|
|
— Олег Всеволодович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние здравоохранения в Украине?
— Ни для кого не секрет, что состояние современной системы здравоохранения, по меньшей мере, плачевное. Даже если не говорить о вопросах обеспечения лечебно-профилактических учреждений, а упомянуть лишь о заработной плате наших медицинских работников, становится горько и обидно за отечественную медицину. На сегодня заработная плата в медицине более чем в 1,5 раза меньше, чем в системе образования и, пожалуй, самая низкая во всей бюджетной сфере.
Для меня были шоком недавно обнародованные данные о том, что основной причиной увольнений медицинских сестер во многих регионах нашей страны является невозможность оплатить два вида транспорта, добираясь до места работы.
Сегодня почему-то много говорят о правах пациентов, но почти никогда не упоминают о профессиональных правах медицинских работников. Защитой этих прав практически никто не занимается. К сожалению, и сами медики не имеют в настоящее время общественных организаций, действенно отстаивающих их права. В то же время, скажем, у производителей фармацевтической продукции такие организации есть, и они успешно борются за интересы своих членов. Так, например, во время обсуждения новой редакции статьи 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» с нами вели интенсивные консультации представители нескольких ассоциаций производителей лекарственных средств, работающих на украинском рынке. Хотелось бы, чтобы в обсуждении таких жизненно важных вопросов, как финансирование здравоохранения, принимали участие представители практической медицины.
|
Еще одной проблемой является сопротивление любым реформам со стороны медицинской элиты, которая с одной стороны имеет сильное влияние на формирование общественного мнения, с другой стороны не отражает реальных потребностей здравоохранения среднего звена. Несмотря на низкий уровень финансирования здравоохранения в целом, сегодня 3–4% медиков являются высоко обеспеченными, несмотря на то, что зачастую большую часть их доходов можно отнести к сфере пресловутой теневой экономики.
Естественно, реформы, направленные на изменение существующего положения дел, у них вызывают «сомнения». Поэтому, к сожалению, медицинская элита в 2006 г. не сильно стремится к реформам, даже тормозит их, хотя еще конце в 90-х годов ХХ в. этот сектор жаждал реформ.
— В каком направлении сегодня планируется реформировать сферу здравоохранения?
|
— Руководством Верховной Рады и нашего Комитета однозначно взят курс на страховую медицину, в частности на бюджетно-страховую модель финансирования здравоохранения. Это значит, что при разработке законодательных актов мы, с одной стороны, стараемся не просто обеспечить бюджетное финансирование здравоохранения и различных программ Министерства здравоохранения, сохранив финансирование заработной платы медикам хотя бы на существующем уровне, но и ввести в действие страховую модель, которая сможет стать важной составляющей финансирования медицины. По нашим расчетам, страховая модель может привнести в систему здравоохранения, по меньшей мере, дополнительно 10–12 млрд грн. С этой целью разработан проект Закона Украины «О финансировании здравоохранения и медицинском страховании» № 2192. Но перед тем, как выносить этот законопроект в Парламент, наш Комитет хочет обсудить его всенародно. Для этого мы, с удовольствием, используем страницы Вашего многоуважаемого издания. Люди должны знать, какие изменения планирует власть, и для достижения каких целей. Мы должны донести наши проекты до медиков, фармацевтов и пациентов.
— Расскажите, пожалуйста, в чем принципиальная новизна, и главное, каковы преимущества разработанного законопроекта?
— Основные положения этого законопроекта состоят в том, что в нем четко разграничены источники финансирования здравоохранения на две независимые сферы — бюджет и система обязательного государственного медицинского страхования. Если этого не сделать, то рано или поздно бюджетная составляющая финансирования будет автоматически сокращаться. Мотивация здесь, в принципе, справедливая: «Раз вы используете страхование, то урезаем бюджет». Этого ни в коем случае нельзя допустить.
Несмотря на то что из государственного бюджета финансируется заработная плата, оплата коммунальных услуг лечебно-профилактических учреждений и закупка медикаментов, этого совершенно недостаточно для такой затратной сферы, как медицина. Второе, что отличает этот законопроект от предыдущих — это введение так называемых гражданско-правовых отношений в системе оказания медицинской помощи. По сути — это отношения, которые обеспечивают оценку стоимости услуг, оказываемых медицинскими работниками, и возможность их продажи пациенту. В сегодняшнем здравоохранении между медперсоналом и пациентом не существует гражданско-правовых отношений. Здравоохранение нуждается ныне в рыночном механизме, и для медицины формирование гражданско-правовых отношений должно стать очень важной задачей.
— Сегодня многие говорят, что нужно ввести рынок в сферу здравоохранения, но никто не говорит, как это сделать.
|
— Гражданско-правовые отношения являются тем самым элементом рыночных отношений в медицине, о которых сегодня столько разговоров. В предлагаемом законопроекте есть четкие формулировки, а также детально отображены реальные механизмы внедрения рынка в здравоохранение. Реформируя систему финансирования здравоохранения, у нас есть выбор: либо идти путем создания фонда, который будет выполнять роль «большого кошелька», либо, используя страховую модель, организовать государственную страховую кампанию, которая будет выполнять аналогичную функцию, но более эффективно.
Мы предпочли систему обязательного государственного страхования.
Во-первых, сегодня отработаны механизмы реализации такой модели на системе добровольного страхования, существуют эффективные системы контроля, такие как Министерство финансов, Комиссия по надзору за деятельностью внебанковских учреждений и другие.
Почему государственного? Дело в том, что практически все учреждения здравоохранения в настоящее время в Украине находятся в государственной или коммунальной собственности. Было бы нелогично, если бы финансированием государственного сектора управлял негосударственный фонд. Под контролем государства должны остаться финансовые и материальные ресурсы медицины. Это, кстати, соответствует Европейскому кодексу социального обеспечения, где сказано, что такого рода системы должны быть под управлением государства или работодателей и работников.
— Откуда и каким образом согласно законопроекту планируется обеспечить поступление денег в сферу здравоохранения?
— Одним из ключевых аспектов нашего законопроекта является тот факт, что прямая оплата физическим лицом страховки и медицинских услуг не предусмотрена вообще. Это очень важный момент, потому что эта норма является конституционной, и по этому поводу существует решение Конституционного Суда.
Источники страховых взносов согласно законопроекту — это работодатель и органы местного самоуправления (то есть государство). Поэтому любая критика этого законопроекта, основанная на том, что пациенту придется прямо или косвенно расплачиваться за медицинскую помощь, и то, что богатые будут платить за бедных, несостоятельна. Сумма отчислений работодателя рассчитывается от минимального прожиточного уровня и является практически фиксированной суммой для большинства граждан.
Государство будет оплачивать взнос за счет подоходного налога, который в этом году составляет 13%, а в следующем должен увеличиться до 15%. С этого налога, принадлежащего полностью местному самоуправлению, планируется небольшую часть направить на здравоохранение. Таким образом будет формироваться целевой медицинский бюджет.
— С какими проблемами Вы как разработчики этого законопроекта столкнулись?
— Нигде в мире нет идеальных систем финансирования здравоохранения. Многие страны в корне меняют свои системы раз в 15–20 лет, потому что изменяются экономика, социальные отношения, в конце концов, на каждой системе возникают свои «паразиты».
Проблема, стоящая перед здравоохранением многих стран Европы, сегодня состоит в необходимости сдерживания роста цен на медицинские услуги. Наша же проблема состоит в необходимости поднять эти цены. И когда европейские проблемы пытаются экстраполировать на ситуацию, существующую в современной Украине, и говорят во всеуслышание, что система медицинского страхования нам не нужна, потому что она способствует росту цен, то мне кажется, это связано с элементарным незнанием реальной экономической ситуации в нашей стране и в медицине в частности. Нам необходимо поддержать бедствующую медицину. Именно этому должна способствовать разрабатываемая нами система финансирования здравоохранения, которая является наиболее приемлемой на современном этапе развития здравоохранения. А если через 15 лет окажется так, что цены на медицинские услуги велики, мы будем использовать опыт, который накапливает сегодня Европа.
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим