Точка падения достигнутаДальше — только рост

Cостояние отечественной системы здравоохранения в целом и лекарственного обеспечения населения в частности беспокоит сегодня многих. О некоторых результатах и уроках ушедшего 2002 г. для украинского фармацевтического рынка, а также об итогах и приоритетных планах деятельности комитета по здравоохранению Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» сообщил Владимир Игнатов — руководитель комитета и глава представительства компании «Авентис» в Украине.

— Как бы вы охарактеризовали динамику отечественного фармацевтического рынка в течение 2002 г.?

— Приходится констатировать, что наметившаяся в 2001 г. тенденция к поступательному развитию украинского рынка в 2002 г. не получила дополнительного импульса: рынок оставался практически стабильным. Возможно, в абсолютных значениях и наблюдался определенный рост, но он был не вполне качественным.

p_376_5_100203_IGNATOV.jpg (9196 bytes)

Владимир Игнатов, глава Комитета по здравоохранению ЕБА, глава представительства компании «Авентис» в Украине

Очевидно, это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в настоящее время груз основных затрат на приобретение лекарственных средств — порядка 80% — лег на плечи пациентов. Это свидетельствует о том, что все ресурсы для роста за счет этой группы сегодня не просто ограничены, а практически исчерпаны. Дальнейший рост рынка будет определяться государственным инвестированием в систему здравоохранения, в том числе и в закупку препаратов. Поэтому основные надежды связаны с новой командой Министерства здравоохранения, с приходом которой уже появились первые положительные результаты.

— Каково соотношение рисков и  заманчивых для бизнеса перспектив в сегодняшней Украине для крупного западного поставщика — инвестора? К чему он стремится на нашем рынке и  чего опасается?

— Привлекательность рынка любой страны определяется несколькими параметрами, одним из которых является количество людей, в ней проживающих. Рынки Украины, России и других республик бывшего СССР с точки зрения численности населения относятся к крупным. Кроме того, в постсоветских странах достаточно высоки уровень организации систем здравоохранения и квалификация специалистов, в них работающих. Совокупность этих факторов проецируется на потенциал рынка, с которым, собственно, и связан непрекращающийся поток инвестиций со стороны и компании «Авентис», и других крупных зарубежных фармацевтических компаний. Они по-прежнему верят, что новые препараты и современные алгоритмы лечения найдут свое применение и в Украине.

Однако необходимо определиться с масштабом сравнения. Скажем, для развитых рынков годовой прирост 25, 30, 40% выглядит нереальным. Если же взять абсолютные значения — объем всего рынка или долю компании на нем, то темпы роста сразу становятся доступными для логического осмысления: наш рынок привлекателен с точки зрения процентов роста, но до серьезных абсолютных величин нам пока далеко.

Крупные зарубежные компании заинтересованы в совершенствовании производства лекарственных средств в Украине и цивилизованном развитии местного рынка. Чем эффективнее отечественные лекарства, тем больше средств останется у государства и у пациентов для приобретения в критических случаях высокоэффективных препаратов компаний, занимающихся научно-исследовательскими разработками.

— На ваш взгляд, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для украинского фармрынка?

— Я бы выделил две основные проблемы.

Первая связана с поддельными препаратами и их ввозом в страну. Это комплексная проблема, требующая решения на межведомственном уровне. В ближайшее время по инициативе ЕБА планируется провести круглый стол по этой проблеме с участием представителей таможенной службы, силовых структур, Минздрава, контролирующих органов и объединить усилия этих ведомств с тем, чтобы избежать фатальных последствий. Опыт наших соседей свидетельствует, что если не вести борьбу с фальсификатами, то в течение короткого времени 10–15% рынка могут оказаться «поддельными». А это катастрофа как для пациента, который вынужден будет платить «за воздух», так и для государства, в котором нарушен торговый баланс. Не секрет, что закупки лекарственных препаратов зарубежного производства оплачиваются в основном валютой, и ситуация, когда происходит отток валюты за пределы страны в обмен на красивые упаковки, создает серьезную угрозу для экономики в целом, а нормализация такой ситуации, очевидно, должна входить в компетенцию структур, которые отвечают за безопасность страны, в том числе экономическую.

Комитет по здравоохранению ЕБА разработал пакет предложений по урегулированию создавшейся ситуации, и если представители ведомств в ходе предварительных консультаций сочтут имплементацию этих предложений реальной, то мы готовы придать им официальную огласку и вынести на обсуждение круглого стола.

Вторая проблема, которая уже давно у всех на слуху, — ненадлежащая защита прав интеллектуальной собственности. До тех пор пока в Украине не будут эффективно защищаться права интеллектуальной собственности, владельцы этих прав вряд ли изъявят желание рассматривать украинский рынок как привлекательный для инвестиций. Это первый аспект проблемы. Второй аспект сводится к возможности, точнее, невозможности интеграции украинских фармацевтических производителей с крупными зарубежными компаниями, пока в нашей стране владельцы прав на интеллектуальную собственность не будут защищены надлежащим образом. Сегодня на некоторых предприятиях отечественной фарминдустрии (по нашим подсчетам, таковых 5–6) уже есть соответствующим образом оборудованные цеха и необходимые производственные мощности, которые вполне могли бы послужить базой для интегративных процессов — контрактного производства тех или иных препаратов, предназначенных для внутреннего рынка и для рынков других стран. Однако вряд ли найдется солидная компания, которая решится предоставить технологию и лицензионные права без ясного понимания того, как они будут защищены.

Говоря об этой проблеме в Украине, напомним ситуацию, которая сложилась на рынках соседних постсоциалистических стран, — Польши, Венгрии, Чехии, где практически все фармацевтические предприятия так или иначе контролируются крупнейшими западными компаниями-производителями. И это выгодно всем, поскольку, с одной стороны, гарантируется сохранение рабочих мест и развитие местного производства, с другой — обеспечивается доступ к современным технологиям, инновационным препаратам. Не секрет, что затраты на разработку только одного нового оригинального препарата составляют от 650 до 820 млн долларов США, причем при подсчете этой суммы учтена стоимость лишь части процесса. Создание научно-технической базы, строительство и оснащение лабораторий, обучение персонала, многолетнее «выращивание» ученых, специалистов, технологов! — все это колоссальная работа, требующая значительно бoльших вложений. Но в итоге, дело даже не в сумме затрат (к тому же их величину трудно соотнести с макропоказателями украинского рынка и они представляются весьма абстрактными), а в том, что сегодня в Украине не существует целостной инфраструктуры для осуществления научных исследований. Поэтому сегодня необходимо решить: либо, используя уцелевшие и сохранившие работоспособность кадры, создавать такую инфраструктуру, либо примириться с тем, что в Украине новые оригинальные лекарственные средства разрабатываться не будут. Никогда.

— Сегодня все больше говорят о том, что украинская фармацевтическая промышленность постепенно поднимается «с колен», о сертификации соответствия нормам GMP…

— Это относится к отдельным производственным линиям тех 5–6 крупнейших отечественных фармацевтических предприятий, о которых я уже упоминал. Для украинского рынка характерна еще одна особенность: наименований много, но если проанализировать ассортимент по химическому составу, то окажется, что номенклатура выпускаемой продукции весьма ограничена. Не редкость, когда несколько отечественных производителей выпускают дюжину вариантов одной и той же молекулы. Условно говоря, из тысячи наименований рынок получает 150–200 реальных молекул. Налицо явный дисбаланс номенклатуры, который и с точки зрения производства, и с точки зрения сбыта является технологическим тупиком…

Лекарственные средства отечественного производства не могут конкурировать с препаратами западных компаний, поскольку занимают разные ценовые и ассортиментные ниши. На Западе используют более сложные технологии, наконец, импортные препараты отличаются качеством. Кроме того, в Украине высока себестоимость производства, отсутствует жесткое законодательство по налогообложению. Из всего сказанного можно сделать неутешительный вывод: на сегодняшний день украинский фармацевтический производитель не в состоянии конкурировать ни на уровне качества, ни на уровне цены. Поэтому при проведении тендеров покупают в основном продукцию «третьих» стран (например, Индии, где себестоимость производства, а значит, и цена препаратов значительно ниже, чем у нас)…

— Брезжит ли свет в конце тоннеля ..

— Думаю, да. Во-первых, уверенность в завтрашнем дне вселяет прежде всего то, что сегодня мы (наши коллеги в крупных европейских и международных компаниях, ведущие отечественные производители) ясно понимаем, в чем состоят основные проблемы, и четко знаем, что следует изменить и в законодательстве, и в системе регулирования. Более того, кое-что уже меняется. Идет активная работа над проектом закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О лекарственных средствах», есть основания ожидать положительных сдвигов в разработке законодательства по защите прав интеллектуальной собственности.

Во-вторых, приход в Министерство здравоохранения новой команды, в составе которой есть люди, ранее занимавшиеся фармацевтическим бизнесом, и молодые успешные менеджеры, вселяет определенные надежды на то, что они попытаются что-то изменить к лучшему. Мы надеемся, что в наступившем году министерство более жестко поставит перед правительством вопрос о финансировании приоритетных программ здравоохранения.

В-третьих, рано или поздно в Украине все-таки наберут ход задекларированные правительством реформы налогового законодательства и системы социальной защиты населения.

Сегодня Украина развивается достаточно динамично, и если в какой-то момент государство изменит свои приоритеты, проблемы с финансированием тех или иных отраслей могут быть хотя бы частично решены. Многое зависит от работы правительства и парламента, точнее, от приоритетов, которые они определят.

Дальнейшее сокращение государственного финансирования здравоохранения (в том числе лекарственного обеспечения) приведет к отключению больниц от систем энерго- и теплоснабжения, к невыплате зарплаты медицинскому персоналу, то есть отрасль окажется в критическом состоянии. Фактически, сегодня достигнут тот минимальный уровень государственного участия в обеспечении жизнедеятельности сферы здравоохранения, который дальше понижать просто некуда. Это означает, что государство может только усиливать свою долю поддержки отрасли, на чем и базируется оптимистический взгляд на перспективы развития украинского фармацевтического рынка как в наступившем 2003 г., так и в более отдаленном будущем.

— Какие результаты работы ЕБА в  2002 г. могут реально повлиять на судьбу украинского фармрынка?

— На мой взгляд, сегодня достигнут качественный прорыв в законотоворческой деятельности в области здравоохранения.

Во-первых, в тесном сотрудничестве с представителями новой команды Министерства здравоохранения, с украинскими производителями и дистрибьюторами Ассоциация приложила немало усилий, чтобы убедить потребителей и соответствующие структуры в том, что введение в 2003 г. НДС на лекарственные средства является нереальным проектом, поскольку сегодня к нему не готовы ни бюджет, ни население, ни рынок. Чтобы сделать такой шаг, необходима тщательная и взвешенная подготовка: следует провести регистрацию аптек как плательщиков НДС, обучить их персонал «работать» с этим налогом, решить вопрос об увеличении финансирования сферы здравоохранения. Следует урегулировать организационные и технические проблемы, связанные с дистрибьюцией фармацевтической продукции: выплата налога на препараты импортного производства на этапе ввоза ЛС (прохождения таможни) неминуемо «отвлекает» из оборота украинских компаний значительные средства; каковы должны быть финансовые механизмы взимания этого налога — в виде «живых» денежных средств или возможен вариант вексельной оплаты .. Это — лишь часть вопросов, которые слишком сложны и взаимосвязаны. Стремление достичь сиюминутной выгоды и спешка при их решении чреваты серьезными последствиями, поскольку могут привести не только к коллапсу целой отрасли экономики, но и к социальной катастрофе: аптеки просто останутся без препаратов, которые необходимы пациентам ежедневно.

Во-вторых, депутатская группа, которая работает над проектом закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О лекарственных средствах» (комитет ЕБА по здравоохранению активно участвует в работе этой группы), пришла к выводу о необходимости использовать в качестве платформы для будущего закона Директиву 2001/83/ЕС и адаптировать ее к реалиям Украины. Предлагается ввести в Закон положения о защите прав интеллектуальной собственности, о процедуре регистрации, о специальном уполномоченном органе государственного регулирования, координирующем работу существующих органов по контролю и регулированию лекарственных средств. Согласно выработанной концепции, Закон о лекарственных средствах должен быть, с одной стороны, компромиссным, с другой — максимально гармонизированным с законодательством Европейского Союза. Недавно в Киеве под эгидой Евробюро ВОЗ состоялась конференция, посвященная анализу законопроекта (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА», № 4 (375) от 3 февраля 2003 г.В.Ж.). Он активно обсуждается юристами и специалистами Министерства здравоохранения, выслушиваются мнения представителей индустрии и операторов рынка. Это позволяет надеяться, что Закон будет не только правильным, но и работающим.

Следует также несколько слов сказать о работе комитета по совершенствованию требований, предъявляемых к документации, сопровождающей ЛС, в частности к сертификатам качества. Значительный прогресс достигнут во взаимодействии ЕБА с регистрирующими органами, прежде всего с Государственным фармакологическим центром. Ставшие регулярными (раз в квартал) встречи членов комитета с руководством и специалистами Центра позволяют нам обмениваться мнениями о происходящих на рынке процессах, прогнозировать возможные изменения ситуации и совместными усилиями разрабатывать мероприятия по модернизации нормативной базы.

— На каких проектах будет сосредоточена работа комитета по  здравоохранению ЕБА в ближайшее время?

— Из приоритетных направлений я бы отметил подготовку маркетингового кодекса для фармацевтических компаний, работающих в Украине (этот проект осуществляется маркетинговой группой, входящей в состав Комитета по здравоохранению ЕБА). Перед нами стоит задача разработать текст кодекса, который будет не столько декларацией, сколько реальным руководством к действию, обязательным для выполнения операторами рынка, как в большинстве зарубежных стран, в том числе в России.

Продолжится работа по борьбе с фальсификатами и совершенствованию защиты прав интеллектуальной собственности — начиная с создания прецедента (инициирования реальных судебных процессов, основывающихся на действующей нормативно-правовой базе) и заканчивая разработкой законодательства.

Основной целью работы Комитета по здравоохранению ЕБА были и остаются консолидация усилий отечественных и зарубежных компаний, обмен информацией и опытом, совместное обсуждение наиболее острых проблем и путей их эффективного решения, организация надлежащего информационного пространства для осуществления фармацевтического бизнеса, в конечном счете — создание на рынке Украины такого бизнес-климата, который можно было бы с уверенностью называть цивилизованным.

Виктор Журавель
Фото Евгения Кривши

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи