|
Открыл семинар словами приветствия первый проректор Национального фармацевтического университета, профессор Иван Семенович Гриценко.
И.С. Гриценко напомнил о существенных изменениях в истории развития специальности «Клиническая фармация» с 1999 г., когда в Государственный классификатор Украины ДК 003–95 Министерством труда и социальной политики Украины была впервые введена профессия «клинический провизор».
На сегодня 7 высших медицинских учебных заведений готовят специалистов по клинической фармации: Национальный фармацевтический университет, Львовский национальный медицинский университет им. Данилы Галицкого, Буковинский государственный медицинский университет, Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Днепропетровская государственная медицинская академия, Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, Тернопольский государственный медицинский университет им. И.Я. Горбачевского. При этом научно-методическая и правовая база, а также ряд нормативных документов по образованию и трудоустройству клинических провизоров были разработаны коллективом Национального фармацевтического университета.
Последними разработками в этом направлении были типовой учебный план подготовки студентов по специальности «Клиническая фармация» (утвержден приказом МОЗ Украины от 17.05.2008 г. № 258) и временные типовые программы учебных дисциплин, которые изучаются на 1–3-м курсах данной специальности.
Докладчик подчеркнул, что до сих пор остро стоит проблема трудоустройства клинических провизоров. Всего за предыдущие 2004–2008 гг. Национальный фармацевтический университет подготовил 180 специалистов, из которых только 49 обучались за счет бюджетных средств. Из выпускников университета 42% работают в аптеках, еще 20% ― медицинскими представителями, и, к сожалению, только 9% были востребованы в лечебно-профилактических учреждениях.
Нормативная база трудоустройства клинических провизоров включает несколько приказов Министерства здравоохранения Украины, один из которых обосновывает должность клинического провизора в аптечных учреждениях*, а второй предусматривает возможность введения должности клинического провизора в лечебно-профилактических учреждениях** из расчета 1 должность на 300 больничных коек. Как отметил И.С. Гриценко, лечебных учреждений, где была введена должность «клинический провизор» и выделена ставка, в Харьковской области насчитывается уже около 10.
Однако клинические провизоры все еще испытывают трудности в прохождении интернатуры в лечебно-профилактических учреждениях. Несмотря на то, что согласно программе молодые специалисты должны стажироваться 4 недели в аптеках и 7 недель в лечебных учреждениях, во многих из них возникают сложности с организацией, руководством и проведением интернатуры, а значит — и с готовностью принять интернов на стажировку.
Чтобы повысить востребованность клинических провизоров в лечебно-профилактических учреждениях, Национальный фармацевтический университет выступил перед Министерством здравоохранения Украины с инициативой внести изменения в типовые штаты учреждений здравоохранения — вводить ставку клинического провизора из расчета 1 должность на 100–150, а не 300 больничных коек (письмо от 22.10.2008 г. № 2253/22).
Развитию клинической фармации в других странах, ее будущему, а также вопросам интеграции Украины в мировое сообщество был посвящен доклад заведующего кафедрой клинической фармакологии с фармацевтической опекой Национального фармацевтического университета, профессора Игоря Альбертовича Зупанца. Докладчик подчеркнул наличие аналогичных сложностей в интеграции клинических фармацевтов в медицинский штат лечебно-профилактических учреждений Европы, представил выводы и решения Всемирной конференции «Будущее госпитальной фармации», проходившей в рамках Международного конгресса Международной федерации фармацевтов, в г. Базель (Швейцария), 30–31 сентября 2008 г.
В результате работы конференции был принят ряд решений. Первое из них гласило, что наиважнейшей задачей госпитального фармацевта (термин используется в странах Европы и практически является аналогом клиническому провизору в Украине — прим. авт.) является оптимизация процесса выздоровления пациента благодаря разумному, безопасному, эффективному, наиболее рациональному и экономически выгодному применению лекарственных средств.
Госпитальных фармацевтов рекомендуется включать в терапевтические комитеты лечебно-профилактических учреждений для надзора за всеми лечебными методиками и процедурами, проводимыми в нем, а органы здравоохранения и администрации больниц должны привлекать госпитального фармацевта на всех этапах применения лекарственных средств в больницах.
Предполагается, что руководство госпитальной аптекой доверяется госпитальному фармацевту с соответствующей специализированной подготовкой и опытом. При этом госпитальный фармацевт не только несет ответственность за все лекарственное обеспечение в лечебном учреждении, но и является для медицинского персонала источником информации относительно всех аспектов применения препаратов. Поскольку все лекарственные предписания должны быть просмотрены, проанализированы и одобрены госпитальным фармацевтом до отпуска и применения лекарственных средств, подобным специалистам должен быть предоставлен доступ к медицинской документации о пациенте.
Разумеется, необходимые клинические знания должны быть обеспечены соответствующей базовой подготовкой госпитального фармацевта, что предполагает включение в учебный план значительной клинической части. Также должны совершенствоваться программы специализации по клинической фармации и последипломной подготовке.
По словам профессора И.А. Зупанца, в странах Европы госпитальные аптеки, располагаясь в помещении лечебного учреждения, поставляют широкий ассортимент лекарственных средств (включая парентеральное питание, антибиотики для новорожденных, средства химиотерапии и др.), большинство из которых отпускаются порционно или в виде дозы на один прием. Комплексный, сложный процесс приготовления стерильной продукции требует специальной качественной подготовкой персонала — госпитальных фармацевтов и техников (аналог отечественного фармацевта-ассистента — прим. авт.).
Докладчик подчеркнул, что при наличии дополнительной образовательной подготовки, функцию госпитального фармацевта в Украине сможет взять на себя клинический провизор, прошедший соответствующую специализацию (предположительно, госпитальный провизор), которая включает комплексное совершенствование в области технологии приготовления лекарственных средств, медицинской химии, клинической фармакологии.
Профессор И.А. Зупанец считает, что для расширения функций клинического провизора необходимо внесение изменений в должностную инструкцию, стандарты образования, учебные планы и программы. Вовлечение госпитального фармацевта в работу лечебно-профилактических учреждений позволит снизить риск ошибок, связанных с лекарственной терапией, путем применения систем и технологий, основанных на доказательствах; улучшить систему регистрации случаев побочного действия лекарственных средств; обеспечить разработку политики в отношении применения препаратов, принесенных в госпиталь пациентом, включая оценку приемлемости применения растительных и пищевых добавок; разработать подходы к обеспечению безопасности пациентов; оптимизировать результаты терапии.
Елена Демиденок
*Приказ МЗ Украины от 28 февраля 2002 г. № 385 «Про затвердження переліків закладів охорони здоров’я, лікарських, провізорських посад та посад молодших спеціалістів з фармацевтичною освітою у закладах охорони здоров’я».
**Приказ МЗ Украины от 23 февраля 2000 г. № 33 «Про штатні нормативи та типові штати закладів охорони здоров’я».
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим