Коллегия МЗ Украины: подведение итогов работы в 2006 г.

16 марта 2007 г. в Киеве состоялось расширенное заседание коллегии МЗ Украины с целью подведения итогов работы и определения перспективных заданий отрасли на текущий и будущий год. В работе коллегии приняли участие министр здравоохранения Юрий Поляченко, глава Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, материнства и детства (далее — Комитет), народный депутат Татьяна Бахтеева, президент Академии медицинских наук (АМН) Украины академик Александр Возианов, ректоры высших учебных медицинских учреждений, начальники областных управлений здравоохранения, народные депутаты Украины, представители профсоюза медицинских работников.

На брифинге, предшествующем заседанию, министр здравоохранения Украины Юрий Поляченко отметил, что за прошедший год в отрасли наметился ряд положительных тенденций. Это касается позитивов в интегральных показателях рождаемости, снижения смертности вследствие туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, сердечно-сосудистых заболеваний. Министр оценил состояние отрасли на сегодня как стабильное. Ю. Поляченко выразил уверенность в том, что благодаря мощным финансовым вливаниям в национальную программу здравоохранения и увеличению бюджета отрасли приблизительно на 4 млрд грн. можно рассчитывать на дальнейшую ее стабилизацию.

Главная цель итоговой коллегии, по мнению министра, состоит не в докладах о проделанной работе, а в конструктивной дискуссии по наиболее волнующим вопросам, в определении наиболее перспективных стратегических направлений работы в отрасли.

Коллегию открывает Юрий Поляченко
Коллегию открывает Юрий Поляченко

ОБСУЖДАЕМ МЕДИЦИНСКИЕ ВОПРОСЫ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ — ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Открывая заседание, Ю. Поляченко заострил внимание участников на том факте, что деятельность отрасли тесно связана с общегосударственными вопросами, находящимися на повестке дня правительства страны. Так, вопрос о постоянном контроле и оптимизации использования бюджетных средств крайне актуален для всех структур и ведомств системы здравоохранения.

Александр Орда
Александр Орда

Этой проблеме посвятил значительную часть своего доклада первый заместитель министра Александр Орда. Вопрос о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в подчинении МЗ Украины, А. Орда определил как наиболее болезненный. В начале выступления первый заместитель министра отметил, что общий фонд сведенного бюджета здравоохранения в 2007 г. составляет 22,4 млрд грн. Для сравнения — в 2004 г. он не превышал 12,2 млрд грн. Значительное увеличение бюджетных затрат на нужды здравоохранения, безусловно, подразумевало рациональное использование этих средств. Но всегда ли выполняется это требование? В течение 2006 и в начале 2007 г. сотрудники МЗ Украины работали над результатами ряда проверок по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. Проверки проводились Главным контрольно-ревизионным управлением, Счетной палатой, Антимонопольным комитетом, Генеральной прокуратурой. Материалы, полученные от всех вышеперечисленных структур, тщательно обработаны и проанализированы. На их основании разработаны меры для устранения выявленных нарушений и злоупотреблений. К сожалению, приходится констатировать факты незаконного использования бюджетных средств. Закупка лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) в необоснованно больших объемах стала причиной их порчи и списания на сумму 2,1 млн грн. Зафиксированы случаи закупки материалов с нарушением тендерного и бюджетного законодательств. Немалые убытки несет государство и вследствие несвоевременного ввода в эксплуатацию медицинского оборудования, приобретенного с использованием бюджетных средств. Сотрудники Контрольно-ревизионного управления неоднократно отмечали факты незаконного использования финансовых средств, предназначенных для оплаты труда. Выявлены многочисленные нарушения, связанные с отчислением средств в фонд социального страхования и пенсионный фонд, с арендой помещений, начислением командировочных.

На основании результатов ревизий, отметил А. Орда, можно сделать вывод о недостаточном внутреннем контроле за сохранением государственного имущества и использованием бюджетных средств в учреждениях здравоохранения. Почти в каждом из них — недостаточная финансовая дисциплина. Предложено ввести систему внутреннего аудита во всех структурных подразделениях. Материалы для проведения аудита уже разрабатываются. Такая мера продиктована необходимостью усиления контроля экономического сектора отрасли. Кроме того, создание в структуре МЗ Украины контрольно-ревизионного отдела позволит предотвратить в будущем нецелевое и нерациональное использование бюджетных средств. Основной функцией такого отдела должно быть не фиксирование, а предотвращение нарушений путем осуществления независимого аудита после проведения внутреннего.

Докладчик отметил, что в вопросах нерационального использования бюджетных средств, кроме нарушений в осуществлении централизованных закупок ЛС, есть и другие аспекты. В частности, повышается потребление природных и энергетических ресурсов. Если активно не внедрять энергосберегающие технологии, то доля бюджетных затрат по этим статьям будет постоянно нарастать. Решение подобных вопросов должно стать частью перспективных планов для каждого руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), для всех начальников областных управлений здравоохранения. Общие рекомендации, на которые им можно будет ориентироваться, уже отрабатываются в МЗ Украины.

Первый заместитель министра остановился также на наиболее характерных нарушениях в сфере обеспечения населения ЛС:

– не выполняются в полном объеме требования действующего законодательства при закупке ЛС и ИМН;

– закупаются с использованием бюджетных средств ЛС и медицинское оборудование, не обозначенные в заказах региональных ЛПУ;

– срываются сроки поставок уже оплаченных ЛС, как и сроки проведения торгов;

– ослаблен контроль со стороны руководителей ЛПУ в отношении законного и упорядоченного списания ЛС;

– региональными органами здравоохранения в МЗ Украины несвоевременно подается информация относительно потребности регионов в ЛС, что затрудняет работу по осуществлению расчетов потребностей в ЛС в масштабах страны. В результате иногда закупка ЛС проводится в объемах, значительно превышающих реальные потребности.

Часть доклада первого заместителя министра была посвящена работе МЗ Украины по обращениям граждан, проведенной в 2006 г. А. Орда отметил увеличение их количества непосредственно к сотрудникам министерства. В сравнении с 2005 г. значительно уменьшилось количество обращений граждан, направленных в МЗ Украины из Кабинета министров (в 3 раза) и Секретариата Президента (в 1,1 раза). Что касается структуры обращений, то чаще всего это вопросы предоставления медицинской помощи (18,9%), кадровые вопросы (15,1%). Поступают жалобы на неудовлетворительное медицинское обслуживание в ЛПУ, о нарушениях в ходе санаторно-курортного лечения, финансовой дисциплины.

В МЗ Украины рассматривалась информация о нарушениях в графиках приема граждан и об отсутствии конкретных решений по обращениям в региональные управления здравоохранения.

«Думаю, что сегодняшняя коллегия — повод для руководителей всех организаций и ведомств построить работу таким образом, чтобы, подводя итоги первого полугодия 2007 г. по текущим проверкам, мы могли констатировать отсутствие грубых нарушений, о которых сейчас приходится говорить», — сказал в заключение А. Орда.

СТАТИСТИКА — ХОРОШО, А СТРАТЕГИЯ — ЛУЧШЕ

Юрий Константинов
Юрий Константинов

Предваряя выступление главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Государственная служба) Юрия Константинова, министр здравоохранения обратил внимание участников коллегии на то, что с учетом сложившейся ситуации на фармацевтическом рынке страны сегодня необходимо не только отслеживать статистические данные. Гораздо важнее обозначить направления совместной с Министерством финансов и другими государственными структурами работы по оптимизации ввоза, регистрации ЛС, а также по вопросам создания индикативных цен.

Ю. Константинов в своем докладе выделил несколько наиболее перспективных направлений в борьбе за улучшение ситуации на рынке ЛС:

– сертификация производства ЛС на соответствие принципам надлежащих практик;

– обеспечение доступности ЛС населению, в том числе путем регулирования цен;

– усовершенствование организационной структуры в сфере оборота ЛС с целью усиления контроля качества ввозимых препаратов, их регистрации и т.д.

Базовым является вопрос стандартизации. После введения всего комплекса стандартов можно ожидать присутствия на рынке исключительно качественных отечественных препаратов, уверен глава Государственной службы. С целью имплементации требований надлежащих практик МЗ Украины создан Совет по вопросам разработки и внедрения надлежащих практик на отечественных предприятиях (далее — Совет). В состав Совета вошли представители МЗ Украины, Государственной службы, профессиональных ассоциаций и других заинтересованных организаций. Важным аспектом деятельности Совета является обозначение основных направлений работы на этапе внедрения надлежащих практик на системной основе. Это даст возможность привести в соответствие с мировыми стандартами деятельность всех участников рынка ЛС, включая производителей и субъектов, занимающихся оптово-розничной торговлей препаратами.

На территории Украины сегодня функционирует развитая аптечная сеть, представленная учреждениями различных форм собственности.

По данным Государственной службы, 22 790 аптечных учреждений имеют действующие лицензии на соответствующие виды деятельности. Можно говорить, что физическая доступность ЛС обеспечена. Однако, по мнению главы Государственной службы, существуют проблемы с соблюдением нормативно-правовых требований аптечными учреждениями различных форм собственности. Наиболее часто такие претензии предъявляют к аптечным киоскам.

Для дальнейшего развития фармацевтической отрасли необходимо повышение уровня лицензионных требований и гармонизация с действующими во всем мире стандартами. И в этом отношении уже предприняты определенные шаги. Так, Государственной службой подготовлен проект изменений в Лицензионные условия, предусматривающий увеличение ответственности за их нарушение. Уже состоялось общественное обсуждение этого проекта. Он получил поддержку специалистов, согласован почти со всеми органами центральной исполнительной власти.

Не менее важен и вопрос экономической доступности ЛС. Необходимо помнить, что на окончательную стоимость препаратов влияет повышение отпускных цен производителей, обусловленное инфляцией, ростом цен на сырье и энергоносители и затратами на внедрение современных технологий. Непоследнюю роль часто играют ценовые надбавки на этапе реализации ЛС. По мнению главы Государственной службы, механизм действия государственного регулирования цен на ЛС не работает по отношению к 80% препаратов в Украине. Данные анализа формирования цен на ЛС, проводившегося на протяжении 2006 г., позволяют сделать вывод о том, что уровень ценовых надбавок на препараты зачастую необоснован.

Ю. Константинов сообщил, что МЗ Украины в лице Государственной службы подготовлен проект приказа совместно с Министерством экономики Украины, предполагающий новую редакцию Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию. По мнению руководителя Государственной службы, новая редакция указанного перечня должна полностью отвечать Перечню лекарственных средств, закупаемых за бюджетные средства. Такая мера будет способствовать повышению уровня экономической доступности препаратов.

Практика государственного регулирования цен на ЛС в той или иной мере существует во всех странах. Один из способов регулирования цен — введение их предельного уровня.

Сегодня все разработанные документы по изменениям нормативно-правовой базы, а также предложения Государственной службы по вопросам создания индикативных цен поданы на утверждение в различные министерства и ведомства. Но существуют препятствия в согласовании со стороны Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, что значительно отдаляет сроки внесения документов на рассмотрение Кабинета министров.

ЧТО НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ У САНЭПИДСЛУЖБЫ?

Анатолий Пономаренко
Анатолий Пономаренко

Директор Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ Украины (далее — Департамент), первый заместитель Главного государственного санитарного врача Украины Анатолий Пономаренко в своем докладе особое внимание уделил проблемным вопросам в организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Руководитель Департамента сообщил о снижении уровня общей инфекционной заболеваемости в 2006 г. на 11%. Тем не менее, эпидемиологическая ситуация в Украине остается напряженной и риск возникновения осложнений в результате инфекционных болезней достаточно высок. В связи с периодическим повышением уровня заболеваемости, связанного с различными этиологическими факторами (например, повышение заболеваемости корью в 2006 г.), одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение должного уровня иммунопрофилактики в регионах. С этой целью ведется обработка информации, поступающей из регионов относительно потребности в вакцинах.

На протяжении 2006 г. на территории 21 административной единицы страны зарегистрированы 45 вспышек инфекционных заболеваний. В их структуре наибольшую часть занимают вспышки сальмонеллеза (17) и вирусного гепатита А (12). Наиболее частая причина возникновения этих заболеваний — употребление некачественных пищевых продуктов. В связи с этим разработаны и переданы на рассмотрение Кабинета Министров проекты внесения изменений в Криминальный кодекс Украины и Закон Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний». Цель внесения изменений — увеличение ответственности за возникновение эпидемиологических ситуаций.

А. Пономаренко обозначил наиболее острые проблемы, значительно снижающие эффективность работы Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Например, давно уже требуется основательное переоснащение лабораторной базы. Яркой иллюстрацией состояния лабораторной базы являются трудности в диагностике возбудителей птичьего гриппа и идентификации генетически модифицированной пищевой продукции. Поэтому приоритетными задачами на 2007 г. являются организация централизованного обеспечения лабораторий службы современным оборудованием и разработка соответствующих нормативных документов. Радует, что в Законе Украины «О бюджете на 2007 г.» впервые за много лет предусмотрено 12 млн грн. на закупку лабораторного оборудования и автотранспорта для Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Директор Департамента выразил надежду на целевое государственное финансирование службы в текущем году и отметил, что выполнение намеченных задач повысит роль санитарного врача в реализации государственной политики в области здравоохранения.

МЗ УКРАИНЫ ЕСТЬ НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ

Татьяна Бахтеева
Татьяна Бахтеева

Народный депутат Украины Татьяна Бахтеева осветила в своем выступлении вопросы, над которыми необходимо активно работать МЗ. Т. Бахтеева отметила, что несмотря на улучшение некоторых интегральных показателей, демографическая ситуация в стране остается сложной. На повестке дня остается нарастание эпидемии туберкулеза, ВИЧ/СПИДа. Меры по борьбе с фальсифицированными ЛС, принятые МЗ Украины и другими ведомствами, не принесли ощутимого результата.

Кризисной является ситуация по обеспечению отрасли кадрами. Отмечается острая нехватка врачей и среднего медицинского персонала в ЛПУ. Как приоритетную, требующую активной деятельности МЗ Украины, обозначила Т. Бахтеева проблему своевременной разработки и внедрения государственных программ по лечению и профилактике онкологических заболеваний, трансплантации, иммунопрофилактике и др. К сожалению, разработка программ задерживается, несмотря на достаточное государственное финансирование. Так, на централизованную закупку оборудования для учреждений здравоохранения в 2007 г. выделено на 160 млн грн. больше, чем в 2006 г.; на программу лечения онкопатологий у детей — в 4,6 раза больше; на программу по профилактике и лечению СПИДа — в 2,5 раза. Впервые выделены бюджетные средства на лечение больных рассеянным склерозом.

Не работает в настоящее время и такой стратегически важный документ, как Национальный план действия в интересах здоровья народа Украины, разработанный МЗ Украины еще в январе 2006 г. Несмотря на то что документ был одобрен правительством Украины в июне 2006 г., его окончательное утверждение все еще не состоялось.

По мнению главы Комитета, имеющийся в МЗ Украины кадровый потенциал, представленный не только медиками, но и юристами, экономистами, позволяет значительно сократить сроки разработки всех необходимых программ и решения вопросов о закупке современного оборудования, поскольку за каждым документом стоят пациенты, нуждающиеся в срочном лечении уже сегодня.

Т. Бахтеева кратко остановилась на деятельности Комитета, в результате которой получены реальные, практические результаты по оказанию помощи как отдельным гражданам, так и целым регионам. Очень эффективными оказались выездные заседания Комитета в области с целью выяснения на месте актуальных проблем и объемов требуемой помощи. Так, после выездного мероприятия в Закарпатскую область Комитет обеспечил местное здравоохранение аппаратом искусственной почки и крайне необходимым аппаратом для выхаживания недоношенных детей весом от 500 г.

Будучи народным депутатом, Т. Бахтеева много внимания уделяет законотворческим вопросам. В ее выступлении прозвучало обращение к коллегии с предложением объединить усилия для укрепления и расширения законодательной базы отрасли. Уже давно говорится о том, как необходим стране закон о всеобщем обязательном социальном медицинском образовании, которое станет дополнительным источником финансирования здравоохранения. Тем не менее, ни один из законопроектов на сегодня не принят. Сейчас вынесен на обсуждение очередной законопроект о финансировании здравоохранения и медицинском страховании. Глава Комитета убеждена, что представители научной медицинской общественности и народные депутаты, присутствующие в зале, не должны оставаться равнодушными к его судьбе.

Александр Возианов
Александр Возианов

В заключение доклада Т. Бахтеева отметила, что МЗ Украины, Комитет и АМН Украины ведут очень плодотворную совместную работу, достигая по многим вопросам взаимопонимания и поддержки. Иначе и не должно быть, ведь главная цель у всех одна — укрепление здоровья нации.

Особенно хочется отметить выступление президента АМН Украины академика Александра Возианова. А. Возианов подчеркнул, что во времена бурных политических и экономических перемен в стране, когда чаще всего звучит слово «реформирование», очень важно не разрушить того, что создавалось на протяжении многих десятилетий. Особенно бережного отношения и внимания со стороны общества требуют наука и ее высококвалифицированные кадры. В процессе реформирования очень важно сохранить достижения отечественной медицинской науки и не допустить снижения уровня подготовки специалистов, которыми всегда гордилось наше государство. За все годы существования АМН все ее институты плодотворно работали с МЗ Украины. Очень важным для АМН Украины сегодня является сотрудничество не только с министерством, но и с профильным Комитетом, возглавляемом Т. Бахтеевой.

В настоящее время авторитетные специалисты АМН Украины по поручению министерства разрабатывают рекомендации по основным специальностям в соответствии с европейскими требованиями. Разработка осуществляется ведущими институтами АМН общетерапевтического, кардиологического, неврологического, иммунологического и других профилей. Слова А. Возианова о том, что первоочередная задача врача — исполнение клятвы Гиппократа, а не команды властей, были искренне поддержаны присутствующими.

ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ

Очень интересными и насыщенными были выступления руководителей областных управлений здравоохранения. Именно они в своей повседневной работе сталкиваются с проблемами, характерными для конкретного региона, и могут привести яркие примеры того, как несоответствия и противоречия в нормативно-правовой базе здравоохранения осложняют работу на местах.

Без тесного сотрудничества с Кабинетом Министров, Верховной Радой, МЗ Украины все усилия и инициативы региональных властей будут неэффективными

Очень актуальными являются вопросы скорейшего рассмотрения законопроектов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, их финансирование, обеспечивающих права врачей и пациентов и др. Требуют изменений нормативы по обеспечению населения медицинскими учреждениями, лекарственными средствами и продуктами питания в процессе лечения. Каждый регион имеет свои особенности. Например, для врачей Донецкой области, учитывая развитую промышленность региона, очень актуально усовершенствование инструкций и положений, касающихся экспертизы временной нетрудоспособности, проведения профилактических медицинских осмотров трудящихся, рационального трудоустройства, реабилитации инвалидов и многих других. В Ивано-Франковской области существуют трудности с действующими штатными нормативами и нормативами минимальной нагрузки на врача, поскольку специфика населенных пунктов в горной местности значительно осложняет работу сельских врачей.

Выступления начальников управлений свидетельствуют: регионы готовы проявлять инициативу, но очень часто возникают препятствия именно из-за слабой нормативно-правовой базы. Так, власти Ивано-Франковской области поднимают вопрос о материальной поддержке врачей силами местного бюджета ввиду острой нехватки кадров. Однако для осуществления такого шага необходимо законодательное обеспечение.

Очень полезен опыт руководителей Донецкой области, где при отработке программы по борьбе с туберкулезом делается упор на привлечение бизнес-структур к решению проблем и развитие идеи о социальной ответственности бизнеса. В области ведется работа по внедрению телемедицины. Но в каждом случае возникает вопрос о несовершенстве законодательства отрасли.

Существует и множество общих проблем, объединяющих регионы. Все выступавшие говорили о крайне неудовлетворительном оснащении местных ЛПУ, об износе медицинского оборудования и отсутствии современного, о проблемах с медицинским транспортом. Внедрение государственных программ на местах затрудняется сбоями в централизованных поставках оборудования и ЛС. Для того чтобы инициативы в регионах были результативными, необходима поддержка законодательной власти и МЗ Украины.

ОТКАЗ ОТ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ — ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

В заключительном обращении к участникам коллегии министр здравоохранения подчеркнул, что все предложения, прозвучавшие с трибуны в ходе дискуссий, обязательно будут приняты во внимание в дальнейшей работе МЗ Украины. Ю. Поляченко отметил, что изменения в системе здравоохранения должны происходить постепенно, шаг за шагом. Проводя реформы, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу здравоохранения, но подходить к этому взвешенно, не разрушая тех наработок, которые уже имеются, и это — политическое решение. В настоящий момент МЗ Украины имеет возможность вести работу по совершенствованию законодательства прежде всего благодаря сотрудничеству с профильным комитетом ВР. Сегодня на уровне правительства и парламента идет активная законотворческая деятельность по введению во втором полугодии 2007 г. очень важных законопроектов, которых вся медицинская общественность ждет с нетерпением. Министр выразил надежду, что уже в этом году начнется работа согласно Национальному плану действий в интересах здоровья народа Украины после утверждения его Кабинетом министров. n

Наталья Очеретяная, фото Елены Старостенко

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті