкова, суммарно эти расходы в структуре себестоимости 1 таблетки составляют 15,61% вне зависимости от того, на каком рынке проведена локализация производства.

Более того, была также представлена структура стоимости заводской и аптечной цены генерического препарата. Интересно, что в последнем случае в стоимость препарата заложена такая доля, как «стоимость денег». И. Глушков пояснил, что зарубежные и локальные фармкомпании являются одновременно и производителем, и «банком», предоставляя отсрочку платежа дистрибьюторам около 180 дней. То есть, фармрынок кредитуется деньгами производителей, что, в свою очередь, также влияет на стоимость лекарственного средства. Для сравнения в Германии отсрочка платежа составляет в среднем около 7 дней.

Российский эксперт привел 2 сценария импортозамещения. Первый — «государственнический» предполагает максимальные административные барьеры входа на рынок; льготное финансирование предприятий отрасли; жесткое ценовое регулирование. Но такой механизм приводит к общему повышению стоимости упаковки лекарственного средства за счет того, что фармкомпании перестают поставлять недорогие лекарства, выводят их с рынка, взамен на новые, более дорогие.

Второй «рыночный» сценарий работает в Европе. Здесь существует система соплатежей государства и пациента за лекарственные средства. Фармкомпании конкурируют путем снижения цен, чтобы выиграть государственный тендер, порою составляющий внушительную долю в ее общем объеме продаж. Кроме того, в Европе используют разделение рисков (соглашения «risk sharing») по лечению пациентов между государством и фармкомпанией. При выведении на рынок новых препаратов производитель получает деньги не за их поставку, а за выздоровевшего пациента в установленные стандартом медицинской помощи сроки. Также в развитых странах стимулируется продажа лекарственных средств локального производства. Например, в Германии используется простой механизм: если продукция произведена не на территории страны, в процессе переговоров о формировании цены на генерическое лекарственное средство фармкомпания получает сниженный коэффициент относительно лекарств локального производства. По этой причине иногда фармкомпаниям невыгодно импортировать лекарства. И долю, которую занимает импорт, постепенно отвоевывает локальное производство.

P.S.

В 2012 г. компания «STADA » продемонстрировал успешную и слаженную работу, предопределившую финансовые результаты. Объем продаж значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом, отчасти благодаря расширению продуктового портфеля украинского представительства за счет новых торговых марок. В целом, реализация генерических препаратов демонстрирует устойчивый рост, который компания намерена сохранить и в дальнейшем для укрепления и увеличения рыночной доли. Поскольку фармацевтический рынок Украины имеет значительный потенциал, в текущем году компания будет способствовать его динамическому развитию. 

Оксана Сергиенко,
фото предоставлено агентством «Newsfront»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті