Конкурентная среда противогрибковых препаратов ТЕРБИНАФИНА для местного применения

Пришло лето, и многие надели открытую обувь. Правда, с наступлением «сезона босоножек» у многих людей возникает вопрос: «Как с такими ступнями (ногтями) я могу ходить в открытой обуви » Микозы кожи стоп и ногтей — проблема, решение которой требует немалых усилий. Однако с появлением современных противогрибковых средств для местного применения врачи могут рассчитывать на успех в лечении пациентов с этой патологией.
Данная публикация — продолжение серии статей, посвященных исследованию конкурентной среды для группы препаратов с одним и тем же активным веществом. Предлагаемые аналитические выкладки базируются на данных об объемах аптечных продаж ЛС и промоактивности. Анализ проводили на основании сведений за целостный период (2004 г.), что позволило отобразить тенденции изменения некоторых показателей и сезонную динамику. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также сведения об объемах средств, затраченных на телевизионную рекламу, любезно предоставленные компанией «GfK-USM»

Предлагаем вашему вниманию исследование конкурентной среды группы противогрибковых препаратов, активной фармацевтической субстанцией которых является тербинафин. В общем объеме продаж препаратов тербинафина в 2004 г. удельный вес ЛС для местного применения составил 91,7% в денежном и 99,1% в натуральном выражении. Согласно АТС-классификации препараты тербинафина для местного применения относятся к группе D01A («Противогрибковые препараты для местного применения») и входят в подгруппу D01A E15 — «Тербинафин». Объем аптечных продаж ЛС подгруппы D01A по итогам 2004 г. составляет 39,9 млн грн. и 6861,8 тыс. упаковок. Удельный вес препаратов тербинафина среди других противогрибковых средств для местного применения составил 21,2% в денежном и 3,7% в натуральном выражении, что позволило им занять в своей группе 1 и 5-е место соответственно (рис. 1, 2).

Рис. 1. Удельный вес топ-5 активных веществ в общем объеме продаж ЛС группы DO1A в денежном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Рис. 1. Удельный вес топ-5 активных веществ в общем объеме продаж ЛС группы DO1A в денежном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Рис. 2. Удельный вес топ-5 активных веществ в общем объеме продаж ЛС группы DO1A в натуральном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Рис. 2. Удельный вес топ-5 активных веществ в общем объеме продаж ЛС группы DO1A в натуральном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Очевидно, что в данной конкурентной среде по объему продаж в денежном выражении препараты, содержащие в качестве активной фармацевтической субстанции тербинафин, занимают лидирующие позиции. По-видимому, это можно объяснить высокой стоимостью 1 упаковки этих ЛС.

Анализ относительно распределения препаратов по ценовым нишам основывался на ценах 1 упаковки продукции (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (467) от 29 ноября 2004 г.). В результате препараты тербинафина для местного применения вошли в две ценовые ниши: средне- и высокостоимостную (рис. 3, 4).

Рис. 3. Удельный вес ценовых ниш, к которым относится  группа препаратов тербинафина для местного применения, по объему продаж в денежном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Рис. 3. Удельный вес ценовых ниш, к которым относится группа препаратов тербинафина для местного применения, по объему продаж в денежном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Рис. 4. Удельный вес ценовых ниш, к которым относится группа препаратов тербинафина для местного применения, по объему продаж в натуральном выражении по итогам 2003 и 2004 г.

Особенностью исследуемой группы ЛС является то, что наибольший удельный вес объема продаж как в денежном (88,0%), так и в натуральном (75,0%) выражении принадлежит препаратам, относящимся к высокостоимостной нише. Следует отметить, что по сравнению с 2003 г. удельный вес среднестоимостной ниши увеличился. Глубже изучить ситуацию поможет детализированный анализ на уровне отдельных препаратов. По результатам анализа географии производства данной группы ЛС в 2003 и 2004 г. на украинском фармацевтическом рынке были представлены только импортные препараты (таблица). При этом ЛС индийского производства представлены лишь в среднестоимостной нише, а в высокостоимостной находятся препараты европейских компаний.

Таблица

Удельный вес объема продаж препаратов тербинафина для местного применения в разрезе ценовых ниш по итогам 2004 г. (в порядке убывания суммарных показателей объема продаж в денежном выражении)

№ п/п

Наименование

Форма выпуска

Компания-производитель

Ниша
среднестоимостная высокостоимостная
в денежном выражении в натуральном выражении в денежном выражении в натуральном выражении
1 ЛАМИЗИЛ крем 1% туба 15 г Novartis (Швейцария) 69,8 69,5
2 ЛАМИЗИЛ спрей д/наружн. прим. 1% фл. п/э 30 мл Novartis (Швейцария) 15,9 12,0
3 ТЕРБИЗИЛ крем 1% туба 15 г Gedeon Richter (Венгрия) 14,2 18,4
4 ЭКЗИФИН крем 1% туба 10 г Dr. Reddy’s (Индия) 75,3 76,6
5 ТЕРБИНОКС крем д/наруж. прим. 1% туба 10 г J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 16,5 17,6
6 ТЕРБИНОКС крем д/наруж. прим. 1% туба 15 г J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 8,0 5,7
7 ТЕРФИН крем 1% туба 15 г Maty (Индия) 0,2 0,2

Бесспорным лидером по объему продаж в денежном (75,5%) и натуральном (61,1%) выражении является ЛАМИЗИЛ (рис. 5, 6). По-видимому, такое лидерство не случайно. ЛАМИЗИЛ — оригинальный препарат тербинафина и присутствует на рынке достаточно долго. Впервые этот брэнд был зарегистрирован еще в 1994 г. За это время, вероятно, ЛАМИЗИЛ успел завоевать приверженность врачей и пациентов.

Рис. 5. Удельный вес отдельных брэндов в общем объеме продаж препаратов тербинафина для местного применения в денежном выражении по итогам 2004 г.

Рис. 5. Удельный вес отдельных брэндов в общем объеме продаж препаратов тербинафина для местного применения в денежном выражении по итогам 2004 г.

Рис. 6. Удельный вес отдельных брэндов в общем объеме продаж препаратов тербинафина для местного применения в натуральном выражении по итогам 2004 г.

Рис. 6. Удельный вес отдельных брэндов в общем объеме продаж препаратов тербинафина для местного применения в натуральном выражении по итогам 2004 г.

Под этим брэндом представлены 2 формы выпуска: крем и спрей. Обе формы относятся к высокостоимостной нише. Однако удельный вес объема продаж крема как в денежном, так и в натуральном выражении составляет около 70% от объема продаж препаратов высокостоимостной ниши. Объем продаж спрея приблизительно в 5 раз меньше.

Лидером по объему продаж в среднестоимостной нише является ЭКЗИФИН (немногим более 75% объема продаж в натуральном и денежном выражении в своей нише). Его доля занимает 2-е место в общем объеме продаж в натуральном (19,2%) и 3-е — в денежном выражении (9,0%).

Как уже отмечалось ранее, для противогрибковых препаратов для местного применения характерна выраженная сезонность спроса. Это подтверждается и данными динамики объема продаж (рис. 7). Увеличение объема продаж фиксировали с марта–апреля, а своего апогея оно достигло в июле. После этого отмечали спад, но уже к сентябрю–октябрю объем продаж выравнялся и до следующего сезона его колебания были незначительными.

Рис. 7. Динамика объема продаж препаратов тербинафина для местного применения в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 7. Динамика объема продаж препаратов тербинафина для местного применения в денежном выражении в разрезе ценовых ниш
в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 8. Динамика объема аптечных продаж препарата ЛАМИЗИЛ в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 8. Динамика объема аптечных продаж препарата ЛАМИЗИЛ
в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 9. Динамика объема аптечных продаж препарата ТЕРБИЗИЛ в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 9. Динамика объема аптечных продаж препарата ТЕРБИЗИЛ
в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 10. Динамика объема аптечных продаж препарата ЭКЗИФИН в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Рис. 10. Динамика объема аптечных продаж препарата ЭКЗИФИН в январе 2003 г. – мае 2005 г.

Успех тройки лидеров по объему продаж, по-видимому, обусловлен (среди прочих факторов) и активностью производителей по их продвижению. Безусловно, что одним из важнейших маркетинговых инструментов является реклама на телевидении. Более подробно об этом читайте в статье «Начало «жаркого» лета. Телереклама ЛС в мае 2005 г.».

Необходимо сказать, что конкуренция среди препаратов тербинафина будет расти. Предпосылками для этого предположения может служить тот факт, что уже в 2005 г. на украинский фармацевтический рынок выведены еще три препарата: БИНАФИН («Шрея лайф сайенс», Индия), МИКОЗИЛ-СТОМА («Стома», Украина) и ФУНГОТЕРБИН («Нижфарм», Россия). Пока они делают первые шаги на рынке (рис. 11). Очевидно, что успешность их продаж напрямую зависит от стратегии продвижения, выбранной компаниями-производителями.

Исходя из приведенного анализа сделаем определенные выводы, которые можно использовать при составлении ассортиментного ряда препаратов тербинафина для местного применения.

• В весенне-летний период насыщенность ассортимента как в количественном, так и в качественном отношении должна быть максимальной. Это обусловлено спецификой помесячного распределения объемов продаж этих препаратов.

• При включении в ассортимент аптеки конкретных препаратов необходимо ориентироваться на запросы потребителей и учитывать конкурентную ситуацию на рынке. А она обещает обостриться. В связи с появлением новых препаратов тербинафина для местного применения вполне возможно расширение всей ниши. И это не позволяет оставаться спокойным даже лидерам продаж. А кто окажется лидером по итогам сезона 2005 г. — покажет время. n

Олег Мазуренко, Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті