|
Предлагаем вашему вниманию исследование конкурентной среды группы противогрибковых препаратов, активной фармацевтической субстанцией которых является тербинафин. В общем объеме продаж препаратов тербинафина в 2004 г. удельный вес ЛС для местного применения составил 91,7% в денежном и 99,1% в натуральном выражении. Согласно АТС-классификации препараты тербинафина для местного применения относятся к группе D01A («Противогрибковые препараты для местного применения») и входят в подгруппу D01A E15 — «Тербинафин». Объем аптечных продаж ЛС подгруппы D01A по итогам 2004 г. составляет 39,9 млн грн. и 6861,8 тыс. упаковок. Удельный вес препаратов тербинафина среди других противогрибковых средств для местного применения составил 21,2% в денежном и 3,7% в натуральном выражении, что позволило им занять в своей группе 1 и 5-е место соответственно (рис. 1, 2).
|
|
Очевидно, что в данной конкурентной среде по объему продаж в денежном выражении препараты, содержащие в качестве активной фармацевтической субстанции тербинафин, занимают лидирующие позиции. По-видимому, это можно объяснить высокой стоимостью 1 упаковки этих ЛС.
Анализ относительно распределения препаратов по ценовым нишам основывался на ценах 1 упаковки продукции (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (467) от 29 ноября 2004 г.). В результате препараты тербинафина для местного применения вошли в две ценовые ниши: средне- и высокостоимостную (рис. 3, 4).
|
|
Особенностью исследуемой группы ЛС является то, что наибольший удельный вес объема продаж как в денежном (88,0%), так и в натуральном (75,0%) выражении принадлежит препаратам, относящимся к высокостоимостной нише. Следует отметить, что по сравнению с 2003 г. удельный вес среднестоимостной ниши увеличился. Глубже изучить ситуацию поможет детализированный анализ на уровне отдельных препаратов. По результатам анализа географии производства данной группы ЛС в 2003 и 2004 г. на украинском фармацевтическом рынке были представлены только импортные препараты (таблица). При этом ЛС индийского производства представлены лишь в среднестоимостной нише, а в высокостоимостной находятся препараты европейских компаний.
Таблица
Удельный вес объема продаж препаратов тербинафина для местного применения в разрезе ценовых ниш по итогам 2004 г. (в порядке убывания суммарных показателей объема продаж в денежном выражении)
№ п/п |
Наименование |
Форма выпуска |
Компания-производитель |
Ниша | |||
среднестоимостная | высокостоимостная | ||||||
в денежном выражении | в натуральном выражении | в денежном выражении | в натуральном выражении | ||||
1 | ЛАМИЗИЛ | крем 1% туба 15 г | Novartis (Швейцария) | – | – | 69,8 | 69,5 |
2 | ЛАМИЗИЛ | спрей д/наружн. прим. 1% фл. п/э 30 мл | Novartis (Швейцария) | – | – | 15,9 | 12,0 |
3 | ТЕРБИЗИЛ | крем 1% туба 15 г | Gedeon Richter (Венгрия) | – | – | 14,2 | 18,4 |
4 | ЭКЗИФИН | крем 1% туба 10 г | Dr. Reddy’s (Индия) | 75,3 | 76,6 | – | – |
5 | ТЕРБИНОКС | крем д/наруж. прим. 1% туба 10 г | J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 16,5 | 17,6 | – | – |
6 | ТЕРБИНОКС | крем д/наруж. прим. 1% туба 15 г | J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 8,0 | 5,7 | – | – |
7 | ТЕРФИН | крем 1% туба 15 г | Maty (Индия) | 0,2 | 0,2 | – | – |
Бесспорным лидером по объему продаж в денежном (75,5%) и натуральном (61,1%) выражении является ЛАМИЗИЛ (рис. 5, 6). По-видимому, такое лидерство не случайно. ЛАМИЗИЛ — оригинальный препарат тербинафина и присутствует на рынке достаточно долго. Впервые этот брэнд был зарегистрирован еще в 1994 г. За это время, вероятно, ЛАМИЗИЛ успел завоевать приверженность врачей и пациентов.
|
|
Под этим брэндом представлены 2 формы выпуска: крем и спрей. Обе формы относятся к высокостоимостной нише. Однако удельный вес объема продаж крема как в денежном, так и в натуральном выражении составляет около 70% от объема продаж препаратов высокостоимостной ниши. Объем продаж спрея приблизительно в 5 раз меньше.
Лидером по объему продаж в среднестоимостной нише является ЭКЗИФИН (немногим более 75% объема продаж в натуральном и денежном выражении в своей нише). Его доля занимает 2-е место в общем объеме продаж в натуральном (19,2%) и 3-е — в денежном выражении (9,0%).
Как уже отмечалось ранее, для противогрибковых препаратов для местного применения характерна выраженная сезонность спроса. Это подтверждается и данными динамики объема продаж (рис. 7). Увеличение объема продаж фиксировали с марта–апреля, а своего апогея оно достигло в июле. После этого отмечали спад, но уже к сентябрю–октябрю объем продаж выравнялся и до следующего сезона его колебания были незначительными.
|
|
|
|
Успех тройки лидеров по объему продаж, по-видимому, обусловлен (среди прочих факторов) и активностью производителей по их продвижению. Безусловно, что одним из важнейших маркетинговых инструментов является реклама на телевидении. Более подробно об этом читайте в статье «Начало «жаркого» лета. Телереклама ЛС в мае 2005 г.».
Необходимо сказать, что конкуренция среди препаратов тербинафина будет расти. Предпосылками для этого предположения может служить тот факт, что уже в 2005 г. на украинский фармацевтический рынок выведены еще три препарата: БИНАФИН («Шрея лайф сайенс», Индия), МИКОЗИЛ-СТОМА («Стома», Украина) и ФУНГОТЕРБИН («Нижфарм», Россия). Пока они делают первые шаги на рынке (рис. 11). Очевидно, что успешность их продаж напрямую зависит от стратегии продвижения, выбранной компаниями-производителями.
Исходя из приведенного анализа сделаем определенные выводы, которые можно использовать при составлении ассортиментного ряда препаратов тербинафина для местного применения.
• В весенне-летний период насыщенность ассортимента как в количественном, так и в качественном отношении должна быть максимальной. Это обусловлено спецификой помесячного распределения объемов продаж этих препаратов.
• При включении в ассортимент аптеки конкретных препаратов необходимо ориентироваться на запросы потребителей и учитывать конкурентную ситуацию на рынке. А она обещает обостриться. В связи с появлением новых препаратов тербинафина для местного применения вполне возможно расширение всей ниши. И это не позволяет оставаться спокойным даже лидерам продаж. А кто окажется лидером по итогам сезона 2005 г. — покажет время. n
Олег Мазуренко, Евгений Кунда
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим