|
По данным проекта RMBC «Розничный аудит лекарственных средств в РФ», объем аптечного рынка за первые 9 мес 2003 г. составил 2,4 млрд долл. США в ценах конечного потребления, что на 15% выше по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Средняя торговая надбавка за первые три квартала 2003 г. составила 27%, что на 1 процентный пункт (п.п.) выше, чем за такой же период 2002 г.
Структура аптечного рынка по компаниям — производителям лекарственных средств (ЛС) представлена в табл. 1. Суммарная доля двадцати крупнейших компаний по объемам продаж за первые три квартала 2002 г. возросла с 672,6 млн дол. до 785,3 млн дол. за аналогичный период 2003 г.
Таблица 1
Топ-20 компаний-производителей, лидирующих по объему аптечных продаж в России
Место в рейтинге |
Компания-производитель |
Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек) |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
|||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
|
1-е |
1-е |
Aventis |
72,8 |
71,3 |
3,9 |
4,3 |
2-е |
2-е |
Gedeon Richter |
58,5 |
51,6 |
3,1 |
3,1 |
3-е |
4-е |
Berlin-Chemie/Menarini Group |
55,3 |
40,1 |
2,9 |
2,4 |
4-е |
3-е |
KRKA |
49,0 |
42,0 |
2,6 |
2,6 |
5-е |
5-е |
Sanofi-Synthelabo |
46,9 |
40,1 |
2,5 |
2,4 |
6-е |
9-е |
Pfizer* |
46,9 |
35,9 |
2,5 |
2,2 |
7-е |
7-е |
Novartis |
45,1 |
36,6 |
2,4 |
2,2 |
8-е |
10-е |
Servier Pharmaceuticals |
41,4 |
34,5 |
2,2 |
2,1 |
9-е |
8-е |
GlaxoSmithKline |
41,3 |
36,1 |
2,2 |
2,2 |
10-е |
6-е |
ICN Pharmaceuticals (российские заводы) |
39,1 |
38,7 |
2,1 |
2,4 |
11-е |
12-е |
Nycomed |
38,3 |
28,7 |
2,0 |
1,8 |
12-е |
14-е |
Lek |
34,2 |
26,7 |
1,8 |
1,6 |
13-е |
11-е |
Pliva |
33,4 |
30,8 |
1,8 |
1,9 |
14-е |
17-е |
Egis Pharmaceuticals |
29,6 |
22,5 |
1,6 |
1,4 |
15-е |
13-е |
Bristol-Myers Squibb |
28,8 |
27,1 |
1,5 |
1,7 |
16-е |
15-е |
Dr. Reddy’s Labjratories |
27,8 |
24,9 |
1,5 |
1,5 |
17-е |
21-е |
F. Hoffmann-La Roche |
24,9 |
19,4 |
1,3 |
1,2 |
18-е |
22-е |
Boehringer Ingelheim |
24,3 |
18,7 |
1,3 |
1,1 |
19-е |
16-е |
Janssen Pharmaceutica |
23,9 |
23,3 |
1,3 |
1,4 |
20-е |
29-е |
Solvay Pharmaceuticals |
23,8 |
14,2 |
1,3 |
0,9 |
Итого |
785,3 |
663,2 |
41,8 |
40,4 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
* Включая Pharmacia N.V./S.A.
Компания Aventis по-прежнему возглавляет «двадцатку» производителей; объемы аптечных продаж этой компании за анализируемый период увеличились на 2%, однако ее доля в общем объеме аптечных продаж уменьшилась на 0,4 п.п. На протяжении первых трех кварталов 2003 г. в «двадцатке» появились новые игроки: F. Hoffmann-La Roche, Boehringer Ingelheim и Solvay Pharmaceuticals. Последняя значительно (на 68%) увеличила объемы аптечных продаж, а также долю в общем объеме — на 44%. В то же время «Акрихин», Schering Plough и Balkanpharma, занимавшие соответственно 18, 19-е и 20-е места, по итогам первых трех кварталов 2002 г., покинули «двадцатку».
По итогам первых трех кварталов 2003 г., объемы аптечных продаж двадцати ведущих торговых марок составляют 12% от общего объема аптечных продаж (табл. 2). В структуре «двадцатки» произошли существенные изменения. Отмечено наибольшее увеличение объема аптечных продаж препаратов ТераФлю от гриппа и простуды, а также Виагра. За первые три квартала 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объем продаж ТераФлю возрос почти в 3 раза, а его доля в общем объеме аптечных продаж увеличилась вдвое, в то же время Эссенциале Н потерял 18% своей доли, а такие препараты, как Низорал, Бисептол, Корвалол и Темпалгин, занимавшие соответственно 11, 15, 18-е и 19-е места по итогам первых трех кварталов 2002 г., вышли из «двадцатки» год спустя.
Таблица 2
Топ 20 торговых марок, лидирующих по объему аптечных продаж в России
Место в рейтинге |
Торговая марка |
Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек) |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
|||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
|
1-е |
1-е |
Но-шпа |
18,3 |
16,2 |
1,0 |
1,0 |
2-е |
3-е |
Энап |
16,9 |
14,8 |
0,9 |
0,9 |
3-е |
5-е |
Боярышника настойка |
16,3 |
12,7 |
0,9 |
0,8 |
4-е |
4-е |
Кавинтон |
16,0 |
14,3 |
0,9 |
0,9 |
5-е |
7-е |
Виагра |
15,5 |
11,5 |
0,8 |
0,7 |
6-е |
2-е |
Эссенциале Н |
14,1 |
15,0 |
0,8 |
0,9 |
7-е |
6-е |
Мезим форте |
14,1 |
11,5 |
0,7 |
0,7 |
8-е |
8-е |
Актовегин |
13,3 |
10,1 |
0,7 |
0,6 |
9-е |
10-е |
Эналаприл |
11,7 |
9,5 |
0,6 |
0,6 |
10-е |
12-е |
Капотен |
9,6 |
9,0 |
0,5 |
0,5 |
11-е |
13-е |
Арифон |
9,6 |
8,5 |
0,5 |
0,5 |
12-е |
9-е |
Фестал |
9,6 |
9,8 |
0,5 |
0,6 |
13-е |
14-е |
Супрастин |
8,7 |
8,2 |
0,5 |
0,5 |
14-е |
17-е |
Церебролизин |
8,3 |
7,4 |
0,4 |
0,5 |
15-е |
21-е |
Аскорбиновая кислота (витамин С) |
8,3 |
7,0 |
0,4 |
0,4 |
16-е |
16-е |
Пенталгин-ICN |
8,2 |
8,0 |
0,4 |
0,5 |
17-е |
20-е |
Диклофенак |
8,1 |
7,1 |
0,4 |
0,4 |
18-е |
22-е |
Ламизил |
7,6 |
6,8 |
0,4 |
0,4 |
19-е |
73-е |
ТераФлю – средство от простуды и гриппа |
7,6 |
2,6 |
0,4 |
0,2 |
20-е |
32-е |
Фервекс |
7,5 |
6,1 |
0,4 |
0,4 |
Итого |
229,3 |
196,1 |
12,1 |
12,0 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
По результатам первых 9 мес 2003 г. кумулятивная доля двадцати ведущих международных непатентованных наименований (МНН) ЛС по объемам аптечных продаж составила 19% (табл. 3). Первые 4 МНН по объемам аптечных продаж те же, что и за первые три квартала 2002 г. Однако в остальном структура «двадцатки» претерпела существенные изменения: по итогам анализируемого периода амброксол, флуконазол и амоксициллин вошли в топ 20, и их продажи возросли на 83, 61 и 41% соответственно. В то же время МНН ципрофлоксацин и пирацетам снизились на 6 мест каждое. А такие комбинации, как панкреатин + компоненты желчи + гемицеллюлаза, метамизол натрия + питофенон + фенпивериния бромид и МНН ко-тримоксазол, занимавшие соответственно 14, 16-е и 20-е места по объемам аптечных продаж за первые три квартала 2002 г., выбыли из «двадцатки» в аналогичный период 2003 г.
Таблица 3
Топ-20 МНН (или общепринятых) ЛС, лидирующих по объемам аптечных продаж в России
Место в рейтинге |
МНН (или общепринятые) ЛС |
Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек) |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
|||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
|
1-е |
1-е |
Поливитамины+минералы |
43,4 |
38,7 |
2,3 |
2,4 |
2-е |
2-е |
Эналаприл |
42,8 |
38,6 |
2,3 |
2,4 |
3-е |
3-е |
Дротаверин |
22,4 |
20,5 |
1,2 |
1,2 |
4-е |
4-е |
Винпоцетин |
20,7 |
18,8 |
1,1 |
1,1 |
5-е |
7-е |
Панкреатин |
20,6 |
16,3 |
1,1 |
1,0 |
6-е |
5-е |
Поливитамины |
20,0 |
17,1 |
1,1 |
1,0 |
7-е |
6-е |
Диклофенак |
18,5 |
17,0 |
1,0 |
1,0 |
8-е |
10-е |
Боярышника плоды |
16,4 |
12,7 |
0,9 |
0,8 |
9-е |
12-е |
Силденафил |
15,5 |
11,5 |
0,8 |
0,7 |
10-е |
8-е |
Кофеин+кодеин+парацетамол+ метамизол натрий+фенобарбитал |
15,1 |
13,9 |
0,8 |
0,8 |
11-е |
15-е |
Индапамид |
13,5 |
10,8 |
0,7 |
0,7 |
12-е |
19-е |
Этинилэстрадиол+дезогестрел |
13,2 |
9,9 |
0,7 |
0,6 |
13-е |
18-е |
Ксилометазолин |
12,8 |
10,5 |
0,7 |
0,6 |
14-е |
28-е |
Флуконазол |
12,7 |
7,9 |
0,7 |
0,5 |
15-е |
9-е |
Ципрофлоксацин |
12,7 |
12,9 |
0,7 |
0,8 |
16-е |
17-е |
Аскорбиновая кислота (витамин С) |
12,5 |
10,5 |
0,7 |
0,6 |
17-е |
11-е |
Пирацетам |
12,1 |
12,6 |
0,6 |
0,8 |
18-е |
13-е |
Каптоприл |
11,3 |
11,1 |
0,6 |
0,7 |
19-е |
49-е |
Амброксол |
10,9 |
6,0 |
0,6 |
0,4 |
20-е |
30-е |
Амоксициллин |
10,7 |
7,6 |
0,6 |
0,5 |
Итого |
357,8 |
304,9 |
19,2 |
18,6 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
Суммарный объем аптечных продаж двадцати ведущих групп препаратов согласно классификационной системе АТС за первые три квартала 2003 г. составили 60,5% от общего объема аптечного рынка. Антибактериальные препараты для системного использования все также лидируют, однако их доля в общем объеме сократилась на 8%. В I–III кварталах 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объемы аптечных продаж препаратов группы «Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» увеличились на 45%. Новая группа в «двадцатке» — это «Препараты, применяемые при заболеваниях горла», объемы аптечных продаж которой возросли на 29%, благодаря чему в I–III кварталах 2003 г. она заняла 20-е место. В то же время препараты для лечения заболеваний глаз, занимавшие в I–III кварталах 2002 г. 17-ю позицию, выбыли из «двадцатки» год спустя (табл. 4).
Таблица 4
Топ 20 фармакотерапевтических групп (согласно классификационной системе АТС),
лидирующих по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Код и название группы ЛС согласно системе АТС |
Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек) |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
||
1-е |
1-е |
J01 |
Антибактериальные средства для системного применения |
128,3 |
122,0 |
6,8 |
7,4 |
2-е |
2-е |
N02 |
Анальгетики |
119,5 |
105,1 |
6,3 |
6,4 |
3-е |
3-е |
A11 |
Витамины |
94,9 |
81,5 |
5,0 |
5,0 |
4-е |
4-е |
C09 |
Средства, действующие на ренинангиотензиновую систему |
76,2 |
64,1 |
4,0 |
3,9 |
5-е |
5-е |
N06 |
Психоаналептики |
69,8 |
61,0 |
3,7 |
3,7 |
6-е |
8-е |
R05 |
Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях |
60,5 |
41,8 |
3,2 |
2,5 |
7-е |
9-е |
G03 |
Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы |
55,8 |
41,4 |
3,0 |
2,5 |
8-е |
12-е |
M01 |
Противовоспалительные и противоревматические препараты |
51,3 |
39,1 |
2,7 |
2,4 |
9-е |
7-е |
C01 |
Кардиологические препараты |
51,2 |
46,5 |
2,7 |
2,8 |
10-е |
6-е |
N05 |
Психолептические средства |
48,2 |
48,5 |
2,6 |
3,0 |
11-е |
11-е |
A07 |
Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника |
47,3 |
39,6 |
2,5 |
2,4 |
12-е |
10-е |
A02 |
Антацидные, противоязвенные и ветрогонные средства |
45,3 |
41,3 |
2,4 |
2,5 |
13-е |
13-е |
A05 |
Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей |
41,3 |
37,6 |
2,2 |
2,3 |
14-е |
20-е |
L03 |
Иммуностимуляторы |
40,9 |
30,0 |
2,2 |
1,8 |
15-е |
15-е |
A10 |
Антидиабетические препараты |
39,9 |
34,2 |
2,1 |
2,1 |
16-е |
14-е |
R03 |
Противоастматические средства |
39,1 |
37,1 |
2,1 |
2,3 |
17-е |
19-е |
R01 |
Средства, применяемые при заболеваниях полости носа |
38,0 |
30,2 |
2,0 |
1,8 |
18-е |
16-е |
A03 |
Спазмолитики, антихолинергические препараты и средства, стимулирующие перистальтику |
36,1 |
33,3 |
1,9 |
2,0 |
19-е |
18-е |
R06 |
Антигистаминные средства для системного применения |
35,2 |
31,1 |
1,9 |
1,9 |
20-е |
25-е |
R02 |
Препараты, применяемые при заболеваниях горла |
34,9 |
27,0 |
1,8 |
1,6 |
Итого |
1153,4 |
992,4 |
61,2 |
60,5 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
Объемы аптечных продаж 21 анализируемого региона за первые три квартала 2003 г. составляют 51,7% от объемов аптечного рынка всей России (табл. 5). Москва, Санкт-Петербург и Московская область аккумулируют наибольшие объемы продаж, их суммарная доля составляет более 25% от общего объема аптечного сегмента. Самая низкая торговая надбавка за анализируемый период зафиксирована в Челябинске, а самая высокая — в Тюмени. Наибольшее потребление ЛС в среднем на душу населения отмечено в Москве и Тюмени. В I–III кварталах 2003 г. в России потребление лекарств на душу населения составило 16,5 дол. США против 14,4 дол. год назад.
Таблица 5
Объем аптечных продаж по регионам России в I-III квартале 2003 г.
Регион |
Объем продаж в розничных ценах, млн дол. США |
Доля в розничных ценах, % |
Средняя розничная наценка, % |
Потребление на душу населения в розничных ценах, дол. США |
Москва |
409,6 |
17,1 |
28,0 |
39,5 |
Санкт-Петербург |
99,7 |
4,2 |
26,1 |
21,3 |
Московская обл. |
99,2 |
4,1 |
31,9 |
15,0 |
Свердловская обл. (Екатеринбург) |
67,4 |
2,8 |
21,5 |
15,0 |
Самарская обл. |
59,2 |
2,5 |
31,3 |
18,3 |
Краснодарский край |
56,5 |
2,4 |
22,3 |
11,0 |
Красноярский край |
50,5 |
2,1 |
20,2 |
17,0 |
Республика Татарстан (Казань) |
49,6 |
2,1 |
24,6 |
13,1 |
Нижегородская обл. |
45,4 |
1,9 |
27,9 |
12,9 |
Новосибирская обл. |
43,1 |
1,8 |
26,5 |
16,0 |
Республика Башкортостан (Уфа) |
42,4 |
1,8 |
35,1 |
10,3 |
Ростовская обл. |
37,7 |
1,6 |
23,5 |
8,6 |
Воронежская обл. |
27,7 |
1,2 |
27,9 |
11,7 |
Омская обл. |
26,3 |
1,1 |
26,3 |
12,6 |
Пермь |
22,0 |
0,9 |
28,9 |
21,5 |
Тюмень |
21,7 |
0,9 |
36,3 |
39,4 |
Челябинск |
19,1 |
0,8 |
18,6 |
17,6 |
Саратов |
16,9 |
0,7 |
28,4 |
19,5 |
Владивосток |
16,4 |
0,7 |
32,2 |
25,9 |
Иркутск |
15,0 |
0,6 |
29,4 |
25,3 |
Хабаровск |
10,7 |
0,4 |
27,0 |
17,3 |
Остальные регионы России |
1157 |
48,3 |
26,6 |
14,6 |
Вся Россия |
2393 |
100 |
26,9 |
16,5 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
УКРАИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РОССИЙСКОМ АПТЕЧНОМ РЫНКЕ В I–III КВАРТАЛАХ 2003 г.
По данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ»TM, объем аптечных продаж ГЛС украинских производителей в РФ за первые 9 мес 2003 г. составил 9,9 млн дол. США в ценах конечного потребления; средняя торговая надбавка — 29%.
Структура аптечного рынка по украинским компаниям — производителям ЛС представлена в табл. 6. Объем продаж ЛС ведущей компании «Фармак» за первые три квартала 2003 г. уменьшился на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Также уменьшились (на 42%) объемы аптечных продаж фармацевтической фирмы «Здоровье». В то же время объемы продаж препаратов компании «Стома» увеличились на 31%, а ее доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ — на 14%.
Таблица 6
Топ-10 украинских компаний-производителей, лидирующих по объему аптечных продаж
Компания |
Объем продаж, тыс. дол. США (в ценах закупки аптек) |
Место в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ |
Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ украинских производителей, % |
Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ, % |
||||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
|
Фармак |
1285 |
1642 |
158-е |
131-е |
16,8 |
18,4 |
0,07 |
0,10 |
Фармацевтическая компания «Здоровье» |
847 |
1450 |
184-е |
142-е |
11,1 |
16,3 |
0,04 |
0,09 |
Биостимулятор |
831 |
751 |
186-е |
192-е |
10,9 |
8,4 |
0,04 |
0,05 |
Стома |
693 |
531 |
202-е |
220-е |
9,1 |
6,0 |
0,04 |
0,03 |
Киевский витаминный завод |
639 |
738 |
210-е |
193-е |
8,3 |
8,3 |
0,03 |
0,04 |
Галичфарм |
638 |
871 |
211-е |
179-е |
8,3 |
9,8 |
0,03 |
0,05 |
ОЗ ГНЦЛС |
530 |
565 |
226-е |
211-е |
6,9 |
6,3 |
0,03 |
0,03 |
Луганский ХФЗ |
422 |
440 |
243-е |
243-е |
5,5 |
4,9 |
0,02 |
0,03 |
Лубныфарм |
297 |
294 |
276-е |
270-е |
3,9 |
3,3 |
0,02 |
0,02 |
Фармацевтическая фирма «Дарница» |
291 |
233 |
279-е |
301-е |
3,8 |
2,6 |
0,02 |
0,01 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
В сегменте аптечного рынка РФ в структуре торговых наименований ЛС украинских производителей произошли более заметные изменения, чем у российских производителей (табл. 7). Из «десятки» ведущих торговых марок в I–III кварталах 2003 г. наибольшего прироста объема аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. достиг Пиридоксина гидрохлорид производства компании «Биостимулятор». Объемы его аптечных продаж в России увеличились почти в 3 раза, а доля на российском рынке — в 2,5 раза. Также значительно (на 137%) возросли объемы аптечных продаж Аскорбиновой кислоты производства Киевского витаминного завода.
Таблица 7
Топ-10 торговых марок украинских производителей, лидирующих по объемам аптечных продаж в России
Торговое наименование ЛС |
Производитель |
Объем продаж, тыс. дол. США (в ценах закупки аптек) |
Доля в общем объеме аптечных продаж украинских производителей в РФ, % |
Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ, % |
|||
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
I-III квартал 2003 г. |
I-III квартал 2002 г. |
||
Диазолин |
Фармак |
846 |
770 |
11,0 |
8,6 |
0,04 |
0,05 |
Ингалипт |
Стома |
563 |
429 |
7,4 |
4,8 |
0,03 |
0,03 |
Аскорбиновая кислота (витамин С) |
Киевский витаминный завод |
263 |
111 |
3,4 |
1,2 |
0,01 |
0,01 |
Аспаркам |
Луганский ХФЗ |
255 |
228 |
3,3 |
2,6 |
0,01 |
0,01 |
Ампициллин |
Киевский витаминный завод |
211 |
469 |
2,8 |
5,3 |
0,01 |
0,03 |
Хлорофиллипт |
ОЗ ГНЦЛС |
203 |
238 |
2,6 |
2,7 |
0,01 |
0,01 |
Пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) |
Биостимулятор |
186 |
65 |
2,4 |
0,7 |
0,01 |
0,004 |
Простатилен |
Лекхим – Харьков |
177 |
– |
2,3 |
– |
0,01 |
– |
Мезатон |
ОЗ ГНЦЛС |
174 |
193 |
2,3 |
2,2 |
0,01 |
0,01 |
Плантаглюцид |
Фармацевтическая компания «Здоровье» |
146 |
194 |
1,9 |
2,2 |
0,01 |
0,01 |
Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.
ВЫВОДЫ
По итогам первых трех кварталов 2003 г. российский аптечный сектор увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. По объемам продаж продолжают доминировать зарубежные производители ЛС. Наиболее заметные изменения произошли в структуре торговых наименований. ТераФлю от гриппа и простуды по объемам аптечных продаж поднялся с 73-го на 19-е место, в то время как Низорал потерял 13 пунктов и выбыл из «двадцатки». Анализ результатов объемов аптечных продаж в региональном разрезе свидетельствует о существенной разнице между регионами, особенно между Москвой и остальными регионами России.
Сегмент украинских производителей в аптечных продажах ГЛС в России за первые три квартала 2003 г. составил 0,4% от общего объема аптечного сектора. Среди украинских производителей так же, как и в I–III кварталах 2002 г., в аналогичном периоде 2003 г. лидирует компания «Фармак», а среди украинских торговых марок — препарат производства этой же компании — Диазолин. n
Мария Денисова
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим