Проект единого Национального перечня: первые шаги дерегуляции

31 марта состоялось 1-е заседание рабочей группы при МЗ Украины, созданной из представителей всех фармацевтических ассоциаций и МЗ Украины для окончательной отработки механизма дерегуляции фармрынка. Одним из обсуждаемых вопросов стал единый Национальный перечень. 3 апреля 2015 г. МЗ Украины на общественное обсуждение вынесен проект постановления КМУ «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства», которым предлагается утвердить Национальный перечень лекарственных средств (далее — проект Национального перечня) и отменить перечень лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, полностью или частично финансирующиеся из государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071, и Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. В данной публикации мы проанализируем проект Национального перечня и сравним его с действующим сегодня Национальным перечнем. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Представленный проект Национального перечня разработан на основе 18-го издания Перечня основных лекарственных средств, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В национальный перечень основных лекарственных средств включены основной и дополнительный перечень лекарственных средств.

Основной перечень лекарственных средств представлен лекарственными средствами для минимальных потребностей базовой системы здравоохранения, в который включены наиболее эффективные безопасные лекарственные средства с лучшими показателями стоимость/эффективность для приоритетных состояний. Приоритетные состояния отбираются исходя из нынешней и предполагаемой в будущем значимости для здравоохранения и возможностей для безопасного лечения с лучшими показателями стоимость/эффективность.

Дополнительный перечень представлен основными лекарственными средствами для приоритетных заболеваний, требующих специализированного диагностического или наблюдательного оборудования, и/или специализированной медицинской помощи, и/или подготовки специалистов. Лекарственные средства также могут быть включены в перечень как дополнительные с учетом постоянной высокой стоимости или меньшей привлекательности с точки зрения эффективности затрат в различных условиях.

Основными отличиями проекта Национального перечня от действующего на данный момент являются распределение препаратов по клинико-фармакологическим группам, а также указание формы выпуска и дозировки.

Также значительно расширен перечень препаратов. Так, действующий Национальный перечень включает 215 международных непатентованных наименований (МНН) или общепринятых наименований лекарственных средств, в то время как проект Национального перечня — 372 наименования. При этом порядка 100 МНН из них не зарегистрированы в Украине. Однако потребность в этих препаратах будет четко обозначена, что стимулирует производителей выводить на рынок молекулы, включенные в Национальный перечень.

В ходе заседания рабочей группы Татьяна Думенко, директор Департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины», объяснила, что Национальный перечень должен стать основой для регулирования амбулаторного сегмента. В то же время в проект Национального перечня включены препараты, которые используются исключительно в госпитальном сегменте, например, такие как ингаляционные анастетики, некоторые противомикробные средства и др.

В связи с этим, в вынесенном на обсуждение проекте постановления КМУ предлагается отменить перечень препаратов, которые могут закупаться за бюджетные средства, утвержденные постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071, а также действующий сегодня Нацио­нальный перечень, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. Однако Обязательный минимальный ассортимент, утвержденный приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000, не отменяется, а препараты, включенные в него, выводятся из-под регулирования наценок.

Таким образом, регулирование наценок будет распространяться исключительно на препараты, включенные в Национальный перечень, что значительно снизит регуляторное влияние на рынок (рис. 1 и 2).

Рис. 1
 Объем аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), обязательный минимальный ассортимент (приказ МЗ № 1000), Национальный перечень (постановление КМУ № 333), и в проект Национального перечня, в денежном выражении по итогам 2014 г. с указанием доли каждого сегмента и доли в общем объеме рынка
Объем аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), обязательный минимальный ассортимент (приказ МЗ № 1000), Национальный перечень (постановление КМУ № 333), и в проект Национального перечня, в денежном выражении по итогам 2014 г. с указанием доли каждого сегмента и доли в общем объеме рынка
Рис. 2
 Объем аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), обязательный минимальный ассортимент (приказ МЗ № 1000), Национальный перечень (постановление КМУ № 333), и в проект Национального перечня, в натуральном выражении по итогам 2014 г. с указанием доли каждого сегмента и доли в общем объеме рынка
Объем аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), обязательный минимальный ассортимент (приказ МЗ № 1000), Национальный перечень (постановление КМУ № 333), и в проект Национального перечня, в натуральном выражении по итогам 2014 г. с указанием доли каждого сегмента и доли в общем объеме рынка

В сфере регулирования оптово-отпускных цен сегодня действует постановление КМУ № 240 «О референтном ценообразовании», которое распространяется на препараты, включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ № 1071. В связи с отменой данного постановления референтное ценообразование предлагается расширить на Национальный перечень и/или отраслевые стандарты в сфере здравоохранения. При этом для проведения государственных закупок учреждения здравоохранения должны использовать не только Национальный перечень, но и государственные формуляры.

В общем объеме аптечных продаж за 2014 г. долевое соотношение отечественных и зарубежных препаратов, включенных в проект Нацио­нального перечня, незначительно смещается в сторону зарубежных препаратов (рис. 3).

Рис. 3
 Объем аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень (постановление КМУ № 333) и в проект Национального перечня, в денежном и натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии)
Объем аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень (постановление КМУ № 333) и в проект Национального перечня, в денежном и натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии)
Рис. 4
 Объем аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень (постановление КМУ № 333) и в проект Национального перечня, в денежном и натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе рецептурного статуса препаратов
Объем аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень (постановление КМУ № 333) и в проект Национального перечня, в денежном и натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе рецептурного статуса препаратов

Как и в действующий Национальный перечень, в проект Национального перечня включены препараты с безрецептурным статусом. В натуральном выражении удельный вес их аптечных продаж несколько сократился, а в денежном выражении их доля увеличилась (рис. 4). Следовательно, в проект Национального перечня включены более дорогостоящие ОТС-препараты. По итогам 2014 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки безрецептурных препаратов, включенных в проект Национального перечня, составила 15,03 грн. за 1 упаковку, а рецептурных — 23,70 грн. В то же время средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, включенных в действующий Национальный перечень, составляет 8,93 грн. для безрецептурных и 24,84 грн. для рецептурных препаратов.

При разработке проекта Национального перечня учитывалось то, что эксперты ВОЗ сформировали базовый перечень основных лекарственных средств по результатам анализа стоимость/эффективность, то есть в перечень включены преимущественно генерические препараты. Анализ показал, что для большинства групп АТС-классификации средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, включенных в проект Национального перечня, ниже среднерыночного показателя (рис. 5).

Рис. 5
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по розничному рынку и препаратов, включенных в проект Национального перечня, в разрезе групп АТС-классификации
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по розничному рынку и препаратов, включенных в проект Национального перечня, в разрезе групп АТС-классификации

В натуральном выражении структура потребления препаратов, включенных в проект Национального перечня, не соответствует рыночной структуре. Кроме того, проект Национального перечня охватывает довольно низкую долю препаратов по большинству групп (рис. 6).

Рис. 6
 Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе групп АТС-классификации с указанием доли препаратов, включенных в проект Национального перечня
Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2014 г. в разрезе групп АТС-классификации с указанием доли препаратов, включенных в проект Национального перечня

Итоги

В настоящее время государство начинает принимать решения по дерегуляции фармацевтического рынка. Создание единого Национального перечня является первым шагом на этом пути.

Анализ свидетельствует, что регуляторное давление на рынок значительно снижается.

7 апреля 2015 г. во время второго заседания рабочей группы при МЗ Украины большинство ее членов высказались за принятие единого Национального перечня в предлагаемой редакции.

В продолжение темы дерегуляции участниками было внесено предложение по отмене дифференцированных наценок, поскольку их внедрение в 2014 г. не привело к повышению экономической доступности лекарственных средств, а только усложнило ведение хозяйственной деятельности для аптечных учреждений. Вместо дифференцированной системы розничных наценок участники рабочей группы предложили установить единый экономически обоснованный уровень наценки.

В дальнейшем Национальный перечень можно будет расширять, опираясь на подходы ВОЗ, согласно которым препараты включают в перечень на основе анализа стоимость/эффективность.

Кроме того, впоследствии возможно использовать данный перечень как основу для внедрения системы частичного возмещения стоимости лекарственных средств.

Напомним, что ранее предлагался альтернативный проект Национального перечня, который включал препараты из базового перечня ВОЗ, государственного формуляра Украины и номенклатуры государственных закупок (см. Еженедельник «АПТЕКА» № 11 (982) от 23.03.2015 г.). Данный перечень предлагалось внедрить вместо всех действующих сегодня регуляторных перечней.

Денис Кирсанов
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті