|
А. Молодорич отмечает, что в своих прошлых публикациях не стремился затрагивать тему преимуществ одних тренингов перед другими: нет таких преимуществ вообще, но они есть применительно к каждому отдельному случаю. Это была попытка структурировать современный украинский рынок тренингов на понятийно-когнитивном уровне (разумеется, если договориться применять термин «рынок тренингов» — но почему нет: если любой продукт, в том числе виртуальный, наделен своей стоимостью, — а в особом почете стоимость добавленная, — если есть заказчик и исполнитель, значит, — это рынок). Очевидно, что для всех есть место на этом рынке — на этом поле для игры в бизнес-гольф, который, в отличие от сиюминутных спортивных достижений, нацелен на достижение долгосрочных результатов либо отдельной личностью, либо, чаще всего (один в поле не воин), группой личностей — коллективом, командой, подразделением и т.д. (давайте вспомним «Игру в бисер» Германа Гессе — многопланово-эволюционная схема квалификационно-иерархичного социума).
Сферу применения тренинга определяют преследуемые им цели: СПТ эффективнее применять для решения одних бизнес-задач, нейролингвистическое программирование — других, бизнес-тренинг — третьих. Важно правильное (рациональное) целевое (по назначению) использование тех или иных инструментов, техник, методик оптимизации работы людей. В том числе различных видов тренинга: он будет успешен и принесет ожидаемые плоды, если его цели и задачи четко очерчены «на берегу» (в процессе непростого и не пятиминутного, а требующего тщательной детализации и обсуждения анализа запросов клиента), если он системно подготовлен и проведен именно для их достижения.
Беглый кластерный анализ позволяет убедиться: сегодня 90–95% украинского рынка тренингов занимает сегмент бизнес-тренингов. Это направление не просто широко представлено, а успело пустить корни и даже войти в привычку, поэтому сегодня предлагаемые форматы, выходящие за рамки бизнес-тренинга, многими воспринимаются настороженно, если не в штыки.
С моей точки зрения, бизнес-тренинг — это в первую очередь бизнес. В мире наработано и используется немало тренинговых технологий, одни из них более апробированы (некоторые на Западе), другие —менее, одни являются патентными продуктами (как, например, большинство разрабатываемых в различных западных институтах тренинговых технологий проектного менеджмента), а другие патентной защиты не имеют. Там описаны все бизнес-процессы, рассказано, как ими руководить, как структурировать. Можно воспользоваться такой франшизой, выучить ее и прочитывать тренинг, что, согласитесь, очень напоминает академическую форму обучения. Бизнес-тренера, как правило, мало интересует дальнейшая судьба организации. Большинство бизнес-тренинговых центров воспринимают тренинговую задачу как сиюминутную и стремятся представить ее таковой, которую можно решить прямо в ходе тренинга.
Возможно, в результате тренинга люди чему-то научились — это плюс. Но на поведенческом уровне это не сработает (по моим собственным данным, около 90% полученной в ходе бизнес-тренингов информации «архивируется» в глубокий пассив). Однозначно, этому виду тренинга есть свое место на рынке, он нужен и востребован сегодня и будет таковым завтра и всегда. Но, с другой стороны, — что не менее однозначно — не везде.
В начале социально-психологического тренинга неискушенному участнику невдомек — почему тренер весь первый день тренинга напролет не предоставляет никакой информации, бьет баклуши да все сам выспрашивает, заставляет думать, что-то вспоминать; где привычный формат: мы пришли отдохнуть, а тут требуют каких-то усилий. Такое отношение на рынке — норма: все новое непривычно.
Не боюсь повторяться: каждый тренинг преследует определенные цели и задачи. Индивидуальный подход, работа на уровне психо-эмоциональной сферы человека — вот, пожалуй, альфа и омега социально-психологического тренинга. Если проассоциировать на фармацевтический лад, социально-психологический тренинг — это ретардная (пролонгированного действия) «лекарственная форма» тренинга.
По сути дела, всякий раз призывая тренера, компания обращается к доктору. Есть определенные жалобы, конкретная проблема — предлагается средство для ее устранения: тренинг. Но лекарство должно, во-первых, действовать целенаправленно (достигая заданного эффекта), во-вторых, — не навредить (что особенно вероятно, если применять средство не по назначению), и это — главная заповедь. Кроме этого, тренинг должен быть эффективнее плацебо.
Для этого в начале необходима диагностика: тщательный сбор анамнеза (кристаллизация проблем), получение соответствующей дополнительной информации о заказчике (при необходимости и возможности), чтобы не просто очертить круг проблем, но интегрироваться в них, докопаться до их причин, — когда выявлены причины, куда проще бороться с последствиями. Безусловно, тренер должен подходить ответственно к целям и задачам компании, ее ожиданиям от тренинга и брать на себя за это ответственность — в том числе и за то, чтобы не навредить тренингом организации. Иначе реально ощутимой пользы тренинг не принесет.
Сегодня на рынке работает огромное количество тренинговых компаний. При этом сплошь и рядом возникает ситуация, когда ни клиент четко не понимает цели тренинга, ни сам тренер. Нередки случаи непонимания со стороны менеджера по персоналу либо другого ответственного лица в компании, определяющего суть и задачи предстоящего тренинга. А ведь такая ситуация весьма чревата использованием микроскопа в качестве молотка (а еще, того хуже, наоборот) — чтобы в погоне за лучшим не потерять имеющееся. В качестве примера А. Молодорич приводит случай из собственной практики: компания пыталась заказать тренинг, результаты которого могли весьма серьезно нарушить административные устои организации (во-всяком случае устранять последствия пришлось бы долго), поэтому пришлось убедить заказчика изменить поставленные цели обучения.
Так что тренинг — инструмент обоюдоострый. Бизнес-тренинг, будучи определенным сводом методик и преследуя поставленную узко-прагматическую задачу в определенной сфере деятельности, не нацелен на работу с личностью — мало того, боится ее, как огня! А социально-психологический тренинг, напротив, целенаправленно работает именно с личностью. Областью его изучения является межперсональное взаимодействие: там, где имеется две или более персон, начинается взаимодействие между ними, направленное на получение совокупного продукта — дельты приращения, синергетического эффекта, если хотите. И это касается решительно всех видов организаций, которые к сегодняшнему дню придумало человечество.
Информация может перейти в область навыка, только если сможет преодолеет уровень убеждений и установок (см. схему). Другими словами, у человека должно появиться отношение к тем знаниям, которые он получил.
Отношение всегда эмоциально окрашено и насыщено. И если на уровне установок/отношений я принимаю решение, что полученная информация мне полезна и нужна, то я буду ее применять в практической плоскости для перевода в область приобретения навыка. Умение — это набор контекстуально независимых (не зависящих от ситуации) навыков. А навык — это действие, доведенное путем многократного повторения до автоматизма и применимое в любых ситуациях. Если же не работать с установочным уровнем, то любая входящая информация, встречаясь с психологической защитой, становится невостребованной и уходит в пассив, то есть переходит в разряд ненужной.
Речь не идет о том, чтобы «вложить» в участника набор определенных техник и методик (например продаж) — это как раз задача бизнес-тренинга, и фармацевтический рынок уже пресыщен этим. Представим простого врача или фармацевта, к которым приходят десятки медицинских представителей на дню и начинают, как говорится, петь с одинаковой ноты? — эти манипуляции шиты белыми нитками, любой озвереет. Совсем иной принцип имеет СПТ: перевести бизнес-задачу в личностную плоскость и «закрепить» ее на этом уровне, где она работает с максимальной отдачей.
Делая акцент на личности, а не прикладной бизнес-деятельности, СПТ работает на трех уровнях памяти: рефлекторная, информационная и эмоциональная. Эту схему можем представить в виде следующей метафоры:
- Эмоциональная память — фотоальбом,
- Информационная память — библиотека,
- Рефлекторная память — родной язык.
Если знание родного языка — рефлекторно, то знание изученного зависит от частоты его применения на практике (актив; связано с эмоциями), либо его ждет судьба пассива (остаться в области «голой» информации). Бизнес-тренинг задействует главным образом информационную память (если же и задействует эмоциональную, то в ролевом контексте, следовательно мало затрагивая рефлекторику). А из безбрежной и изрядно засоренной информационной памяти в нужный момент извлечь нужную информацию (не закрепленную рефлекторно и не имеющую эмоционального «якоря») крайне трудно. Поэтому для закрепления и последующего воплощения нформационная память нуждается в эмоциональной связке, позволяющей в нужный момент извлечь и применить ее, отдифференцировав ее в потоке прочей. Через эмоциональное насыщение проживаемого в тренинге опыта достигается ассимиляция информации и ее возможный дальнейший перевод в рефлекторную сферу. Как раз СПТ использует и даже провоцирует собственные эмоции людей по отношению к предмету изучения. А значит — делает обучение на порядок эффективнее.
По оценке А. Молодорича, сегодня среди других отраслей фармацевтический рынок является одним из крупнейших, если не самым крупным сегментом рынка тренингов — ключевым заказчиком тренинговых услуг. Это прямо объясняется спецификой фармбизнеса: во-первых, громадные (как ни в какой другой отрасли) штаты внешних служб, количество сотрудников, работающих в полях; во-вторых, высокая интеллектоемкость — необходимое наличие медицинского образования и понимания предметной области. С другой стороны, врачей не учили ни продавать, ни видеть тенденции рынка — то есть очень многими навыками и знаниями им приходится овладевать в процессе работы.
Помочь им в этом — задача тренинга. Любому менеджеру (или не обязательно менеджеру, а просто сотруднику, который выполняет свою служебную задачу и связанный с этим фронт работ) — в той или иной, но всегда в значительной, степени приходится «служить коммуникаторами». Каждый менеджер есть звено в общей цепочке, каждый должен обеспечивать целостность СВОЕГО звена (по всей его окружности, а особенно в местах соединения с сопредельными звеньями!) — и нести ПРЯМУЮ ответственность за его а) целостность, б) функцию. Только тогда и срабатывают на практике широко известные командные постулаты: «один в поле не воин», «один за всех — все за одного», «личный зачет каждого — путь к успеху команды». n
Ф. Снегирёв, фото автора и В. Волги
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим