Как украинские фармацевтические компании компенсируют свои убытки?

По причинам государственного регулирования цен/наценок на большинство лекарственных средств, участия в государственных тендерах по закупке лекарственных средств, а также волатильности валютного курса у большинства украинских дистрибьюторов, которые входят в состав международных фармацевтических групп компаний, часто возникают сложности с поддержанием прибыльности в Украине. Для целей трансфертного ценообразования, как правило, такие компании являются дистрибьюторами с ограниченной ответственностью и не должны принимать на себя существенные риски и выполнять значительный объем функций в Украине.

Это соответствует концепции limited risk distributor, которая часто используется в трансфертном ценообразовании и предполагает, что украинский дистрибьютор должен зарабатывать в Украине гарантированный уровень прибыли (так называемую рутинную маржу) и не может быть убыточным. Согласно данной концепции любые убытки по причине бизнес-решений, которые не принимались непосредственно таким дистрибьютором, должны компенсироваться продавцом (материнской компанией).

Таким образом, если по результатам года украинский дистрибьютор оказывается убыточным или низкорентабельным, то продавец (материнская компания) должен каким-то образом профинансировать/покрыть убытки своего украинского дистрибьютора.

На практике для компенсации таких убытков фармацевтические группы используют механизмы прощения части задолженности по поставкам лекарственных средств, бонусы, кредит-ноты (или ретро-скидки), экспорт услуг, получение специального целевого финансирования и прочие.

Каждый из перечисленных инструментов имеет свои плюсы и минусы, а также сопряжен с определенными налоговыми и/или регуляторными рисками, которые следует учитывать при выборе того или иного инструмента.

Бонусы исторически трактуются налоговыми органами как плата за предоставленные фармацевтическими компаниями маркетинговые услуги, место поставки которых — таможенная территория Украины. Украинские суды в большинстве случаев поддерживают такую позицию налоговых органов и подтверждают, что бонусы должны рассматриваться как плата за маркетинговые услуги, даже если отсутствует какое-либо документальное подтверждение фактического предоставления каких-либо услуг, например, соответствующего договора на предоставление маркетинговых услуг.

Однако существует также и противоположная судебная практика по этому вопросу. В частности, в некоторых решениях суды ссылаются на определение услуг, которое содержится в Гражданском кодексе Украины, a именно апеллируют к тому, что услугами являются действия, результат которых потребляется в процессе их предоставления. Поскольку по своей сути бонус — это вознаграждение, которое выплачивается продавцом покупателю при достижении определенных экономических показателей, при его получении украинский дистрибьютор не оказывает никаких услуг в пользу продавца. Таким образом, в этих решениях суды приходят к выводу, что бонусы — это не плата за услуги и, соответственно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) в Украине.

Кредит-ноты являются наиболее популярным инструментом, который используются международными фармацевтическими компаниями в качестве инструмента внутригруппового финансирования. Однако, как показывает судебная практика, использование такого инструмента влечет за собой определенные риски в Украине, которые следует понимать и учитывать при принятии решения об использовании именно этого инструмента. В частности, в некоторых случаях налоговые органы отказывали украинским компаниям в признании части налогового кредита по НДС, сформированного при импорте товаров, на сумму предоставленной кредит-ноты. В качестве обоснования своей позиции налоговые органы ссылаются на то, что часть таких товаров была получена украинской компанией бесплатно и не использовалась в хозяйственной деятельности. Кроме того, существуют прецеденты, когда налоговые органы доначисляли украинским компаниям дополнительные обязательства по НДС на сумму полученной кредит-ноты, обусловливая это тем, что полученная кредит-нота является по сути бонусом и, соответственно, платой за маркетинговую услугу.

Очень активно фармацевтические компании используют и целевое финансирование, направленное на повышение рентабельности контролируемых операций для целей трансфертного ценообразования. Однако данный инструмент также сопряжен с определенными рисками, снижение которых возможно лишь при грамотном юридическом оформлении такого финансирования.

Все перечисленные инструменты активно используются компаниями на практике, но не лишены соответствующих рисков и, к тому же, находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Какой бы инструмент не выбрала компания, необходимо особое внимание уделять документальному оформлению, а также отображению операций в бухгалтерском и налоговом учете. В противном случае получение финансирования может стоить украинской компании всей суммы НДС, так как риск переквалификации любого из механизмов финансирования в оплату за маркетинговые услуги остается всегда.

Анастасия Мосунова,
старший юрист отдела налогового
и юридического консультирования

КPMG в Украине
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті